Мордовия- мой край родной
материал (7 класс) по теме

Базайкина Валентина Алексеевна

Данная работа направлена на формировние у детей представления о Республике Мордовия, как о малой Родине, закрепить понятие "Мордовский край". Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей, создавать радостное настроение. Развивать знания у детей о богатстве Мордовии, ее природе и животном мире. Воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы живем, интерес и уважение к национальным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordoviya_moy_kray_rodnoy.docx22.73 КБ
Файл veselye_starty.docx26.17 КБ
Файл hleb_vsemu_golova_hod.docx89.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Цель- воспитывать чувство любви к родному краю, гордости за свой народ,  знание и умение ценить традиции своего народа;

-развивать  у детей творческие способности, речь, память.

Скажите,  ребята, как называется наша Родина? (Дети стоят около карты Россия).

Да, наша Родина - Россия. Россия огромная страна, где проживают многие народы: татары   чуваши, башкиры, русские и многие другие. У каждой народности есть своя малая Родина. Мы  с  живем  вами(где?) в Мордовии- это наша малая Родина-это  наша республика.

Подскажите мне, почему наша Республика называется Мордовия?

Вы правы. Мордовия называется так  потому, что основное население нашей Республики – Мордва.

Каждая народность разговаривает на своем языке, и если мы живем в Мордовии, то  и разговаривать  должны  на мордовском языке.

Давайте научимся здороваться на мордовском:

-Шумбратада  (дети отвечают Шумбратама)

Ребята,

 Скажите, на каком языке мы с вами поздоровались? (На Мордовском)

-Правильно. (А теперь садитесь на свои места.)

Шумбрат, кельгома ялгат!

Здравствуйте, дорогие ребята!

Уважаемые гости!

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о нашей республике, нашей малой Родине!

Тема нашего занятия «Мордовия - мой край родной».

 У каждого  человека есть Родина, край, где он родился, и где кажется особенно прекрасным.

Она расположена между двумя реками Окой и Сурой. В самом центре России.

Назовите главный город Мордовии.

Невелика территория Мордовии (она составляет 26,2 тыс. км), но вместе с тем прекрасна и  богата она во всех отношениях историческом и  природном. На территории Мордовии живет свыше 80  национальностей.

Мордва ли 1000 лет   назад вошла в Русь? Русь  ли пришла в Мордву? Они по воле истории встретились на одной земле, чтобы сохранять и укреплять друг друга. В 2012 году мы с вами отметили 1000 -летие         единения  Мордовского народа с народами Российского государства.

1000- летие  единения Мордовского народа с  народами Российского государства имеет историческое  значение для мордовского народа.

Земли есть и красивей

Мне  не надо иной

Ты ведь тоже Россия,

Край Мордовский мой!

Любые трудности осилим,

Преобразим свои края,

Навек с великою Россией

Слилась Мордовия моя!

Мордовия!

Республика  родная!

Как матерью моей

Горжусь тобою.

 Ты шагаешь по земле просторной,

Звездами глаза твои горят,

Сердце  бьется  негасимым  горном,

Радует простор твоих полей

Ввысь стремятся корпуса заводов

Шумбрат, Мордовия, шумбрат!

Мордовский народ сложился из двух родственных  племен - мокша и эрьзя, которые  еще с незапамятных времен жили в здешних местах по соседству со славянскими племенами.

Ты моя Родина, край наш Мордовия

В жизни опора любовь и судьба

Мокша и эрьзя, русские братья

Мы твои дети, славим тебя!

В каждой народности, в каждом языке, самыми прекрасными, милыми являются слова: мама, Родина, любовь.

А как же звучат эти слова на мордовском языке?

Мама – тядяй, Родина-шачема край,   любовь-кельгома.

Послушаем  стихотворение  про маму на мордовском языке.

Тядянязе-ваймонезе,

Маень панжи лаймонезе.

Пара валонь азыняй!

Аралат-ужельдят эсон.

Морсот   моронят пре песон.

Тядяй , тон най  ваксонат,

Обижамс  монь  аф  максомак.

Красив, самобытен и неповторим наш край! Да сердцу милую Мордовию невозможно не любить. О красоте, богатстве нашего любимого края и  любви к нему  сложено не только много песен , но и много стихов.

Вот как замечательно выразил свою любовь к родной земле Артур Моро.

Мордовия моя - леса и пашни,

Цветов и птиц привольная страна

Ужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона?

Мордовия моя- моря пшеницы,

Волшебных зерен золотых улов,

Суры бурливой синие зарницы,

Дорог широких беспокойных зов.

Мордовия  моя - кварталы строек

Станков фабричных перестук.

Здесь все великое и простое-

Плоды творенья наших рук.

Да, наша Республика богата лесами, где живут звери , растут ягоды и грибы .А какие прекрасные луга, где растет сочная  трава, цветут красивые цветы, жужжат  пчелы, стрекочет  кузнечики.

Посмотрите, какой замечательный луг. Какие цветы  растут на нем? Давайте представим , что мы  оказались на этом лугу и немножко порезвимся.

Физкультминутка «Вместе по лесу идем».

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг. (ходьба на месте)

Тысяча цветов  вокруг! (Потягивание руки в стороны)

Вот ромашки, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер.

И направо, и налево. (Наклониться и  коснутся  левой ступни правой рукой, потом наоборот- правой ступни- левой рукой).

К небу ручки протянули,

Позвоночник  растянули. (Потягивание руки вверх).

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

ЧАСТУШКИ О МОРДОВИИ.

Мы в Мордовии родились

Мы  в Мордовии живем

Все мы танцы очень любим

Песни звонкие поем.

Мы Мордовские девчата

Любим свой родимый край

С каждым годом он все краше

И цветет как вешний май.

Здесь умельцев очень много

Любят шить и вышивать

Деревянных кукол делать

И матрешек украшать.

Наш Саранск известен миру

Славится заводами

Самосвальный,  Лисма,  Лайме.

Мордовскими  узорами.

Хорошо, хорошо просто замечательно,

Минек школась пяк вадря

Дайте круг вокруг себя.

Но для того чтобы по настоящему любить свой край , нужно хорошо знать историю своей республики, традиции, обычаи.

А какими были же они у мордовского народа?

Их было множество и самые разнообразные.

Давайте вспомним их.

1.Чтобы подул ветер - свистели, чтобы вызвать дождь - обливались.

2.Когда сеяли коноплю, надевали рваные  рубашки, чтобы уродилась конопля.

3.Снесется курица первый раз, яйца брали через варежку и катали в решете. Сколько в решете дырочек, столько пусть будет и яиц.

Много у мордовского народа пословиц и поговорок. Народ их очень  любит за то, что они просты и кратки. Вспомним мордовские  пословицы о Родине.

1.В родном краю жизнь - как в раю.

2.Где родишься, там  и пригодишься.

3.Чужая сторона - темный лес.

4.Родная земля, что родная мать.

5.Человек  без Родины, что птица без гнезда.

6. Красивее Родины места не  найти.

Наш  мордовский край богат песнями, легендами, сказаниями и народными умельцами.

Посмотрите  на мордовский костюм (выходит девочка в мордовском костюме).

Сколько умения и трудолюбия надо вложить, чтобы изготовить его. Все элименты костюма щедро оформлены вышивкой, бусами, бисером, монетами, которые не только красивы, но и издают мелодичный звон. Про мокшанку говорили: «Ее сначала услышишь, а потом увидишь».

Каждая женщина изготавливает свой костюм вручную от начала до конца. Каждый неповторим, т. е. каждая мокшанка  вкладывала в него все свое искусство, умение, фантазию. Мокша и эрьзя могут гордиться своим костюмом. В 19 веке в Париже он был удостоен «Золотой медали». С ним может соперничать только женский индийский костюм.

А какие красивые песни пел и поет мордовский народ предлагаю послушать, одну из самых  популярных песен на мордовском языке «Луганяса келунясь».

Наш разговор не будет полным, если мы не вспомним, что в наших краях родился скульптор с мировым  именем- Эрьзя  (Степан Дмитриевич Нефедов) .

Детство Степана Дмитриевича Эрьзя прошло в старинном мордовском селе  Баево в бедной мордовской семье. С 14 лет Степан начинает трудовую жизнь. Его отдают в учение к иконописцу. Целых 8 лет  он ходит с артелью по Руси, расписывает церкви, рисует иконы.

Потом поступает в знаменитое Московское училище живописи. С этого времени Степан  Нефедов начинает  заниматься скульптурой. Имя Эрьзи получила широкую известность еще в начале 20 века, после первых выставок в Милане , а затем в Венеции.

Сын Мордовского народа Степан Дмитриевич Эрьзя создал много ярких образов своих земляков: «Портрет  эрьзянки в национальном головном уборе»  с красивым милом лицом, «Портрет крестьянина- мордвина», портреты отца и матери.

И где бы великий мастер не находился, он всегда в своем творчестве был связан с мордовским народом. И  не случайно же  первую свою  скульптуру «Осужденный» он  подписал именем своего народа.

Мордовский народ гордиться своим великим сыном - замечательным скульптором.

Поговорим немного о мордовском художнике - Федоте Васильевиче Сычкове, который родился 1870 году в селе Кочелаева Ковылкинского района. Учился в трехклассной Земской школе села Кочелаева, способности к рисованию проявил с детства.

До 1892 года Сычков жил в Кочелаеве, а потом переехал в Петербург и поступил учиться в Рисовальную школу. После окончания учебы  в 1895 году  художник вернулся на Родину. Главная тема художника была: жизнь крестьян, сельские праздники.

         Все его картины написаны легко и свободно. В них привлекает яркость портретных характеристик героев. Почти в каждой его работе чувствуется мягкий, доброжелательный взгляд на мир, душевность и человечность т. е. он всегда воспевал радость, смех и  живую улыбку своих земляков.

       Федот Васильевич Сычков умер в 1958году(88лет). Последние годы он жил в Саранске.

     С 1960года в Мордовском Республиканском музее изобразительных искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзя размещена постоянная экспозиция его произведений, их около 600 произведений.

    В Саранске открыта Республиканская картинная галерея имени Федота  Васильевича Сычкова.

Мордовский народ гордится своим земляком-художником Федотом Васильевичем Сычковым.

У каждого человека, ребята,  есть свой маленький родной уголок.

Таким для меня и для вас стал город Инсар.

Город  мой- в душе отрада

Как для путника родник.

Невелик ты и не надо

        Мал, да дорог золотник. Инсар основан в 1647 году. В этом году исполнится 370лет - Юбилей городу. Инсар возник как город крепость. Первыми  жителями города стали военные люди, которые охраняли его от нападения кочевых народов. Вместе с военными  жили в Инсаре богатые люди, которых называли купцами. Их дома  сохранились и по сей день. В Инсаре часто устраивались ярмарки на площади и в магазинах, которые находятся в центре города, это место называлось Базарной площадью. Кстати, некоторые магазины сохранились ещё с тех давних времен, их подремонтировали, покрасили. Сравните центр города тех времен и настоящего времени. Благодаря кропотливому труду и стараниями многих поколений  Инсарцев город рос и преображался. Сейчас у нас тоже имеются новые красивые и современные здания. Например, здание администрации района, в котором работают руководство города и района.

За последние годы изменился больничный городок. Построен  новый лечебный корпус, поликлиника. Построена новая школа. Также украсили город здание «Услуги Связи», музей.

В самом центре расположен Свято - Ольгинский  женский монастырь и церковь, которые являются  одними из красивейших храмов Мордовии.

Я люблю свой город всей душой

 В нем живет народ трудолюбивый.

Я хочу, чтоб город чистотой

Славился и был всегда красивый.

Узнаете это здание?

На какой улице расположена наша школа?

Где мы живем с вами ребята?

Г.Инсар

Республика: Мордовия

Страна: Россия.

И завершить наш сегодняшний разговор о Мордовии мне хочется песней, которую мы с вами разучили называется

«Весна в Мордовии»

Птицы в небе крылышками машут

За собою вслед весну маня

Расцветай под ясным солнцем краше,

Край родной Мордовия моя!

Подняла весна ростки на пашнях ,

Стаял снег, ручьями отзвеня

Расцветай под ясным солнцем краше

Край родной ,Мордовия моя!



Предварительный просмотр:

«ЦВЕТЫ--ЗЕМНОЙ КРАСЫ НАЧАЛО».

ЦЕЛИ: расширить знания воспитанников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память, внимание, познавательные способности учащихся.

-Ребята, вы любите цветы? Что вам больше нравится: любоваться ими, дарить или рисовать цветы?

-Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов .Цветы всегда были любимы людьми .Даря их друг другу, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность. Цветы всегда вдохновляли  художников, поэтов, музыкантов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, полюбуемся ими  и ,может быть, сами станем чуточку добрее мудрее, красивее.

Ребята, вы хорошо знаете цветы? А вот сейчас мы и проверим.

Есть одна игра для вас-

Я прочту стихи сейчас.

Я начну ,а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно.

Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно.

Головка  голубая  и длинный стебелек,

Ну ,кто    ж его не знает? Ведь это….(василек).

Золотая середина и лучи кругом,

Это ,может быть, картина: солнце в небе голубом?

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветок…(ромашка).

На солнечной опушке в траве стоит она,

Лиловенькие  ушки тихонько подняла.

И тут поможет вам смекалка.

Все зовут цветок…(фиалка)

Подрастет  нарядится  в беленькое платьице.

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока  стоит одетый в желтый  сарафанчик.

Все зовут его ребята, просто….(одуванчик)

Вы знакомы с нами:

Яркие ,как пламя.

Полюбуйтесь дикими

Алыми…( гвоздиками)

Нам каждому весенняя природа дорога.

Пусть будет нарядной земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабутковые

И ромашковые поля!

ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ ЦВЕТОВ».

1.В солнечную погоду полный круг всего за 2 часа. Встретив при вращении какую –либо опору, он сцепляется за нее и растет вверх. (Вьюног).

2.Для хлебороба этот цветок является злейшим врагом ,он растет во ржи ,засоряет посевы.(Василек).

3.Настоящее название этого цветка -нивяник. Но в быту называем другим словом, путая с цветком, очень похожим на этот.(Ромашка).

4.Как гласит легенда, этот цветок появился на земле необыкновенным образом .Когда Афродита купалась в море, некие смельчаки решили подсматривать за ней Рассерженный Зевс превратил их в цветок.(Анютины глазки).

5.Этот цветок в разных уголках России носит разное название: котелок, звоночек, голубок, орлик, песочник,  чеботочек…(Колокольчик).

6.Этот цветок можно назвать королевой сада, однако сорвать его не так просто.(Роза).

7.Элегантный цветок красного ,белого, желтого цвета ,однако луковица которого в 17 веке стоила целое состояние.(Тюльпан).

8.Этот цветок растет в сырых местах имеет очень маленькие соцветья.По преданию, в соке этого растения кузнецы закаливали клинки, которые после этого рубили железо и камень. Были при этом легки и гибки.(Незабудки).

9.Этот цветок- отличный  медок.1 га земли, усеянный этими цветами, может дать до 50 кг меда. Люди используют его в пищу: из корней готовят кофе, из листьев салат, из цветков -варенье. Это настоящий кладезь  витаминов. (Одуванчик)

10.Цветок желтого или белого цвета, настоящее имя юноши из греческой мифологии, умершего от любви к самому к себе..(Нарцисс).

11.Эти цветы схожи по форме с зонтиками, и по, легенде они в древние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков .Начнется в степи дождь гномик укроется цветком ,либо сорвет и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. О каком  цветке идет речь в этой легенде? (Ромашка).

12.В Китае этот цветок- символ долголетия и любви ,а в Японии -олицетворение застенчивости. В Индии -это символ неуклюжести и глупой  гордостью. Назовите имя цветка. (Пион).

13.Однажды богиня цветов Флора  спустилась на землю и одаривать цветы именами .Всем цветам дала имя, никого не обидела  ,и только один цветок остался имени. Однако Флора одарила его чудесной силой- возвращать память людям. Какое имя у этого цветка?(Незабудка).

14.Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда , желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их ,Ева повеселела, у нее появилась надежда, поэтому этот цветок стал символом надежды .Что это за цветок? (Подснежник).

15.Древние люди наделили его сверхестественными свойствами ,предпологая, что в цветок переселяется душа человека, чтобы пообщаться с оставшимися в живых родственниками и друзьями, чтобы передать им последний поклон- привет от усопшего.Назовите  этот цветок (Бессмертник).

16.Отгадайте загадку : «Цветы ангельские ,а когти дьявольские». (Шиповник,роза).

17.Как называется японское искусство  составления букетов? (Икебана)

18.Из какого цветка был сделан яд,который попросил Джульетта у отца Лоренца? (Лютика).

19.Какой писатель в своей сказке заставил цвести подснежники в феврале? Симуил  Яковлевич Маршак, сказка «Двенадцать месяцев»)

20. В каком балете Петра Ильича Чайковского цветы танцуют вальс?(Шелкунчик).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

«СКАЗКА О РОМАШКАХ».

-А сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет вперед и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишой.

Однажды около дома в саду они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучами .Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из космоса на летающей тарелке…. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет. Вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые  ромашками .Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось все меньше и меньше. Потом они исчезли  совсем..Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.

Вот, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие  растения исчезают с лица земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придется заносить в Красную книгу все новые и новые растения.

-Ребята, а помните ли вы , что такое Красная книга? Это книга, в которой растения и животные, охраняемые государством и которые должны беречь и вы. «Красной» книгу назвали потому,  что красный цвет- цвет опасности и тревоги за свое живое на Земле, будь то огромное животное или маленький цветок. В этой книге есть редкие и  охраняемые  растения  нашей страны. Цветы исчезают и мы теряя их, теряем красоту.

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам  каждое лето.

Откровенье цветов луговых .Нами понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно безжалостно рвали.

В нас молчало  безумное  «стой!»,

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из под ног

Молчаливо , дыша еле-еле,

Обреченно глядел  василек,

Безнадежно гвоздики глядели…

С целым миром спорить я готов,

Я готов  поклясться  головою

В том ,что есть глаза у цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы как люди плачут

И росу роняют на песок.

Давайте подведем итог нашей беседы:

-Какие цветы вы знаете?

-Какие цветы растут на школьной клумбе, у вашего дома?

-Назовите цветы, которые занесены в Красную книгу.(гвоздика, ландыш, лилия, медуница, пион, кувшинки и многие другие).

-Что нужно делать, чтобы сохранить исчезающие цветы, чтобы в каждую весну и каждое лето они радовали нас своим пестрым хороводом?

-Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете.

Литература:

1.Александров Б.,  «О чем рассказывали цветы».

2. «Зеленые страницы» Просвещение, М .,2005г.

3. «Красная книга. Растения».

 

В                                          

ЦЕЛИ:

-пропаганда здорового образа жизни;

-привлечение детей к систематическим занятиям подвижными играми;

Пропаганда спорта, как альтернативы негативным привычкам.

ОБОРУДОВАНИЕ :скакалки, санки, школьные принадлежности, мячи(прыгунки), клюшки, клюшки.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте  дорогие ребята и уважаемые гости.

Нам очень приятно видеть вас сегодня в нашем спортзале! И наш спортивный зал превращается в веселый стадион! Участники соревнований будут состязаться в силе ,ловкости, смекалке, быстроте.

Теперь пришло время познакомиться с участниками праздника.

Представление команд (название,девиз)

КОМАНДА №1

НАЗВАНИЕ «УМЕЛЫЕ»

ДЕВИЗ :Ни шагу назад ,ни шагу на месте

.А только вперед и только вместе.

КОМАНДА №2

НАЗВАНИЕ «СМЕЛЫЕ»

ДЕВИЗ :Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ.

ВЕДУЩИЙ: Ни одно соревнование не обходиться без судей. Сегодня судить команды будут:

(Представление жюри)

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит

Кто окажется дружнее

Тот в бою и победит.

А сейчас напутственные слова участникам соревнований.

Спорт ,ребята, очень нужен

Мы со спортом очень дружим

Спорт помощник!

Спорт здоровье!

Спорт- игра!

Физкульт-ура!

ВЕДУЩИЙ:

И ТАК,С КОМАНДАМИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ, ЖЮРИ ВЫБРАЛИ,А ТЕПЕРЬ ОСТАЛОСЬ САМОЕ МАЛОСТЬ .Каждый должен  представиться  лично.

Сделать это он должен следующим образом: обе команды в полном составе выходят к стартовой дорожке.

1.По сигналу первые члены команды должны залезть в свой мешок и допрыгать до финиша. Написать ручкой свое имя ,оставив  ручку, соревнующий должен развернуться и доскакать до своей команды. Вылезть из мешка и передать его следующему игроку.

Побеждает та команда ,которая первой завершит «процедуру личного представления.

2.Полет на ядре (Прыгунки).

Команда стоит в колонну по одному. Задача каждого игрока пропрыгать на прыгунке до финиша, вернутся в команду и  передать прыгун следующему участнику. Как только все участники выполнили  задание-истафету можно считать законченной.

3 эстафета. «Грандиозная бегунья».

Бег с книгой  на голове до финиша и обратно.

4 эстафета « Русская красавица».

Первый участник  одевает на себя юбку и платок , бежит до противоположной стороны зала и возвращается обратно. И так все остальные участники.

5 эстафета « Цапля».

До финиша допрыгать на правой ноге, вернутся обратно на левой и передать эстафету следующему участнику.

ВЕДУЩАЯ: А сейчас ребята, давайте посмотрим какая из команд самая быстрая.

Следующая эстафета  называется:

6 « СОБИРАЙСЯ В ШКОЛУ».

Первым участникам команды даем рюкзаки (рюкзаки надевают на плечо) ,а на противоположной стороне на стуле лежат школьные принадлежности. По сигналу первый  участник бежит, кладет в рюкзак один предмет, возвращается и передает эстафету следующему участнику и так далее.

7 эстафета «КУЗНЕЧИКИ»(Скакалка).

Участник добегает до середины зала где лежит скакалка, выполняет 10 прыжков, оставляет скакалку, добегает до финиша, возвращается обратно и передает эстафету следующему участнику и т. д.

8 эстафета «Перевертыши».

Бежать спиной вперед и с помощью обруча катать мяч до ограниченного знака и обратно.

9 эстафета « СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА»

В этой эстафете процесс ходьбы будет таким: участники делая шаг,пятку одной ноги должны вплотную приставить носку другой.То есть с каждым шагом участники будут передвигаться вперед только на длину подошвы их обуви. Дошли до обруча, который лежит на дистанции 5 метров,взяли мяч,который лежит в кругу, и таким же шагом назад. Передает мяч следующему участнику ,сам встает в конец колонны. На старт ,внимание, марш!

10эстафета для капитанов «Эстафета с мячом».

Капитаны стоят на линии старта ,в руках клюшки с мячом. На15м лежит обруч. По сигналу направляющий клюшкой ведет мяч ,обводит обруч и возвращается в свою команду. Кто быстрее пройдет?

ВЕДУЩИЙ :Вот закончилась наше последнее испытание. Слово предоставляется жюри.

ВЕДУЩИЙ: На этом наш спортивный праздник подошел к концу. Занимайтесь спортом, укрепляйте свое здоровье, развивайте силу и выносливость.

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

КОМАНДА «УМЕЛЫЕ»

ДЕВИЗ : «НИ ШАГУ НАЗАД, НИ ШАГУ НА МЕСТЕ,А ТОЛЬКО ВПЕРЕД И ТОЛЬКО ВМЕСТЕ»

КОМАНДА «СМЕЛЫЕ»

ДЕВИЗ: СВЕТИТЬ ВСЕГДА, СВЕТИТЬ ВЕЗДЕ И ПОМОГАТЬ ДРУЗЬЯМ В БЕДЕ.



Предварительный просмотр:

Хлеб- наше богатство!

Цель:  познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать  представления о том, как хлеб пришёл к нам на стол;

донести до сознания детей, что хлеб — итог большой работы многих людей

развивать связную речь, обогащать словарь детей, познакомить с пословицами и поговорками о хлебе;

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Задачи:

1.Продолжить знакомство с  разными профессиями.

2. Продолжить знакомство с народными традициями.

Картинка 541 из 111012

        Ход презентации

Дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости.  Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Посмотрите на иллюстрации – вот так выглядит поле весной, когда оно только засеяно, а так – когда приходит время сбора урожая. День и ночь – и в палящий зной, и в дождь  - идёт битва за урожай. Хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан, завоёван хлеборобами в союзе и в противоборстве с природой. (Слайды № 1,2,3,4,5)

Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

В нём- здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки!
Вырастай богатырём! (Слайд 6)

А сейчас вы должны угадать, люди каких профессий заняты производством хлеба. Конкурс загадок.(Слайды 7,8,9,10,11,12,13)

Мне мигает светофор,

Знает он, что я ...

(Шофёр)

Под весенний птичий свист

Пашет землю ...

(Тракторист)

Он сыплет в мельницу зерно.

Ты назови скорей его.

(Мельник)

Чтоб амбар наш был с зерном,

Нужен в поле ...

(Агроном)

В поле комбайнов слышится хор,

Хлебный корабль ведёт ...

(Комбайнёр)

Белые волосы, брови, ресницы.

Утром встаёт он раньше, чем птицы.

(Пекарь)

Временем рассеиваю,

Временем собираю.

Сам сыт бываю

И других кормлю.

(Пахарь)

Хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. В поисках пищи люди обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. (Слайд 14)

          Слово «хлеб» напоминает название     горшочков «клибанос», в которых древние греки выпекали свой хлеб. ( Слайд 15)

Заповеди о хлебе

  • Хлебом-солью встречали на Руси дорогих гостей. Этим

       показывали свою почтенную покорность.

  • Хлеб вносят в дом на новоселье – «Не красна изба углами, а красна пирогами».
  • В день свадьбы молодых обсыпают хлебными зёрнами, чтобы их жизнь была богатой.
  • Краюху материнского хлеба брали в дальнюю дорогу.
  • В колыбель к новорождённому обязательно клали краюшку хлеба, чтобы малыш рос здоровым и счастливым.
  • Самым большим грехом считается уронить хотя бы крошку хлеба, а ещё большим – растоптать эту крошку ногами.
  • Трудно достаётся хлеб человеку – лёгкого хлеба не бывает.  Очень часто хлеб защищали от врагов оружием. Не случайно на гербах многих городов винтовка соседствует с хлебом. (Слайд 16)

Ребята, скажите, какие однокоренные слова к слову хлеб вы знаете?

нахлебник
хлебец
хлебница
хлебный
хлебобулочный
хлебозавод
хлебозаготовка
хлебопашец
хлебопекарня
хлебопродукты
хлебопёк
хлеборезка
хлебороб
хлебосол
хлебоуборочный
хлебушек

Эпитеты

Хлеб – богатый, высокий, горький, густой, дармовой, добрый, желтый, золотистый, золотой, колосистый, легкий, налитой, насущный, небывалый, нелегкий, обильный, родительский, свежий, скудный, созревший, теплый, трудный, трудовой, тяжелый, тяжкий, хороший, честный, чужой. (Слайд 17)

А сколько пословиц и поговорок сложил народ про хлеб! Сейчас я хочу проверить, знаете ли вы пословицы – кладези мудрости. (Слайд 18)

( Обучающиеся получают разрезанные пословицы, им необходимо их восстановить.)

-Работа с пословицами.

  Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

  Много снега – много хлеба.

  На печи заседать – хлеба не видать.

  Не земля хлеб родит, а небо.

  Не хлебом единым жив человек.

  Плох обед, коли хлеба нет.

  Пока амбар не заполнишь зерном, не говори, что год урожайный.

  Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

  Пот на спине – хлеб на столе.

  Рано встать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.

  Ржаной хлебушка – калачу дедушка.

  Свой хлеб слаще чужого калача.

  Снегу надует, хлебу прибудет.

  У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Состав хлебаСостав хлеба

-   Мука- главная составляющая хлеба

  • В качестве жидкости для приготовления теста обычно выступает вода, но может использоваться и молоко.
  • Дрожжи традиционная закваска для теста. Без дрожжей хлеб не будет легким и пористым, так как именно дрожжи превращают сахар и другие углеводы в двуокись углерода.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным».    В музее Истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм!

(показать кусок чёрного хлеба в 125 граммов) (Слайд 20)

Продли жизнь чёрствому хлебу!

Можно:

1.Положить в целлофановый пакет на батарею.
2. Приготовить панировочные сухари.
3. Посушить гренки для супа.
4. Поджарить гренки к чаю.
5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп. (Слайд 21)

Запомните правила:

  1. Береги хлеб, он дорого достается.
    2. Не оставляй недоеденных кусков.
    3. Никогда не бросай хлеб.
    4. Продли жизнь хлебу.
    5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. (Слайд 22)

                        Приметы о хлебе

      -Если хлеб испечется необычайной формы, то в доме будет несчастье.                            - Если под вынутым из печи горячим хлебом смокнет то место, где он лежал, то будет дождь.                                                                                                                                                          - Если при резании хлеба мякоть хлеба пристает к ножу, то будет продолжительная дождливая погода".

       - Ежели кто обедая или ужиная, отложит кусок хлеба, недоест его и, забывшись, отломит другой, то это означает, что кто-нибудь из родных его терпит голод.                                      

       - Когда вынимают пироги из печи и пирог перевернется - к прибыли.

- Кто плесневый хлеб ест - хорошо плавать будет и не станет бояться грозы.

       - Когда один хлеб вынут из печи раньше прочих и разрежут, то все остальные хлебы испортятся.                                                                                                                                

     - Когда молодоженов встречают хлебом-солью, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином. (Слайд 23)

Загадки про хлеб (слайд 24)

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый".
(Хлеб)

"Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом" (Зерно)

"Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья".
(Зерно)

Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. (колос)

Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет -
Урожай соберет. (комбайн)

В кусочке сдобного теста

        Нашлось для начинки место,

        Внутри него не бывает пусто –

        Там часто мясо или капуста. (пирожок)

Подведение итога

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай!


Список использованной литературы и источников

1. М.О. Володарская. Час общения.. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).

2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! – М., «Детская литература», 1974

4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/22/klassnyy-chas-na-temu-khleb-vsemu-golova

5.  Алмазов Б. А. Хлеб наш насущный. – Л.: Лениздат, 1991

6.  Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Баш. кн. изд – во, 1997

7.  Кузнецов И. Хлеб – всему голова // Экология и жизнь. – 2007. - №5. – с.74 – 77.

8.  Именем хлеба: Сборник/Сост.: Л. В.Сушкова. – М.: Моск. рабочий, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географическая викторина по Мордовии "Мой край родной"

Викторина содержит 20 вопросов на знание природы Мордовии....

Мой край родной, Мордовия моя!

Стихи о Родине, о Мордовии...

Внеклассное мероприятие "Край родной - Мордовия моя"

Внеклассное мероприятие по истории и культуре Родного края, направленное на воспитание патриотизма, любви к Малой Родине....

Внеклассное мероприятие "Край родной - Мордовия моя"

Внеклассное мероприятие по истории и культуре Родного края, направленное на воспитание патриотизма, любви к Малой Родине....

Внеклассное мероприятие" Край родной,Мордовия моя"

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...

Занятие по краеведению "Мой край, родной - Мордовия, моя"

На занятии дети совершают заочное путешествие по районам Мордовии....