Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»
методическая разработка по литературе (9 класс)

Каримова Султанова Люция Рафаильевна

28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения  великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного праздника,

посвящённого жизни и творчеству Максима Горького

«Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»

(фортепиано, «Лунная соната». По очереди выходят дети с книгами в руках).

- 1: Как удивительно интересны люди! Даже когда человек не интересен для всех, - он волнует моё внимание. Мне хочется заглянуть в него, как в коробочку, - вдруг там хранится что-то никому не заметное, никогда не показанное, только я одна, и я первая, увижу это!..

- 2: Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего. Думай, что хорошего больше в нём: так это и будет. Помни: всё красивое на земле – от солнца, а всё хорошее – от человека!

- 3: Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать. Хорошо делать – значит хорошо жить!

- 4:  Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом! Это новый завет, написанный человеком о самом себе, о существе, разум и труд которого создали всё, что есть на земле великого и прекрасного!

- 5: Любите книгу: она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству!

Вед.1 Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, коллеги! 28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения  великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!

Вед.2 Сегодня в нашем зале присутствуют уважаемые гости:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слово для приветствия и награждения победителей и призёров городского конкурса, посвящённого творчеству М.Горького, предоставляется руководителю городского методического объединения учителей русского языка и литературы Мироновой Любови Николаевне.

Вед. 1. Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный приемник традиций великой русской литературы

Вед. 2. Алексей Максимович ПешкОв родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде . Он рано потерял родителей.  Детские годы провел  в доме своего деда Каширина, владельца красильной мастерской. Единственным светлым явлением в раннем детстве Горького была бабушка Акулина Ивановна, человек душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Именно она познакомила Алёшу с чудесным творением народной поэзии.

Писатель. «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Ведущий 1. Когда мальчику исполнилось десять лет, дед  сказал ему : «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...». С этого времени началась жизнь Горького в «людях». Кем только не был Алексей в последующие годы: работал при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учеником в иконописной мастерской,  грузчиком на пристани, пекарем, разносчиком булок. Он в полной мере познал горечь и тяжесть.

Писатель.      «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде»

Вед. 2. Алексей страстно хотел учиться. В 1884 году он приехал в Казань, надеясь поступить в университет, но университетом для юноши стала сама жизнь. И всё же будущий писатель осуществил свою мечту – стать высокообразованным человеком. Обилие горестных впечатлений, с одной стороны, а с другой – знакомство с произведениями великих писателей – вот, что определяло его судьбу.

Писатель.      Какое это счастье - быть грамотным! 
Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну.

Ведущий 1. 12 сентября 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» напечатан его первый рассказ «Макар Чудра». Произведение было подписано «Максим Горький»  

Ведущий 2. Дореволюционный период Горького характеризовался произведениями романтического характера, воспевающими высоту человеческого духа и красоту самоотверженного подвига во имя людей. Его произведения «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Сказки об Италии» посвящены героическим поступкам красивых людей.

Писатель. Изергиль всегда любила тех, кто «любит подвиги». Она рассказывает о горящем сердце Данко, его бесстрашии, любви и жалости к людям.

Вед. 1. Песнь о Соколе и Песнь о Буревестнике — романтические песни-призывы к борьбе против серой и скучной жизни. Для автора главное — полет, прорыв, борьба.

Писатель.    Рассказывал, пел мне старый  Рагим «Песню о Соколе». Ползающий Уж и летающий смелый Сокол воплощают два понимания бытия. Стремление «к свободе, к свету», достойная, смелая жизнь — удел настоящего Человека.(выходит).  «Песнь о Соколе».

(садится, выходят дети, читают стихи)

1.Человеку так дано от века!

Словно сон,

Невероятный сон,

С древних лет волнует человека

То, к чему не прикоснулся он.

2.Мальчугану по ночам не спится,

Ни о чем ему не говори,

У него товарищи:

Жар-птица,

Робинзоны и богатыри.

3.Был и я таким же фантазером.

Сколько раз в ночную тишину

Я грустил по сказочным озерам

И в снаряде мчался на Луну.

4.Но однажды, в годы оперенья,

Чтоб меня избавить от проказ,

дали мне прочесть стихотворенье

И рассказ.  (книга)

Коротенький рассказ.

5.С той поры как будто не бывало

Игр, и пташек, и жужжанья пчел.

На странице старого журнала

Я Максима Горького прочел.

Подо мной скрипела табуретка.

Ночь за ночью

(Светлая пора!),

Алексей Максимович, нередко

Проводил я с Вами до утра.

6.Ничего, что был мне сон неведом,

Что за чтеньем проходил обед.

Страсть к борьбе,

К работе и к победам

Заменила юношеский бред.

7.И мою энергию утроив,

В чудном свете,

Будто под луной,

Вырастали образы героев,

Становились в ряд передо мной.

8.Буревестник жег воображенье:

Тише, море, тише, не гуди!

Вот Челкаш,

Не знавший пораженья,

Данко вслед за ним в изнеможенье

Вырывает сердце из груди.

Все они, и третий, и четвертый,

Что кипели в жизни, как в бою,

Окрыляли страстью неистертой

И здоровьем молодость мою.

9.Алексей Максимович!

Не фраза.

Кто Ваш пламень в сердце не носил,

После Вас не бился до отказа,

Не работал до последних сил!

10.С Вами легче и препятствий глыба,

И тоска не тронет сердца вновь.

Алексей Максимович,

Спасибо!

За огонь,

За бодрость,

За любовь!

Писатель.     Дорогие мои дети! Очень трудно жить на свете! Всюду — папы или мамы Непослушны и упрямы. Ходят бабушки и деды И куда вы ни пойдете — Всюду дяди или тети. И везде учителя Ходят, взоры веселя. Ходят, смотрят и следят: Кто бойчее из ребят? Дорогие мои дети! Тяжелы порядки эти!

Вед.2 Горький… Имя это говорило о горькой судьбе, родственной многим судьбам на Руси. В то же время оно звучало как протест, как вызов, как обещание говорить горькую правду.

Вед.1 Эту горькую правду в своём творчестве он, наполняя богатым содержанием, часто передавал через музыкальную стихию, называя своё творчество песней. «Писать –значит петь», - говорил Алексей Максимович.

( Музыкальный номер)

________________________________________________________________________

Вед.1 Уважаемые друзья, настало время для проведения городского конкурса инсценировок по произведениям Максима Горького.  Хочется пожелать Вам отличного настроения и приятных впечатлений. Позвольте мне представить вашему вниманию состав жюри.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На сцену приглашается творческий коллектив школы:

  1. № 23 с инсценировкой произведения «Сказки об Италии».
  2. Школа № 17 произведение «Мать изгнанника».
  3. Школа № 19 «Детство».
  4. Университетский лицей отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко)
  5. И завершает конкурс инсценировок школа № 22 с пьесой «На дне».

А пока наше уважаемое жюри подсчитывает баллы, перед вами выступит Снагатуллин Салман с песней_____________________________________________

Слово для награждения предоставляется: ____________________________________________________________________________________

М.Горький. Пьеса «На дне»

Горький: Я начал писать свои рассказы в такое время, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился рабом вещей, падала ценность личности. Был моложе – писал романтические произведения. Вы помните моего Данко, который вырвал своё горящее сердце и осветил путь людям, блуждавшим в тёмном лесу? Мой герой Данко – человек гордый, свободный, смелый. Рядом с таким и сам лучше становишься. Он может пожертвовать собой для лучшего, он стремится изменить жизнь к лучшему. Быть свободным от самого себя и сделать что – нибудь для людей – вот мой человеческий идеал Данко. Ведь любого человека можно разбудить, можно указать ему путь, а потом он дальше по жизни должен пойти сам. Замечательный получился у меня Данко, но это вымышленный герой. Сегодня вы смотрите пьесу с совершенно другими людьми – людьми дна, сломленными жизнью, обречёнными на гибель. Я их назвал так: БЫВШИЕ ЛЮДИ. Двадцать лет я наблюдал за миром бывших людей. Людей разочарованных, оскорблённых, размагниченных, униженных неудачами в жизни. Их мораль – мораль кабака. Но мои герои рассуждают о совести, чести, любви, о труде, который должен приносить радость. Может, для них ещё не всё потеряно? Может, кому-то покажется, странным название пьесы. Где это – на дне? На дне общества? На дне жизни? Или это дно сложной человеческой души? Вглядитесь в эти лица. Услышьте их слова. Задумайтесь, как эти люди оказались на самом дне социальной жизни, почему они в этом грязном, сыром, убогом подвале. Как получилось, что они без работы. И хотят ли они этой работы? Что для них важно? Что малозначимо?

(Садится за стол, зажигает лампу и пишет, изредка поглядывая на своих героев).

Выходит Сатин.

Сатин: Я Сатин, карточный шулер.  Игрок. Когда – нибудь меня побьют до смерти. Я это знаю. А мне плевать – смерти я не боюсь! Я и жизни-то не боюсь. Я всё потерял: имя, работу, дом, близких. Думаете, я всегда здесь жил? Чёрта с два! (садится, задумывается, опускает взгляд, смотрит в сторону, говорит медленнее, с надрывом): «Сеструха у меня была. Хорошая человечинка. Да пристал к ней подлец один. Убил я его. В тюрьме сидел. Четыре года и семь месяцев! Там и в карты научился играть. На деньги, конечно. Только плохо передёргивать получается: чаще проигрываюсь в пух и прах. Ну и пусть. Всё равно. Хорошо это: чувствовать себя человеком! (встаёт, говорит громко, с вызовом) Я арестант, убийца, шулер. Когда я иду по улице, люди смотрят на меня и сторонятся, и оглядываются, и всегда говорят мне: «Шарлатан! Мерзавец! Работай!» А для чего? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми! Не в этом дело! Нет! Не в этом дело! Человек выше! Человек – выше сытости! Человек рождается для лучшего!

Выходит Актёр.

Актёр: Без имени нет человека. Моя сценическая фамилия – Серчков-Заволжский. А здесь никто не знает моего имени. Зовут просто: Актёр. Да! Я актёр. Офелия! Приди ко мне!... Дальше забыл, не помню. Обидно потерять имя! Без имени нет человека. Все, потерявшие имя, мертвы. Вот и я. (приободрился, заулыбался, смотрит вдаль)   Старик сегодня пообещал мне спасение: где – то, говорит, есть такие лечебницы, которые алкоголиков лечат. Я ему верю. Конечно, есть, а как же! Надо верить: иначе куда ж без веры:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Выходит Клещ: Я рабочий человек, а не золотая рота. Нормальный человек может уважать только человека труда, но никак не пьяницу, вора и убийцу. Думаете, я не выберусь отсюда? Чёрта с два! Кожу в кровь сдеру, а вылезу! Жёнка у меня больная лежит. Вот развяжет мне руки, освободит меня. И я выберусь. Схоронить-то даже не на что. Э-эх!

Выходит Васька Пепел: Вор я. И сын вора. Мне всю жизнь твердят:  «Куда ты лезешь, если у тебя на роду написано воровать. А мне Наташа нравится. Она как молодая ёлочка: не пускает, колется, а красивая. Она порядок знает. И меня может приучить к порядку. Нас, мужиков, надо приучать. Мы любим, чтоб нас приучали к порядку. А потом. Надо жить так, чтоб самому себя можно было уважать. Старик говорит, что ехать надо. Бери, говорит, свою Наташу и уезжай. Езжай, говорит, мил человек, в Сибирь. Там чистые земли. Начнёшь жить сначала, с чистого листа. Да! Нешто попробовать. А?

Выходит Барон: Меня здесь прозвали бароном. Я ж из бывших. Наше семейство – старая фамилия времён Екатерины: дворяне, вояки! Выходцы из Франции. Служили, поднимались всё выше. При Николае Первом дед мой, занимал высокий пост ( сел, закинул ногу на ногу). Богатство, сотни крепостных, лошади, повара. Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты, кареты с гербами! Из прошлой жизни я только и помню, что переодевался. На концерт – в смокинге, на приём - в костюме. Дома - атласный халат. Да!  Все люди любят приукрасить себя. Припудриться. Вон и Настька румянится. Дура! (меняется в лице): «Насть, дай три копейки! В кабак надо!

Выходит Настя (Заходит, в руках книга.Обводит глазами ночлежку и говорит, слегка раскачиваясь от безысходности и тоски):

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жёстко тупое, всегда безобразное,

Медленно-рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно- трусливое:

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?

Я знаю, я верю: всё будет иначе.

(садится, открывает книгу, поднимает глаза на зрителей)

А вы любили когда-нибудь? Вот по-настоящему, крепко, неистово?.. Чтоб стало вокруг светло-светло и чисто. Сейчас откроется дверь и войдёт он, единственный, милый, самый-самый родной. Я давно его жду. (читая по книге)

Ты приди ко мне, ты приди.

Несчастливой мне быть запрети.

Да (с грустной усмешкой закрывая книгу) запрети.

(Мягко, но уверенно) Он непременно придёт. А как же иначе?

Он ведь знает: я жду. Я думаю о нём…

(танец «Думы окаянные»)

Входит Лука: Доброго здоровьица, народ честной! (сел, опершись на посох, улыбнулся зрителям, помолчал). Странник я. Лукой кличут. Хожу, значит, по земле грешной, смотрю, как люди живут. Тяжко простым людям-то. Ох, как тяжко на этом свете живётся. Обидеть всякий норовит. А пожалеть некому. Вот и маются, сердечные. Да! Спрашивают: «Есть ли Бог на свете?» «Всяко,-отвечаю.-Веришь – значит есть, не веришь – нету его.» Это ведь со временем приходит. Одно скажу: верующие люди – счастливые. Они знают, что такое истина и добродетель людская. Бог – не пустое слово. Бог – начало всех начал. Что такое грех? Нет на земле безгрешных людей.

На то мы и ЛЮДИ, твари Божьи. Да! А ты пожалей, приголубь да ласковое словцо подари, может, и легче человеку будет. Обидеть всякий может. Это ж нетрудно. А пожалеть – силы тратишь.  А душа-то нежная у человека, тонкая. Пойду я, заболтался, поди.

«Борьба - вот слово, наиболее точно выражающее сущность его души и его таланта, смысл всей жизни великого писателя. Борьба - за человека; борьба - против рабства труда и мысли, против бездуховности и бесчеловечности буржуазного мира. Таким он начинался; таким был всю свою сложную и яркую жизнь»

Учитель       Султанова Л.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…»....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество А.П. Чехова»

В литературно-музыкальной композиции можно узнать о жизни А. П. Чехова. Была подготовлена к 150-летию рождения писателя....

Сценарий Литературного праздника, посвящённого творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой, "Север дарит вдохновение"

Кольский Север, Кольский край, Мурманская область, чья-то "малая родина".... Сценарий посвящён творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой. Учащиеся познакомятся со стихотворениями поэтессы, уз...

Сценарий Литературного праздника, посвящённого творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой, "Север дарит вдохновение"

Кольский Север, Кольский край, Мурманская область, чья-то "малая родина".... Сценарий посвящён творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой. Учащиеся познакомятся со стихотворениями поэтессы, уз...

"Превосходная должность – быть на земле человеком". Эссе

По ранним романтическим произведениям М. Горького, воспевающим человека-борца....

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...