Учебно-методическая разработка по теме "Не стоит село без праведника..." (по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор")
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Литвинова Лариса Ивановна

Данный материал представляет учебно -методическую разработку урока в 8 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор". Материал предмтавлен в виде технологической карты к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_matrenin_dvor_solzhenitsyn.docx43.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга,

Литвинова Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории.

Тема: "Не стоит село без праведника" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")


Тип: урок открытия нового знания

(1 урок)

Задачи:

  • формировать умения связной монологической речи; стимулировать потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить во- просы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, культурный, жизненный опыт;
  • осуществлять операции сравнения, анализа, синтеза, интерпретации, оценки, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • формировать навыки рефлексии, интеграции и контроля собственных знаний.

Планируемые результаты

Предметные:

–        выразительно читать стихотворение;

  • уметь извлекать необходимую ин-

формацию из прочитанного текста и в других видах искусства;

  • строить связное высказывание по ти- пу «рассуждение»;
  • понимать способы выражения автор ского замысла: давать характеристи- ку героя;
  • формулировать проблемный вопрос;
  • оценивать результаты своей деятель- ности.
  • формировать умение осмыслять

функции тропов в поэтическом тек- сте,

  • формировать умение обнаруживать развитие конфликта в лирическом

произведении.

Метапредметные: Регулятивные УУД:

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • использовать речь для регуляции своих действий;
  • работать с различной информацией.

Коммуникативные УУД:

  • проявлять активность в решении комму- никативных и познавательных задач;
  • формировать навыки ролевого участия в исследовании;
  • участвовать в диалоге сторон, уметь моде- лировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и коорди нировать ее с позициями партнеров;
  • задавать вопросы, необходимые для орга- низации собственной деятельности;
  • оформлять свои мысли в устной и письмен

Личностные:

  • совершенствовать навык аргументированно- го ответа на вопрос в режиме ограниченного времени;
  • выявлять и интерпретировать авторскую по- зицию, определять своё к ней отношение и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • формировать умение работать в паре, группе а также умение вести диалог в коллективе в соответствии с нормами воспитания.


ной форме с учетом речевой ситуации.

Межпредметные связи: русский язык (алгоритм связного ответа-рассуждения, толкование понятий, правописание слов);

Ресурсы урока: УМК под редакцией Сухих, презентация учителя и учеников, включающая иллюстрации, задания, карточки с заданиями, интерактивная доска.

Комментарий к первому уроку: предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”.
  1. Индивидуальные задания:
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “Значение слова праведник”
  • выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Окуджавы.

Домашнее задание: в жанре эссе ответить на вопрос “Нужны ли сегодня праведники”, прочитать в учебнике статью «Автор-повествователь, автор-рассказчик. Авторское отношение и авторская позиция»

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

Актуализация необходимых знаний. Организация беседы.

 Слайд №1,2

Учитель

- Ребята! Сегодня у нас сложный разговор, потому что мы будет говорить о творчестве современного писателя, ушедшего 10 лет назад. Быть современным писателем непросто.  

Антиципация. Видеозагадка о содержании текста по зачину и концовке:

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого,  по пословице,  не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Это финал рассказа. А теперь обратите внимание на его начало. « На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход почти как по ощупи. Пассажиры льнули к стёклам, выходили в тамбур: чинят пути, что ли? Из графика вышел? Нет. Пройдя переезд,  поезд опять набирал скорость, пассажиры усаживались. Только машинисты знали и помнили. Отчего это все. Да я». Что случилось в этой точке? Почему помнят об этом машинисты? Кто такой я?

     1.Слушают видео, Рассматривают изображенное на слайде.

2.Обобщают свои наблюдения 

Учащиеся отвечают на вопрос домашнего задания.

       Группы презентует свою работу

       3. Пытаются определить проблему урока

4.Пытаются сформулировать тему.

5. Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников

6.Записывают в тетради тему урока, записывают ответы на вопросы по предложенной теме

7. Работают со словарем. Уточняют определение, выделяют нужную информацию

8. Уточняют, сужают проблемную задачу

9.  Слушают суждения товарищей. Делают небольшие добавления о собственных впечатлениях от чтения и работы по выборке материала

     10.  Соглашаются, принимают такой порядок деятельности: называют персонажей, группируют поколения, характеризуют самые выразительные черты образа главной героини.

          11.Один из учащихся выразительно читает стихотворение. Отвечают на вопрос Д/З. Слушают ответы одноклассников, отстаивают свое мнение, аргументируют ответы

.

Очевидец? Писатель? Что означает концовка рассказа в сравнении с его началом? Возникают ли  у вас вопросы по прочтении рассказа? Из какого рассказа этот зачин? Какую он поднимает проблему?

Учитель: Итак, о каком произведении и авторе сегодня пойдет речь?

Тема урока “Не стоит земля без праведника”, а посвящен наш урок будет А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича, узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”, попытаемся осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.

Учитель: сегодня я предлагаю вам, ребята, познакомиться с жизнью и творчеством человека, писателя, политика, автора выдающихся произведений, Нобелевского лауреата – одним словом,  мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.


  Постановка и формулирование проблемы. Целеполагание                                                                                   

Слайд№3

На слайде расположите цели урока в порядке их значимости

            Сформулировать личностные  задачи как читателя

познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;

помочь  задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

познакомиться с историей написания рассказа “Матренин двор”;

подвести обучающихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

исследовать проблему нравственного оскудения народа

исследовать проявление праведничества в русском национальном характере

охарактеризовать персонажей рассказа Солженицына и высказать свое отношение к ним

назвать особенности образа России в рассказе

выяснить художественный смысл рассказа

Презентация ученика “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”. Со стороны отца Солженицына происходит из старинной крестьянской семьи. Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета.

- В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и  уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицын арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина - “Паханом”

- Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль. Его переводят в особую зону для тяжелобольных. Он борется за жизнь. На основе собственных впечатлений писатель создает роман» Раковый корпус»

- После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицын “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге первом”.

Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.

- В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинаются творческий подъем писателя.

В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство. Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати

13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.

- Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.

Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни. Награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2007 год).

Знакомство с историей создания рассказа. Слайд №4

Учитель

- О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его называют “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ правдив”, “рассказ талантлив”, отмечалось в критике.  Внешне он очень похож на очерк своей близостью к реальным фактам. Мы изучаем его в разделе «О России». К контексте раздела «Матренин двор становится символом России».Мы сейчас узнаем, когда и как появился этот рассказ.

Выступление учащегося с презентацией “История создания рассказа “Матренин двор” 

Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

Учитель Слайд №5

- Давайте вернемся к первоначальному заголовку рассказа “Не стоит село без праведника”. Мы с вами видим, что А.И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника. Сейчас мы услышим, что означает слово “праведник”, как его толкуют авторы различных словарей и что же сопровождает праведника по жизни.

Выступление учащегося с презентацией “Значение слова “праведник”

Слайд №6 Учитель: Проблемный вопрос

- Как же вы понимаете заголовок “Не стоит село без праведника”?- Что сопровождает жизнь праведника?

Интересен ли рассказ «Матрёнин двор»?

Имеет ли он значение для нашего времени?

Почему рассказ так называется? Первоначальное название было «Не стоит село без праведника»

Автор ставит проблему нравственного оскудения народа

Воровали у барина, воруют теперь у колхоза

Пытается дать нам представление о русском национальном характере

Исследует проблему праведничества в народе

Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом. За судьбой крестьянки стоят размышления писателя об исторических судьбах России.

Чтобы это сделать, скажите, что мы уже знаем и умеем при анализе художественного произведения?  

Слайд№ 5

План характеристики литературного героя:

  1. Место, занимаемое героем в произведении
  2. Социальное и семейное положение героя, обстановка,  в которой он живет
  3. Портрет, манера держаться, особенности в одежде
  4. Речь героя
  5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих
  6. Понимание героем целей жизни, интересы
  7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам
  8. Отношение других действующих лиц к данному герою
  9. Мое отношение к герою

Перевод из одного вида информации в другой(кластера в план)

   Организация познавательной деятельности     

Слайд № 6

Учитель

- Обратимся к началу рассказа. Шел 1956 год. Игнатич возвращался из лагеря,

Почему ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”?

В какой политической обстановке происходят события?

Игнатьич различает Россию. Природа, язык, образ жизни людей – русские, власть, социальные отношения, положение крестьян в государстве – советские?

Многое ли изменилось с тех пор?

Автор обращает внимание на то, что власть и народ находятся в противостоянии. Это его точка зрения.

Какое жильё ищет Игнатьич?

Игнатьич ведет себя как писатель-подпольщик, который начал неравную борьбу за освобождение России от враждебной власти. Он выступает гражданином, сыном соего Отечества.

Что же Игнатич узнает о героине, Матрене Васильевне Григорьевой, в доме которой он остановился?

Слайд № 7

Стремится ли она к накоплению?

Как она относится к колхозу?

Почему работает за «палочки»?

Матрена работает по привычке отзываться на просьбы о помощи, её характеризует честность по отношению к собственной совести. Другие работают плохо, потому что это общественные работы. А крестьянин привык работать для себя, вот поэтому они пытаются урвать от колхоза что-то для себя.

- Что же заставляло такую добрую, бескорыстную Матрену воровать?

Государство определило маленькую пенсию. Оно безразлично относится к нуждам простого человека. Это актуально и для нашего времени.

- В чем же находила смысл жизни Матрена Васильевна? Смотреть на презентацию слайд № 8 Презентация слайд «Занятия Матрены"

Несмотря на тяготы жизни, она чиста, добра, честна, делает выбор в пользу того, кого любит. Оптимистично относится к смерти. В Матрене сильны глубокие корни крестьянской культуры. В её односельчанах их осталось мало. Но именно их ценит автор. Он считает Матрену воплощением русской души

- В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?

- О чем же поведала Матрена своему постояльцу?

Слайд № 9

-Какие обстоятельства  вмешались в жизнь Матрены?

-Какое духовно-нравственное значение имело сватовство Ефима?

Каково значение несчастного материнства Матрёны?

Какое нравственное значение имеет обстоятельство, что Матрёна вырастила Киру?

Почему же именно Кира приехала за избой, которую Матрёна завещала ей после своей смерти? Практичность и жестокость Киры.

Слайд № 10

Символом чего является дом для Матрёны?(Памяти о прошлой жизни, символом дома в сердце человека)

Энциклопедия символов «Жилище – место жизни человека, место, где он рождается, растёт, обзаводится семьей и потомством, творит и уходит в мир предков. Это кров, укрытие, место покоя и порядка. Центр человеческой вселенной.

Центр мира ----- двор;

Центр двора ------ дом

Центр дома ------- очаг

Дом  ------- место женщины                    

 Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрены? Дом можно сломать, тем самым уничтожив и саму Матрену.

Что стоит за угрозами Фаддея? Фаддей живет материальными ценностями, переступает черты дозволенности и причиняет близким вред. Он теряет чувствительность души, не переживает из-за того, что принес своим близким гибель и несчастия. Фаддей стал символом бездушия и жадности. Но беда в том, что практически все односельчане Матрёны материальные ценности ставили выше духовных и осуждали Матрёну за неправильную жизнь

Слайд № 11

В народе разрушаются нравственные основы: воровство, берегут  «добро» вместо души

Отчего это происходит?

По мнению автора причины нравственной деградации народа: нищета, беззаконие, Безответственность и бездействие властей.

- Можно ли героиню представить счастливой?

- Что сопровождает жизнь праведника? Матрёна своей жизнью восстановила справедливость, искупила невольную вину перед женихом. Она стала воплощением праведничества

Слайд № 12 Учитель

- Сегодня мы услышали много добрых слов в адрес главной героини рассказа, но если мы обратимся к эпиграфу, то поймем, что лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”. Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу. Мы уже говорили в прошлом году о еще одном персонаже, Юшке из одноимённого рассказа А. Платонова.

Рассказ ученицы о герое рассказа А. Платонова «Юшка». Презентация ученика

В чем их сходство? Матрёна и Юшка несут в себе воплощение всего лучшего, свойственного русской душе, а их односельчане несут противоположное, бездуховное начало. Оно стало причиной гибели Матрёны и Юшки. Но люди. осуждая их и глумясь при жизни, счастливее после их смерти не стали.

Все больше появилось взаимной ненависти, отчуждения, озлобления.

Почему так происходит?

Вот мы и разрешили главное противоречие и подошли к разгадке названия произведения и последних его слов.

Каков смысл первого названия, каков – второго?

 Многим может показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей просто невозможно. Разрешите мне не согласиться. Не соглашусь, прежде всего потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить – да, но не уничтожить.

Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе и жизни странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова главная героиня произведения Матрена Васильевна Захарова.

Основные черты русского национального характера. Образ Матрены-воплощение лучших черт русского национального характера: праведничество, бескорыстие, человечность, доброта.


   Подведение итогов

  Слайд № 13

   Заключительное слово учителя.

-Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

Ученица читает стихотворение Булата Окуджавы.

В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.

Учитель

-Мне хочется, чтобы в конце урока мы  помолчали, осмыслили судьбу, только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”. Я считаю, что Бог наказывает страну разрушением, когда последние праведники оставляют землю.

 

.


 


Рефлексия

 Организует, направляет и стимулирует рефлексию.

Подведем итоги: какие оценки вы бы поставили себе за урок, учи- тывая объем и точность вашей работы?

Консультанты группы заполняют памятку, остальные ученики отмечают + ответы на вопросы и выставляют себе оценку.

Учитель, выслушав мнение учащихся, аргументированно выставля-

 ет оценки.

Учащиеся дают оценку своей работе. Проговаривают, выбирая 3 позиции, комментируя свое продвижение.

Записывают домашнее задание

Диагностика достижения планируемых результатов: устные ответы учащихся на вопросы, письменный ответ на вопрос; участие в рефлек-

сии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не стоит село без праведника".

Презентация к уроку по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"....

" Не стоит село без праведника" (урок литературы в 11 классе по произведению А.И.Солженицына "Матренин двор")

Урок позволяет рассмотреть главную идею произведения: проблему добра, человечности. Вопросы и задания помогут подробно проанализировать главного героя рассказа - Матрену....

Разработка урока литературы "Не стоит село без праведника" в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына

Образ Матрены в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" идеал, к которому мы стремимся, но только не желаем быть такими. Что это?.. Зло или нежелание быть такой, как нужно? И что нам мешает?...

"Не стоит село без праведника": урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Презентация и план-конспект урока рассчитан на учащихся 9 и 11 классов. Урок чтения и анализа текстапозволяет поразмышлять о нравственных качествах человека, об утраченных ценностях....

Методическая разработка по литературе в 8 классе "Не стоит село без праведника" А.И.Солженицына

На уроке литературы учащиеся 8 класса знакомятся с творчеством Солженицына и его биографией...

«Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор")

laquo;Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)...