Сценарий внеклассного мероприятия,посвящённого Международному дню родного языка.
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Марочкина Галина Николаевна

Мероприятие проведено в рамках Международного дня родного языка среди учащихся 5-7классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:


МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие, посвященное

Международному дню родного языка

«Родной язык – душа народа»

Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Марочкина Галина Николаевна


2017год

Цель:  познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка; вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся. Воспитывать  патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство,  раскрывать таланты ребят. Формировать бережное отношение к родному языку, чувство принадлежности  к своим  предкам, народу, культуре, знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества. 
Задачи: развитие познавательности во внеурочное время; умение работать с различной  литературой; развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Оборудование:  мультимедийная презентация «День родного языка»

Ход мероприятия

   Учитель: 1слайд.Вы думаете, планету населяют люди, животные и птицы? Планету населяют голоса: голоса леса и луга, города и моря. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Человеческая речь – малая крупица в земном многоголосье, - этими словами мы начнём наше мероприятие  2слайд «Родной язык-душа народа».

Ученик: Сегодня все наречия планеты                    

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,                     

И уникальность среди равных масс.

Ученик: Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ученик: Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

 Учитель: Сложно себе представить, как общались люди, когда средством коммуникации был не язык, а, к примеру, жесты или мимика. Наверняка сегодня, мы бы не сумели передать выраженно и ярко все эмоции и переживания, мысли воплощая в песни, стихи или прозу.

В нашем мире существует около 6 тысяч языков, все они уникальны и имеют свою неповторимую историю. 3слайд С их помощью мы выражаем своей сущность, показываем свой менталитет, культуру и традиций другим народам на Земле. Каждый из народов имеет свой уникальный и неповторимый язык, который отвечает предназначению человека и несет в себе целое наследие. В нем передается вся самобытность народа, поэтому родной язык - это предмет для настоящей гордости. Лишь с помощью речи мы способны расширять свой кругозор, познавать культуры других стран, поэтому нужно уважать языки всех населений и держав, чтобы налаживать и сохранять дружественные и мирные отношения со всеми народами. С этой целью был создан Всемирный день родного языка, история развития которого длилась тысячелетиями.

Ученик: В международный день родного языка

Я всем народам сохранить желаю

Их языки, культуру на века!

Пусть каждый свой язык не забывает!

Единство наше - в языке родном,

В любой стране я русского узнаю!

Тем, кто родным гордится языком,

Я в жизни только лучшего желаю!        

Учитель: Еще во времена революций, в стране насчитывалось более 193 языков. 4слайд Со временем, до 1991 года их количество сократилось до 40-ка.

Во всем мире, языки рождались, «жили» и вымирали, поэтому сегодня очень сложно сказать, сколько за всю историю человечества их существовало. Об этом могут свидетельствовать только некоторые находки с непонятными надписями и иероглифами. 

В 1999 году 17 ноября генеральной конфессией ЮНЕСКО было принято решение о необходимости создания праздника 5слайд День родного языка, который бы напомнил людям о том, как важно ценить и уважать родной язык и языки других народов, стремиться к многоязычию и культурному разнообразию. Датой празднования назначили день 21 февраля.   Международный день родного языка отмечается с 2000 года. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.

21 февраля 2001 года в Париже состоялась презентация 6слайд Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он дает возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. Среди последних выделены Сибирь и Кавказ. По мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30 процентов детей. Атлас отмечает, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около пятидесяти языков. Некоторые из них, например, лапландские, на которых говорят в скандинавских странах и на севере России, считаются умирающими, финно-угорские ,самоедские , тюркские  и тунгусско-маньчжурские  На Кавказе, в частности, в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро.

7слайд Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве.

История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь

Ученик: Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…


Учитель:  В целом мире насчитывается до 6 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.
В Российской Федерации
8слайд русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей, а также основным государственным языком., Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.  Русский язык - важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находится под особой защитой со стороны государства.

       Каждый гражданин России должен осознать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И поэтому сейчас главной задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры.
День родного языка в 
России – это не просто праздник, это повод выразить благодарность всем, кто творил историю русской речи и совершенствовал ее. Мы должны быть признательны учёным- просветителям, которые создали первый букварь, первый алфавит, первые великие произведения.

Более тысячи лет назад 9слайд славянские книжники братья Кирилл и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита.

10слайд Владимир Иванович  Даль создал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка».

11слайд Виктор Владимирович Виноградов -русский филолог, академик,  создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы.

12слайд Михаил Васильевич Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, новых литературных форм.

Можно называть долго  имена тех, кто внёс большой вклад в историю развития русского литературного языка.

13слайд Учитель: В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа. Нельзя не обратиться к высказываниям великих творцов литературы, которые с такой любовью и искренностью говорят о Русском языке. Мастерам слова можно верить: они знали русский язык, умели им пользоваться, понимали и оберегали его богатства.

14слайд «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский 

15слайд «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа. Его душа и быт родной...»  Пётр Андреевич Вяземский

16слайд «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу». Николай Михайлович Карамзин

17слайд «Наш язык –наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость». Константин Георгиевич Паустовский

18слайд «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей». Николай Гаврилович Чернышевский

 

19слайд «Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". Александр Иванович Куприн

20слайд Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". Максим Горький.

21слайд Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. Алексей Николаевич Толстой.

22слайд "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!" Иван Сергеевич Тургенев

23слайд Учитель: Мы должны помнить, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

Ученик. Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой  великий язык!

Учитель: В каждом языке есть свои пословицы и поговорки. Некоторые из них посвящены языку.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Что написано пером, не вырубишь топором

Не бросай слов на ветер.

На чужой роток не накинешь платок.

По речи узнают человека.

Твоими бы устами да мед пить.

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Русский язык, что чистый родник.

Кто русским языком владеет, тот большую силу имеет.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

 24слайд Учитель: Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

25слайд Ученик: Есть много способов общения:
Жест, мимика или сигнал.
Но вот в» прекрасное мгновение"
Связь звуков человек познал.
Теперь известна сила слова!
ерх
И как богат язык людей!
Один вопрос тревожит снова:
Какой язык считать важней?
Кого не спросишь, без сомнения,
Хоть это финн, словак, казах.
Ответят, не вступая в прения:
Вся красота в родных словах!

26слайд Учитель: На нашей планете живут люди  с разным цветом кожи, с разной историей, разными обычаями и  традициями и  говорят  на  разных языках.  Среди языков  есть  родственные,  у них много одинаковых или похожих слов. Каждый народ бережёт свой язык, свою речь – это  его  культура.  Пока  человек  хранит  свою  речь,  свою  культуру  –  он  является полноценным  представителем  своего  народа.  Поэтому  все  народы  очень  бережно

относятся  к  своим  культурным  ценностям  и  к  своему  родному  языку.

Ученик: Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

27слайд Учитель: Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.

Как не велика Россия, как не богата красивыми местами и замечательными людьми, у каждого человека до конца дней сохраняется любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь - к Отчему краю, к малой Родине. 28слайд Моя малая Родина- Мордовия. Это прекрасный уголок в центре России между красивыми реками - Окой и Сурой. У моего народа древняя и богатая история. 29слайд Наши предки создали богатую культуру, сохранили свой язык и традиции. Только у нас в Мордовии сейчас живут, работают и учатся представители более  сорока национальностей. И стоит ли сомневаться в том, что любой из этих представителей сейчас может сказать: «Я живу в Мордовии». Мордовский народ сложился из двух родственных племён – мокша и эрзя, которые ещё с незапамятных времён жили в здешних местах, в бассейнах Мокши и Суры по соседству со славянскими племенами.

30слайд «Мордва ли 1000 лет назад вошла в Русь? Русь ли пришла в мордву? Они по воле истории встретились на одной земле, чтобы сохранять и укреплять друг друга, чтобы через тысячу лет русский поэт Сергей Есенин мог сказать: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!..» «Мы были вместе и в часы побед, и в часы испытаний».

Ученик: В России, средь березовых просторов
Полянка есть - Мордовия моя !
Она, как песня матери, с которой
За горы уходил и за моря.
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой.
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки!
Моя полянка - сторона моя!

Учитель: Языки эрзи и мокши - это во многом судьба мордовского народа. Каждый из них – его, культура и достоинство. Родной язык-это характер народа, его память, история, духовное могущество.

Ученик: 

Лембе сон ды маней,

Теке чись менельсэ.

Эжди седеенек,

Кепеди ойменек.

Моравиця гайтне,

Сехте тантей валтнэ,

Сехте превей койтне,

Ёвкстнэ,ёвтамотне.

Звонкий и певучий

Наш язык эрзянский,

Сердце согревает,

Дух наш поднимает.

Звуки, словно песни,

А слова так сладки,

Мудрые легенды,

Бабушкины сказки.

Учитель: Долгое время у мордовского народа не было своей письменности.

Коренным образом изменили развитие образования своего народа такие люди, как:

31слайд Захар Федорович Дорофеев - автор мордовского букваря.

Михаил Евсевьевич Евсевьев - создатель учебников на мордовском языке.  

Павел Петрович Орнатов - составитель первого учебника "Мордовская грамматика," на наречии мордвы-мокши.

 Арсентий Филиппович Юртов - составитель первого букваря на эрзянском языке.

Анатолий  Павлович  Рябов- лингвист, именем которого и назван  фонд возрождения эрзянского языка. 

32слайд Несколько лет назад 16 апреля  был официально объявлен Днём эрзянского языка, а затем  переименован в День мордовских языков. Сегодня во многих уголках России отмечается День мордовских языков, этот праздник является хорошей возможностью высказать слова искренней любви и уважения к одному из древних финно-угорских языков – мордовскому (мокшанскому и эрзянскому).

33слайд Мы любим свой край! Любим  его безбрежные поля, цветущие сады, спелые ягоды.Мне хочется сказать: «Мордовия- это должно звучать!» И звучит Мордовия, и звучат имена великих людей, которые воспели республику в своём творчестве и великих делах.

34слайд Всемирно известный скульптор С.Д. Эрьзя полно раскрыл в своих работах –скульптурах духовный мир мордовского народа.

Ярко и душевно воспел на своих полотнах радость, смех и живую улыбку  земляков художник Ф.В. Сычков.

Многим известны такие мордовские поэты, как А.Н.Полежаев и Н.П. Огарев.

Как самой большой святыней мы гордимся именами своих героев,которые  взрастила наша Мордовская земля. Это: Феодор Ушаков, Михаил Девятаев Мордовия  стала великой республикой со своей национальной культурой, которой мы должны гордиться. 35слайд

Ученик: 

Живи, Мордовия моя,

Храни небесный свет

Твои прекрасные поля

Осыпал лунный свет

Живи, Мордовия моя,

Не зная горьких бед

Мне без тебя в чужих краях

Другого счастья нет!

 У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. А в языке передаются все особенности образа жизни того или иного народа. Поэтому многие народы, даже малые стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности. 36слайд

Эрзянь кель, эрзянь кель,

Ашо килей, чуди лей,

Чольдердиця горнипов

Гайсэ морыця цёков.

С.Люлякина

Серафима Марковна сравнивает родной эрзянский язык с красивой белой берёзой, с журчащей речкой, с звенящим бубенчиком и с чарующим нас своими трелями соловьиным пением.

37слайд Сберечь  язык - важная задача. Так как язык нам дорог как родная мать, наши предки назвали его родной язык. К сожаленью, мы живем в такое время, когда не ценят родной язык, родное слово. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком. У кого есть родной язык – есть свое национальное лицо, есть свое «я», как человек есть уважение к себе. Мы обязаны сберечь свой родной язык, передать его нашим потомкам, ведь это часть жизни. Любите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. В нём наше прошлое, настоящее и будущее! Народ жив, пока живы его культура и язык!

38слайд 

Ученик: Родной язык — народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!

Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!    

И закончить наше мероприятие я хочу гимном республики Мордовия, который поётся на трёх языках, что говорит о тесной взаимосвязи  нашей республики и России, о дружбе народов и родстве. 39слайд

Гимн




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Форма проведения:  брейн-ринг для обучающихся 8-х классов.Цели и задачи:Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее полученные знания в новой с...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого юбилею С. Ковалевской

Разработка данного сценария подходит для проведения предметной недели, для проведения внеклассного мероприятия по математике...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого юбилею С. Ковалевской

Разработка данного сценария подходит для проведения предметной недели, для проведения внеклассного мероприятия по математике...

сценарий внеклассного мероприятия к международному дню родного языка

Цель:  познакомить ребят с Международным днем родного языка – день, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 году,  вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, к культуре и традиц...

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню родного языка

Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.Задачи:развитие познавательности во внеурочное время;умение работать с различной  литературой; развитие интеллектуаль...

Методическая разработка общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню родного языка (в рамках Литературной недели)

Методическая разработка общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного  Международному дню родного языка (в рамках Литературной недели)...