Рабочая программа "Умники и умницы"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ткач Наталья Юрьевна

Рабочая программа интеллектуального развития в рамках внеурочной деятельности развития детей от 12 - 18 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

(рабочая программа в рамках «Внеурочной деятельности»

развития детей от 12 до 18 лет)

                                                                                Программу разработала

                                                                                Воспитатель  Ткач  Н.Ю.

г.Рязань

1. Пояснительная записка

      Программа  «Умники  и  умницы» - рабочая  программа в рамках «Внеурочной деятельности», определяющая содержание и организацию образовательной и воспитательной деятельности детей и подростков от 12 до 18 лет и обеспечивающая развитие их личности  в различных видах общения и деятельности.

     Особенности интеллектуального развития детей нашего учреждения в основном обусловлены недостаточным развитием психических качеств, образующих познавательные способности( такие, как внимание, абстрактное мышление, память и др.) из-за того, что данные качества своевременно не подверглись упражнениям и тренировке. Дети не умеют логически мыслить, предвидеть последствия собственных поступков, у многих низкая познавательная активность, отсутствие интереса к научным и общественно-политическим проблемам, к вопросам истории, духовной культуры. Утилитарные, житейские интересы преобладают у них над познавательными и общекультурными интересами.

     Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились познавательные, развивающие занятия в дошкольном возрасте, то это ещё не поздно сделать в младшем школьном и подростковом возрасте. Способности развиваются  в деятельности и только в эмоционально приятной.

     Предлагаемая  программа  направлена на создание условий для совершенствования общего образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний, а также на воспитание многогранной личности.

Программа предоставляет детям и подросткам возможность развивать и укреплять готовность к творческой деятельности, повысить собственную самооценку и статус в глазах сверстников, педагогов, приобрести навыки проведения досугов и праздничных мероприятий, сформировать практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Коллективное участие детей и подростков в праздничных мероприятиях способствует их сплочению, укреплению традиций Центра, утверждению благоприятного социально-психологического климата в нём.

           Цель:  расширение и углубление знаний детей и подростков в рамках образовательных областей, формирование у них приёмов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

             Задачи:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • расширение, углубление и актуализация имеющихся знаний;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти, речи;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей через общение со сверстниками и взрослыми, коллективно-творческую деятельность;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровых установок и навыков;
  • формирование представления о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности.

       Образовательный процесс в «Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции» организуется в соответствии с годовым календарным учебным графиком, утверждённым директором Центра на учебный год и расписанием занятий.

       Режим занятий: 1 час в неделю, 36 часов в год.

       Продолжительность 1 занятия: 30 – 40 минут.

Формы и методы организации занятий.

=  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

    (информация из разных областей науки, работа с различными источниками  информации, беседы, дискуссии, просмотр видеофильмов, роликов, слайдов и т.д.)

=  ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

    (интеллектуальные развивающие игры, викторины, стимулирующие познавательные процессы; анкетирование, индивидуальная и групповая работа)

=   ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕНТРА

     (репетиции и подготовка к праздничным мероприятиям Центра, участие в них и проведение)

2. Учебно – тематический план.

Тема

Теоретич.

Практич.

Всего

1.

Вводные занятия «Познай себя и других»

(инструктаж,анкетирование)

1

1

2

2.

Дискуссии и беседы на тему «Экология-ЗОЖ»

6

_____

6

3.

Дискуссии и беседы на тему «Моё Отечество»

5

_____

5

4.

Интеллектуальные игры

_____

9

9

5.

«Киноклуб»

(просмотр и обсуждение видео-,слайд-фильмов по теме; работа с фото- и видеоматериалами)

4

1

5

6.

Социально-значимая деятельность

(подготовка и проведение открытых традиционных мероприятий Центра, участие в игровых, театрализованных и показательных выступлениях)

_____

9

9

7.

Всего

16

20

36

3. Содержание программы

Направление

Цели и задачи

Наименование мероприятий

Сроки проведения

«Познай себя и других»

(инструктаж, анкетирование)

- установление благопри-ятного психологического климата;

- выявление способностей;

- выявление лидеров;

-изучение духовно-нравст-венного развития;

-формирование правовой культуры.

1. Инструктаж.

2. Анкетирование:

   -«Изучение личности ребёнка»

   -«Уровень воспи-танности»

   -«Что ты знаешь о своих правах и обязанностях?»

3. Викторина «Я знаю свои права»

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Сентябрь

Декабрь

«Моё Отечество»

- формирование нацио-нального самосознания и личностного развития детей и подростков через приобщение к националь-ным традициям;

- формирование истинных духовных ценностей.

1. Дискуссии и беседы по теме:

-«Россия – Родина моя»;

-«Символика России»;

-«Исторические памятники Рязани»;

-«Новогодние традиции»

-«Рождество Христово»;

-«Русская Масленница»;

-«Знамя Победы»;

-«Патриоты России»

2. «Чтобы помнили»

(поход в музей)

Сентябрь – Май

Май

«Экология – ЗОЖ»

- формировать широкое экологическое мировоз-зрение детей и подростков;

- углублять знания о природе и хозяйтвенной деятельности человека;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

- укреплять здоровье

1. Дискуссии и беседы по теме:

-«Разнообразие живот-ных на земле»;

-«Земля и человечество»;

-«Сокровища земли под охраной человечества»;

-«Наше здоровье»;

-«Гигиена девочек. Гигиена мальчиков»;

-«Первая помощь при травмах и отравлении»;

-«Первая помощь при укусах насекомых, животных»;

2. Цикл мероприятий «Вредным привычкам – НЕТ!»:

-«Здоровье детей – здоровье нации»;

-«Моя любимая вредная привычка»;

-«Что ты знаешь о курении?»;

-«Что ты знаешь о наркомании?»

-«Умей Сказать – НЕТ!»

Сентябрь – Май

Сентябрь – Май

Интеллектуаль-ные игры

-развивать мыслительные операции анализ и синтез;

-учить анализировать отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

-развивать умение анализировать;

-развивать кругозор детей, упражнять их в определении понятий;

-развивать мыслительную операцию – обобщение;

«Ребусы»

«Шарады»

«Метаграммы»

«Логогрифы»

«Анаграммы»

«Ассоциация»

«Аналогии»

«Хорошо-плохо»

«Что есть что»

«Антонимы»

«Синонимы»

«Омонимы»

«Домино»

2. Викторина по ПДД

3. Игровая программ-ма «Что?Где?Когда?»

Сентябрь – Май

Ноябрь

Апрель

«Киноклуб»

(просмотр и обсуждение раз-личных видео-, слайдфильмов, роликов по теме; работа с фото и видеоматериалами)

  1. «По страницам истории»

(цикл видеоматери-алов  патриотичес-кой  направленности)

  1. «Это нужно знать!»

(цикл видеоматери-алов по экологии, ЗОЖ)

  1. Просмотр психологических роликов
  2. Просмотр кинофильма, посвящ. Дню Победы.

Сентябрь – Май

Май

Социально – значимая деятельность

-развивать у детей и подростков мотивацию на творческую деятельность через приобщение к национальной культуре;

-формировать художествен-ный и эстетический вкус;

-воспитывать в духе общечеловеческих цен-ностей, обычаев и традиций.

1. Подготовка и проведение тради-циционных мероп-риятий Центра:

-«Осенины»

-«Новогодние и Рождественские встречи»

-«Масленица»

-«День защитника Отечества»

-«Международный женский день»

-«Праздник Пасхи»

-«День театра»

-«День здоровья» и др.

Сентябрь – Май

4.Планируемые результаты.

       Основным результатом работы по Программе следует считать положительную динамику развития подростков, выраженную через:

  • готовность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • формирование элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.);
  • обогащение опыта восприятия окружающего мира;
  • повышение уровня восприятия, памяти и устойчивости внимания;
  • формирование нравственных и этических чувств;
  • умение работать в группе, учитывая мнения партнёров.

5.Материально-техническое обеспечение

       Занятия проводятся на базе «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г.Рязани, а также за его пределами, в зависимости от вида деятельности, и осуществляется за счёт технических средств обучения (аудио-, видеоаппаратура, компьютерное оборудование), методической и художественной литературы.

 

6. Литература

1. Тихомирова  Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника»/ Ярославль, 1997г.

2. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. «Психотренинг: игра с упражнениями»/ М.,1998г.

3. Афонасьев С.,Коморин С. «Триста творческих конкурсов»/ Кострома, 2002г.

4. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»/ С-Пб, 1998г.

5. Геллер Е.М. «Наш друг – игра»/ Минск, 2007г.

6. Бидюкова Г.Ф.,Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А., Ериаков Н.Ф. «Исследователи природы:  программы  для внешкольных учреждений»/ М.,1983г.

7. Короткова Л.С. «Общая биология естественнонаучного профиля»/М.,1998г.

8. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. «Биология. Человек и его здоровье» Учебник для 9 класса/М.,1997г.

10. Мазыкина Н.В., Горкина Н.В. «Растим патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию/Москва, 2011г.

11. Балязин В.Н. «1000 занимательных сюжетов из русской истории»/Москва, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» (с календарно-тематическим планированием) 6,7 класс

Рабочая программа предметного кружка по математике может служить хорошим подспорьем при составлении тематического планирования кружка для начинающих педагогов....

Рабочая программа по психологии на параллели 1-х классов "Умники и умницы" в рамках внедрения ФГОС

Представлена програма работы с учениками 1-х классов в рамках внедрения ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Программа для учащихся 6 класса разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с использованием...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательн...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего о...