Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка "Родной язык - неиссякаемый родник"
    методическая разработка (5 класс)

    Аверина Надежда Петровна

    Цель:  воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл den_rya_na_sayt.rar2.98 МБ

    Предварительный просмотр:

                           Внеклассное мероприятие ко дню родного языка

    «Родной язык – неиссякаемый родник»

    Цель:  воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность

    ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

    1-й ведущий: Международный день родного языка отмечается ежегодно 21 февраля. Он был учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.

    Празднуется с 2000 года.

    Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.

    2-й ведущий: Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках.  А всегда ли это было так?

    1-й ведущий: Согласно  Библейскому преданию, после всемирного потопа все люди разговаривали на одном языке. Люди захотели построить  в Вавилоне башню до самых небес как символ человеческого единства.

    Не захотел Бог, чтобы люди добрались до неба, и в наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.

    2-й ведущий: Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.

    Более 130 языков звучат в нашей стране.

    Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».

    1-й ведущий:

                            Есть много способов общенья:

                            Жест, мимика или сигнал.

                            Но вот в «прекрасное мгновенье»

                            Связь звуков человек познал!

    2-й ведущий:

                            Теперь известна сила слова!

                        И как богат язык людей!

                       Один вопрос тревожит снова:

                        Какой язык считать важней?

    1-й ведущий:

                            Кого ни спросишь, без сомненья,

                            Хоть это финн, словак, казах,

                            Ответят, не вступая в прения:

                            Вся красота в родных словах!

    2-й ведущий:

                            Ведь свой язык милее слуху,

                            И всех дороже тоже он.

                            Родной язык – основа духа.

                            Народом он введен на трон.

    1-й ведущий:  Около 6 тысяч языков существует в мире, и ко всем можно отнести эти высокие слова. Каждый язык – ценность. Он отражает историю своего народа, его опыт, жизненную мудрость. Один из самых ярких и образных языков – русский язык. Лучшие его качества – афористичность, изумительная меткость, гибкость и выразительность.

    2-й ведущий: Известно много высказываний великих людей о русском языке. Мастерам слова можно верить: они знали русский язык, умели им пользоваться, понимали и оберегали его богатства.

    Посвящаем нашу игру великому русскому языку

     Итак, начинаем игру. Игра проходит в 4 тура. Встречаются 3 команды знатоков русского языка. Представление команд.  

    1 тур. Разминка

    1) Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

    2) В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила))

    3) Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

    4) Сколько падежей в русском языке? (6)

    5) Сколько спряжений у глагола? (2)

    6) Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

    7) Назовите окончание существительных 1-го склонения? (ж. и м.р.- а, - я)

    8) Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)

    9) Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

    2 тур. Продолжи пословицу

    «Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов.

    С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях устного народного творчества.  

    Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость.

    Пословицы не даром молвятся,

    Без них прожить нельзя!

    Они великие помощницы

    И в жизни новые друзья.

    Порой они нас наставляют,

    Советы мудрые дают,

    Порой чему-то поучают

    И от беды нас берегут.

    Век живи - …

    Крепкую дружбу топором …

    Без труда …

    Землю солнце красит , а человека - …

    Нет друга – ищи, …

    Человек без Родины, …

    Поспешишь …

    Язык мой - …

    Семеро одного …

    Хочешь есть калачи …

    Делу время  …

    Друзья познаются в …

    3 тур. Крылатые выражения

    Крылатые выражения попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность. Объясните значение крылатых выражений

    • Во весь дух.
    • Сесть в лужу.
    • Прикусить язык.
    • Знать на зубок.
    • Оказаться у разбитого корыта.
    • В час по чайной ложке.
    • Водить за нос.
    • Зарубить на носу.
    • Чесать языком.
    • Делать из мухи слона.
    • Белая ворона.
    • За красивые глаза

    4 тур.  Конкурс «Слова играют в прятки»

         Стол накрыли к обеду. Догадайтесь, что стоит на столе. Слова-названия блюд «спрятались» в предложениях.

         (Каждой команде предлагается по 1 предложению.)

    Пока шакал где-то рыскал, волки выли на луну.

    Я твою машинку не трогал, она сама сломалась.

    Соседский кот лета не любит: слишком жарко ему.

      Подводятся итоги конкурса.

    1-й ведущий: Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

    2-й ведущий: Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом.

    1-й ведущий: Заповеди речевого этикета

    1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

    2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

    3. Уважай собеседника, не перебивай его.

    2-й ведущий:

    4. Если твой собеседник допускает речевые  погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

    5. Говори просто, четко, понятно.

    6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

    7. Употребляй только те слова, значение которых               для тебя совершенно понятно.

    1-й ведущий:

                            Ты уважай язык своей Отчизны,

                            Считая долгом в совершенстве его знать.

                            Историю и быт народной жизни

                            Через него удастся нам познать.

    2-й ведущий:

                            Любой язык по-своему велик,

                            Бесценное наследство вековое.

                            Так берегите свой родной язык,

                            Как самое на свете дорогое!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню родного языка для 8 - 11 классов

    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню родного языка для 8 - 11 классов...

    Внеклассное мероприятие "Международный день родного языка"

    Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается с 2000 года. Необходимо воспитывать у молодого поколения любовь к родному языку, гордость за свою культуру, литературу....

    Внеклассное мероприятие ко дню родного языка.

    Встреча с местными писателями нашего села. Они написали свои замечательные стихи про наш родной язык....

    Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка

    Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка...

    Внеклассное мероприятие к Дню родного языка

    Материал предназначен для проведения  внеклассных мероприятий, посвященных Дню родного языка  и Дню матери в среднем и старшем звене школы...

    Родной язык - неиссякаемый родник

    Общешкольное мероприятие ко Дню родных языков...

    Разработка внеклассного мероприятия "Международный день родного языка"

    Данное мероприятие разработано для обучающихся старших классов. В нём представленны стихотворения о родном языке писателей разных национальностей....