"Новомученики и исповедники Орехово-Зуевские" занятие по внеурочной деятельности 5кл.
методическая разработка (5 класс) на тему

Копылова Лариса Михайловна

Сбор материала учащимися 5 класса о новомучениках Орехово-Зуевских и проведение занятия на внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novomucheniki_orehovo-zuevskie.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности в 5кл.

Тема: «Новомученики и исповедники Орехово-Зуевские»

       Подготовила: Копылова Лариса Михайловна, учитель МБОУ «Новинская СОШ»

 Цели: Осмысление подвига новомучеников Российских и Орехово-Зуевских, принявших смерть за веру.

Задачи:

  • познакомить учащихся с нравственными и духовными ценностями, идеалами Православия;
  • сформировать у учащихся представление о Российских новомучениках, на примере новомучеников Орехово-Зуевских;
  • воспитывать чувство любви к ближнему и Отечеству, прививать интерес к изучению прошлого нашей страны;

Оборудование: оформлена тематическая выставка книг и журналов; используется компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение.

Основные понятия: Христианская вера, мученик, новомученик, священномученик.

ХОД урока:

1.  Организационный момент.

На фоне музыки.

Учитель. Здравствуйте ребята!  

Как не любить наш удивительный, благословенный край и людей, которые приняли смерть за истинную Веру! Православная Церковь в нашем Орехово-Зуевском районе пережила все этапы репрессий, обрушившиеся на нее в ХХ веке. Народная память хранит имена убитых священнослужителей и монахов, названия разрушенных храмов и монастырей.

2. Основная часть.

Учитель. А знаете ли вы, как называют в Церкви святых, которые были убиты за веру, и тех, которые не боялись исповедать ее перед мучителями, претерпев до конца мучение, умерли?

Учащиеся. Их называют святыми мучениками и исповедниками.

Учитель. Что означает слово «мученик»? Какие мы можем подобрать похожие слова? (ответы учащихся)

Учитель. Да, верно. 8 февраля Русская Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских - всех тех, кто погиб в годы большевистского переворота, гражданской войны и репрессий от воинствующих атеистов за веру Христову.

          Учитель.         (рассматривание Иконы «Собор Новомучеников          и Исповедников    Российских, за Христа   пострадавших, явленных и неявленных»)  

Что значит слово «собор» в данном случае?

Учащиеся. - Собрание. На иконе изображён не один Святой, а несколько.

Учитель: -  Внимательно рассмотрим икону. В центре изображены

                       Святые Новомученики, над ними Спаситель и русские

                       Святые. А по обе стороны расположены клейма с

                        изображением мученических подвигов Святых.

(Учащийся читает стихотворение)

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут ее бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.

                                               (Л.Безыменский)

Учитель.

В России поминовение новомучеников Российских началось с 1991 года, а в 2000 году на Архиерейском Соборе к лику святых было причислено сразу 1154 мученика и исповедника, в земле Российской просиявших. Сразу было сказано, что это не окончательный список.

Первым из них был канонизирован (Канонизация святых – причисление к лику святых (признание человека святым). Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого. Так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти.) в 1989 г. патриарх Тихон, он совершил подвиг христианского смирения и любви: призвал православный народ России прекратить братоубийственную войну и служить Богу и Отечеству. Патриарх Тихон, скончавшийся в 1925 г. в заточении в Донском монастыре при до сих пор не выясненных обстоятельствах (на него было организовано три покушения).

За святителем Тихоном Русская Церковь прославила великую княгиню Елизавету Федоровну, сестру последней императрицы. А за ней - Царскую семью.

3.Ж. Бичевская «Песня о святых царственных мучениках» (видео просмотр)

Учащиеся читают стихотворение «Подвиг»

Подвиг есть в сраженье,

Подвиг есть в борьбе,

Высший подвиг – в терпенье,

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной,

Если скорби земные

Жалом в душу впились –

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных.

Выше крыши темницы,

Выше злобы людской,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской

(А.Хомяков).

Учитель. В чем христиане видят проявление подвига? (ответы учащихся).

Во всех епархиях Русской Православной Церкви были созданы комиссии, которым было поручено вести сбор данных о новомучениках своих областей и готовить документы на их канонизацию. Такая же Комиссия по канонизации была создана и в нашем районе.

Священный Синод Русской Православной Церкви, на основании подготовленных документов, принял решение включить в Собор новомучеников и исповедников Российских священников, которые служили и на нашей Орехово-Зуевской земле.

Учитель. Ребята послушайте стихотворение Э. Свирина:

      Помню серый пустырь и кричащих ворон,

   Помню бабушкин взгляд, помню дрогнувший голос:

   «Здесь, когда – то был храм, но разрушен был он

   В двадцать первом году на Крещенье Христово.

   Здесь священник стоял, а товарищи жгли

   На его голове поминальные свечи.

   По худому лицу струйки воска текли,

   Падал лёгкий снежок на открытые плечи».

   Мне б теперь отыскать тот далёкий пустырь,

   И к земле бы припасть, и прижаться душою,

   И цветы положить на холодную пыль,

   И молитву прочесть над могилой святою…

   Правду ложью смогли без труда подменить

   И привычную жизнь, надругавшись, разрушить

   Только веру в Христа не сумели убить,

   Не сумели сломить христианскую душу.

   Православная Русь никогда не умрёт,

   Колокольный призыв звонко Господа славит,

   Терпеливый народ все невзгоды снесёт,

   Нам поможет Господь, нас Господь не оставит.

Учитель. И сейчас о священниках-новомучениках и исповедниках Орехово-Зуевских расскажут ребята.

4.Сообщения учащихся (приложение)

5.Видео-просмотр «Мученики Бутовского полигона»

6.Заключительная часть.

Учитель. В завершении нашего занятия хотелось бы заметить, что мы часто забываем о подвигах истинно православных людей. В учебниках постоянно описываются подвиги и жизнь знаменитых правителей, полководцев, деятелей культуры и просвещения и т. д., но нигде не встречается жизнеописание российских священнослужителей.

Поэтому мы, сегодня обратились к жизни и просветительской деятельности священников, которые своими деяниями находятся на одной ступени с другими выдающимися патриотами России.

Источники:

1.sedmitza.ru

2. https://ru.wikipedia.org/

          3. oz-blago.ru

.

Приложение

Епископ Никита Орехово-Зуевский (в миру Фёдор Петрович Делекторский) (22 декабря 1876, город Покров Владимирской губернии — 19 ноября 1937, Москва) — причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.
    Окончил Владимирскую Духовную семинарию (1897 год), Московскую духовную академию (1915) со степенью кандидата богословия .
С 29 апреля 1924 года — викарий Самарской епархии. Дважды арестовывался местными властями.
      В 1926—1927 годах — епископ Орехово-Зуевский. С сентября 1927 по август 1928 года — епископ Нижнетагильский.
      В 1928 году был арестован, приговорён к трём годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отправлен на строительство Днепрогэса, где работал конюхом и ночным сторожем.
      В 1934 году вернулся в Орехово-Зуево, жил в крайней бедности. К нему обращались как к прозорливому старцу. Духовные чада помогали ему деньгами, но всё, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья.
      13 октября 1937 года арестован и заключён в Таганскую тюрьму Москвы. В течение трёх суток его непрерывно допрашивали, но он не признал свою вину, заявив при этом, что был и остаётся епископом. 17 ноября тройка НКВД приговорила епископа к расстрелу. Был расстрелян через день после приговора, 19 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
      Владыка Никита причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Почитается первым из новомучеников Орехово-Зуевских.

Красовский   Николай   Константинович

Родился в селе Воинова Гора Покровского уезда Владимирской губернии в семье священника. После окончания Владимирской духовной семинарии учительствовал в Городищевской школе при станции Усад. Во время Первой мировой войны служил санитаром в госпитале в Москве, после чего вернулся к учительской работе. В 1922 году храм в селе был закрыт, превращен в клуб.

     В 1924 году служил диаконом в Успенском храме в селе Воинова Гора.  В 1932 году  служил в церкви села Кабаново Орехово-Зуевского района. Всегда сострадал бедным и страждущим, помогая продовольствием людям, оставшимся без средств к существованию.

Арест и мученическая кончина

18 января 1938 года отслужил в церкви и в ту же ночь был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Вот фрагмент допроса:

— Обвиняемый Красовский, следствие располагает данными о том, что вы среди населения и верующих проводили антисоветскую агитацию. Вы признаете это?

— Нет, этого я не признаю.

— Вы показываете неправду. Следствию известно о том, что вы летом 1937 года агитировали против новой конституции, распространяя о ней клевету.

— Нет, этого я также не признаю.

— Вы опять показываете неправду. В июне 1937 года вы распространяли клевету о колхозах, о якобы плохой жизни в колхозах.

— Этого я также не признаю.

— Следствию также известно, что вы вели повстанческую агитацию среди жителей села Воинова Гора. Признаете ли вы это?

— Этого также не было. И вообще никакой антисоветской агитации я не вел.

Спустя несколько дней, постановлением от 25 января 1938 года НКВД приговорил отца Николая к расстрелу. Расстрелян 31 января 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на Бутовском полигоне.

Преподобномученик Петр (Мамонтов)

Память 19 ноября (2 декабря н.ст.)

       Преподобномученик Петр (в миру Павел Иванович Мамонтов) родился 7 июня 1880 года в  Рязанской губернии в крестьянской семье. Окончив церковноприходскую школу, Павел в 1893 году переехал в Москву и поступил работать мальчиком в магазин, но в том же году он ушел в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, где прожил один год, так как ему предстоял призыв в армию. Оставив монастырь, он в ожидании призыва в армию поступил работать на фарфоровый завод в Дулеве. В 1901 году он был призван на военную службу, но, прослужив всего один месяц как ополченец, вернулся на завод, на котором проработал полгода, и уже окончательно в 1902 году ушел в монастырь.

      13 октября 1908 года Павел Иванович был определен в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. Он был пострижен в мантию с именем Петр. В Гуслицком монастыре иеродиакон Петр пребывал до его закрытия в 1929 году. В 1919–1921 годах он был мобилизован в тыловое ополчение и служил в московском ветеринарном гарнизонном лазарете.

       В 1930 году отец Петр был направлен служить в Никитскую церковь в селе Бывалино Павлово-Посадского района Московской области.  

       27 сентября 1937 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отец Петр обратился к прихожанам Никитской церкви с просьбой пожертвовать, кто сколько может, на содержание священноначалия. Прихожане откликнулись на призыв пастыря, и был произведен денежный сбор, что впоследствии при аресте было вменено отцу Петру в вину.

        В начале ноября 1937 года были допрошены лжесвидетели, и на основе их «показаний» отец Петр был обвинен в том, что «систематически ведет антисоветскую агитацию, направленную на подрыв мероприятий, проводимых партией и правительством».

      18 ноября 1937 года отец Петр был арестован и заключен в тюрьму города Ногинска, а 22 ноября допрошен.Вот как проходил допрос:

 – Следствие располагает материалами, что вы систематически занимались антисоветской агитацией. Признаете себя в этом виновным?

 – Нет, никогда никакой антисоветской агитацией не занимался и виновным себя не признаю.

 – Следствие располагает материалами о том, что вы систематически ведете контрреволюционную агитацию среди верующих и колхозников, прикрываясь религией; по этому вопросу требуем от вас подробных и откровенных показаний.

 – Нет, я никакой контрреволюционной агитацией не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу.

 – Следствию известно о том, что вы высказываете свои недовольства по отношению к существующему строю и распространяете провокационные слухи, что советская власть делает гонение на религию. Признаете вы это?

 

– Нет, я это не признаю, никогда и нигде ничего такого я не высказывал.

 

– Вам поставлен ряд вопросов о вашей контрреволюционной деятельности, но вы все еще продолжаете отрицать; следствие еще раз требует от вас откровенных и правдивых показаний.

 

– Нет, я никакой контрреволюционной деятельностью не занимался и остаюсь при ранее данных мною показаниях, больше показать ничего не могу...

 

    25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Иеромонах Петр (Мамонтов) был расстрелян 2 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 Священномученик Николай Поспелов

    Священномученик Николай родился 28 февраля 1885года во Владимирской губернии в семье Василия Владимировича Поспелова, который умер, когда мальчику было 13 лет. Мама тоже скончалась и попечение о сиротах взяли на себя сестры и брат их покойной матери. Благодаря их заботам Николай окончил Муромское Духовное училище, а затем, в 1907 году, Владимирскую Духовную семинарию. Материально им нелегко было жить, особенно в то время, когда начались гонения. Сначала Николай работал учителем в школе на станции Усад, где работала учительницей и его жена. У них родилось восемь детей — четыре мальчика и четыре девочки, четверо детей умерли в младенчестве. Анна, жена Николая, Константиновна тяжело болела, и Николай Васильевич дал обет в случае выздоровления жены посвятить свою жизнь служению Богу.

С 1922 по 1930 год отец Николай служил в храме великомученицы Параскевы в селе Житенино Орехово-Зуевского района Московской области, — это было небольшое село, домов семь. Незадолго до того, как власти приступили к изъятию имущества у крестьян и священнослужителей, отец Николай в 1928 году продал дом под школу в соседнее село. Каждый год власти требовали от священника уплаты всё больших налогов, но в 1930 году сумма налогов стала так высока, что отец Николай вынужден, был продать все свое имущество и перейти служить в другой храм в селе Воскресенском Киржачского района Владимирской области. 

      В 1931 году отец Николай был направлен служить в Успенский храм в селе Воинова Гора Орехово-Зуевского района, где в это время тяжело заболел священник. В 1933-1934 годах отец Николай служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в городе Орехово-Зуево. В это время он был возведен в сан протоиерея.

      В 1935 году протоиерей Николай стал служить в Троицком храме в селе Каменки Ногинского района Московской области. Здесь ему пришлось перенести много скорбей.  Образовалась враждебная священнику группа, которая стала жаловаться, что будто бы он израсходовал за Великий пост шестнадцать литров вина. Отец Николай знал, что это неправда. Состоялось разбирательство. Священник сидел на скамейке у стены и мочал, решив ни в чем не оправдываться.

     Вскоре после этого за отцом Николаем пришли сотрудники НКВД, которые предъявили ордер на обыск и арест.  Протоиерей Николай Поспелов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Скворцов Сергей Иосифович (1896 - 1943), священниксвященномученик

Память 12 марта, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

     Родился 4 июля 1896 года в Московской губернии. Отец Сергея был печником. В 1914 году Сергей Иосифович окончил учительскую семинарию и поступил работать учителем в начальные классы школы. У него было трое детей — Лидия, Николай и Александр.

       В 1918 году получил сан диакона, а в 1926 году —  сан священника в храме мученицы Параскевы Пятницы в поселке Дрезна Орехово-Зуевского района, в котором он прослужил до своего ареста. В начале 1930-х годов он был назначен настоятелем этого храма. Прихожане любили отца Сергия за то, что он все силы и время отдавал людям. В 1926 году храм попытались захватить обновленцы, позиции которых были очень сильны в Орехово-Зуевском районе, но отцу Сергию удалось отстоять церковь от их захвата. Тогда власти решили храм закрыть. Отец Сергий принял в это время деятельное участие в отстаивании храма. После многих хлопот священнику и прихожанам удалось храм сохранить. Он был закрыт в 1953 году.

     Ставя своей целью закрытие храма, власти угрожали отцу Сергию арестом и требовали от него, чтобы он снял с себя сан через заявление в газету и написал, что не верит в Бога и дурманит народ. Но он с негодованием отверг это предложение. Тогда ему стали предлагать скрыться, уехать. Но и это предложение он не принял, сказав: «Куда я уеду? Как я буду смотреть народу в глаза?»

    Весной 1937 года тяжело заболела его жена Клавдия Николаевна. Поначалу болезнь казалась не грозной, так как это была обыкновенная простуда, но затем она получила стремительное развитие и перешла в туберкулез, от которого Клавдия Николаевна скончалась, оставив троих детей: четырнадцати, двенадцати и девяти лет. Дети жили с отцом Сергием и с бабушкой.

       Власти арестовали отца Сергия 28 сентября 1937 года. Отслужив литургию в храме в селе Кабаново, он вернулся домой. Глубокой ночью кто-то постучался в окно. Отец Сергий давно ждал этого часа и спокойно сказал: «Это за мной». Затем он встал, оделся и открыл дверь.

     В дом вошли трое сотрудников НКВД. Они все перерыли, но ничего не нашли. После этого один из них сказал: «Ну, собирайтесь. Берите всё теплое». Дети и бабушка заплакали. Отец Сергий попрощался со всеми, благословил, поцеловал и ушел. Арест отца вызвал у детей нервное потрясение, дочь Лидия, выскочив на улицу, безотчетно стала кричать «караул», и состояние ее было таково, что она не могла остановиться. Сотрудники НКВД, чтобы утихомирить девочку, стали стрелять в воздух.

    Первое время после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров; бабушка и дети приносили ему туда продукты и вещи. Однажды священник передал им из тюрьмы белье и прядь своих волос, и дети поняли, что их отца остригли. Вскоре священника перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Были допрошены лжесвидетели. Один из них, фотограф Цветков, показал, что «Скворцов, используя сан священника, часто проводит беседы с верующими».

  Председатель сельсовета в Дрезне сказал о священнике:

«Скворцов среди верующих и граждан поселка Дрезна проводит антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных церковников».

    НКВД приговорил отца Сергия к десяти годам заключения. В Дрезне у отца Сергия остались дети, которые жили с бабушкой, им помогали священники храма мученицы Параскевы Пятницы, отдавая семье арестованного священника десятую часть дохода, а также прихожане. Екатерина Никитична посылала посылки отцу Сергию, но с началом Великой Отечественной войны у них у самих положение настолько ухудшилось, что они уже с великим трудом находили продукты, чтобы послать их священнику. В 1943 году они получили от отца Сергия последнее письмо, в котором он написал: «Детки вы мои дорогие, дела мои плохи, я заболел дизентерией».

Скончался 25 марта 1943 года, был погребен в безвестной могиле. Канонизирован постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Классный час «Новомученики и исповедники Кубанские»

Классный час, цель. которого является осмысление подвига новомучеников Российских и Кубанских, принявших смерть за веру....

урок по историческому краеведению в 9кл "Не стоит село без праведника" ("Новомученики и исповедники российские")

Тема  «Россия в XXвеке –испытание веры» - актуальна в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. История России прошлого столетия неразрывно связана с огромными испытаниями правосла...

Образовательный проект на тему: «Новомученики и исповедники Московского края»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 8 класса ...

Проблемный очерк «Русская Голгофа: новомученики и исповедники, в земле Российской просиявшие».

Известные строки Максимилиана Волошина звучат как укор, свидетельствуют о страшном времени, о гонении на людей, об эпохе,...

Презентация "Российские новомученики и исповедники"

Презентация "Российские новомученики и исповедники"...