«Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор")
план-конспект урока по литературе (11 класс)

«Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Конспект открытого урока по литературе (11 класс.)

                                  -1-

Урок-размышление на тему: «Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)

Провела: учитель русского языка и литературы  Ханбекова Р.Ф.

МБОУ СОШ с.Верхняя Елюзань

Задачи урока:

  1. провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли.
  2. вырабатывать навыки анализа текста
  3. закрепить навыки самостоятельной работы и работы в группах
  4. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как гражданственная ответственность, доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

 

Оборудование урока: презентация

 

                  Ход урока

 

1.Организационный  момент

 

  • Вступительное слово учителя

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. А опубликован в 1964 .Этот рассказ – произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о том, как после лагерей ему захотелось затеряться в самой глубине России. После реабилитации Солженицын работал некоторое время учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево Курлуковского района у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Но рассказ «Матренин двор»  выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.

Вопрос: «Как  жить на земле?» рано или поздно встает перед каждым человеком. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в рассказе «Матренин двор».

 

  • Беседа по содержанию рассказа

 Учитель:  Главная героиня рассказа – крестьянка Матрена. В переводе с латинского  языка это обозначает  «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.

- Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика?

- Как он объясняет ее «странности»?

- Что и почему ей прощает?

 

Учитель: Жизнь героини можно условно разделить на  две  части: прошлое и настоящее.

 Подготовить рассказ о ее жизни было вашим домашним заданием.

 

  • Проверка домашнего задания.

-Что окружает Матрену в настоящей жизни?

                                    -2-

Задание: подобрать к ключевым словам определения                                                                                                                                                                                                                                                                   из текста

 

Изба

Изгнивала щепа, посерели бревна, просторная, темноватая, серый, изгнивающий

фикусы

Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой

Кошка

Колченогая, подобранная из жалости, немолода

Мыши

Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание

тараканы

Кишели по ночам. Слитный, единый, непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи

Коза

Грязно-белая

 

-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)

-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?

 

Было

не было

Страшная болезнь

Одиночество

Тяготы быта

Несправедливость общества

Хлопоты с пенсией

Бедность

Убогость

пенсии, денег

понимания родственниками, сельчанами

семьи                                                                       

 

 

 

 

-Что пришлось испытать Матрене в прошлом?

 

Счастье

Горе

Любовь к Фаддею

 Замужество

 Воспитание Киры

  Здоровье, сила

Смелость «коня на скаку остановит»

 

 

разбитая любовь

замужество без любви

смерть 6 детей

Потеря мужа на войне

 

 

Непосильный труд в колхозе

Горькая обида на колхоз, который выжил из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без поддержки

 

 

-Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней?

Подтвердите свой ответ примерами из текста.(Доброжелательность иделикатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)

 

Учитель: Удивительное дело – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.

 

                                         -3-

Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором – это улыбка.

Какая? (Лучезарная, просветляет ее лицо, добрая, извиняющая)

        -Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)

 -Как относится Матрена к работе?

(Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)

-Как она помогает  окружающим?

( Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому  же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)

-Как используют ее труд окружающие люди?

(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти , а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием  Матрены.)

-А что такое бескорыстие?

 

Бескорыстный  - чуждый корыстных интересов. Корысть – выгода, материальная польза.

-Как относятся к Матрене окружающие ее люди?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.)

-Можно ли считать героиню верующей?

(Да, хотя и была безгрешна.)

-Что изменило обычный образ жизни Матрены? Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Подтвердите текстом.

(Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых  детей, потерю мужа.)

-Почему погибает Матрена?(Решила помочь мужикам)

 

Учитель: Вот не стало Матрены. «Убит родной человек», - не скрывает своего горя герой-рассказчик. Погибает Матрена  вместе с горницей, с частью своего дома. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей – какие душевные силы для этого нужны.

 

-Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

( Не похоронный обряд, а политика)

-Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

(Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало – близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.

                                                           -4-

 Все остальные изображают горе, для них главное – заполучить наиболее выгодную часть наследства.)

-Как отзывались окружающие о Матрене?

Учитель: И оказалась, что уходит Матрена из жизни никем не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

 

-Можно ли считать, что Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе?

Найдите описание внешности Фаддея. Какой говорящий эпитет характеризует этого героя?

(«черный» встречается  шесть раз)

 

Учитель: Это ненасытный старик, потерявший обыкновенную человеческую жалость, для которого главное – нажива. Жестокий по отношению ко второй жене, злопамятный  по отношению к Матрене. Его поведение во время похорон?

-К какому выводу приходит автор-рассказчик?

(Фаддей в деревне был такой не один, а Матрена – такая – была совершенно одна.)

-Чем она отличается от всех остальных? Что в ней не понятно людям?

 

  • Выразительное чтение финала рассказа.

-Как вы, ребята, понимаете эти слова?  Согласны ли вы с ними?

-В чем смысл слова «праведник»?

 

Праведник– это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)1

Праведник– праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.(С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Праведник

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чем не погрешающий против  правил нравственности.

 

-Какое из этих определений раскрывает характер Матрены?

-А кого из действующих лиц мы можем отнести к грешникам?

 

  • Самостоятельная работа в парах

Что сопровождает жизнь праведника и грешника?

Учащиеся составляют таблицу

 

праведники

грешники

 

 

 

  • Коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненной работы в парах

 

Добро, вера в бога и в людей.

Хорошее отношение к людям,

милосердие, бескорыстие,

умение прощать,смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа, терпение, естественность в поведении, непритязательность,

 неприхотливость, выносливость

Зло, недоброжелательнось, труд на себя, работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, эгоизм, злопамятность,

ожесточенность, ложь

 


Учитель: Каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, удачным или неудачным, сохранив в себе мужество и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

Исходное название рассказа – «Не стоит село без праведника». А.Т.Твардовский ради публикации предложил нейтральное название «Матренин двор». Если учесть, что СЕЛО - ь символ нравственной жизни, национальных корней  человека, село – это вся Россия, то -какой смысл вкладывал Солженицын в название рассказа?

 

  • Вывод по уроку.

-Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

(Да. Особенно в нашей современной жизни, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров)

 

  • Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

В нашей жизни , прекрасной и странной

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной

Призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца

В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи

                                        -6-

Что по-своему тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить, засучив рукава.

читель: Добро требует ежечасного, каждодневного  терпеливого труда души. Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе.

 

  • Оценивание работы учащихся.

 

  • Домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение (на выбор)

 «О чем заставил меня задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»?

 

 

« О чем бы я спросил(а) героиню?



Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку 9 класс

Тема: Подготовка к ОГЭ в 9 классе

(работа над тестовой частью)

Учитель МБОУ СОШ с.Верхняя Елюзань

Ханбекова Рамзия Фатиховна

Цели:  

Образовательные:

  • - повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;
  • - проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;
  • Развивающие:
  • - развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • - развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;
  • - формировать навыки исследовательской работы;
  • Воспитывающие:
  • - воспитывать любовь к  русскому языку;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

 Задачи:

  • - повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам

  выразительности языка;

  • - используя различные приёмы и методы, отработать  навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
  • - формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Оформление урока: мультимедийная презентация к уроку;

 оценочные листы для уч-ся в двух вариантах; ( Прил.1))

листы с домашним заданием в двух вариантах ( Прил.3).

Тип урока: урок - практикум.

ПЛАН УРОКА:

1.Орг.момент.

2. Вступительное слово учителя.   Объявление целей и задач урока.

3. Проверка знания теории.  (Приём «Не прерви цепочку»).

4. Представление «героя» урока. (Чтение стихотворения о подснежнике.)

5. Кроссвордный диктант.

6.Выполни задание( определить изобразительно-выразительное средство)(презент)

6.Релаксация. – Выполнение задания по пунктуации.

7 физкультминутка

8 Графический диктант

9 «.Превращения»

10 Работа со схемой.    Приём «ВЕРНО - НЕВЕРНО».

11.Удивительные фразеологизмы

12 Прояви творчество

13.Рефлексия. (Приём «Незаконченное предложение»).

10.Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Психологический настрой:

 - Начался новый рабочий день. Пусть он принесет вам радость и удачу! Здравствуйте, садитесь.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу,

Улыбнитесь друг другу, себе.

Приятного вам учебного дня!

(.Слово  учителя)

- После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.

(читает  на фоне музыки)

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Какие ассоциации при слове весна?( ответы уч-ся)

 Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… ( Щелчок по слайду, появляются 5  кошачьих портретов)  – Никого не напоминают вам эти испуганные взъерошенные котята? По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове (ЩЕЛЧОК  ПО СЛАЙДУ)  «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так ( ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ  ). Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии. ( СЛАЙД № 3)  Эпиграфом к уроку пусть станут слова китайского мудреца Конфуция. (СЛАЙД № 4)

2. Актуализация знаний и умений.

-  Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.

 Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.

( К доске приглашаются по 3 – 4 ученика от каждого ряда. Они выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. Учитель по очереди задаёт им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).

«НЕ  ПРЕРВИ  ЦЕПОЧКУ».

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3.  Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

9. Назовите значения приставки ПРЕ.

10.На какой вопрос отвечают придаточные  определительные?

11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?

3. Закрепление

–  Да, главная цель нашего урока – подготовка к ОГЭ, но вот «герой» урока другой. Попробуйте догадаться, какой, а для подсказки, послушайте стихотворение:

Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,

Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.

Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,

И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.

Не остудила наших чувств суровая зима,

И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.

А там, где солнце припекло, уже видна земля,

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,

(О Господи, как жизнь хрупка!)

Подснежники цветут! (Наталья Васильева)

(Читает наизусть ученица на фоне СЛАЙДА № 5)

- Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению преодолевать трудности.

Обратимся к оценочным листам. Пожалуйста,  выполните в нём задание № 1. В тексте прослушанного стихотворения пропущены именно те орфограммы и пунктограммы, знание которых понадобится вам при выполнении тестовой части. КАКИЕ ИМЕННО?

(Проверка  и объяснение через 1 минуту – щелчок по СЛАЙДУ № 5)

4.Задание № 3 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к оценочным листам. Задание № 2. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.

«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»

1)  Преувеличение.     (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении.     (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное.     (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому.    (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого.      (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

- Вернёмся к стихотворению о подснежнике. Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите метафоры  (ПЛОТЬ  ЗЕМЛИ; ЗИМА  НЕ  ОСТУДИЛА ЧУВСТВ), а олицетворения (ручьи бегут, исчезнет наст, оживёт предчувствие, подснежники стоят)

5 Выполни задание .( работа с презентацией.Указать изобразительно-выразительное средство)

- Выполняем в оценочных листах задание № 3. (СЛАЙД № 6 )

6.  РЕЛАКСАЦИЯ. (СЛАЙД №  7 )

- Пусть эта прекрасная мелодия поможет вам выполнить задание  по пунктуации.

(Оценочный лист задание № 4)(индивидуальные

7 физкульминутка

Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы Да - нет.

1 Й - гласный звук. Нет

2 Антонимы слова с противоположным значением. Да.

3 Дополнение – это главный член предложения. Нет.

4 Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.

5 Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.

6 Себя – это личное местоимение. Нет.

7 Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да

2 Синонимы – слова. близкие по лексическому значению. Да.

3 Морфология – наука о составе слова. Нет.

4 Предложения грамматическая основа которых состоит из одного главного члена , называется сложным. Нет.

5 Золотая осень – это безличное предложение. Нет.

6 Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да

7 Текст – это несколько предложений. Связанных по смыслу. Да

1 О – это гласный звук. Да.

2 Лексика изучает звуки и буквы. Нет

3 Ученик – это одушевленное существительное. Да.

4 Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.

5 А, но, однако - это противительные союзы. Да.

6 причастие – это самостоятельная часть речи. Да.

7 Диалог это разговор двух лиц. Да.

8 Графический диктант.  

            Групповая форма работы: 2 группы на 3-х листах подчеркивают схемы 3-х предложений

         а) Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

         б) Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

         в)  Когда наша лодка направилась к берегу, мы увидели, что из деревни бросились женщины и дети.

( работа у доски)(разноуровневые задания)

8тур «Превращения». Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот

1 команда

  1. каша из гречки –

2. дом из кирпича –

3. кусты сирени – 
4. совет отца – 
5. бессонная ночь – 
6. полковое знамя – 
7. шестилетний ребёнок –


2 команда
1. человек без совести - 
2. вопрос по литературе –

3. ком снега – 
4. судьба матери – 
5. приморский парк -

6. солнечная энергия –

7. голубоглазая девочка -

3 команда
1. гостиница при вокзале - 
2. костюм в полоску – 
3 занятия музыкой – 
4.парень с рыжими волосами - 
5. клетчатый шарф – 
6. лесной запах – 
7. двухэтажное здание

9. – Что иллюстрирует эта схема?   (СЛАЙД № 8 )

Данная информация понадобится при выполнении тестового задания № 13.

Какой вид подчинения представлен в предложении на слайде?

- А теперь выполните задание № 5 в оценочном листе. (СЛАЙД № 9

10 тур: «Фразеологический калейдоскоп»(презентация)

Выберите любой цвет , объясните фразеологизмы.

Белый. Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)

Розовый. Совать нос. (Вмешиваться)

Красный. Сматывать удочки ( убежать)

Оранжевый. Как снег на голову. ( Неожиданно)

Зеленый. В час по чайной ложке. (Медленно).

Синий. Как кошка с собакой. (жить не дружно)

Фиолетовый. Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)

Коричневый. Кот наплакал. (Очень мало)

Салатовый Путаться под ногами.

. Самостоятельная работа по определению вида связи придаточных предложений с главным (работы сдаются на проверку):

        1) последовательное подчинение

        2) однородное подчинение

        3) параллельное подчинение

                -Поставьте нужную цифру (номер подчинения) рядом с номером предложения (распечатанные предложения у каждого ученика).

1. Сажая деревцо, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится.

2. Когда поезд проходил мимо Бреста, шел такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать за окнами.

3.Я чувствовал, что в душе моего приятеля есть что-то, что он хранит про себя.

4. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом всегда бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое темное время.

5. Ему показалось, что никогда он еще не слышал, чтобы ветер свистел и выл так злобно.

6. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестает стучать маятник, это будит сонного.

7. Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.

12Прояви творчество

1Составьте спп предложения с придаточными на тему «Весна

2. Составляем синквейн на темы: 1 вар. Весна.  2 вар. Экзамен 13Подведение итогов.

Самоанализ с картой

  1. Я узнал….
  2. Я научился…
  3. Мне нужно усовершенствовать знания по теме:…

Слово учителя:

Урока время прошло

Я вам ,ребята ,благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно..

11) Домашнее задание: на карточках. Работа с текстом

Приложение

карточка с домашним заданием

Иван не отвечал.(2) Он – то верно знал, что его родник – заколдованный.(3)К вечеру начался буран, и целых три дня выл и старался сорвать с утлого домишки крышу из серой дранки. (5) Но крыша, настланная ещё Матвеем, оказалась прочна на диво. (6) Иван топал по ней, очищал трубу, которую завалило снегом так, что дым шёл назад, в горницу (7)Потом деревянной лопатой толкал вниз заледенелые пласты. (8) Дранка скрипела и хрустела, но выдержала. (9).А потом он прыгнул с крыши в сугроб.(10) Из сугроба Осокин с дедом его откапывали, а Ванюша валялся в снегу, катался, как большой лохматый щенок (11).Евтихий затопил баньку, они попарились, нахлёстывая друг друга берёзовыми вениками.

1. Напишите номер простого предложения, осложнённого обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2. Напишите номер предложения, осложнённого обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3. Выпишите из текста местоимения.

4.Выпишитеи номер предложения с уточняющим словом.

5. Найдите предложение со сравнительным оборотом, запишите номер предложения.

6.Напишите номера предложений с однородными членами предложения.

7.Из 7 предложения выписать слово – исключение.

8. Из предложения (11) выписать словосочетания:

А). Со способом связи СОГЛАСОВАНИЯ.

Б). Со способом УПРАВЛЕНИЯ.

В.) Со способом ПРИМЫКАНИЯ.

9. Выпишите номера сложных предложений.

Иван не отвечал.(2) Он – то верно знал, что его родник – заколдованный.(3)К вечеру начался буран, и целых три дня выл и старался сорвать с утлого домишки крышу из серой дранки. (5) Но крыша, настланная ещё Матвеем, оказалась прочна на диво. (6) Иван топал по ней, очищал трубу, которую завалило снегом так, что дым шёл назад, в горницу (7)Потом деревянной лопатой толкал вниз заледенелые пласты. (8) Дранка скрипела и хрустела, но выдержала. (9).А потом он прыгнул с крыши в сугроб.(10) Из сугроба Осокин с дедом его откапывали, а Ванюша валялся в снегу, катался, как большой лохматый щенок (11).Евтихий затопил баньку, они попарились, нахлёстывая друг друга берёзовыми вениками.

1. Напишите номер простого предложения, осложнённого обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2. Напишите номер предложения, осложнённого обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3. Выпишите из текста местоимения.

4.Выпишитеи номер предложения с уточняющим словом.

5. Найдите предложение со сравнительным оборотом, запишите номер предложения.

6.Напишите номера предложений с однородными членами предложения.

7.Из 7 предложения выписать слово – исключение.

8. Из предложения (11) выписать словосочетания:

А). Со способом связи СОГЛАСОВАНИЯ.

Б). Со способом УПРАВЛЕНИЯ.

В.) Со способом ПРИМЫКАНИЯ.

9. Выпишите номера сложных предложений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не стоит село без праведника".

Презентация к уроку по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"....

Презентация по литературе "Не стоит село без праведника"

Проект включает  в себя два урока и две внеклассные консультации. Срок реализации проекта  2 недели.)Цель второго урока:  презентация  групповой работы в форме исследовательск...

" Не стоит село без праведника" (урок литературы в 11 классе по произведению А.И.Солженицына "Матренин двор")

Урок позволяет рассмотреть главную идею произведения: проблему добра, человечности. Вопросы и задания помогут подробно проанализировать главного героя рассказа - Матрену....

Разработка урока литературы "Не стоит село без праведника" в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына

Образ Матрены в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" идеал, к которому мы стремимся, но только не желаем быть такими. Что это?.. Зло или нежелание быть такой, как нужно? И что нам мешает?...

"Не стоит село без праведника": урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Презентация и план-конспект урока рассчитан на учащихся 9 и 11 классов. Урок чтения и анализа текстапозволяет поразмышлять о нравственных качествах человека, об утраченных ценностях....

Учебно-методическая разработка по теме "Не стоит село без праведника..." (по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор")

Данный материал представляет учебно -методическую разработку урока в 8 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор". Материал предмтавлен в виде технологической карты к уроку....