«Что, когда и как сказать».
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Карасёва Валентина Алексеевна.

занятие по нравственно – этическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_napisano_perom-_ne_vyrubish_toporom.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Что, когда и как сказать».

Цель: нравственно – этическое воспитание.

Задачи: развитие речевой культуры и творческого мышления; коррекция культуры поведения на основе анализа ситуативных задач; воспитание культуры повеления в социуме.

Методы: рассказ-беседа, работа в группах, самостоятельная работа с текстом

Оборудование: план-конспект, символичные картинки, раздаточный

                            материал.

Ход

  1. Работа с текстом. (Индивидуальная работа).

Каждый из воспитанников получает листок с стихотворением, в котором перепутаны слова.

Задание: расставить слова по своим местам.

                 Огурцы играют в прятки,

                 Малыши растут на грядке.

                 Мушкетёры спят в овраге,

                 Поросята точат шпаги.

                 Раки в цирк бегут ватагой,

                 Дети дремлют под корягой.

                 Волки плавают по дну,

                 Щуки воют на луну.

                 Это что за ералаш?!

                 Заточите карандаш.

Предложить детям подумать и сказать, когда данный текст имеет смысл: до изменения или после него.

  1. Введение в тему.

На доске вывешиваются два символа: перо и топор.

- В этих символах спрятана пословица. Назовите её. (слайд 6)

      (Что написано пером - не вырубишь топором).

         Открывается тема занятия.

- Как вы понимаете эту пословицу?

         (Ответы детей).

Постановка цели: на всех этапах занятия необходимо подтвердить справедливость данной пословицы.

  1. Рассказ- беседа.

- Назовите известные вам языки?

    (Рус. Нем. Англ…)

- Как вы считаете, сколько языков существует в мире? (4000)

- Какие способы общения людей вы ещё знаете? (Письменный)

- Для чего ещё нужна письменность? (Для чтения книг, которые являются источником информации)

Предложить детям заслушать письмо.

Здравствуйте ! Пишу я. У меня всё хорошо, учусь. Здесь учусь я хорошо, всё нормально. Ходили вчера вместе в кино. А так всё хорошо. Как у вас? Хочу на каникулы поехать. Напишите мне, как дела. Мои хорошие. Был на празднике. Как ребята? Скоро собираюсь в гости. Напишите мне ответ. Жду письма. До свидания»

Детям предлагается высказать своё мнение по поводу этого письма.

- Всё ли понятно в письме?

- О чём хотел рассказать автор письма?

- О чём можно написать, отвечая на данное письмо?

- Возникает ли у вас желание «вырубить его топором»?

- Почему этого сделать нельзя?

IV. Работа с текстами.

Вниманию детей предлагаются две заметки из школьной стенгазеты, в которых два мальчика делятся своими впечатлениями об отдыхе в лагере.

  1. Летом я отдыхал в лагере «Берёзка». Это хороший лагерь. Там рядом река, в которой мы купались. Вода была тёплая, погода хорошая. Я загорал и научился плавать. В лагере проходили интересные мероприятия. Там появилось много друзей у меня. Мне очень понравилось в лагере «Берёзка»
  2. Летом я отдыхал в лагере «Берёзка». Лагерь стоит на берегу реки Дон. Она поразила меня своей красотой. У берега вода голубого цвета, дальше светло- зелёного оттенка, потом темно- синяя. Как здорово с разбега прыгать в реку, наслаждаясь приятной прохладой! Мы с ребятами очень весело проводили время. Это весёлые посиделки у костра, спортивные мероприятия, театральные постановки, конкурсы. Я познакомился с мальчиками и девочками из разных районов нашей Липецкой области. Мы обменялись адресами и будем переписываться. Вот сколько нового и интересного дал мне отдых в лагере «Берёзка».

Вопросы для обсуждения.

         - Какие ощущения возникли у вас после прослушивания первого        

           (второго) рассказа?

        - Какую заметку вы поместили бы в стенгазету?

        - Как вы считаете, почему произведения известных вам писателей и                                    поэтов читаются людьми на протяжении многих лет?

Вывод:

  То, что написано рукой человека, может сыграть в его жизни огромное значение, так как это является результатом его мыслей и действий. Прежде чем что-то написать или под чем-то ставить свою подпись, надо хорошо подумать, так как «что написано пером – не вырубишь топором». (слайд 7)

  1. Работа с текстом.

«Юноша и девушка звонят по объявлению о трудоустройстве. Имеется только одна вакансия. Работодатель должен выбрать только одного из них. Он спрашивает, почему каждый из притедентов выбрал эту работу. Девушка чётко и понятно обосновала свой выбор. Юноша очень хочет получить работу, но не подготовился к разговору должным образом и не сумел дать ясного ответа. Работодатель делает выбор в пользу девушки.

  1. Беседа по сюжету.

- Почему выбор пал на девушку?

- Почему юноше отказали?

                            (ответы детей)

Вывод:

Каждый человек должен владеть основами грамотной речи.

  1. Решение ситуативных задач.

Ситуация 1. (слайд7)

Вы пришли в большой магазин для того, чтобы купить модную обувь. Увидев огромное количество обуви на прилавках, вы растерялись и захотели посоветоваться с продавцом, но она в это время увлечённо разговаривает с другим продавцом, не обращает внимание на вас. Вы подходите к ней.

Что, когда и как вы скажите?

Вывод: Прежде чем обратиться к кому-то, что именно ты скажешь. (слайд 8)

Ситуация 2. (слайд 8)

Учитель математики объясняет новую тему. Всё это время Витя раскачивается на стуле и говорит так, что всем слышно: «Я ничего не понимаю. Дурацкая математика.

Что, когда и как должны вы сказать?

Вывод: Важно, чтобы твои слова были сказаны в нужное время. (слайд 9)

Ситуация 3. (слайд 10)

Наташа и Лена гуляли. В это время к ним подошли два незнакомых парня. Очень вежливо они начали приглашать девочек пойти в гости к одному из них. Девочки отказались. Ребята крепко схватили их за руки и  потащили.

Что, когда и как девочки должны сказать?

Вывод: В ситуации, которая угрожает твоему здоровью или жизни, допускается громкий крик или грубый тон. (слайд 12)

  1. Итог: (слайд 13)

   Человек живёт среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от того как мы разговариваем, пишем. Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.

Этикет – уставленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим. (слайд 14)

                                               

         

               

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"...