«Знатоки литературы»
презентация к уроку (5 класс) на тему

Школьная литературная игра-викторина «Знатоки литературы» проводится для всех учащихся 5 классов. Время проведения игры – 1 учебный час.

 2. Игра ставит перед собой следующие цели:

- пробуждение у учащихся интереса к изучению родной литературы, произведений народнопоэтического творчества;

- активизация и углубление знаний учащихся, полученных в ходе изучения программных фольклорных произведений, литературных сказок, басен и сопутствующих понятий из области теории литературы;

- расширение кругозора учащихся благодаря включению в конкурсные задания произведений, предназначенных для внеклассного чтения, как классических, так и современных авторов;

- определение уровня литературного развития учащихся, выявление учащихся, способных выступать на окружных и городских олимпиадах по русскому языку и литературе.

3. Игра проводится в форме викторины, состоящей из 6 самостоятельных конкурсов, каждый из которых содержит от 3 до 6 заданий, объединённых общей тематикой. В конце игры число баллов, полученных учащимися во всех конкурсах, суммируется, определяется и награждается команда – победитель.

4. Тематические конкурсы состоят из нескольких заданий различного уровня сложности. Начисление баллов производится с помощью бумажных жетонов: синего (= 1 балл) и красного (= 2 балла). Ученику, правильно ответившему на вопрос задания, вручается соответствующее количество синих и красных флажков. В конце конкурса жюри подсчитывает, сколько баллов получила команда в каждом конкурсе, – так определяется команда – победитель. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra.doc60.5 КБ
Office presentation icon literaturnaya_igra.ppt1.91 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc32 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc28 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_5.doc28 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_6.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_7.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 66 им. Н.И. Вавилова»

5 классы

Литературная игра «Знатоки литературы»

Составитель: учитель Третьякова И.В.

Цели и условия проведения мероприятия:

1. Школьная литературная игра-викторина «Знатоки литературы» проводится для всех учащихся 5 классов. Время проведения игры – 1 учебный час.

 2. Игра ставит перед собой следующие цели:

- пробуждение у учащихся интереса к изучению родной литературы, произведений народнопоэтического творчества;

- активизация и углубление знаний учащихся, полученных в ходе изучения программных фольклорных произведений, литературных сказок, басен и сопутствующих понятий из области теории литературы;

- расширение кругозора учащихся благодаря включению в конкурсные задания произведений, предназначенных для внеклассного чтения, как классических, так и современных авторов;

- определение уровня литературного развития учащихся, выявление учащихся, способных выступать на окружных и городских олимпиадах по русскому языку и литературе.

3. Игра проводится в форме викторины, состоящей из 6 самостоятельных конкурсов, каждый из которых содержит от 3 до 6 заданий, объединённых общей тематикой. В конце игры число баллов, полученных учащимися во всех конкурсах, суммируется, определяется и награждается команда – победитель.

4. Тематические конкурсы состоят из нескольких заданий различного уровня сложности. Начисление баллов производится с помощью бумажных жетонов: синего (= 1 балл) и красного (= 2 балла). Ученику, правильно ответившему на вопрос задания, вручается соответствующее количество синих и красных флажков. В конце конкурса жюри подсчитывает, сколько баллов получила команда в каждом конкурсе, – так определяется команда – победитель.

Ход игры

Вступление.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами проведем увлекательную литературную игру, состоящую из нескольких конкурсов. Сегодня вам предстоит показать и свои знания, и свою смекалку, и свои артистические способности. Каждой из команд необходимо выбрать капитана, определиться с названием. Итак, достойного вам участия и победы в игре.

  1. Конкурс «Лирическая разминка»

Вы можете получить либо красный (2 бала), либо синий (1 бал) жетон.

Необходимо указать автора стихотворения и его название.

  1. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

(А.С. Пушкин «Няне»)

  1. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»)

  1.  И молвил он, сверкнув очами:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали…

(М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

  1. Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна…

(А. Фет «Чудная картина»)

  1. Скучно, грустно… Завтра, Нина,

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

(А.С. Пушкин «Зимняя дорога»)

  1. Конкурс «В гостях у сказки»
  1. Сказочное «мультлото». Знаешь ли ты сказки А.С. Пушкина? (Максимальный бал – 5б.)

-  Какой из просмотренных отрывков не относится к жанру сказки?

-  Какой стихотворной сказки А.С. Пушкина нет в «мультлото»?

  1. Угадайте имена сказочных героев. (За каждый правильный ответ – 1б.)
  • Имя царевны – лягушки (Василиса Прекрасная)
  • Имя царевны из м/ф «Летучий корабль» (Забава)
  • Имя героя, поймавшего в проруби волшебную щуку (Емеля)
  • Как в русских сказках величают хозяина русского леса (Морозко, Мороз Иванович)
  • Как зовут девочку, которой помогала корова (Хаврошечка)

  1. Кому адресовано письмо? (За каждый правильный ответ – 5 б.)
  • Дремучий лес. Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)
  • Город Цветочный. Улица Колокольчиков. (Незнайка)
  • Швеция. Стокгольм. Крыша обычного дома. (Карлсон)
  • Волшебный лес. Домик с надписью «Посторонним В» (Пятачок)
  • Америка. Штат Канзасс. Небольшой фургон на земле. (Элли с Тотошкой)

  1. Конкурс капитанов
  1. Математика в сказке. (За каждый правильный ответ – 5 б.)
  • Название сказки обо всех временах года. («12 месяцев»)
  • Сколько было богатырей у мертвой царевны? (7)
  • Сколько козлят съел волк? (6)
  • Сколько сыновей у батюшки царя? (3)
  • Сколько выходят витязей прекрасных на берег? (30)

  1. Какой пейзаж или элемент пейзажа вы можете соотнести с известными вам литературными произведениями? (Максимально – 5 б.)

  1. Конкурс «Мир литературных произведений».
  1. Чей портрет? (За каждый правильный ответ – 5 б.)
  • «Несмотря на небольшой рост, он в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые он носил, были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице».
  • Она «была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке… С ранней молодости ее держали в черном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала…»
  • «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако она умела причаровать к себе самых степенных козаков и умела искусно обходиться с ними.»
  • «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. … был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок.»
  • «Он увидел стоявшую перед собой женщину, несколько даже дородную, напудренную с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все.»
  1. Определите, какие образно-выразительные средства использует автор в данном отрывке? (Максимально – 10 б.)
  • Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени…

(восклицание, сравнение, олицетворение)

  • «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям. … так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты…»

(олицетворение, гипербола, эпитет, метафора)

  • Где бодрый серп гулял и падал колос…

Теперь уж пусто все…

… И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

(олицетворение, эпитет, метафора)

  • Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(олицетворение, эпитет, метафора)

  • Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

(обращение, эпитет, олицетворение, звукопись)

  1. Конкурс «Басни дедушки Крылова»
  1. Откуда эти строчки? (За каждый правильный ответ – 1 б.)
  • Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
  • У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
  • Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
  • Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
  • Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
  • На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
  • Что пленило лисицу?   (Сырный дух)  
  • Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

  1. Продолжите крылатые слова. (За каждый правильный ответ – 1 б.)
  • Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
  • А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
  • Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
  •  Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
  • Вот то-то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

        

  1. Угадай басню по ее морали. (За правильный ответ – 5 б.)

Презентация

  • Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться. «Ларчик» 

  • Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
    Но если помолчать вовремя не умеешь
    И ближнего ушей ты не жалеешь,
    То ведай, что твои и проза и стихи
    Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха»
  • Таких примеров много в мире:
    Не любит узнавать никто себя в сатире.
    Я даже видел то вчера:
    Что Климыч на руку нечист, все это знают;
    Про взятки Климычу читают,
    А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»

  • К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит. «Мартышка и очки»

  • Кто про свои дела кричит всем  без умолку,

В том, верно, мало толку,

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Без шуму. «Две бочки»

  • А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить. «Кот и повар»

  1. Вставьте в басне пропущенные слова. (Каждое слово 2 бала)

Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь _______________ двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» - 
И вмиг ________________ на запор;
В минуту _____________ стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ______________.

Волк и Ягнёнок
У сильного всегда ________________ виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ____________ Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить __________
Моё
С песком и илом?

  1.  Конкурс – импровизация.

Учащимся предлагается прочитать одну из басен по ролям

Подведение итогов.

Награждение победителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ В дружной работе – залог успеха! Вы команда, значит, работать должны все! Быстро и чётко распределяйте обязанности. Умейте выслушать товарища. Не расстраивайтесь в случае неудачи и не ищите виновного. Верьте: у вас всё получится!

Слайд 2

«Ты всё пела? Это дело …»

Слайд 3

«Коль корни обнажишь …»

Слайд 4

«А вы, друзья, как ни садитесь …»

Слайд 5

«Кукушка хвалит Петуха…»

Слайд 6

«Вот то-то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки …»

Слайд 7

МОРАЛЬ СЕЙ БАСНИ ТАКОВА...

Слайд 8

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Слайд 24

УГАДАЙ БАСНЮ

Слайд 25

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Слайд 26

«У сильного всегда бессильный виноват…»

Слайд 27

«А Васька слушает да ест…»

Слайд 28

«А Ларчик просто открывался…»

Слайд 29

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

Слайд 30

«Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там»



Предварительный просмотр:

Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь _______________ двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» - 
И вмиг ________________ на запор;
В минуту _____________ стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ______________.

Волк и Ягнёнок
У сильного всегда ________________ виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ____________ Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить __________
Моё
С песком и илом?



Предварительный просмотр:

Лист – ответник

Команда ____________________________________

  1. ___________________________________________
  2. ___________________________________________
  3. ___________________________________________
  4. ___________________________________________
  5. ___________________________________________

Лист – ответник

Команда ____________________________________

  1. ___________________________________________
  2. ___________________________________________
  3. ___________________________________________
  4. ___________________________________________
  5. ___________________________________________

Лист – ответник

Команда ____________________________________

  1. ___________________________________________
  2. ___________________________________________
  3. ___________________________________________
  4. ___________________________________________
  5. ___________________________________________

Лист – ответник

Команда ____________________________________

  1. ___________________________________________
  2. ___________________________________________
  3. ___________________________________________
  4. ___________________________________________
  5. ___________________________________________

Лист – ответник

Команда ____________________________________

  1. ___________________________________________
  2. ___________________________________________
  3. ___________________________________________
  4. ___________________________________________
  5. ___________________________________________


Предварительный просмотр:

Угадайте имена сказочных героев. (правильный ответ – 1б.)

  • Имя царевны – лягушки 
  • Имя царевны из м/ф «Летучий корабль»
  • Имя героя, поймавшего в проруби волшебную щуку
  • Как в русских сказках величают хозяина русского леса
  • Как зовут девочку, которой помогала корова

Угадайте имена сказочных героев. (правильный ответ – 1б.)

  • Имя царевны – лягушки 
  • Имя царевны из м/ф «Летучий корабль»
  • Имя героя, поймавшего в проруби волшебную щуку
  • Как в русских сказках величают хозяина русского леса
  • Как зовут девочку, которой помогала корова

Угадайте имена сказочных героев. (правильный ответ – 1б.)

  • Имя царевны – лягушки 
  • Имя царевны из м/ф «Летучий корабль»
  • Имя героя, поймавшего в проруби волшебную щуку
  • Как в русских сказках величают хозяина русского леса
  • Как зовут девочку, которой помогала корова

Угадайте имена сказочных героев. (правильный ответ – 1б.)

  • Имя царевны – лягушки 
  • Имя царевны из м/ф «Летучий корабль»
  • Имя героя, поймавшего в проруби волшебную щуку
  • Как в русских сказках величают хозяина русского леса
  • Как зовут девочку, которой помогала корова

Угадайте имена сказочных героев. (правильный ответ – 1б.)

  • Имя царевны – лягушки 
  • Имя царевны из м/ф «Летучий корабль»
  • Имя героя, поймавшего в проруби волшебную щуку
  • Как в русских сказках величают хозяина русского леса
  • Как зовут девочку, которой помогала корова



Предварительный просмотр:

Куда: Дремучий лес.

Избушка на курьих ножках.

Кому:______________________________

Куда: Город Цветочный. Улица Колокольчиков.

Кому:______________________________

Куда: Швеция. Стокгольм. Крыша обычного дома.

Кому:______________________________

Куда: Волшебный лес. Домик с надписью «Посторонним В»

Кому:______________________________

Куда: Америка. Штат Канзасс. Небольшой фургон на земле. Тотошкой)

Кому:______________________________



Предварительный просмотр:

«Несмотря на небольшой рост, он в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые он носил, были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице».

Она «была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке… С ранней молодости ее держали в черном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала…»

«Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако она умела причаровать к себе самых степенных козаков и умела искусно обходиться с ними.»

«Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. … был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок.»

«Он увидел стоявшую перед собой женщину, несколько даже дородную, напудренную с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все.»



Предварительный просмотр:

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени…

 «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям. … так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты…»

Где бодрый серп гулял и падал колос…

Теперь уж пусто все…

… И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…



Предварительный просмотр:

  • Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.

  • Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
    Но если помолчать вовремя не умеешь
    И ближнего ушей ты не жалеешь,
    То ведай, что твои и проза и стихи
    Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

  • Таких примеров много в мире:
    Не любит узнавать никто себя в сатире.
    Я даже видел то вчера:
    Что Климыч на руку нечист, все это знают;
    Про взятки Климычу читают,
    А он украдкою кивает на Петра.

  • К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

  • Кто про свои дела кричит всем  без умолку,

В том, верно, мало толку,

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Без шуму.

  • А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для 6 класса "Знатоки литературы"

Литературная викторина для 6 класса в форма телепередачи "Своя игра"....

Внеклассное мероприятие по литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"...

Турнир знатоков литературы

Урок обобщения и повторения изученного материала в игровой форме....

Знатоки литературы

Викторина по литературе для 8 класса...

Турнир знатоков литературы для 5-6 классов

Внеклассная работа по литературе...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лучшие знаоки литературы"...