классный часс "День космонавтики"
классный час (5 класс) на тему

Кривоногова Светлана Алексеевна

Классный час: «День космонавтики»

Цель  мероприятия:

Познакомить  учащихся  с  историей  развития  отечественной  космонавтики,  с  теми,  кто  внес  свой  вклад  в  покорение  Вселенной;

Задачи:

1)      Расширение кругозора учащихся.

2)      Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к истории космонавтики, страны через использование игровой формы мероприятия.

3)      Формирование умения работать в коллективе, в микрогруппе.

4)      Воспитание любви к Родине, гордости за героическое прошлое.

          Оборудование:

·         тематически оформленная доска

·         жетоны-звезды

·         портреты космонавтов;

·         книги о космосе;

·         фото ракеты;

                       

Дорогие  ребята!  12  апреля  наша  страна  отмечает  грандиозный  праздник.  В  этот  день  человек  впервые  преодолел  притяжение  Земли  и  полетел  в  космос.  Таинственный  блеск  звезд  и  бездонная  глубина  неба  издавна  манили  к  себе  людей,  и  в  своих  мечтах  люди  давно  оторвались  от  Земли  и  парили  в  небе,  как  птицы. 

Вселенная – это  все  то,  что  существует  на  Земле  и  вне  её.  Часто  Вселенную  называют  космосом. 

Космос – это  пространство,  наполненное  потоками  частиц,  излучениями,  космической  пылью,  кометами,  планетами,  звездами и галактиками.

            Люди  давно  мечтали  узнать,  что  делается  там,  высоко  над  Землей,  в  космосе.  Находились  смельчаки,  которые  пытались  сделать  себе  крылья.  Сделали  даже  большой  шар  с  корзиной  для  пассажиров  и  наполнили  его  дымом.  Потом  догадались  наполнять  шар  легким  газом.  Но  движение  шара  зависело  от  ветра.  Придумали  дирижабль.  Внизу  к  нему  подвесили  двигатели  с  воздушными  винтами,   кабину  для  пилотов.  Но  дирижабль  был  слишком  велик  и  летел  с  маленькой  скоростью.  Изобретатели  и  ученые  продолжали  думать,  на  чем  ещё  можно  подняться  в  небо.  И  придумали  самолет  с  реактивным  двигателем. И  вот  наконец  мечта  сбылась.

 

Полина: 4  октября  1957  года  впервые  в  истории  нашей  планеты  искусственный  спутник,  созданный  руками  человека,  был  выведен  мощной  ракетой  на  орбиту  и  стал  самостоятельно,  без  помощи  моторов,  вращаться  вокруг  Земли.  Многие  ученые  участвовали  в  этой  работе.  Руководил  ими  генеральный  конструктор  Сергей  Павлович  Королев.  (Показывается  портрет  С.П.  Королева.)  По  размеру  спутник  был,  как  большой  школьный  глобус – имел   форму  шара  диаметром  580  миллиметров.  Чтобы  солнечные  лучи  не   нагревали  его,  он  был  отполирован  и  блестел,  как  самое  лучшее  зеркало.  У  спутника  было  четыре  антенны.  Внутри  размещались  источники  электропитания  и  радиопередатчики,  которые  три  раза  в  секунду  посылали  на  Землю   знаменитые  позывные -  «бип,  бип,  бип».  Вес  спутника  тоже  был  солидный – 83,6  килограмма.  Первый  искусственный  спутник  Земли  пробыл  на  орбите  92  суток.  4  января  1958  года  он  вошел  в  плотные  слои  атмосферы  и  прекратил  свое  существование.  Отгадайте загадку.

Обгоняя  ночь  и день,

Вокруг  Земли  бежит  олень,

Задевая  звезды  рогом.

В  небе  выбрал  он  дорогу.

Слышен  стук  его  копыт,

Он  Вселенной  следопыт.    (Спутник.)

 При  помощи  первого  спутника  люди  так  и  не  смогли  найти  ответ  на опрос:  а  можно  ли  жить  в  космосе  в  условиях  невесомости?  И  уже  второй  спутник  вышел  на  орбиту    с  первым  пассажиром  на  борту – собакой  по  кличке  Лайка.  Вслед  за  ней  отправились  и  другие  четвероногие  разведчики.

 

Ведущий:  Внимание!  Внимание!  Работают  все  радиостанции  Советского  Союза.  Передаем  экстренное  сообщение.  Сегодня,  12  апреля  1961  года,  с   космодрома  Байконур  стартовал  корабль  с  человеком  на  борту!  (Показывается  портрет    Юрия  Алексеевича  Гагарина.)

 (Отрывок  из  стихотворения  А.Т.  Твардовского  «Памяти  Гагарина».)

        Ах,  этот  день  двенадцатый  апреля,

        Как  он  пронесся  по  людским  сердцам!

        Казалось,  мир  невольно  стал  добрее,

        Своей  победой  потрясенный  сам.

  Какой  гремел  он  музыкой  вселенской,

  Тот  праздник  в  пестром  пламени  знамен,

  Когда  безвестный  сын  земли  смоленской

  Землей-планетой  был  усыновлен.

        Жилец  Земли,  геройский  этот  малый,

        В  космической  посудине  своей

        По  круговой,  вовеки  небывалой,

        В  пучинах  неба  вымахнул  над  ней.

Марина: 12  апреля  1961  года  наш  космонавт  Юрий  Алексеевич  Гагарин  совершил  кругосветное  путешествие  на  космическом  корабле  «Восток».  108  минут  длился  этот  полет.  Но  его  значение  огромно.  Он  ответил  на  главный  вопрос:  полёты  человека  в  космос  возможны.  По  дороге,  разведанной  Гагариным,  пошли  другие.  Полеты  становились  все  более  длительными.  Изменились  и  сами  космические  корабли.  Теперь  это  огромные  сооружения,  в  которых  есть  все  необходимое  для  длительной  жизни  на  орбите.  Отгадайте  загадка.

           Крыльев нет  у  этой  птицы,

           Но  нельзя  не  подивиться:

           Лишь  распустит  птица  хвост –

           И  поднимется  до  звезд.  (Ракета.)

18  марта  1965  года  был  осуществлен  ещё  один  беспримерный  научно-технический  эксперимент.  (Показывается  портрет  Алексея  Леонова.)  Пилот  космического  корабля  «Восход-2»,  летчик-космонавт,  в  специальном  скафандре  совершил  выход  из  космического  корабля  в  открытый  космос  и  провел  там  целый  комплекс  исследований  и  наблюдений.  Он  доказал,  что  вне  корабля,  в  космическом  пространстве,  человек  тоже  может  передвигаться  и  действовать.

Ведущий:  А  как  выглядит  наша  Земля  из  космоса?  Ответы детей. (Показать  фотографию.)

 Космонавты  много  раз  наблюдали  нашу  Землю  с  высоты  нескольких  сот  и  даже  тысяч  километров.  На  Земле,  как  на  глобусе,  видна  зеленовато-коричневая  суша,  голубые  моря  и  океаны.  Вокруг  Земли – тонкий  радужный  слой  атмосферы – воздуха.  Освоение  космоса  шло  бурно.  Многоступенчатые  ракеты  уносили  межпланетные  станции  к  естественному  нашему  спутнику  Луне.  (Показать  фотографию.)  Они  фотографировали  её  поверхность  и  передавали  на  Землю.  В  1969  году  американский  корабль  «Апполон-11»  с  тремя  космонавтами  на  борту  был  отправлен  к  Луне.  Что  же  увидели  космонавты?  Они  увидели,  что  Луна  похожа  на   серую  пыльную  пустыню.  Поверхность  Луны  очень  темного  цвета  и  покрыта  большими  и  маленькими  углублениями-воронками.  Это  кратеры,  которые  образовались  от  падения  на  Луну  метеоритов.  На   Луне  нет  ни  воздуха,  ни  воды,  и  поэтому  нет  никакой  жизни.

В  1970  году  ракета  доставила  на  Луну  советскую  самоходную  научную  станцию  «Луноход-1». (Показать  фотографию.)  Несколько  месяцев  она  путешествовала  по  поверхности  Луны,  передавая  на  Землю  ценную  информацию.  На  легком  лунном  грунте  видны  следы  от  колес  «Лунохода».

            В  1975  году  произошла  первая  стыковка  нашего  корабля  «Союз-19»  и  американского  «Аполлона»  Осуществление  этого  проекта  показало:  освоение  космоса  нужно  вести  совместно.  И  сейчас  на  орбите  работает  Международная  космическая  станция  (МКМ).  В  наши  дни  в  космос  могут  полететь  космические  туристы.  И сейчас,  задумываясь  о  звездных  перелетах,  о  встречах  с  иными  цивилизациями,  нужно  сказать,  что  эти  мечты  уже  не  так  фантастичны,  как  много  лет  назад.

           

Дорогие  ребята!  Кто  из  вас  не   мечтал  стать  космонавтом ?  Сегодня  у  вас   есть  такая  возможность.  А фантазия  и  знания  помогут  вам.  Итак,  приглашаю  вас  в  центр  подготовки и отбора достойной команды юных  космонавтов, для полётов в космос. Ребята,  для  начала  определим,  какие  качества,  на  ваш  взгляд,  должен  иметь  будущий  космонавт?   (Смелость,  ловкость,  внимательность,  крепкое  здоровье, большой запас знаний.) Поделитесь на две команды и придумайте названия вашей команде, и чтобы оно было связано с космосом.

  1. Конкурс «Космические знатоки»

            Каждой команде дается чистый лист бумаги и ручка. Задание – написать названия всех планет Солнечной системы и 12 созвездий – знаков Зодиака (не обязательно по порядку). Чья команда быстрее?

  1. Конкурс «Прочти звёздную карту»

            Командам выдаются листы, на каждом из которых по два чертежа: взаимное расположение созвездий Большой и Малой Медведиц.

            На этих двух рисунках изображены созвездия, которые вы не раз видели. Один рисунок правильный, а в другом допущена неточность, весьма заметная для глаз. Попробуйте найти ошибку и объяснить ее. Чья команда ответит раньше, та получит дополнительный жетон.

 (Полярная звезда, последняя в ручке ковша Малой Медведицы, и две звезды, образующие справа стенку ковша Большой Медведицы, при любом положении этих созвездий находятся на одной прямой. Значит, неверен чертеж справа.)

3. Конкурс «Найди планеты»

Дается карточка со стихотворением, в строках которого спрятались названия планет Солнечной системы. Задание – найти их. Сколько планет найдет команда – столько жетонов-звезд и получит команда.

1.           Нету пены, нету пыли – (НЕПТУН)

2.           Все так убрано (УРАН)

3.          В нашей квартире.

4.          Вдруг входят под ручку

5.          К нам дети соседей,

6.           Два близнеца – Юра и Петя, (ЮПИТЕР)

7.           И предлагают играть в космонавтов. (МАРС)

8.          Такая шумиха возникла пред стартом – (САТУРН, ЗЕМЛЯ)

9.           Сбежались соседи на крик зазывной: (ВЕНЕРА)

10.        «Плут он!» (ПЛУТОН)

 

4. Конкурс «Космические тени»

Звездолет диковинный мягко приземлился.

Экипаж по трапу медленно спустился.

И, как полагается в ясный летний день,

На земле от каждого появилась тень.

В небе ярко светил солнышко земное…

Недоумевает старший гуманоид:

- Странно перепутались астронавтов тени,

Астронавты тоже все в недоумении:

- Где же, чьи же тени?! Что же делать, братцы?!

Помоги пришельцам в этом разобраться!

            (Ответ: 2В, 1Г, 5А, 4Б, 3Д.)

 

5. Конкурс «Конструктор»

Реквизит: фломастеры, листы бумаги.

От каждой команды принимают участие по три человека. Они договариваются, кто какую часть ракеты рисует (нижнюю, среднюю, верхнюю). Рисунок должен быть готов за одну минуту.

 

6. Конкурс викторина (за правильный ответ даются жетоны-звезд)

1.) Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики?(К.Э. Циолковский)

2.) Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого         

связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (С.П. Королев)

3.) Какая дата стала началом космической эры человечества?

(4 октября 1957 года: в этом году СССР вывел на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.)

4.) К какому событию приурочено празднование дня космонавтики?

(12 апреля 1961 года – день первого полета человека в космос, Ю.А. Гагарина.)

5.) Можно ли на луне ориентироваться по компасу? (Нет, так как там отсутствует магнитное поле.)

6.) Когда мы ближе к Солнцу – зимой или летом? (Зимой)

 

Подведение итогов, награждение победителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kosmonavt.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Юный космонавт» Испытания для космонавтов

Слайд 2

«Космические знатоки» напиши названия всех планет Солнечной системы и 12 созвездий – знаков Зодиака.

Слайд 3

«Прочти звёздную карту»

Слайд 4

«Найди планеты» Нету пены, нету пыли – (НЕПТУН) Все так убрано (УРАН) В нашей квартире. Вдруг входят под ручку К нам дети соседей, Два близнеца – Юра и Петя, (ЮПИТЕР) И предлагают играть в космонавтов. (МАРС) Такая шумиха возникла пред стартом – (САТУРН, ЗЕМЛЯ) Сбежались соседи на крик зазывной: (ВЕНЕРА) «Плут он!» (ПЛУТОН)

Слайд 5

«Космические тени»

Слайд 6

«викторина» 1.) Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики ? 2 .) Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса . 3 .) Какая дата стала началом космической эры человечества ? 4 .) К какому событию приурочено празднование дня космонавтики? 5 .) Можно ли на луне ориентироваться по компасу? 6 .) Когда мы ближе к Солнцу – зимой или летом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики

Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...

Классный час "12 апреля - День Космонавтики"

Данный классный час посвящен первому полету человека в космос....

Классный час на тему "День космонавтики"

Материал, по воспитательной работе, посвященный дню космонавтики...

Классный час к Дню Космонавтики

Игровая шоу-программа ко дню Космонавтики...

Классный час 12 апреля -День космонавтики

                          Классный час ,,12 апреля-День космонавтики,,Цели:формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос; способствовать нравственно-патриотическо...

Классный час посвященный Дню космонавтики

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда само...

Классный час ко дню космонавтики. Викторина по космонавтике для учащихся 5-8 классов

Классный час ко дню космонавтики. Викторина по космонавтике для учащихся 5-8 классов...