"Мадонна блокады"
презентация к уроку (9, 10, 11 класс) на тему

Кудрявцева Наталья Викторовна

Презентация посвящена жизни и творчеству Ольги Берггольц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madonna_blokady.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МАДОННА БЛОКАДЫ » Выполнила: Кудрявцева Н.В. Учитель МОУ « Алгатуйская СОШ»

Слайд 2

Имя Ольги Берггольц знает каждый житель нашей огромной страны, особенно петербуржцы. Ведь она не просто русский поэт, она является живым символом блокады Ленинграда. Многое пришлось пережить этой сильной женщине .

Слайд 3

Родилась Берггольц Ольга Федоровна поздней весной 1910 года в Санкт-Петербурге. Ее отец Федор Христофорович был хирургом. Также у Ольги была младшая сестра Мария. После революции семья Берггольцев переехала в Углич, поскольку в Петрограде было неспокойно. Отец семейства участвовал в боевых действиях. Мать Мария Тимофеевна вместе с дочерьми два с лишним года жила в бывшем Богоявленском монастыре.

Слайд 4

После возвращения отца с войны они переехали в Петроград . Жили Берггольцы на самой окраине Невской заставы. В 1926 году Ольга окончила трудовую школу. За год до этого в одном из литературных объединений встретила Бориса Корнилова, поэта и своего будущего мужа. Вместе с ним она училась в Институте истории искусств.

Слайд 5

Именно с Корниловым связана одна из трагедий нелегкой жизни поэтессы. В 1928 году они поженились, через несколько месяцев у супругов родилась дочь Ирина. Девочка умерла в возрасте восьми лет от болезни сердца. Самого Бориса в феврале 1938 года расстреляли по надуманному обвинению.

Слайд 6

С 1930 года училась на филфаке Ленинградского университета. В этом же году вышла замуж за Николая Молчанова. Ольга Берггольц пережила и своего второго мужа. Он умер в 1942 году в Ленинграде от голода . В декабре 1938 года Берггольц Ольга была арестована по обвинению в связях с врагами народа. На момент задержания она была беременна. После всех побоев поэтесса в тюремной больнице родила мертвого ребенка. Через полгода после ареста она была отпущена на свободу и полностью реабилитирована.

Слайд 7

В 1940 году вступила в ВКП(б). Известие о начале войны застало Ольгу в Ленинграде. Она тут же пришла в местное отделение Союза писателей и предложила свою помощь. В . Кетлинская , руководитель отделения, отправила Берггольц Ольгу на радио. На протяжении всей блокады тихий голос поэтессы поддерживал в ленинградцах победный дух, ее стихи вселяли надежду.

Слайд 8

Именно Берггольц Ольга Федоровна сообщила ленинградцам в 1943 году радостную новость о прорыве блокады. Летом 1942 года поэтесса получила медаль "За оборону Ленинграда". После окончания войны именно ее слова были высечены на гранитной плите мемориального кладбища: "...никто не забыт и ничто не забыто".

Слайд 9

В 1951 году Берггольц Ольга была удостоена Государственной премии СССР. Смерть настигла поэтессу 13 ноября 1975 года. Берггольц ушла из жизни в возрасте 65 лет . Власти сделали так, чтобы не было у гроба много народа, боялись речей, ведь столько зла они причинили Берггольц . Среди ее лучших произведений "Февральский дневник", "Ленинградская поэма", "Дневные звезды". После смерти были опубликованы дневники поэтессы, которые представляют огромную ценность и хранят множество счастливых и болезненных воспоминаний.

Слайд 10

Свои поэтические сборники последних лет Ольга Берггольц часто завершала стихотворением «Ответ». А я вам говорю, что нет напрасно прожитых мной лет, ненужно пройденных путей, впустую слышанных вестей. Нет невоспринятых миров, нет мнимо розданных даров, любви напрасной тоже нет, любви обманутой, больной, ее нетленно чистый свет всегда во мне , всегда со мной. И никогда не поздно снова начать всю жизнь,начать весь путь, и так, чтоб в прошлом бы - ни слова, ни стона бы не зачеркнуть.

Слайд 11

...Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна ...

Слайд 12

Кронштадтский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет.

Слайд 13

В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот. Над Ленинградом - смертная угроза... Бессонны ночи, тяжек день любой.

Слайд 14

Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.

Слайд 15

Я говорю: нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад, и если завтра будут баррикады - мы не покинем наших баррикад.

Слайд 16

И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут, и надо всеми нами зацветут старинные знамена Петрограда.

Слайд 17

Руками сжав обугленное сердце, такое обещание даю я, горожанка, мать красноармейца, погибшего под Стрельною в бою:

Слайд 18

Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем бешеных зверей, мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей.

Слайд 19

Жестокая правда о Ленинградской блокаде властью скрывалась - и в годы войны, и еще долго после ее окончания. Знали лишь в общих чертах о героическом сопротивлении осажденного города, лишь спустя десятилетия, уже после смерти Сталина, истина о неслыханной трагедии многомиллионного города на Неве, обреченного на вымирание, стала достоянием гласности.

Слайд 20

Впервые на киноэкране появились кадры о безмерном ужасе блокады, о мраке и холоде, царившем в осажденном городе, были показаны истощенные, опухшие от голода ленинградцы, обледенелые улицы в снежных сугробах, санки с замерзшими трупами.

Слайд 21

В тяжкие дни блокады поэтесса писала с надеждой: *** …Двойною жизнью мы сейчас живем: в грязи, во мраке, в голоде, в печали, мы дышим завтрашним -- свободным, щедрым днем. Мы этот день уже завоевали. 1941

Слайд 22

Ольга Фёдоровна Берггольц выносила в душе своей и подарила Родине строчку, которую знает теперь любой русский: «Никто не забыт и ничто не забыто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шедевры Дрезденской галереи. Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Подборка материала для классного часа "Шедевры Дрезденской галереи.Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»."...

классный час "Мадонна Поклонной горы"

Классный час предназначен для учащихся 5-11 классов с целью :  -воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в год...

"Моя Мадонна" (литературная гостиная)

Литературная композиция посвящена жене А.С. Пушкина - Н.Н.  Гончаровой....

занятие по теме «Подготовка к сочинению по картине Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» на основе личных впечатлений»

Данное занятие в рамках элективного курса "Жанры школьных сочинений" позволяет помочь в обучении составлению рецензии на произведение живописи;совершенствование умения составлять отзыв о произведении ...

Литературно- музыкальная композиция "Моя Мадонна"

Скоро 8 марта. Вместо привычных развлекательных мероприятий можно провести  литературно-мк=узыкальную композицию " Моя Мадонна". Разработка не совсем новая, но очень содержательная. Посвяще...

Урок литературы в 10 классе "Три Мадонны"

   В основе  интегрированного урока литературы  и МХК «Три Мадонны» - работа по трём шедеврам мирового искусства: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Джоконда» Леона...

Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...