"В мире литературы"
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Банникова Елена Александровна

Внеурочная деятельность помогает усвоить литературный текст, осмыслить развитие творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, дает оптимальные результаты в системе коллективных творческих дел, формирует личностные качества ученика как заинтересованного читателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В мире литературы».

Программа кружковых занятий по литературе для 5 – 8 классов.

Пояснительная записка.

 Кружок «В мире литературы»  призван оказать воздействие на становление творческой, думающей личности, на поиски ею нравственного идеала, смысла жизни. Занятия в кружке ведутся систематически, по определённому плану при более или менее постоянном составе учащихся.

Работа в кружке  ведется таким образом, что между работой  кружка 5 класса и кружка 8 класса соблюдается определённая преемственность.

Курс кружковых занятий  состоит из введения и четырёх разделов:

 I – Роль книги в духовном развитии человека и общества

II – Особенности формирования личности писателя

III- Творчество и творческий процесс

IV – Своеобразие личности писателя

 Изучение проходит по темам, параллельно с программным курсом, рекомендуемым Г. С. Меркиным. Однако это не означает, что данный кружок дублирует школьную программу по литературе.

 Предлагаемый курс кружковых занятий дает возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый в 5 – 8 классах материал, углубить представление учащихся о литературе и литературных деятелях.

Задачи:

—        расширение и углубление знаний по литературе, полученных на уроке;

—        повышение интереса к предмету и воспитание любви к родной литературе как литературе великого русского народа;

—        приобщение школьников к чтению и к книге в современных условиях;

—        глубокое знакомство с историей и деятелями литературы;

—        совершенствование навыков анализа художественного произведения;

—        повышение уровня языкового и  творческого развития учащихся.

Содержание программы.

5 класс

Введение

Литература как искусство слова. Литература и история государства.

Раздел I

Роль книги в духовном развитии человека и общества

Тема 1. Начальное понятие о древнерусской литературе, о летописях.

Отражение истории государства в древнерусской литературе.

Тема 2. И. А. Крылов 

Детство баснописца. Отношение к книге.

Тема 3. А. С. Пушкин и книга.

 Годы детства писателя. Пушкин и няня Арина Родионовна. Литературное окружение поэта.

Тема 4. Книги в семье Гоголей.

Книга в жизни и судьбе писателя. Различные издания произведений Н. В. Гоголя.

Тема 5. Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа.

Тема 6. А. П. Чехов

Семья А. П. Чехова. Врач А. П. Чехов и  писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А. П. Чехова.

Тема 7. А. А. Блок

Детские впечатления А. блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

Тема 8. И. А. Бунин

 Детские годы И. А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина.

Тема 9. Итоговое занятие. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»

6 класс

Раздел II

Особенности формирования личности писателя

Тема 1. В. А. Жуковский

Личность писателя. Жуковский и Пушкин.

Тема 2. А. С. Пушкин

Лицей в жизни и творческой биографии А. с. Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга.

Тема 3. М. Ю. Лермонтов.

Значение малой родины для формирования поэта.

Тема 4. А. И. Куприн.

Дети и взрослые в большом мире.

Тема 5. С. А. Есенин

Россия в судьбе поэта.

Тема 6. Итоговое занятие

7 класс

Раздел III

Творчество и творческий процесс

Тема 1. А. С. Пушкин

Творческая история создания произведений поэта.

Тема 2. М. Ю. Лермонтов

Художественное богатство стихотворений поэта.

Тема 3. Н. В. Гоголь

Отношение писателя к героям и изображаемым событиям.

Тема 4. И. С. Тургенев

Богатство художественного мира писателя.

Тема 5. Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

Тема 6. С. А. Есенин

Лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Тема 7. Итоговое занятие.

8 класс

Раздел IV

Своеобразие личности писателя

Тема 1. Г. Р. Державин

Поэт и государственный чиновник.

Тема 2. Н. М. Карамзин

Карамзин и Пушкин. Карамзин – писатель и историк.

Тема 3. А. С. Пушкин

Пушкин – историк.

Тема 4. М. Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни поэта. Лермонтов – офицер, писатель, музыкант, художник.

Тема 5. Н. В. Гоголь

Гоголь и Пушкин.

Тема 6. М. Горький

От нижнего Новгорода – по Руси.

Тема 7-8. Биографические произведения писателей второй половины 20 века

 В. П. Астафьев. В. Г. Распутин

Календарно – тематическое планирование кружковых занятий

«В мире литературы»

5 класс, 17 часов

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Литература как искусство слова. Литература и история государства. Писатель – книга – читатель

1

2

Отражение истории государства в древнерусской литературе.

Летописи – первые художественные произведения.

1

3

Детство И. А. Крылова.  Отношение к книге.

2

4

Годы детства А. С. Пушкина. Пушкин и няня Арина Родионовна. Литературное окружение поэта.

2

5

Книга в жизни и судьбе Н. В. Гоголя. Различные издания произведений писателя.

2

6

Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа.

2

7

Семья А. П. Чехова. Врач А. П. Чехов и  писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А. П. Чехова.

2

8

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

Детские годы И. А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина.

2

10

Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»

2

Календарно – тематическое планирование кружковых занятий

«В мире литературы»

6 класс, 17 часов

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Личность В. А. Жуковского. Жуковский и Пушкин.

2

2

Составление альманаха

1

3

Лицей в жизни и творческой биографии А. С. Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга.

2

4

Составление альманаха

1

5

Подготовка буклета

1

6

М. Ю. Лермонтов. Значение малой родины для формирования поэта.

1

7

Заочная экскурсия в Тарханы

2

8

А. И. Куприн. Дети и взрослые в большом мире.

1

9

Дискуссия «Что спасет мир?»

1

10

Россия в судьбе С. Есенина.

1

11

Литературный вечер «Поэты  века о родине, родной природе и о себе».

2

12

Литературный огонёк «Цветы любимому писателю»

2

Календарно – тематическое планирование кружковых занятий

«В мире литературы»

7 класс, 17 часов

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

в

1

Творческая история создания произведений А. С. Пушкина.

1

2

Час поэзии «Мой Пушкин»

1

3

Художественное богатство произведений М. Ю. Лермонтова

1

4

Составление рецензии на эпизод

1

5

Н. В. Гоголь. Отношение писателя к героям и изображаемым событиям

1

6

Заочная литературоведческая экскурсия «Петербург Н. В. Гоголя»

2

7

Богатство художественного мира писателя.

1

8

Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история

2

9

Написание сценария литературно – музыкальной композиции

2

10

С. А. Есенин. Лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Литературная гостиная «Песни и романсы на стихи С. А. Есенина»

2

Литературная игра. Умники и умницы.

2

Календарно – тематическое планирование кружковых занятий

«В мире литературы»

8 класс, 17 часов

1

Г. Р. Державин - поэт и государственный чиновник.

1

2

Карамзин и Пушкин. Карамзин – писатель и историк. Защита рефератов.

1

3

Пушкин – историк.

2

4

У литературной карты. Дорогами Пушкина, Гринева и Пугачева.

2

5

Кавказ в жизни поэта. Лермонтов – офицер, писатель, музыкант, художник. Час эстетического воспитания

2

6

Гоголь и Пушкин. Час эстетического воспитания

2

7

Книжная выставка «От Нижнего Новгорода – по Руси»

1

8

Биографические произведения писателей второй половины 20 века.  В. П. Астафьев. Выставка «На родине писателя»

2

9

Биографические произведения писателей второй половины 20 века. В. Г. Распутин. Диспут «Уроки жизни»

2

10

Творческий портрет любимого писателя

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире литературы

МОУ СОШ №17 г.Карталы, Челябинская областьАвтор программы: учитель русского языка и литературы, Утицких Л.А. В программу включены разработки пошаговых занятий при подготовке к олимпиадам. Творчес...

Литературная викторина 5 класс "В мире литературы"

Воспитание читательской культуры, любви к слову, формирование познавательного интереса....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...

Рабочая тетрадь "В мире литературы", 8 класс

Рабочая тетрадь по литературе  (к учебнику-хрестоматии под редакцией А.Г.Кутузова), 8 класс...

Презентация мастер-класса по русскому языку и литературе "В мире литературы"

Мастер-классы проводятся для 10-11 кл. с целью многоаспектного анализа текста....

Пособие для учащихся 6 класса по теме "В мире литературы". Приложения к КВН "В мире литературы"

Данный материал представляет собой приложения к КВН "В мире литературы"для учащихся средней ступени обучения, а также ключи к заданиям....