урок по историческому краеведению в 9кл "Не стоит село без праведника" ("Новомученики и исповедники российские")
план-конспект урока по краеведению (9 класс) по теме

Тема  «Россия в XXвеке –испытание веры» - актуальна в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. История России прошлого столетия неразрывно связана с огромными испытаниями православной веры, которая всегда являлась оплотом нравственных устоев русского народа. Историческая страничка XXвека России явилась своего рода проверкой на прочность – результатом которой стал огромный сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. На 2006год Русской Православной церковью канонизировано(т.е. причислено к лику святых) -1700чеолвек. И на примере месточтимых исповедников и мучеников на уроках краеведения учащиеся могут непосредственно изучать историю страны того времени, а также соприкоснуться с духовной мощью тех людей, которые жили в их родном селе, служить нравственным ориентиром в жизни. Эта тема является синхронным дополнением к темам по истории России в 9 классе. Разработка данного урока-исследования по историческому краеведению построена на деятельностном подходе изучения материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Разработка  урока  по предмету «Историческое краеведение»

в 9 классе

Тема урока: «НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА»

«Россия в XX веке – испытание веры»

 (Раскрытие нравственного  подвига новомучеников и

исповедников Воронежского края, духовное наследие

схиигумена Митрофана (Мякинина)

                                                                             

                                                                       

                                                                                                   Разработка урока Шабуниной О.И.

                                                                                                   Учителя истории и обществознания

                                                                                                   МКОУ «Ячейская СОШ»

                                                                                                  Эртильского района Воронежской обл.

 

                                                                                     

Тема  «Россия в XXвеке –испытание веры» - актуальна в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. История России прошлого столетия неразрывно связана с огромными испытаниями православной веры, которая всегда являлась оплотом нравственных устоев русского народа. Историческая страничка XXвека России явилась своего рода проверкой на прочность – результатом которой стал огромный сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. На 2006год Русской Православной церковью канонизировано(т.е. причислено к лику святых) -1700чеолвек. И на примере месточтимых исповедников и мучеников на уроках краеведения учащиеся могут непосредственно изучать историю страны того времени, а также соприкоснуться с духовной мощью тех людей, которые жили в их родном селе, служить нравственным ориентиром в жизни.

  Эта тема является синхронным дополнением к темам по истории России в 9 классе. Разработка данного урока-исследования по историческому краеведению построена на деятельностном подходе изучения материала.

Цель и задачи урока:

- осознание учениками значимости высокой духовности, патриотизма, любви к малой Родине, формирование ощущения причастности к её судьбе; глубокого уважения к личности, совершившей духовный подвиг;

- раскрытие понятия «мученичество», «исповедничество»;

- формирование навыков анализа, умения , умения вычленить главное, дать оценку событиям; умение работать с документами;

- развитие навыков взаимодействия в группах

Тип урока- изучение нового материала, вид урока – урок-исследование. Подготовка урока: класс заранее разбивается на 3 творческие группы, которые готовят материал:

1 группа готовит сообщение о священнике Карманове Владимире Митрофановиче расстрелянном в 1937г., проживавшем и служившем в с.Ячейка. Дети изучают материал, находящийся в школьном музее, встречаются с родственниками о.Владимира.

2 группа – о схиигумене Митрофане (Мякинине), служившем в Ячейском храме с 1950 по 1961г. Учащиеся также опираются на материал, находящийся в школьном музее, читают книгу «С любовью к людям» (книга-воспоминание о схиигумене Митрофане, изданная Задонским Рождество-Богородицким мужским монастырём), встречаются со старожилами села, которые помнят батюшку.

3 группа – делает подборку стихов С.С.Бехтеева из сборника «Певец Святой Руси», а также подборку писем схиигумена Митрофана свои духовным чадам. Он был малограмотным человеком(4класса), редакторы издававшие эти письма в предисловии об этом упоминают, что были определённые трудности из-за стилистических и грамматических ошибок, но это мирское воззрение, в духовном смысле это был великий человек. Такие люди получают образование, или, точнее просвещение, в результате старательного исполнения заповедей Божиих и безропотного несения своего жизненного Креста, беззаветным служению Богу и людям. Вот чему стоит нам поучиться и в своих молитвах просить таких молитвенников молиться за нас Богу.

  В начале урока дается проблемное задание:

-Как вы можете объяснить смысл слов «Не стоит село без праведника»?

Затем группы делают свои сообщения.

3-я творческая группа выполняет особую роль – она обрамляет этапы урока стихами С. Бехтеева, которые передают духовный настрой  того времени. Они будут освящать письма батюшки Митрофана.

  В заключении урока ученики отвечают на проблемное задание (Если есть праведник в селе, значит, есть надежда на будущее возрождение добра и справедливости). А также на вопросы:

-Какое значение, на ваш взгляд, имеет мученичество и исповедничество для современного человека?

- По правилам этикета мы знаем, что читать чужие письма неприлично, ка вы относитесь к тому, что письма схиигумена Митрофана были изданы?

  Такой урок позволяет детям соприкоснуться с историей России на примере близких людей, найти правильный ориентир в жизни, выразить свою позицию к данным историческим событиям. Форма работы в группах позволяет вырабатывать общую линию изложения темы, развивать коммуникативные качества, умения работать с источниками. На уроке прослеживаются как личностные, предметные, так и метапредметные отношения, что соответствует новым стандартам в образовании, где ученику отводится роль активного участника учебного процесса.

Тема урока:  « Не стоит село без праведника»

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА

ЦЕЛИ УРОКА:

-социально-культурное наполнение категории  «Моя малая Родина».

-осознание каждым учеником значимости высокой духовности, патриотизма, любви к малой Родине, формирование ощущения причастности к её судьбе, глубокое уважения к личности, совершивший духовный подвиг;

-формирование навыков анализа, умения вычленить главное, дать оценку событиям, деятельности человека; отработка навыков работы с документами.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Образовательная:

     - приобщение к духовным и культурным ценностям России, родного края;

     - раскрыть понятие «подвига» на примере жизни священника Карманова

       Владимира Митрофановича и схиигумена Митрофана (Мякинина),

       проживавших селе Ячейка Эртильского района, Воронежской области;

2.Воспитательная:

     - определить значение мученичества и исповедничества в жизни современного

        человека;

     -воспитывать уважительное отношение к духовному наследию прошлого на

      примере писем схиигумена Митрофана (Мякинина) и стихотворений русского

      поэта-патриота Бехтеева С.С.

3. Развивающая:

    - ознакомление с экспонатами школьного музея, мотивация детей к совместной

      работе в школьном музее;

    - развитие речи, эстетического вкуса;

    -развитие навыков взаимодействия детей в группах, работы с текстом.

ТИП  УРОКА:  изучение нового материала.

ВИД   УРОКА:  урок-исследование.

ОБОРУДОВАНИЕ: -мультимедийный проектор.

Предварительная работа:

  1. Дети заранее распределяются на 3 творческие группы и готовят сообщения: (1-я группа: сообщение о священнике Карманове Владимире Митрофановиче; 2-я гр.: сообщение о схиигемуене Митрофане (Мякинине); 3-я гр.: подборка стихов С.С.Бехтеева и писем схиигумена Митрофана).
  2. Чтение книги- воспоминания о схиигумене Митрофане (Мякинине) «С

     любовью к людям», «С Крестом и Евангелием»;

     чтение стихов Бехтеева С.С. из книги «Певец Святой Руси».

3.Подготовка слайдов для презентации ( с помощью педагога).

                                      ХОД   УРОКА:

Проблемное задание:  Как вы можете объяснить смысл слов «Не стоит село без праведника»?

1.Подготовительный этап.

Вводное слово учителя, которое позволяет учащимся присоединиться к теме: «Нравственный подвиг новомучеников и исповедников Российских».

Понятие «мученичество» известно ещё с древних христианских времён, это были люди, принявшую мученическую смерть за христианскую веру. К исповедникам причислялись те христиане, которые претерпев мучения, остались – в отличии от мучеников – в живых. Понимание исповедничества как подвига, основано на словах Христа: «И так всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я перед Отцем Моим Небесным» (Мф. 10. 32-33).

Двадцатый век в России принёс огромный сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. На 2006год Русской Православной церковью канонизировано (т.е причислено к лику святых) – 1700человек. В нашем селе тоже жили люди, которые  пострадали за веру в годы страшных гонений на церковь. И на этом уроке мы с вами познакомимся  с ними.

II. –сообщение 1-й  творческой группы учащихся (Стихи подбирались и готовились 3-й творческой группой учащихся).

История села – частичка российской истории - революция, коллективизация, неоднократные попытки закрыть Церковь в 30-е, 60-е, 70-е годы.

     Блажен, кто в дни борьбы мятежной.

     В дни общей мерзости людской

     Остался с чистой, белоснежной,

     Неопороченной душой.

     Блажен, кто в годы преступлений,

     Храня священный идеал,

     От повседневных искушений

     Умом и сердцем устоял.

     Блажен, кто, вписывая повесть

     В скрижали четкие веков,

     Сберег, как девственница, совесть

     И веру дедов-стариков.

     Блажен, кто Родину не предал,

     Кто на Царя не восставал,

     Кто чашу мук и слез изведал,

     Но малодушно не роптал.

Это  строки из стихотворения замечательного русского поэта-патриота Сергея Сергеевича Бехтеева «Немногим». Пройти дорогами духовного испытания пришлось многим, но устоять – далеко не всем. Начало 20-го века – это время разлагающих идей, время начинающего упадка нравственности, устоев государственности и семьи. В 1917году произошло страшное, когда все силы зла устремились на бедную Россию и началось неслыханное ещё в истории человечества гонение на Церковь, на Православие, на исповедников веры Христовой. Тогда потоки святой невинной крови обагрили всю Российскую землю и поднялись к Престолу Всевышнего сотни тысяч душ умученных и убиенных, которые заблистали ослепительным светом и украсили собой Царствие Небесное. А нам, ныне живущим, они как светоч, как маяк, указывающий путь к Богу, к правде, к истине.

Кто были эти люди? Это те, кто исповедовал православную веру. Они были священниками, монахами, псаломщиками, церковными сторожами и просто мирянами за то, что верили в Господа нашего Иисуса Христа и не отказались от своей веры, подверглись жестоким наказаниям от беззаконных властей.

  - сообщение 1-й творческой группы:

 о священнике  Карманове Владимире Митрофановиче, расстрелянном в декабре 1937г.

                 Чем больше слез в стране моей,

                 Тем ближе радость светлых дней,

                 Тем все приметнее для нас

                 Желанный всем спасенья час.

                         Чем больше горя и нужды,

                         Тем нам яснее зло вражды,

                         Тем очевиднее для всех

                         Наш вероломный буйный грех.

                 Чем больше казней, больше плах,

                 Тем больше веры на устах,

                 Тем осязательней пора

                 Грядущей правды и добра.

                           Чем больше скорби, мук и слез,

                           Тем ближе к страждущим Христос,

                           Тем громче в грозном вихре битв

                           Звучат слова святых молитв.

Священник Карманов Владимир Митрофанович родился в с.Ячейка в 1896году. Его отец был священником. Отец Владимир с любовью и смирением нёс людям слово Божие, но враг человеческий не дремлет. Священника Владимира Митрофановича оклеветали. В 1929г. его семья была раскулачена. До ареста 12 декабря 1937года он был священником. (слайд №5) Как водилось в то страшное время, за ним приехали ночью, а уже 26 декабря того же года он был расстрелян, о чём свидетельствуют архивные документы (от 21 декабря 1937г. тройкой УНКВД по Воронежской обл. приговорён к расстрелу по ст.58-10, ч.2-политические мотивы). Информации об о. Владимире сохранилось очень мало. Семья до 1994г. ничего не знала  о судьбе о. Владимира. Он был реабилитирован (посмертно) 27июня 1989г. 75-летняя дочь о.Владимира -Евдокия Владимировна молится за убиенных и усопших и чувствует, что они тоже молятся за неё,  и ощущает их молитвенную помощь.

   -сообщение 2-й творческой  группы: о схиигумене Митрофане (Мякинине).

                    Среди скорбей, среди невзгод

                   Всегда я помню мой народ;

                   Не тот народ, что ближним мстит,

                   Громит, кощунствует, хулит,

                   Сквернит святыни, нагло лжет,

                   Льет кровь, насилует и жжет,

                   Но тот народ – святой народ,-

                   Что крест безропотно несет,

                   В душе печаль свою таит,

                   Скобит, страдает и молчит,

                   Народ, которого уста

                   Взывают к милости Христа

                   И шепчут с крестного пути:

                   «Помилуй, Господи, прости!..»

    Наш рассказ ещё об одном замечательном подвижнике православной веры, который прослужил в селе Ячейка 11 лет (с1950-1961г.). Это схиигумен Митрофан (Мякинин 1902-1964). Он оставил память о себе во многих сердцах и на долгие годы. В 2005г. вышла книга-воспоминание о нём «С любовью к людям», изданная Задонским Рождество-Богородицким мужским монастырём. (слайд №6) В повествовании о схиигумене Митрофане более уместно говорить и упоминать о нём, как об отце Серафиме, т.к. все знали его именно под этим именем, а то, что он был пострижен в схиму и с каким именем, узнали только после его смерти. (слайд №7) Батюшка был очень прост, окончил несколько классов сельской приходской школы, но из всей этой простоты сиял свет мудрости, чистоты и любви к ближнему. Родился отец Серафим в семье Михаила и Дарьи Мякининых 14 сентября 1902 г. в деревне Марьевка Щученского р-на Воронежской губернии в бедной, но глубоко верующей семье. С детства отличался внутренней сосредоточенностью, его не привлекала мирская суетная жизнь, и он решается посвятить себя подвигу монашества. Много пришлось претерпеть, но во всём он полагался на волю Божию. Этот период жизни дал неизмеримое богатство – духовную крепость, которая давала силы и надежду в эти годы вынужденной окружающей бездуховности и гонений на всё православное. В Киеве от духовного отца Анатолия Никита принял постриг в монашество с именем Серафим. Предвидя назначение юного монаха, старец благословил его идти в мир, сказав: «Ты там нужен».  Вернувшись на родину, о. Серафим устроился в родную церковь. В 1934г. батюшку арестовали: было предъявлено обвинение по 58 ст. (обвинялся в том, что входил в состав группы антисоветски настроенных церковников, проводящих антиколхозную пропаганду) (слайд №8). 10 февраля 1935г. вынесено постановление Особого Совещания при УНКВД СССР: «…Мякинина Никиту Михайловича…направить этапом в г. Караганда». Постоянно творимая им молитва Иисусова давала силы превозмочь всё. Лагерный быт был невыносим: жестокость начальства, зверства уголовников. Батюшке в начале было очень трудно, но однажды он сказал сам себе: «А чего ты унываешь? Ты в монастыре: начальник лагеря – это игумен, а все заключённые – это монастырская братия и насельники. Сигнал на работу – братия пошла на послушание, сигнал на обед – братия в трапезную пошла. И стало совсем хорошо». В 1938г. о. Серафим был освобождён из заключения. Когда батюшка вернулся из ссылки, у него не было ни работы, ни документов, никто из родственников его не принимал, боясь гонений со стороны властей. Непрестанная молитва давала силы жить дальше.(слайд №9)В 1941г. батюшке было откровение, после которого он ушёл в затвор, где прибывал в непрестанной молитве за всех родных, знакомых, за мир. Несмотря ни на что, к нему тянулись духовно близкие люди, шли за любовью, за теплым словом. Уже в те годы проявился у отца Серафима в полной мере дар прозорливости. По Благодати Божией батюшке было открыто, кто и с какой скорбью к нему придёт и даже какие помыслы были у человека в дороге. Именно в те годы затвора утвердилась в сердце батюшки мысль, что единственная цель его земного существования – служение людям. Много испытаний пришлось пережить о. Серафиму в то время.

  (слайд №10)   Примерно в это время происходит встреча батюшки со схимонахиней Серафимой – великой мичуринской старицей. Вообще, в это тяжелейшее время была удивительная по своему напряжению и высоте духовная жизнь. (слайд №11) Пять великих старцев: о. Серафим, схимонахиня Серафима (Мичуринская), схимонахиня Михаила (в мантии - Митрофания), схимонах Иоасаф (у него на дому батюшка Серафим часто служил Литургию) и схим. Антония из Мордово жили друг у друга в послушании, собирались на духовные советы, окормляли друг друга. Пришло время, и батюшка вышел из затвора. В 1949г. Господь посылает добрых людей, которые прописали его у себя и выручили паспорт. В 1950г. батюшку направили в наше село Ячейка служить в храме Михаила Архистратига, где он и прослужил 11 лет.(слайд №12) Здесь прошли главные годы пастырских трудов о. Серафима. Благодаря трудам его и благочестивых прихожан, храму был возвращён благолепный вид (многие годы здесь хранили зерно и мололи комбикорм). Во время службы батюшка был строг, но иногда многие замечали, что его лицо преображалось. После службы прихожане отмечали присутствие необыкновенной благодати, радости, умиление наполняло душу. В быту о. Серафим был очень неприхотлив, во всём была скромность и строгость.(слайд №13) Батюшка, чтобы не распространялась о нём слава, как о благодатном старце, стараясь скрыть свои дарования, очень часто юродствовал. Принимал он всех, никто не уходил без утешения, говорил мало, будто суетясь, только успевай слушать, но эти немногие слова метко характеризовали то, с чем человек пришёл. Душу лечил, возвращал людей к жизни, давал надежду и силы для преодоления житейских трудностей. (слайд №14) Человеческая память сохранила для нас случаи тайного и безкорыстного служения батюшки на благо людям, и, зная об этом, они шли и ехали к нему нескончаемым потоком, старались побыть на службе, взять благословение, а если удавалось, то и поговорить. Не требуя ничего взамен, отец Серафим снискал истинную любовь пасомых. До сих пор люди с теплотой вспоминают время служения батюшки.  

(слайд №15)   Особенно отмечался праздник Успения Пресвятой Богородицы:  над плащаницей устанавливали сень, украшенную виноградной лозой, цветами, яблоками. Эта традиция была возрождена три года назад, по воспоминаниям очевидцев. В селе он был глубоко уважаемым и любимым пастырем, и поэтому, когда пришло время расстаться, это было воспринято, как всеобщее горе для ячейцев, его провожали со слезами в декабре 1961г. Перед смертью о. Серафим принял схиму с именем Митрофан, в честь святителя Митрофана Воронежского. (слайд №16) Похоронен он в с. Михайловка Панинского р-на, по его завещанию. И после своей смерти батюшка не оставляет нуждающихся в его молитвах людей, многие приезжают к нему на могилку и получают утешения в скорбях, болезнях. В Воронежской епархии, по благословению митрополита Сергия, создана комиссия, собирающая материалы для канонизации схиигумена Митрофана.

Сообщение 3-й  творческой группы:

Схиигумен Митрофан оставил после себя письма, которые были написаны духовным чадам и в наше время собраны и напечатаны в книге «С Крестом и Евангелием», изданной Задонским Рождество-Богородицким мужским монастырём. Это поистине огромное духовное наследие для современных людей. Эти письма неоспоримое свидетельство духа того времени, духа исповедничества  и духа ничем непоколебимых веры и надежды в торжество православных истин. Из биографии мы узнали, что схиигумен Митрофан окончил всего четыре класса земского училища, но через простоту этих писем сияет свет особой мудрости и чистоты, которой в наше время ни у кого уже не встретишь. Послушаем некоторые из них.

Письма схиигумена Митрофана:

Христос воскресе!

Вот, дорогие мои родные, дождались великого радостного праздника Светлого Христова Воскресения. Воскресли все земные растения, насаждённые десницей Господней. А раз воскресла вся земная природа и дала от замёрзшей земли отзывы растениям, то и я надеюсь на Его великое милосердие. Он погасит в нас семя страстей, возросших от продолжительной холодной зимы, оживит нас благорастворенным воздухом и живительным благодатным дождем Духа Святаго. Посему, дорогие мои, не скорбите, что много отягощают нас житейские заботы, которые обременяют невзгодами -все это ведёт благость Божия на долготерпение, и от терпения возрастут плоды веры и прочих добродетелей.

Пишете, что много всего накопилось скорбей по-житейски, что близкие касаются вас. Вспомните многострадального Иова - так и мы должны от всего этого научиться терпению. Благо не всегда бывает. Ведь апостолу Павлу был приставлен искуситель и пакости ему делал, а мы кто есть? Хотим, чтобы не касалась нас никакая скорбь. Этого нельзя. Христос был искушаем сатаною, от чего и мы научимся [терпению]. Да сохранит вас Господь.

Призываю благословение Божие на вас всех. Простите за все. Пишите, отвечать буду. Недостойный С[ерафим].

Христос воскресе!

Дорогие мои голубушки, прошли и уже на проходе дни торжественного Пасхального увеселения. Как мне часто приходят на сердце те весенние радостные напевы птичек на утренней и вечерней заре, как они радостным хвалением прославляют Творца Небесного. При таком радостном слушании их я не раз и вас, дорогие мои чадушки, вспоминаю. Когда-то будет день, когда вы будете также свободно прославлять Творца? Когда крепкие тенета спадут с ваших быстрых крылышек, и вы быстро воспарите к небесному полёту и станете не хуже этих созданий прославлять Истинного Творца? Это трогательное размышление о вас часто беспокоит меня.

Дорогие мои сочувственницы Правды Божией! Как вы все близки моему духу, наверное, ваши глубокие вздохи в обременённых тенетах быстро летят к Творцу о мне убогом.

Дети! Нелегко и родителям быть в отдалённой отлучке от детей, когда они живут в строгом надзоре и нет им возможности повидаться с близкими своими! И недостаток в питании смущает их дух и беспокоит их родителей. Дорогие мои чада, если бы было возможно, не было бы такого крепкого заграждения, я бы, желанные мои, не посчитался бы ни с какими трудностями, так быстро порхнул бы к вашим теплым гнездышкам и принёс бы по силе возможности то, что вам нужно. И не раз и не два, а несколько раз навестил бы и поделился бы с вами.

Дорогие мои, хотя мы далеко от вас, но ходите и ищите целебного источника, чтобы утолить жажду! Самарянка после беседы со Спасителем у источника изменила свою греховную жизнь, которая обременяла её. Дорогие мои, не скорбите, и мы с вами будем единодушно стараться изменить свою жизнь, стараясь освободиться от страстей, которые нам мешают идти к целебному колодцу.

Постепенно и мы, дорогие дети, за воздыхания других свободно придем с вами к неиссякаемому источнику и утолим жажду. Благодарю Господа, что мои богоданные голубушки от связанных и окруженных крепких сетей научатся терпению и опытности, через что и вкусят Источника Жизни.

Призываю на вас Божие благословение и Покров Царицы Небесной. Благодарю вас за дорогие ваши гостинцы, чего я даже недостоин взять, и не знаю, чем и как вас отблагодарить.

Простите, ваш недостойным слуга С[ерафим].

"Аз есмь с вами во вся дни"!

Божие благословение боголюбивейшей чете Николаю и Параскеве!

Дорогие мои родные Коля и Паша, получил я ваше доброжелательное письмо, которое вашим усердием было послано пятого сентября сего года.

Добрейший Коля, вижу в вашем юношеском ревнительном любвеобильном письме отрадное и душеспасительное стремление и ревность к Небесному Горнему Иерусалиму, где обитает одна истинная правда, которая требует только лишь исполнения святых заповедей Божиих и полного христианского самовоздержания [от] своих собственных душевредных пожеланий.

Коля, чувствую твою любовь ко Господу и ненависть к житейским пожеланиям, которые враг приносит в виде добрых дел, а внутри суть - его злые дела, что и лишает часто ревнующих по Боге размышлять о богодухновенных плодах Духа Святаго. А таковых плодов Духа Святаго девять (см. послание святого апостола Павла к Галатам, глава 6, ст. 23). Не упадай духом, родной мой, будем искать Господа в Законе Его и найдем, потому что Господь близ вопрошающих Его. Видя твою истинную любовь, Он исполнит твое сердечное желание. Ищите и обрящите, стучите и отверзят вам в день Печали вашей.

Коля, относительно твоих вопросов. Ты спрашиваешь мое многогрешное убожество [насчет того], в чем я и сам ищу точного объяснения, но что Господь поможет, то и отвечу на твои усердные прошения.

Вопрос 1. Почему духовная радость быстро уходит из сердца человеческого?

Ответ. Когда бывает молния, то она быстро освещает всё и быстро исчезает. Так и наития благодати Святаго Духа-радости духовной не может быть в нашем смердящем сердце, потому что мы сейчас же гоним ее постыдными воспоминаниями. Вот радость духовная и не может быть долго в нашем сердце. Ее могут иметь постоянно только одни совершенные.

Вопрос 2. Почему во время молитвы входят в сердце злые помыслы, даже ужасные?

Ответ. Это потому, что мы еще сердечно не возлюбили Христа и не избежали своих греховных привычек. А ужасные злые помышления дух злобы приносит нам потому, что не любит истинную молитву, которая ему мешает, когда человек вооружен во всеоружие добродетелей.

Вопрос 3. Почему в храме Божием при слушании песнопений духовных в сердце входят богопротивные мысли, и бывает стоять тяжело при совершении литургии?

Ответ. Это вот почему: от беспечности о своем спасении и нерадения, от осуждения ближнего, от замечания недостатков и укоров. Не высокоумствуй своим житием, не гордись духовно, а лучше всего в этот момент зри свои согрешения и припоминай, как мы своими худыми привычками изгоняли из храма Божиего, то есть из своего сердца, Духа Святаго; посему бывает тяжело в церкви. Во время Божественной литургии вспоминай о Божественных Голгофских страданиях Спасителя нашего и старайся почаще причащаться Святых Христовых Таин. И Господь укрепит, и буря сатанинской злобы не возшумит на тебя, и сила вражия ослабеет против тебя. Христос с тобою будет во вся дни.

Прошу во всем прощения, возможно грубо объяснил. Ваш недост. о. С[ерафим].

Ксюше.

"Вы есть свет миру", - сказал Господь.

Дорогие мои голубушки, какое приятное изречение сказал Божественный Учитель Своим возлюбленным ученикам, что вы есть свет миру. Дорогие мои родные, да как же не радоваться такому благому приветствию? Как ученики были рады и утешены словами своего Божественного Учителя и Господа!

Обратите внимание, желанные голубушки, на эти радостные глаголы. Кому же Господь так изволил сказать? Окружавшей Его стоящей публике, слушающей Его учение? Нет, не всем, слушавшим Его, а только тем, которые оставили всё и последовали Его учению - святым апостолам.

Любители Господа, неужели и мы, стоящие и жаждущие учения Господа, будем лишены этого неизреченного света? Нет, Господь вас возлюбил паче всего, потому что в тяжелый период сей жизни вы жаждали Его учения и смело исповедали его повсюду; посему в Святом Евангелии и говорится: "Прославляющих Мя прославлю". И Милостивый и Чадолюбивый Господь не хочет, чтобы мы жили во мраке греха сего мира, а за почитание и прославление Его Святого Имени Он вас хочет утешить таким же благодеянием - светом Истины.

Прошу и молю вас, дорогие мои отлетные пташки, не унывайте и не соблазняйтесь духом льсти, которого уже много стало в сем оледеневшем и злосмрадном мире, но цените и дорожите тем светом, который вы обрели.

Всмотритесь получше и оглянитесь: от кого и от чего вы избавлены? Вы избавлены от мира, который внешне окружает ваш мирный дух, хотя внутренне и бушует, но Господний свет хранит вас от злого духа. Дорогие мои, этот свет учения не всем дан, а именно вам за то, что возлюбили

истинно Его учение. Потому что мирские тоже могут получить - но сугубая благодать только тем, которые свободны от семейной жизни.

Голубушки дорогие, будьте внимательны и осторожны в своем обхождении с окружающими вас, потому что миряне особенно обращают внимание на ваш свет, а свет - это есть ваша чистая неповинная жизнь, которую вы избрали из любви к Небесному Жениху. Во-первых, светите внут-

реннему вашему деланию. А за все сие будете вы утешены и сохранены от всех козней лукавого, и за ваш охраненный мирный дух свет узрите в лице Господа, каков Он. Не напрасно в святом Евангелии говорится: "Блаженни чистим сердцем, яко тии Бога узрят". Дорогие мои, не теряйте этот свет учения Христова. Видите, что обещает Господь за все это? Вознаграждение и утешение в сем и в будущем веке.

Если будете дорожить этим неоценимым даром, то знайте и имейте ввиду - на ваши светлые лучи потекут многие и попросят у вас. Даром получили, даром и давайте жаждущим учения Христова, со смирением и терпением обходитесь [со всеми], и не лишитесь его.

Итак, свет ваш да будет втайне, а Господь воздаст вам явно.

Прошу прошения. Нерадивый иер. С[ерафим].

Призываю на вас Божие благословение и Покров Царицы Небесной

и Ангела Хранителя вам на всяком пути вашем добром, и зло не коснется вас. Простите.

Божие благословение вашим родным. Прошу их святых молитв о мне убогом.

Слово учителя:

 Сколько поучительного для себя мы услышали из этих писем. Какою любовью и смирением они пропитаны, какая твёрдая вера стоит за этими строчками. Да  он был малограмотным человеком, редакторы издававшие эти письма в предисловии об этом упоминают, что были определённые трудности из-за стилистических и грамматических ошибок, но это мирское воззрение, в духовом смысле это был великий человек. Такие люди получают образование, или, точнее просвещение, в результате старательного исполнения заповедей Божиих и безропотного несения своего жизненного Креста, беззаветным служением Богу и людям. Вот чему стоит нам с вами поучиться и в своих молитвах просить таких молитвенников молиться за нас Богу.

 (слайд №18)         Они пройдут, чудовищные годы,

                               Свирепою, кровавою пятой,

                               Поколебав все царства и народы

                               Безудержной, безумною мечтой.

                               Они пройдут, кошмары слез и муки,

                                Мятежные, преступные года,

                                Года скорбей, лишений и разлуки,

                                Разбившие надежды навсегда.

                                Они пройдут, носители невзгоды,

                                Разрушившие грёзы о добре,

                                И вспомним мы о позабытом  Боге

                                И об убитом Ангеле – Царе.

                                Поймут обман очнувшиеся хамы

                                И, вновь ютясь к родимым очагам,

                                Воздвигнут вновь разрушенные храмы

                                И вновь поклонятся поруганным богам…

                                Свечу пудовую затеплив пред иконой.

                                Призвав в слезах Господню Благодать,

                                Начнёт народ с покорностью исконной

                                Своих Царей на службе поминать.    

III.  ПОДВЕДЕНИЕ    ИТОГОВ:

Сегодня мы узнали ещё одну страничку истории нашего села, подробнее могли понять и прочувствовать подвиг мученичества и исповедничества в богоборческие годы в России на примере священника Карманова Владимира Митрофановича  и схиигумена Митрофана. Вернёмся к нашему проблемному заданию «Не стоит село без праведника»,

- как вы можете объяснить смысл этих слов на примере полученной информации?

(Ответ: Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости.

«Не стоит село без праведника, а город без святого», - говорили на Руси. Все русские земли имеют небесных покровителей, которых свято чтит народ, прибегая к их помощи и заступлению. И помощь эта приходит по вере просящих.)

  - Какое значение, на ваш взгляд, имеет мученичество и исповедничество для

    современного человека?

  - Как  вы относитесь к этим понятиям?

  - По правилам этикета мы знаем, что читать чужие письма неприлично, как вы

    относитесь к тому, что письма схиигумена Митрофана были изданы в книге?

IV. РЕФЛЕКСИЯ:

- Понравился ли вам урок?

- Какую роль вы отводите себе в жизни нашего села, зная о таких людях, как

 схиигумене Митрофане и священнике Карманове Владимире Митрофановиче?

V.Перечень необходимого методического материально-технического обеспечения.

1. Методическая разработка урока по теме: «Не стоит село без праведника» ( о нравственном подвиге новомучеников и исповедников Российских )

2. Компьютер.

VI. ЛИТЕРАТУРА:

-книга- воспоминание «С любовью к людям».изд.Задонского  Рождество-

 Богородицкого монастыря, 2005г.

- книга «С Крестом и Евангелием». Задонский Рождество-Богородицкий мужской

 монастырь, 2008г.

- книга В.К.Невярвича «Певец Святой Руси» Сергей Бехтеев: жизнь и творчества.

 Санкт-Петербург, 2008г.;

-архивные документы из школьного музея.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задачи:

Слайд 4

МОУ Ячейская СОШ

Слайд 5

Документы

Слайд 10

старцы

Слайд 11

старцы

Слайд 12

Внутренний вид храма

Слайд 14

На крыльце храма с.Ячейка

Слайд 15

Успение Пресвятой Богородицы

Слайд 16

Место упокоения схиигумена Митрофана и его матери

Слайд 17

Сергей Сергеевич Бехтеев- русский поэт- патриот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Не стоит село без праведника" (урок литературы в 11 классе по произведению А.И.Солженицына "Матренин двор")

Урок позволяет рассмотреть главную идею произведения: проблему добра, человечности. Вопросы и задания помогут подробно проанализировать главного героя рассказа - Матрену....

Разработка урока литературы "Не стоит село без праведника" в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына

Образ Матрены в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" идеал, к которому мы стремимся, но только не желаем быть такими. Что это?.. Зло или нежелание быть такой, как нужно? И что нам мешает?...

"Не стоит село без праведника": урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Презентация и план-конспект урока рассчитан на учащихся 9 и 11 классов. Урок чтения и анализа текстапозволяет поразмышлять о нравственных качествах человека, об утраченных ценностях....

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе "Не стоит село без праведника"

Урок посвящен работе над сочинением по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор". Материалы урока можно использовать при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку, в частности, при выполне...