Методическая разработка внеклассного мероприятия "День кубанской семьи"
методическая разработка на тему

Ядыкина Ульяна Михайловна

Разработка внеклассного мероприятия для воспитанников средних классов коррекционной школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха, на котором ребята познакомятся с обычаями и традициями кубанской семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_kubanskoy_semi.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ядыкина Ульяна Михайловна, воспитатель государственного казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края  специальной (коррекционной) школы-интерната №2 г. Армавира

Методическая разработка

 внеклассного занятия

«День кубанской семьи»

Внеклассное занятие

«День кубанской семьи»

Цели занятия: познакомить обучающихся с обычаями и традициями кубанской семьи; укрепление традиций семейного воспитания; воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества; развитие познавательного интереса, расширение кругозора, обогащение словарного запаса обучающихся; коррекция произносительных навыков на материале занятия.

Предшествующая работа: составление обучающимися рассказов о своих семьях с использованием фото, составлением презентаций, стенгазет(по выбору  ребят).

Ход занятия.

I  Организационный момент.

 Воспитатель: Ребята, встаньте, поздоровайтесь с гостями нашего занятия.

Обучающиеся: Добрый день.

Воспитатель: В начале занятия проведем фонетическую зарядку:

-Говорите хорошо звуки, делайте зарядку

А___О____У____Э____И_____Р_____ЛА

РА-ЛА     РО-ЛО    РУ-ЛУ

РЕ-ЛЕ         МОРЕ-ЛЕС

II  Основная часть.

Воспитатель:  Мы с вами, ребята, живем в удивительном и благословенном Краснодарском крае.  Любить свою малую Родину- значит знать и почитать ее исторические традиции. Сегодня мы поговорим о традициях кубанской семьи. А что же такое семья?

Ответы обучающихся.

Воспитатель: Правильно. Ведь семья – это основа любого государства, основа нашей жизни. Семья- это главное в жизни любого человека: и детей, и взрослых. Есть такое выражение: «Дом-полная чаша», что же это значит?  Это значит – спокойствие и покой, счастье в доме. Ведь только в счастливой семье могут расти счастливые дети. А счастливая семья – это основа счастливого общества. Вслушайтесь в это слово: «Семья», это 7 раз я. Как вы это понимаете?

Ответы обучающихся.

Воспитатель: Правильно, это значит, что в русских и кубанских семьях было много детей и семьи были большими. Скажите, это хорошо, когда есть на кого опереться в жизни? Когда у тебя много родственников, которые готовы помочь тебе в любую минуту?Скажите, а у кого из вас много родственников, много братьев и сестёр?

Рассказы обучающихся об истории своих семей.

Воспитатель: Спасибо за ваши интересные рассказы.

Праздник  День Кубанской семьи  появился  в 2005 году. Празднуется он в третье воскресенье сентября. Этот праздник не только олицетворяет собой самое прекрасные чувства любви и верности, но и привлекает внимание к вопросам семьи, развивает семейные традиции как основу государства. Кубанские семьи, воспитанные в казачьих традициях, испокон веков были крепкими и надежными.

Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить. В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении. В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы осенью - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка. Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом. Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни. Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.

Рассказ обучающихся о  некоторых традициях и обычаях кубанских семей:

Обучающийся 1:Казак и родители. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.

Непочтение отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама»«Вы, тату».

Обучающийся 2: Казаки и гости. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.

Воспитатель:  Основные традиции кубанской семьи, что сохранились в памяти народа:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Безмерное почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

III  Итог.

Воспитатель: Что вы делали сегодня на занятии?

Обучающиеся:  Мы рассказывали о своих семьях, об обычаях кубанских семей; слушали о традициях кубанских семей.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? Почему?

-оценочные ответы обучающихся.

Воспитатель:  Наше занятие окончено. Все сегодня хорошо работали, всем спасибо. Попрощайтесь.

Обучающиеся:  До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного спортивного мероприятия «Мама, Папа, Я - спортивная семья» для учащихся среднего звена

Данна методическая разработка способствует реализации следующих целей и задач во внеурочной деятельности: - привитие детям интереса к регулярным занятиям физиче­ской  культурой и спортом;- р...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мама, папа я -спортивная семья"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса и их родителей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья»

Методическая разработка внеклассного мероприятияКласс: 3  Цели: формирование мотивации и потребности в здоровом образе жизни; Задачи:·        вос...

Методическая разработка внеклассного мероприятия МАМА,ПАПА,Я-СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ

Спортивные эстафеты для детей с1 по 4класс и их родителей...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Фестиваль презентаций "Моя семья"

Формирование у учащихся чувства любви и уважения, гордости за свою семью. Развитие творческих способностей учащихся. Создание модели благополучной семьи...