«Что, когда и как сказать».
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Карасёва Валентина Алексеевна.

занятие по нравственно – этическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_napisano_perom-_ne_vyrubish_toporom.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Что, когда и как сказать».

Цель: нравственно – этическое воспитание.

Задачи: развитие речевой культуры и творческого мышления; коррекция культуры поведения на основе анализа ситуативных задач; воспитание культуры повеления в социуме.

Методы: рассказ-беседа, работа в группах, самостоятельная работа с текстом

Оборудование: план-конспект, символичные картинки, раздаточный

                            материал.

Ход

  1. Работа с текстом. (Индивидуальная работа).

Каждый из воспитанников получает листок с стихотворением, в котором перепутаны слова.

Задание: расставить слова по своим местам.

                 Огурцы играют в прятки,

                 Малыши растут на грядке.

                 Мушкетёры спят в овраге,

                 Поросята точат шпаги.

                 Раки в цирк бегут ватагой,

                 Дети дремлют под корягой.

                 Волки плавают по дну,

                 Щуки воют на луну.

                 Это что за ералаш?!

                 Заточите карандаш.

Предложить детям подумать и сказать, когда данный текст имеет смысл: до изменения или после него.

  1. Введение в тему.

На доске вывешиваются два символа: перо и топор.

- В этих символах спрятана пословица. Назовите её. (слайд 6)

      (Что написано пером - не вырубишь топором).

         Открывается тема занятия.

- Как вы понимаете эту пословицу?

         (Ответы детей).

Постановка цели: на всех этапах занятия необходимо подтвердить справедливость данной пословицы.

  1. Рассказ- беседа.

- Назовите известные вам языки?

    (Рус. Нем. Англ…)

- Как вы считаете, сколько языков существует в мире? (4000)

- Какие способы общения людей вы ещё знаете? (Письменный)

- Для чего ещё нужна письменность? (Для чтения книг, которые являются источником информации)

Предложить детям заслушать письмо.

Здравствуйте ! Пишу я. У меня всё хорошо, учусь. Здесь учусь я хорошо, всё нормально. Ходили вчера вместе в кино. А так всё хорошо. Как у вас? Хочу на каникулы поехать. Напишите мне, как дела. Мои хорошие. Был на празднике. Как ребята? Скоро собираюсь в гости. Напишите мне ответ. Жду письма. До свидания»

Детям предлагается высказать своё мнение по поводу этого письма.

- Всё ли понятно в письме?

- О чём хотел рассказать автор письма?

- О чём можно написать, отвечая на данное письмо?

- Возникает ли у вас желание «вырубить его топором»?

- Почему этого сделать нельзя?

IV. Работа с текстами.

Вниманию детей предлагаются две заметки из школьной стенгазеты, в которых два мальчика делятся своими впечатлениями об отдыхе в лагере.

  1. Летом я отдыхал в лагере «Берёзка». Это хороший лагерь. Там рядом река, в которой мы купались. Вода была тёплая, погода хорошая. Я загорал и научился плавать. В лагере проходили интересные мероприятия. Там появилось много друзей у меня. Мне очень понравилось в лагере «Берёзка»
  2. Летом я отдыхал в лагере «Берёзка». Лагерь стоит на берегу реки Дон. Она поразила меня своей красотой. У берега вода голубого цвета, дальше светло- зелёного оттенка, потом темно- синяя. Как здорово с разбега прыгать в реку, наслаждаясь приятной прохладой! Мы с ребятами очень весело проводили время. Это весёлые посиделки у костра, спортивные мероприятия, театральные постановки, конкурсы. Я познакомился с мальчиками и девочками из разных районов нашей Липецкой области. Мы обменялись адресами и будем переписываться. Вот сколько нового и интересного дал мне отдых в лагере «Берёзка».

Вопросы для обсуждения.

         - Какие ощущения возникли у вас после прослушивания первого        

           (второго) рассказа?

        - Какую заметку вы поместили бы в стенгазету?

        - Как вы считаете, почему произведения известных вам писателей и                                    поэтов читаются людьми на протяжении многих лет?

Вывод:

  То, что написано рукой человека, может сыграть в его жизни огромное значение, так как это является результатом его мыслей и действий. Прежде чем что-то написать или под чем-то ставить свою подпись, надо хорошо подумать, так как «что написано пером – не вырубишь топором». (слайд 7)

  1. Работа с текстом.

«Юноша и девушка звонят по объявлению о трудоустройстве. Имеется только одна вакансия. Работодатель должен выбрать только одного из них. Он спрашивает, почему каждый из притедентов выбрал эту работу. Девушка чётко и понятно обосновала свой выбор. Юноша очень хочет получить работу, но не подготовился к разговору должным образом и не сумел дать ясного ответа. Работодатель делает выбор в пользу девушки.

  1. Беседа по сюжету.

- Почему выбор пал на девушку?

- Почему юноше отказали?

                            (ответы детей)

Вывод:

Каждый человек должен владеть основами грамотной речи.

  1. Решение ситуативных задач.

Ситуация 1. (слайд7)

Вы пришли в большой магазин для того, чтобы купить модную обувь. Увидев огромное количество обуви на прилавках, вы растерялись и захотели посоветоваться с продавцом, но она в это время увлечённо разговаривает с другим продавцом, не обращает внимание на вас. Вы подходите к ней.

Что, когда и как вы скажите?

Вывод: Прежде чем обратиться к кому-то, что именно ты скажешь. (слайд 8)

Ситуация 2. (слайд 8)

Учитель математики объясняет новую тему. Всё это время Витя раскачивается на стуле и говорит так, что всем слышно: «Я ничего не понимаю. Дурацкая математика.

Что, когда и как должны вы сказать?

Вывод: Важно, чтобы твои слова были сказаны в нужное время. (слайд 9)

Ситуация 3. (слайд 10)

Наташа и Лена гуляли. В это время к ним подошли два незнакомых парня. Очень вежливо они начали приглашать девочек пойти в гости к одному из них. Девочки отказались. Ребята крепко схватили их за руки и  потащили.

Что, когда и как девочки должны сказать?

Вывод: В ситуации, которая угрожает твоему здоровью или жизни, допускается громкий крик или грубый тон. (слайд 12)

  1. Итог: (слайд 13)

   Человек живёт среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от того как мы разговариваем, пишем. Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.

Этикет – уставленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим. (слайд 14)

                                               

         

               

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

1-й урок литературы в 7 классе, когда это новый коллектив... Как сказать о важном? Будет ли им это важно?!

В 13 лет - всё и сразу, это те, кто редко иетересуется ПОЧЕМУ? Умение мыслить аргументиованно - моя задача......