«Формирование личностных УУД у обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности»
статья на тему

Сидорова Ольга Александровна

В статье описывается опыт работы педагога по формированию личностных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности с обучающимися задержкой психического развития  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы22 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ СО «Сухоложская школа»

Практико-консультационный семинар

«Универсальные учебные действия как индикатор образовательных потребностей обучающихся с ЗПР в урочной и внеурочной деятельности»

Выступление по теме:

 «Формирование личностных УУД у обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности»

                                                                           

                                                                                          Подготовила:

                                                                                                       Сидорова О.А.,

                                                                                                       воспитатель, ВКК

Формирование личностных УУД у обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности.

Слайд 1. Внеурочная деятельность в условиях внедрения стандарта приобрела новую окраску и актуальность, она позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, а ребенок имеет право выбора. В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме, поэтому внеурочная деятельность даёт возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Слайд 2.Внеурочная деятельность у нас в школе реализуется в соответствии стандарта  ФГОС ОВЗ по следующим направлениям воспитательной работы: нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. 

Слайд 3. В своей работе я использую  формы:  викторины, конкурсы, досуговое общение, беседы обсуждения на основе работы с материалом (сказки, пословицы, поговорки), сюжетно-ролевые игры, деловые игры, интеллектуальные игры, тематические праздники, соревнование, встреча, турнир, концерт, занятия творчества (мастерства), субботник, экскурсии, акции, проекты и другие. Это способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий, в первую очередь -  личностных.

Слайд 4. Особую роль в формировании личностных УУД  играют внеклассные мероприятия. Для достижения результатов на внеклассных занятиях использую методы формирования универсальных учебных действий: словесные, наглядность, наблюдение, практические, проблемно-поисковые (самостоятельная деятельность детей, работа в группах), репродуктивные (работа по образцу), методы контроля и самоконтроля (исправления ошибок), методы стимулирования (проявление чувства ответственности), метод игры.

Пример занятия «Оригами»: тема «Подсолнух». Занятие направлено на то, чтобы каждый учащийся мог ощутить свою уникальность и востребованность. На внеклассном занятии при изготовлении этой поделки я использую материал из книги «Цветы» автора М.В. Петровой, детям читаю стихотворение  про это растение, из которого они узнают, как подсолнух называли испанские завоеватели, впервые увидевшие его в Южной Америке - «Перуанский цветок солнца», здесь  формируются познавательные УУД.   Ребята проводят наблюдение, сравнивают поделки и рассуждают, находят варианты решения, планируют свои действия при выполнении следующей работы. Таким образом, формируются регулятивные учебные действия. Высказывая собственное мнение, выслушивая мнение и идеи товарищей, соблюдая коррекцию в высказываниях, учащиеся формируют коммуникативные действия, а также личностные УУД – положительное отношение к занятиям, интерес к данному виду деятельности. Рассматривая образцы оригами подсолнухов, дети приходят к выводу, что эту поделку можно выполнить: в 1-м случае - лепестки выполнены в технике скручивания гофрированной бумаги. Во 2-м случае - в технике оригами.

Слайд 5. Итак, в ходе занятия «Оригами» формируются УУД:

личностные УУД – положительное отношение к занятиям творчеством;  навыки организации рабочего места;

регулятивные УУД – умение работать с бумагой; навыки правильного расположения пальцев – мелкой моторики;

познавательные УУД – навыки работы с бумагой, понимание информации, предложенной педагогом;

коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.

 Слайд 6. Таким образом, формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через внеурочную деятельность, через внеклассные мероприятия,  предусмотренные в рабочей программе, которая включает занятия направленные на развитие у обучающихся личностных УУД на которых дети учатся ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых, а также детей между собой) наблюдательность, способность любить и ценить окружающий мир, ценить дружбу, и другие.

Слайд 7. Если УУД регулятивные, коммуникативные, познавательные можно отследить, то некоторую трудность осуществляет отслеживание личностных качеств ребёнка, поэтому мы разработали карту мониторинга личностных качеств. Очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе внеурочной деятельности не может быть. Но совершенно очевидно, что внеурочная деятельность в основном направлена на формирование личностных универсальных действий. Поэтому для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, воспитателем, проявлять желание учиться, ориентироваться в понимании причин успешности, неуспешности в выполненном задании.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе найти методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В статье описывается опыт работы по реализации программы духовно-нравственного развития учащихся школы....

Формирование научно-исследовательских умений у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Доклад в рамках работы окружного семинара руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города  Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического...

«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...

Формирование исследовательских навыков обучающихся через организацию системы внеурочной деятельности по математике

Исследовательская деятельность в школе является одним из основных и наиболее перспективных способов активизации познавательного интереса учащихся. Благодаря правильной организации исследований процесс...

Формирование личностных и метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности

Рассмотрены основные задачи организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО, методические особенности программ ВД и специфика оценки личностных и метапредметных результатов....

Формирование математической грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

Практико-ориентированный семинар "Формирование математической грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"...

Формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств обучающихся в урочной и внеурочной деятельности....