Методическая разработка общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню родного языка (в рамках Литературной недели)
методическая разработка (8 класс)

Тихонова Нонна Вдладимировна

Методическая разработка

 общешкольного внеклассного мероприятия, 

посвященного  Международному дню родного языка

 (в рамках Литературной недели)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа №9" г. Нурлат Республики Татарстан

Методическая разработка

 общешкольного внеклассного мероприятия, 

посвященного  Международному дню родного языка

 (в рамках Литературной недели)

Автор-составитель: Тихонова Н.В.,

учитель родного (русского )

языка и литературы,

первой кв.категории

Март, 2021г

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

  1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка.
  2. Продолжать развивать и корригировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.
  3. Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборудование: мультимедийная презентация; а/запись песни «Моя Россия» (дет.ансамбль «Гномы»); словари В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова; карточки с заданиями для конкурсов; жетоны, призы.

Ход мероприятия

(Звучит песня «Моя Россия»)

 

Вступление. Сообщение темы. (Слайд 1).

-Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания К.Г. Паустовского:

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»   (Слайд 2)

Ведущий: (Слайд 3)

-Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. 

В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

(Слайд 4). Россия — многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?

(Слайды 5-13) Мы можем услышать армянский, белорусский, грузинский,казахский, татарский, мордовский, чувашский, русский и многие другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

Ведущий: 

— Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели. (Слайды 14-16)

-Николай Васильевич Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг…»

-Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык!»

-Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

Стихотворения о родном языке читают учащиеся.

Слайд 17: Любой язык по-своему велик,

                   Бесценное наследство вековое.

                   Так берегите свой родной язык, 

                   Как самое на свете дорогое!

 

  1. На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

 

  1. Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

 

  1. Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, —

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один. 

 

  1. А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет. 

 

  1. Я люблю свой родной язык! 
    Он понятен для всех, 
    Он певуч, 
    Он, как русский народ, многолик, 
    Как держава наша, могуч…

 

  1. Как же прекрасен родной мой язык,
    Волшебный, певучий, играющий.
    Словно прозрачный хрустальный родник
    Сердце и душу ласкающий. 

 

  1. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
    В нём каждая песня – красавица.
    Порою прекрасный, суровый подчас,
    Отечество наше им славится.

-Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. (Слайд 18 — «Знатоки родного языка»)

Основная часть

Ведущий: 

— Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека — без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок. (Слайд 19 – «Пословицы и поговорки»)

Ученик:

Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

 

«Дополни пословицу»

-Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

(Ведущий читает, учащиеся воспринимают фразы на слух)

Век живи — …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит, а человека — …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл — береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Поспешишь — … (людей насмешишь).

Язык мой — …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Хочешь есть калачи, …(не сиди на печи).

Делу время — … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).

 

Конкурс «Крылатых выражений» (Слайд 20)

— Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность). 

-Раскройте смысл этих выражений:

(Ведущий читает, учащиеся воспринимают фразы на слух)

Во весь дух. (быстро)

Сесть в лужу. (быть обманутым)

Прикусить язык. (замолчать)

Знать на зубок. (выучить)

Оказаться у разбитого корыта. (остаться ни с чем) 

Ведущий: 

-Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Многие ученые пытались составить перечень слов русского языка, которые объединяли в огромные словари.

(Слайд 21: словари В.И. Даля, С.И.Ожегова,  Д.Н.Ушакова.)

 

Конкурс «Весёлые вопросы» (Слайд 22)

(Ведущий читает, учащиеся воспринимают фразы на слух)

— Сколько гласных в словах: семья, сорока? (7я, 40а; правильно – 2, 3)

— Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)

— Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)

— Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)

— Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)

— Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)

— Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой) 

Ведущий: 

«Речь – это показатель ума» — так гласит народная мудрость. И если человек засоряет свою речь нецензурными (матными) словами – это говорит только о его бедном словарном запасе и неумении владеть своими эмоциями. Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? (Слайд 23).

-Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

-Что нужно делать чтобы наша речь была грамотной, вежливой?

 (Ответы детей)

Заповеди речевого этикета (Слайд 24)

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

  1. Помни, что вежливость — основа речевого поведения.
  2. Уважай собеседника, не перебивай его.
  3. Если твой собеседник допускает речевые ошибки, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться.
  4. Говори просто, четко, понятно.
  5. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
  6. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

Итог мероприятия

Ведущий: 

-Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. И я надеюсь, что многие из вас поняли, что для того чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом и бороться за его чистоту.

-Будем беречь и любить наш русский язык, ведь с него начинается Родина!

(Слайд 25 – «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком»).

Ученики:

-Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

-Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

-Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

-Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык! (Все вместе)

Слайд 26 – обращение ко всем: «Люди! Изучайте, берегите, цените и уважайте родной язык!»

Награждение участников.

-Спасибо за внимание! (Слайд 27)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятия по английскому языку в рамках предметной недели.

Неделя английског языка активизирует творческие возможности обучающихся, демонстрирует практическое применение изученного материала. Учитель всячески поощряет любознательность обучающихся, самостоятел...

КВН по русскому языку в рамках предметной недели

КВН по русскому языку в 5-11 классах...

Внеклассное занятие по русскому языку в рамках предметной недели. «Весёлая грамматика»

Внеклассное занятие по русскому языку в рамках предметной недели.«Весёлая грамматика»...

Проект по русскому языку в рамках предметной недели "Родословная"

Гениалогия - раздел исторической науки, изучающий происхождение  и связи отдельных родов. Генеалогическое древо Кармановой Галины....

Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка "Родной язык - неиссякаемый родник"

Цель:  воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе "Час занимательного русского языка" ( в рамках предметной недели)

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе  "Час занимательного русского языка" ( в рамках предметной недели)...

Интегрированный урок «Международный день родного языка» в форме «Литературно-поэтической гостиной»в рамках духовно-нравственного воспитания в 7-9 классах

Интегрированный урок «Международный день родного языка» в рамках «Литературно-поэтической гостиной» в 7-9 классах, 16.02.202 по направлению Духовно-нравственного воспитания, по...