Внеаудиторное мероприятие по математике «В мире математики»
методическая разработка (10 класс) на тему

Власова Валентина Егоровна

Устный журнал «В мире математики». Математика – это могучий инструмент познания окружающего мира, но чтобы овладеть математикой требуется повседневная,  кропотливая работа, ведь общепризнано, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом. Страницы нашего          журнала расскажут вам  о математике, о ее связи с другими науками и, конечно,  о людях , которые посвятили жизнь этой науке. Тем самым вы пополните свой багаж знаний, а, может, и увлечетесь математикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеаудиторное мероприятие по математике

Устный журнал «В мире математики»

Цели проведения мероприятия:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса  обучающихся к математике;

-расширение и углубление знаний  обучающихся по программному  материалу;

- расширение и углубление представлений  обучающихся  о практическом  значении     математики  в  технике, экономике, производстве;

- развитие математических способностей  и мышления у обучающихся;

- развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

- расширение и углубление представлений о культурно- исторической ценности математики, о роли  выдающихся ученых математиков в развитии мировой науки;

- выявление наиболее способных обучающихся по предмету.

Ход  устного журнала

Ведущий.  Дорогие друзья, сегодня мы проводим устный журнал «В мире математики». Математика – это могучий инструмент познания окружающего мира, но чтобы овладеть математикой требуется повседневная,  кропотливая работа, ведь общепризнано, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом. Страницы нашего          журнала расскажут вам  о математике, о ее связи с другими науками и, конечно,  о людях , которые посвятили жизнь этой науке. Тем самым вы пополните свой багаж знаний, а, может, и увлечетесь математикой.

1.Открываем первую страницу нашего журнала «Без математики ни шагу». Сообщения, подготовленные учащимися, помогут вам еще раз убедиться в этом (слушаем два сообщения).

Математика вокруг нас

Как устроен окружающий  мир?  Каковы законы развития природы? Как можно их использовать для блага людей? Можно ли подчинить  некоторые явления природы человеку? Каким образом можно преобразовать мир? Подобного рода вопросы волновали и волнуют  человечество с незапамятных времен. Гениальные умы строили гипотезы, доказывали одни из них и опровергали другие, спорили. Преодолевая заблуждения, люди шли к истине. И помогала им наука – математика, которая выступала как  метод и язык познания окружающего мира.

Математика является тем инструментом, без которого в настоящее время невозможно полноценное развитие никакой науки, с помощью которого наиболее эффективно производятся многочисленные исследования во многих науках. Следовательно, изучение какой – либо науки требует глубокого знания математики. Если же учесть, что все современное производство, сельское хозяйство, сфера обслуживания строятся на научной основе, то станет понятным утверждение академика                        А.Н. Колмагорова:  «Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления».

Действительно, вспомните, с чем вы встречались на уроках физики, химии, географии, истории и по  другим предметам? Вы встречались с разного рода формулами, вычислениями разного рода величин,  датами, схемами, таблицами, диаграммами и т. п. А ведь все это – математика. Значит, изучение любого предмета предполагает хорошее знание математики.

Может показаться, что на уроках физической культуры, слесарного дела, устройства автомобиля, кулинарии математика не нужна. Но это опять неверно. И на этих уроках вы встречаетесь с разного рода измерениями и вычислениями, например, имеете дело с перспективой. Да и в обыденной повседневной жизни вы не можете обойтись без математики. В настоящее время имеется более 6 тысяч профессий, владение которыми требует хорошего знания математики, устойчивых навыков ее использования. И с каждым годом число таких специальностей растет. Поэтому без настойчивого изучения математических законов нельзя стать хорошим специалистом.

Вы готовитесь получить профессию автослесаря,  водителя, вам понадобится читать технические чертежи, производить разного рода расчеты, вычисления. Значит, без математики вам не обойтись.

Применение математики в производстве приносит поразительные результаты.     Как- то  королева Англии пригласила к себе великого Ньютона. Она попросила его сходить на монетный двор и посчитать сколько дополнительных помещений, станков и рабочих надо добавить там, чтобы выпускать в 1,5 раза больше монет. Ньютон провел полдня на монетном дворе, вникая в производство. Остальное время суток он находился за письменным столом, занимаясь расчетами, а утром предложил королеве такое решение: можно, не добавляя ни одного нового помещения, станка и рабочего, увеличить выпуск монет в 2 раза. Для этого нужно произвести некоторые изменения в организации производства: изменить последовательность операций, переставить станки, по-иному использовать станки и распределение работ.

Задача, подобная той, которую решил Ньютон, сейчас имеет  массовый характер. Как рациональнее использовать перевозку грузов, как раскроить материал, чтобы было меньше отходов, как получить максимальную прибыль из данного производства. За разработку общего метода решения подобных задач наш математик  академик              Л.В.  Канторович стал лауреатом Нобелевской премии.

А возьмите военное дело. Там математика имеет самое широкое применение. Послушайте стихотворение  М. Барзаковского.

Как воздух  математика нужна.

Одной отваги офицеру мало.

Расчеты! Залп! И цель поражена

Могучими ударами металла.

И воину припомнилось на миг,

Как школьником мечтал в часы ученья

О подвиге, о шквалах огневых,

О яростном порыве наступленья.

Но строг учитель был, и каждый раз

Он обрывал мальчишку резковато:

«Мечтать довольно! Повтори рассказ

О свойствах круга и углах квадрата!»

И воином любовь сбережена

К учителю, далекому, седому.

Как воздух математика нужна

Сегодня офицеру молодому.

Математика ум в порядок приводит.

Слова «Математика ум в порядок приводит» принадлежат  великому                    М.В. Ломоносову (1711 – 1765). Что он имел в виду?  Дело в том, что наше мышление, перерабатывая ощущения, восприятия и представления о предметах и явлениях, как бы предвосхищает будущее, указывает нам, как поступить, что сделать в сложившейся ситуации. Поэтому  от того, как «работает» наше мышление, зависит, поступим ли мы правильно и разумно или нет.

Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он учится постепенно в процессе жизненной практики, в общении со взрослыми, со сверстниками  и особенно в обучении.

Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность, т.е.  способность правильно делать выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов. О человеке, у которого хорошо развито логическое мышление, говорят, что    он основательно мыслит.  Такой человек, как правило, не допускает в своих рассуждениях и выводах. И вот оказывается, что это ценнейшее качество возникает и развивается главным образом в процессе изучения математики.

Ломоносов приведенными выше словами и имел все это в виду. На это же значение математики указывал Михаил Иванович Калинин, призывая  молодежь  серьезно изучать математику: « Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика – гимнастика ума».

Легко понять, почему так важно самому выводить формулы, доказывать тождества и теоремы. Ведь дело не в том, чтобы запомнить все на всю жизнь. Возможно, что они забудутся, но останется привычка рассуждать, сохранится умение объяснять, доказывать не только другим, но и самому себе какие-то истины, укрепится умение искать и находить рациональные пути решения, возникающих в жизни проблем.

Вот что говорил М.И. Калинин таким же ученикам, как вы: «Какую бы вы науку не изучали, в какой бы ВУЗ не поступали, в какой бы области не работали, если вы хотите оставить там какой – ни будь след, то для этого везде    необходимо  знание математики… Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом   огромную  помощь во всей вашей жизни». Сам Калинин – выдающийся государственный деятель - в период своей юности любил заниматься  математикой. Каждый вечер, как ложиться спать, он решал одну – две задачи по геометрии, алгебре или арифметике. Послушайте стихотворение:

Ракета небо прочеркнула,

Ей в космос путь давно не нов.

Не слышно рокота и гула

Уж из под облачных ковров.

И укрощенный мирный атом

Послушен разуму людей;

Над Падуном, платиной сжатым –

Свет электрических огней.

Все это – плод людских исканий,

Все это создано не вдруг

Могучей силой точных знаний

И мастерством рабочих рук!

И прежде чем, заметьте кстати,

Ракете той был дан прицел,

Ее маршрутом математик

На крыльях формул пролетел.

Сухие строки уравнений –

В них сила разума влилась,

В них  объяснении е явлений,

Вещей разгаданная связь.


Изучение математики формирует такое важное качество как пространственное воображение. Почему важное? Поясню на примерах. Токарь, получив чертеж, должен до работы   представить  себе образ той детали, которую ему нужно выточить. А портниха должна обладать хорошими способностями к воображению, чтобы правильно раскроить материал. Эти же  способности позволяют  шахматисту  направлять фигуры на  доске, а полководцу – войска на поле боя. Художник или писатель должен уметь детально изобразить ту ситуацию, которую он хочет описать. Высокий уровень ориентировки в пространстве является необходимым условием для спортсмена, позволяющим ему  овладеть своим телом. А инженер?  А оператор? А космонавт?.. Нет такой области человеческой деятельности, где не нужны были бы хорошие умения и способности к  пространственному воображению.

Изучение математики, решение математических задач развивает способность догадываться, угадывать заранее результат, разумно искать правильный путь в самых запутанных условиях. Процесс  изучения математики способствует  развитию  у человека важнейших качеств и способностей.

А если вы думаете, что к математике нет у вас  никаких способностей, то вы ошибаетесь. Их можно развить.  Если хотите примеры, пожалуйста. Известного изобретателя Эдисона выгнали из школы как абсолютно неспособного ученика. Или вот, когда у отца Карла Линнея -  впоследствии выдающегося биолога – спросили, кем будет его сын, то он печально констатировал, что способностей у его сына хватит лишь на то, чтобы  научиться шить сапоги. У великого  химика Менделеева Д. частенько в школе случались  большие нелады с химией. А наш знаменитый математик Лузин не мог в школе одолеть математику без репетитора…

Поэтому хотя изучение математики и требует большого  и упорного труда, но  оно приносит так много пользы, столь много радостей познания и преодоления трудностей, что  вы никогда не пожалеете о затраченных усилиях.

2.Ведущий. Я думаю, что сообщения учащихся убедили вас в том, без математики мы действительно не сможем сделать и шага. Поэтому нам необходимо углублять знания в области математики. Как и любая наука математика имеет свою историю. И мы сейчас заглянем в историю математики. Вторая страница  «Из жизни великих…» познакомит вас с  интересными фактами из жизни великих людей (сообщения о Ломоносове М.В. и Ковалевской С.В.3.)

3.Ведущий. Наука не стоит на месте. Она постоянно развивается. Так велико число математических открытий, сделанных за один год: в среднем по тридцать открытий в день. « Говоря о математике, можно без преувеличения  сказать, -говорил математик, академик Александров А.Д., -  что без нее, без прогресса математических наук невозможно ныне развивать народное хозяйство». Но ведь с помощью математики мы и характеризуем развитие общества. Третья страница  «Цифры и факты». 

Экономия и бережливость

-Бытовые нужды населения  поглощают в год до 80 млрд киловатт – часов электроэнергии. Это энергия четырех станций равных по мощности Братской ГЭС, вместе взятых.

-Говоря об экономии электроэнергии, важно знать, что пыль, скапливающаяся на светильниках, снижает освещенность на 15-20%, еще столько же  теряется из-за оконной грязи.

-Подсчитано, что для полного удовлетворения потребностей человека достаточно  около 200 литров воды в день.  Но в отдельных жилых домах расход  составляет 400 литров. Из-за неисправного водопроводного крана теряется  в сутки до 1 кубометра воды. Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 840 литров воды в сутки. Всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды.

-Что  такое 1% экономии?

Только в течение суток в масштабе всей страны это:

35 370 000 кВт/ч электроэнергии;

11 890 000 кубометров природного газа;

16 480 тонн нефти;

19 570 тонн угля.

-1 кВт/ч электроэнергии достаточно чтобы прокатать примерно 9 кг металла или выпечь 26 кг хлеба.

-При выплавке одной тонны стали из металлолома на  86% уменьшается загрязнение атмосферы, на 76% - воды.

-Каждая пятая тонна бумаги или картона изготавливаются из макулатуры.

Несколько интересных цифр

- знаете ли вы, что мозг человека состоит из 1030  элементарных частиц;

- в организме человека свыше 160 млрд км нитей молекул ДНК;

- за жизнь человека его мозг осваивает в среднем 1015 битов информации;

За 70 лет человек употребляет в пищу:

5000 литров  молока

2000 кг мяса

7000 кг хлеба

2000 кг сахара

8000 кг фруктов

100 кг масла.

- Какое число социальных связей для человека оптимально?

Английский антрополог Роберт Данбар выявил взаимосвязь между размером новой коры больших полушарий головного мозга приматов и размером их стаи. На основании этих данных он определил оптимальный размер социальных связей для человека — 150. Такое число находит подтверждение в самых разных исторических периодах и локациях: например, это оценочное число жителей неолитического поселения или размер базового подразделения римской армии. В 2010 году Данбар начал исследование социальной сети Facebook и пришёл к выводу, что его число действует и там: несмотря на то, что некоторые люди имеют в социальных сетях сотни и тысячи друзей, эффективно взаимодействовать средний человек способен не более чем со 150 контактами.

-Почему на калькуляторе цифры возрастают снизу вверх, а на телефоне — сверху вниз?

Цифры на калькуляторе возрастают снизу вверх, а на клавиатуре телефона — сверху вниз. Это объясняется тем, что калькуляторы произошли от механических счётных машин, где цифры исторически принято располагать снизу вверх. Телефоны же долгое время были снабжены диском, и когда стал возможен выпуск кнопочных аппаратов с тональным набором, расположение цифр на кнопках решили сделать по аналогии с диском — по возрастанию сверху вниз с нулём на конце.

4.Ведущий.  Эпиграфом к следующей странице я бы выбрал следующее высказывание замечательного французского физика и философа Блеза Паскаля: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать  его более занимательным». Пятая страница «Занимательная математика».  Предлагаем несколько минут математической разминки.

1) зачеркнутая цифра

Задумайте трехзначное число. Найдите сумму цифр этого числа и отнимите ее от задуманного  числа. В том числе, которое получилось, зачеркните одну цифру и сообщите все остальные. Я назову цифру, которую вы зачеркнули.

Решение: подписывается такая цифра, которая вместе с суммой вам сообщенных  цифр  составила бы ближайшее число, делящееся на 9 без остатка.

2)угадывание задуманного числа

Посмотрите на таблицу и задумайте число. Укажите номера столбцов, где встречается это число. Я назову задуманное число.

1

2

3

4

5

16

8

4

2

1

17

9

5

3

3

18

10

6

6

5

19

11

7

7

7

20

12

12

10

9

21

13

13

11

11

22

14

14

14

13

23

15

15

15

15

24

24

20

18

17

25

25

21

19

19

26

26

22

22

21

27

27

23

23

23

28

28

28

26

25

29

29

29

27

27

30

30

30

30

29

31

31

31

31

31

Решение: нужно сложить первые числа столбцов, где встречается это       число.

3)игра на внимание

Следует посчитать от 1 до 51 за две минуты. Считать нужно в порядке последовательности, показывая названное число. Кто больше назовет чисел, тот внимательнее.

30

4

44

13

34

11

24

8

29

25

36

41

12

47

38

5

2

15

49

6

28

32

21

39

23

18

50

45

27

7

33

10

46

16

37

20

48

31

42

19

3

43

51

1

14

40

26

35

9

22

17

4)конкурс шахматистов

Обойти ходом коня клетки с вписанными частями слов и прочитать определение, встречавшееся на одном из уроков. Начать следует с выделенной клетки.

ецией

ВЫ

о

х

пук

против

аллель

трап

ко

поло

ны

ается

ны

четыре

пар

уголь

ро

лый

две

ыв

жные

тор

наз

сто

ого

ник,

Решение: выпуклый четырехугольник, две стороны которого параллельны, называется трапецией

5) кто что взял?

Участвуют трое желающих. Каждый должен взять одну из трех вещей: ключ, карандаш, расческу. Я угадаю у кого какая вещь.

После того, как все вещи разобраны, я предлагаю с подноса, на котором 24 ореха взять первому – один орех, второму – два ореха, третьему – три. Затем я удаляюсь и предлагаю следующее: каждый должен взять себе с тарелки еще орехов, а именно: обладатель карандаша – столько орехов, сколько ему было вручено, обладатель ключа – берет вдвое больше, обладатель расчески – вчетверо больше. Остальные орехи остаются на подносе.

Решение. Д – Денис,  Н-Николай,  А - Алексей

К – карандаш,   Т-тетрадь, Л - линейка

Д

А

Н

Остаток орехов

К

Т

Л

1

К

Л

Т

3

Т

К

Л

2

Т

Л

К

5

Л

К

Т

6

Л

Т

К

7

Ведущий. Нами рассмотрены все страницы журнала «В мире математики». закончим наш журнал словами «Какую бы вы науку не изучали, в какой бы ВУЗ не поступали, в какой бы области не работали, если вы хотите оставить там какой – ни будь след, то для этого везде    необходимо  знание математики… Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом   огромную  помощь во всей вашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...

Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

Интегрированное открытое мероприятие биология-математика "Математика в мире животных"

Интересное познавательное мероприятие для 5-6 классов можно использовать для развития познавательного интереса к биологии и повышению навыков устного счёт по математике....

Внеаудиторное мероприятие по математике на тему: СОФИЗМЫ И ПАРАДОКСЫ

Материал об удивительных понятиях в математике, философии, логике, риторике, которые  своими корнями уходит в далекую старину. Может проходить как  внеаудиторное мероприятие по предмету...

Внеклассное мероприятие с презентацией по математике для 4 класса "Математика в мире животных"

познавательно-развлекательное мероприятие для учеников 4 класса может быть проведено учащимися старшей школы ( в моем случае 8 классом) ....

Мероприятие по теме: «В мире математики» в 6 классе

Применение листа бумаги при решении практических задач, развитие творческих способностей и логического мышления учащихся....

Презентация внеклассного мероприятия "МАТЕМАТИКА В МИРЕ ЖИВОТНЫХ И ЖИВОТНЫЕ В МАТЕМАТИКЕ"

Презентация  внеклассного  мероприятия  по  математике  "Математика  в  мире  животных  и  животные  в  математике"  для...