Открытый урок "Не стоит село без праведника" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор").
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

О. Н. Герасимова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_final.doc66 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc30.5 КБ
Office presentation icon urok_literatury_v_7_klasse_solzhenitsyn.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок "Не стоит село без праведника"

 (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор").

Обоснование выбора темы.

Русская литература всегда являла собой сплав языкового и духовного богатства. Как школьный предмет в контексте дисциплин эстетического цикла она призвана развивать у учащихся художественный вкус, читательский дар, искусство импровизации, умение вдумчивого прочтения, анализа. Благодатный материал для диалога с учениками представляет изучение творчества Александра Исаевича Солженицына. На наш взгляд, настала пора более глубоких оценок творчества Солженицына, пересмотра многих явно устаревших штампов. Пора признать, что главной темой творчества этого писателя является вовсе не критика социализма и коммунизма, не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом - вечная тема мирового искусства

Цель:

Рассмотреть образ главной героини- Матрёны Васильевны как народный тип праведника.

Задачи:

-“вслед за автором” проследить за судьбой русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить в себе добрую отзывчивую душу, способность помогать людям;

-дать понятие типа «герой-праведник» в литературном произведении;

-вывести черты «героя – праведника»;

-охарактеризовать Матрёну Тимофеевну как «праведницу».

-развивать навыки устной речи и умение работать с текстом.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, , анализа художественного произведения, работа над теоретико-литературными понятиями, работа с элементами проблемного обучения- проблемный вопрос(можно ли назвать Матрёну праведницей?- гипотеза-подбор аргументов-осмысление проблемы- вывод) ,использование элементов работы с кластером, использование технологии «Развитие критического мышления», на этапе рефлЕксии использую приём ПОПС-позиция, обоснование, пример, следствие), на заключительном этапе- приём восстановление тест- сочинения.

Использование современных образовательных технологий позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей: информационной(умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы), коммуникативной (умение эффективно сотрудничать), самоорганизации (умение ставить цель, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы), самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию).

Оборудование к уроку:

экран, мультимедийный проектор;

презентация учителя

рабочие листы, стихотворение.

1слайд

Орг.момент.

 Доброе утро, ребята, вижу, что вы все готовы к уроку, садитесь, пожалуйста.

Сегодня нам с вами предстоит  не совсем обычный , взрослый и очень серьёзный разговор. Урок наш посвящён  памяти замечательного писателя и удивительного человека. Мне бы очень хотелось, чтобы то, что вы вынесете для себя с этого урока  стало для вас хорошим жизненным уроком, чтобы каждый из вас запомнил имя автора, о котором мы будем говорить.

 Поможет ответить на вопрос, кто же этот автор и о каком произведении пойдёт речь сегодня поэтический эпиграф.

СЛАЙД 2 (текст стихотворения Николая Рубцова «Село стоит…»)

Село стоит

На правом берегу,

А кладбище-

На левом берегу.

И самый грустный всё же

И нелепый

Вот этот путь,

Венчающий борьбу

И всё на свете.-

С правого

На левый

Среди цветов

В обыденном гробу…

 (анализ по методу М.Гаспарова)

Чтобы понять смысл этих строк мы обратимся к словам, а именно к сущ., прил., глаг., составляющим словесную ткань стихотворения.

Подчеркните сущ. Одной чертой, глаголы- Двумя, а прилаг. – волнистой линией. Смотрим, что у вас получилось?

Существительные, прилагательные и всего один глагол «стоит», сама форма которого (наст. время) и лексическое значение говорят о постоянстве- было, есть и будет так. Село стоит. Но мы можем заметить противоречие. И сущ. и прил. показывают нам движение, с правого берега на левый, от жизни к смерти. Какое словосочетание  характеризует это движение? - нелепый путь. Конечно, каждый человек смертен, жаль, что жизнь порой нелепо обрывается, самое страшное, когда и живёт–то человек так же нелепо.. Оттого и философское сознание лирического героя окрашено лёгкой грустью. Если обратить внимание на синтаксический уровень, то увидим, что вся жизнь уместилась в 3 предложения

Всего 3 предложения : в 1-м-начало- село, правый берег, во 2-м- грустная жизнь, в 3-м-левый берег, кладбище, гроб. Путь от села до кладбища, жизнь, которая обрывается по нелепой случайности. И многоточие в конце, подчёркивающее невозвратимость происходящего…

Однако предметом нашего сегодняшнего разговора является совсем другоге произведение, рассказ. В списке литературы для летнего чтения он был вам предложен, и сюжет его вы сейчас, наверняка,  вспомнили благодаря стихотворению Николая Рубцова.

Что это за рассказ? Назовите его автора.

3 СЛАЙД

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН «Матрёнин двор». ВПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА в отведённое на листах место. Что общего у этих двух произведений?

Тема нашего урока:

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН "Не стоит село без праведника" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор").

"Не стоит село без праведника"…это крылатое выражение пришло из Библии. Почему так говорят, мы узнаем, обратившись к статье вашего учебника. Откройте учебники на стр.208, прочитаем ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ.   МИША КУРАПОВ.

4 СЛАЙД

Чьими же молитвами и добрыми делами? Конечно же тех самых праведников.

Заглянем теперь в толковый словарь, познакомимся с толкованием слова «праведник».

          АНЯ БЕЛЯЕВА.

Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка);

“…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля)

5 слайдСоблюдающим правила нравствености, Нравственным можно назвать  человека С чувством собственного достоинства

  (Уважая себя, уважай других)

Имеющего повышенное чувство

 ответственности за  происходящее вокруг.

Умеющего одухотворённо работать не ради    

  одних денег.

С чётким представлением о добре и зле, того,

кто противостоит злу.

Неравнодушного к  чужой беде и страданиям.

Размышляющего над своей и чужой жизнью,

 беспокойно ищущего ответы на «больные»  вопросы.

«Без трёх праведных несть граду стояния»,-писал Н.С.Лесков  в предисловии к циклу «Праведники». «Не стоит село без праведника»- именно так первоначально назывался рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

 Теперь вы уже без труда мне скажете, что весь секрет того, почему СТОИТ СЕЛО  заключается в том, что там живут праведники, пока они есть, село, град, двор…живы.

Слово «двор» есть в названии рассказа, но всем ли понятно, что это такое? Дома- дворы широко были распространены и до сих пор сохранились в деревнях на архангельском севере. Большие бревенчатые дома- пятистенки дворами называют оттого, что всё в них умещалось под одной крышей- и жилые помещения, и подсобные, и хоз.постройки- хлевы. Под одной крышей жили несколько семей, несколько поколений, люди и домашние животные. Строились такие дома на века.  

Вспомните, подходит ли под это определение дом , в котором живёт главная героиня рассказа «Матрёнин двор»?  Не совсем. Что с её домом не так? Какой он, дом  Матрёны? ПОЛИНА МИРОНОВА.

 Он должен был бы быть домом- двором , в котором бы жила большая семья, но этого не случилось. И коротает свой век в нём одинокая хозяйка- Матрёна Васильевна Григорьева. О её жизни пойдёт рассказ ,о её Пути от села до кладбища, о её жизни, которая обрывается по нелепой случайности . Сейчас я попрошу вас обратить особое внимание на то, что рассказ основан на реальных событиях. Написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: “Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области”. Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии (“на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани”). Точно определены временные рамки описываемых событий (лето - осень 1956 -го и зима 1957г.) и место действия - Владимирская область.

 ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ ПРЕДСТОИТ НАМ С ВАМИ ОТВЕТИТЬ : МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ПРАВЕДНИЦЕЙ ГЛАВНУЮ ГЕРОИНЮ РАССКАЗА МАТРЁНУ ВАСИЛЬЕВНУ?

По ходу работы я попрошу вас вести записи в ваших рабочих листах.

Начнём с гипотезы или нашего предположения  . каждый из вас выбирает свою ГИПОТЕЗА:   ДА / НЕТ.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА =ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА (кластер)

6 СЛАЙД

1)Главная героиня рассказа – крестьянка Матрена ВАСИЛЬЕВНА ГРИГОРЬЕВА. Запишите, пожалуйста , в центре листа. В переводе с латинского  языка имя её означает  «мать». 

Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена наделена неброской внешностью: “улыбка ее кругловатого лица”, “простодушно глядя блекло - голубыми глазами”, “…в неярких ее глазах”. Автору важно другое: внутренний свет в ее глазах и “лучезарная улыбка” Из главы в главу повторяется одна деталь - улыбка: “улыбалась чему-то”, “просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой” Солженицын заявляет прямо: “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью”

2) праведница земли русской

7 СЛАЙД История жизни Матрёны

Разбитая любовь

Потеря  мужа на войне

Смерть шестерых детей

Тяжёлый труд в деревне, посильный не каждому мужику

Немочь-болезнь

8 СЛАЙД Один день из жизни Матрёны Васильевны

   1.Когда и как начинался Матренин день?

2. Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

3.В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

человек не от мира сего.

Что пришлось испытать Матрене в прошлом? Счастье Горе Любовь кФаддею  Замужество  Воспитание Киры   Здоровье, сила Смелость «коня на скаку остановит»     разбитая любовь замужество без любви смерть 6 детей Потеря мужа на войне Непосильный труд в колхозе Горькая обида на колхоз, который выжил из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без поддержки

Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней? Подтвердите свой ответ примерами из текста .(Доброжелательность и деликатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)  Удивительное дело – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.                                     Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором – это улыбка. - Какая? (Лучезарная, просветляет ее лицо, добрая, извиняющая)

3) Качества :

доброта, ПОЛИНА КАРПОВА

трудолюбие, АЛЁНА ВЛАСОВА

8 СЛАЙД Один день из жизни Матрёны Васильевны

   1.Когда и как начинался Матренин день?

2. Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

3.В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

человек не от мира сего.

9 СЛАЙД перечислим хлопоты героини

В чем смысл жизни Матрены Васильевны?

Способом преодоления болезни,средством возвращения к жизни для героини становится труд, обязательные ежедневные хозяйственные заботы.” Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой” Работа, физический труд занимают центральное место в жизни героини: она не мыслит своего существования без труда.“… приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое- нибудь другое немалое дело …” Матрена безотказна в работе, когда к ней обращаются за помощью,будь то колхоз, “любая родственница дальняя или просто соседка” она всегда готова прийти на помощь ближнему. “Когда рук не хватало, когда отнекивались бабы уж очень упорно, жена председателя приходила к Матрене … “; “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. картошку будем докапывать …”; “тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода …”. Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена - безмерно добрая, трудолюбивая, старающаяся всем угодить, в том числе и постояльцу.

10 слайд КАЧЕСТВА

милосердие,

любит людей,

 умение прощать, ВАЛЕРИЯ АНДРЕЕЧЕВА

 бескорыстие,

 терпение, ВАЛЕРИЯ АНДРЕЕЧЕВА

верит в Бога. СОНЯ СТЕПАРОВА

Особое значение приобретают в произведении суждения рассказчика об отношении Матрены к православной вере. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Однако повествователь замечает: “Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия”. Но вера Матрены - подлинна,потому что интимна,целомудренна. “Может быть, она и молилась,но не показно”, - говорит Игнатич. Религия,христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства.

Критерием оценки человека является у писателя не его социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой. Солженицын вернул этому слову православно-христианский смысл. Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.

11 слайд

ПРАВЕДНИЦА

лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”. Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

 СТР, 238. ВЫР.чтение финала рассказа. ИЗБУ МАТРЁНЫ ДО ВЕСНЫ ЗАБИЛИ…

Что же погубило ее?

Людская жадность, халатность,корысть, алчность. Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. “Нет Матрены. Убит родной человек”

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти?

“Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти отдать в наследство Кире..” Фаддей “наставительно говорил с Матреной и требовал, чтобы она отдала горницу теперь же при жизни.” “Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться …”Вскоре сдалась. “…жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей”. Но по-другому она поступить не может, ибо, в противном случае, это была бы уже не Матрена, а другой совсем человек.

Почти единственным союзником Матрены Васильевны остается природа. В тот день, когда бревна от разрушенной горницы нужно было везти в Черусти, началась метель: “Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами”. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной. “Две недели не давалась трактору разломанная горница ! Эти две недели ходила Матрена как потерянная” И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома.

Гибель Матрёны была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, завистливых, корыстных и злобных. И кроме того – душевно слепых.«Говорят смерть выбирает лучших. И если не придерживаться точного реального факта, то в этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Матрёна –праведница. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев.

ВЫВОД:…..

12 слайд

ПОЗИЦИЯ : Я считаю, что ….   

ОБОСНОВАНИЕ :   Потому что…..

ПРИМЕР:    Например,…..

СЛЕДСТВИЕ: Поэтому……..

Восстановите текст.

Тест-сочинение.

------------------------------- -------------   - жительница села Тальново. Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена наделена неброской внешностью. Особенное внимание  обращают на себя её -----------------и -----------------------------. Трудно жилось ----------------------------женщине. Она потеряла на фронте----------------------, похоронила 6------------------------- “чужая сестрам, золовкам” живет тихо и одиноко. В ту осень много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были - добывать эти справки … Матрена долготерпелива, она стоически переносит -----------------------, «тяжелую немочь». Способом преодоления болезни, средством возвращения к жизни для героини становится-------------------------, обязательные ежедневные хозяйственные заботы. Матрена безотказна в работе, когда к ней обращаются за помощью, будь то колхоз, “любая родственница дальняя или просто соседка” она---------------------------------------------. Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена – безмерно------------------, ------------------------, -----------------------------------, в том числе и постояльцу.

13 слайд

В образе Матрены писатель запечатлел те высокие, прошедшие проверку веками народной жизни, духовные и нравственные идеалы, которые обречены на уничтожение бесчеловечным ходом отечественной истории и которые, по убеждению Солженицына, должны быть обязательно сохранены. Лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

 Вот тот урок, который каждый из вас должен запомнить.

14 СЛАЙД

Домашнее задание: ответить на вопросы.

  1. «О чем заставил меня задуматься рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»?
  2.  « О чем бы я спросил(а) героиню?»

 3.  “Нужны ли сегодня праведники”.



Предварительный просмотр:

                                                           РАБОЧИЙ ЛИСТ -----------------------------------.

Николай Рубцов «Село стоит…»

Село стоит

На правом берегу,

А кладбище-

На левом берегу.

И самый грустный всё же

И нелепый

Вот этот путь,

Венчающий борьбу

И всё на свете.-

С правого

На левый

Среди цветов

В обыденном гробу…

         

__________________________________________   «                                                              ».

1. Откройте учебники на стр.208, прочитаем ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ.  

2.ТОЛКОВАНИЯ СЛОВА «ПРАВЕДНИК» :

Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка);

“…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля)

Праведник– это человек с чистой совестью и душой. (С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

3. ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ ПРЕДСТОИТ НАМ С ВАМИ ОТВЕТИТЬ :

 МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ПРАВЕДНИЦЕЙ ГЛАВНУЮ ГЕРОИНЮ РАССКАЗА?

ГИПОТЕЗА:   ДА / НЕТ.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА =ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА 

 Выразительное чтение  финала рассказа (стр.238 со слов «Избу Матрёны до весны забили…»

ВЫВОД:…..

ПОЗИЦИЯ : Я считаю, что ….   

ОБОСНОВАНИЕ :   Потому что…..

ПРИМЕР:    Например,…..

СЛЕДСТВИЕ: Поэтому……..

4.Восстановите текст.

Тест-сочинение.

------------------------------- -------------   - жительница села Тальново. Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена наделена неброской внешностью. Особенное внимание  обращают на себя её -----------------и -----------------------------. Трудно жилось ----------------------------женщине. Она потеряла на фронте----------------------, похоронила 6------------------------- “чужая сестрам, золовкам” живет тихо и одиноко. В ту осень много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были - добывать эти справки … Матрена долготерпелива, она стоически переносит -----------------------, «тяжелую немочь». Способом преодоления болезни, средством возвращения к жизни для героини становится-------------------------, обязательные ежедневные хозяйственные заботы. Матрена безотказна в работе, когда к ней обращаются за помощью, будь то колхоз, “любая родственница дальняя или просто соседка” она---------------------------------------------. Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена – безмерно------------------, ------------------------, -----------------------------------, в том числе и постояльцу.

В образе Матрены писатель запечатлел те высокие, прошедшие проверку веками народной жизни, духовные и нравственные идеалы, которые обречены на уничтожение бесчеловечным ходом отечественной истории и которые, по убеждению Солженицына, должны быть обязательно сохранены. Лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

 Вот тот урок, который каждый из вас должен запомнить.

Домашнее задание: ответить на вопросы.

  1. «О чем заставил меня задуматься рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»?

  1.  « О чем бы я спросил(а) героиню?»

 3.  “Нужны ли сегодня праведники”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 7 классе

Слайд 2

Николай Рубцов «Село стоит…» Село стоит На правом берегу, А кладбище- На левом берегу. И самый грустный всё же И нелепый Вот этот путь , Венчающий борьбу И всё на свете. С правого На левый Среди цветов В обыденном гробу…

Слайд 3

А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

Слайд 4

ПРАВЕДНИК Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка); “… во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля) Праведник– это человек с чистой совестью и душой. (С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

Слайд 5

Нравственным можно назвать человека С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы .

Слайд 6

Портрет Матрёны лучезарная », « добрая », « извиняющаяся » улыбка « От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»

Слайд 7

История жизни Матрёны Разбитая любовь Потеря мужа на войне Смерть шестерых детей Тяжёлый труд в деревне, посильный не каждому мужику Немочь-болезнь Она - человек не от мира сего.

Слайд 8

Один день из жизни Матрёны Васильевны Когда и как начинался Матренин день? Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему? В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

Слайд 9

Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра) Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой с доброй улыбкой Кормить козьих пастухов, вгоняя себя в большой расход Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд Бескорыстно помогать всем

Слайд 10

КАЧЕСТВА: Доброта Трудолюбие Милосердие Умение прощать Бескорыстие Терпение Любовь к людям Вера в Бога

Слайд 11

Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая… А.И.Солженицын

Слайд 12

ПОЗИЦИЯ : Я считаю, что …. ОБОСНОВАНИЕ : Потому что….. ПРИМЕР: Например,….. СЛЕДСТВИЕ: Поэтому……..

Слайд 13

“ Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник , без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля . ” А.И.Солженицын.

Слайд 14

Домашнее задание: 1. О чем заставил меня задуматься рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор? 2. О чем бы я спросил(а) героиню? 3. Нужны ли сегодня праведники ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не стоит село без праведника".

Презентация к уроку по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"....

Презентация по литературе "Не стоит село без праведника"

Проект включает  в себя два урока и две внеклассные консультации. Срок реализации проекта  2 недели.)Цель второго урока:  презентация  групповой работы в форме исследовательск...

" Не стоит село без праведника" (урок литературы в 11 классе по произведению А.И.Солженицына "Матренин двор")

Урок позволяет рассмотреть главную идею произведения: проблему добра, человечности. Вопросы и задания помогут подробно проанализировать главного героя рассказа - Матрену....

Разработка урока литературы "Не стоит село без праведника" в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына

Образ Матрены в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" идеал, к которому мы стремимся, но только не желаем быть такими. Что это?.. Зло или нежелание быть такой, как нужно? И что нам мешает?...

"Не стоит село без праведника": урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Презентация и план-конспект урока рассчитан на учащихся 9 и 11 классов. Урок чтения и анализа текстапозволяет поразмышлять о нравственных качествах человека, об утраченных ценностях....

Учебно-методическая разработка по теме "Не стоит село без праведника..." (по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор")

Данный материал представляет учебно -методическую разработку урока в 8 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор". Материал предмтавлен в виде технологической карты к уроку....

«Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор")

laquo;Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)...