Психологический аспект развития технического творчества
статья (5 класс) по теме

Храмцов Александр Георгиевич

Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяют прийти к выводу, что техническое творчество создает прежде всего благоприятные условия для развития технического мышления учащихся. Оно находится в сложной взаимосвязи с обычным мышлением. Одной из важнейших операций обычного мышления является сравнение. Тоже можно сказать и о таких операциях мышления, как противопоставление, классификация, анализ, синтез. Воображение тесно связано с мышлением. Проанализировать, как развито воображение помогут задания, предложенные в этой статье

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ.

               Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причём наблюдается объективная тенденция с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, психологи, педагоги.

            «Советские психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости. Не менее важным, чем предыдущий, является вывод психолого- педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста» [1, с.5]

В советской педагогике считается доказанным, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудновосполнимый в последующие годы, поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить» [2, c.106]

            Психологи в детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определённому виду творчества, установлению уровня их формирования и последовательности развития. Другими словами, в процессе управления творческой деятельностью учащихся, психологи включают методы правильной диагностики творческих способностей, которые могут понять, в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя.

         «С учётом педагогической и психологической точек зрения детское техническое творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся, в результате создания материальных объектов с признаками мощности и новизны» [1, с.7]

О возможностях психологии в предметной области "Технология" и трудового воспитания многое говорит сам перечень изучаемых её проблем. Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического "ядра" в трудовой подготовке школьников.

          «Такое ядро, как показали исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Фаропановой,      В.В. Чебышевой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера; умения выполнить задание не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих возможностей и других качеств личности, важных для разных видов профессиональной деятельности; создание условий для активного профессионального самоопределения школьников» [3, с.8]

                 Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человеческой сущности, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду, к решению типичных творческих задач.

Анализ психолого- педагогических исследований: и опыта-позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создаёт прежде всего благоприятные условия для развития технического мышления учащихся. Оно находится в сложной взаимосвязи с обычным мышлением.

            Во-первых, оно развивается на основе обычного мышления, т.е. все составляющие компоненты обычного мышления присущи и техническому. Например, одной из важнейших операций обычного мышления является сравнение. Оказывается, без него немыслимо и техническое мышление.

То же можно сказать и о таких операциях мышления, как противопоставление, классификация, анализ, синтез. Характерным является то, что перечисленные операции мышления в технической деятельности развиваются на техническом материале.

          Во-вторых, обычное мышление создаёт психофизиологические предпосылки для развития технического мышления. В результате обычного мышления, развивается мозг ребёнка, его ассоциативная сфера, память, приобретается гибкость мышления.

          Воображение тесно связано с мышлением. С помощью воображения осуществляется мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого. Воображение порождено трудовой деятельностью человека и развивается на его основе. Особенно важно развивать активное воображение воссоздающее (создание образа предмета, явления по его описанию) и творческое (создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности). Проанализировать, как развито воображение я использую нижеприведённые задания. Результаты их выполнения разными учащимися можно сравнить. Чем выше результат, тем лучше развито воображение.

ЗАДАНИЕ 1.

           Для анализа воссоздающего воображения ученику предстоит решить 4 задания. Зачитывая их условия, я предупреждаю, что они решаются словесно, чертежи делать нельзя.

1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая в целом фигура получилась? (правильный ответ: трапеция)

2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг10 шагов, затем повернули на восток и также сделали10 шагов, после чего опять сделали10 шагов на юг, а затем повернули на запад, прошли столько же и, наконец, сделали10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков? (правильный ответ: квадрат с хвостиком, перевёрнутый флажок, мягкий знак)

3. Представьте себе окружность и поставьте в её центре точку. На равном расстоянии от неё (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности? (правильный ответ: квадрат)

4. Представьте себе квадрат. Проведите в нём диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие? (правильный ответ: 10 частей, из них 6 треугольников, 2 трапеции, 2 пятиугольника)

            Ученики проверяют правильность решения каждой задачи с помощью чертежа. Подсчитывают количество полученных ими баллов: условно решение задач оценивается:

1 - 46; 2 - 56; 3 - 76; 4 - 156; Сколько всего получилось баллов? Сколько времени ушло на решение задач?

ЗАДАНИЕ 2.

              Для проверки творческого воображения я даю следующее задание.

 Мысленно представьте, что у вас есть деревянный шарик диаметром 30мм. Придумайте и запишите словами, или нарисуйте как можно больше предметов, которые можно сделать из этого шарика. Работайте пять минут. Заметьте время и приступайте к делу. Каждый предложенный вариант оценивается в 2 балла. Однако, если предлагаются однотипные варианты, мало чем отличающиеся друг от друга, за такое предложение школьник получает только 1балл. И наоборот, если предложенный вариант остроумен и оригинален, то ученик получает за это предложение 4балла. Бессмысленное предложение - 0.

            Из опыта своей работы приведу некоторые примеры оценки ответов учащихся в баллах: из шарика можно выпилить конус - 1, пирамиду - 1, квадрат - 1 и т.д.; покрасить в какой - либо цвет и использовать в виде украшения мебели - 2; сделать головку для куклы - 2; сделать кулон, клипсы - 2; а распилить на две части, просверлить отверстие, вставить резинку, получится заколка для волос - 4балла.

        Большое значение в развитии творческого мышления учащихся имеют лекции, беседы, чтение научных статей, вовлечение учащихся в коллективное обсуждение научных проблем и обмен информацией в связи с поисковой деятельностью и т.п.

            При выборе методов работы учитель должен хорошо представлять себе уровень технического мышления каждого ученика, развития его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.

            Для учета возможностей творческого продвижения учащихся, я использую шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся.

  • 1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертёж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.
  • 2-й уровень. Учащемуся доступно изготовление с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную техническую документацию или отдельную схему.
  • 3-й уровень. Учащийся справляется с изготовлением изделий с предварительным конструкторским оригинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
  • 4-й уровень. Учащемуся посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предъявленной учителем) и его изготовление.
  • 5-й уровень. Учащийся способен самостоятельно обосновать и сформировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

Необходимо отметить, что сформированные уровни творческой подготовленности следует использовать не для оценки творческого потенциала школьника, а для учёта учителем возможностей творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приёмов включения в творческий процесс.

Литература

1.Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр.-пед.спец. /Ю.С.Столяров, Д.М.Комский, В.Г. Гетта и др.-М.: Просвещение , 1989 . -223с.

2. Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. /Екатеринбург, обл . ин-т развития регионального образования.-Екатеринбург. 1994.

3. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: кн. для учителя-М.: Просвещение,1997.-94с.; ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

Психологические аспекты развития логического мышления в подростковом возрасте

В данной работе представлена психолого-педагогические основы мышления, на какие виды они разделяются. отдельно описывается особенности логического мышления. И как происходит развитие мышления в подрос...

Психологические аспекты развития двигательных навыков в процессе занятий физической культурой

   Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательным действием, имеют исключительно важное значение в учебной, трудовой, бытовой, физкультурно-спортивной деятельности. [2,...

Психологический аспект развития культурных потребностей подростков с ОВЗ

В докладе рассматриваются особенности развития культурных потребностей у подростков с интеллектуальными нарушениями....

Психологический аспект развития технического творчества учащихся

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ....