Рабочие программы по внеурочной деятельности.
рабочая программа (5, 6, 9, 11 класс) на тему

Москалева Мария Викторовна

Папка содержит рабочие программы по внеурочной деятельности в 5, 6 классах и элективам в 9,11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

Щёлковского муниципального района Московской области

                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                              Приказом

                                              от «___» ________2016 г. №____

                                              Директор школы

                                               ____________К.В. Багмет

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Здоровый образ жизни»

5 класс

Составитель: Москалева Мария Викторовна

учитель химии

без категории

2016 г

        Пояснительная записка

        Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.

         Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения (на Ямале – 35,8%). 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьнообусловленных функций, при поступлении в школу, выросло в 2 раза.

     Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

           Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

         Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011)    раздел 2.9.;
  3. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  5. Программа «Здоровое поколение»  на территории муниципального образования   Пуровский район на 2012-2015 годы.
  6.   Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» /Авторский коллектив: Барыльник Ю.Б.,  Дмитриева Н.В.,  Елисеев Ю.Ю.,  Клещина Ю.В.,  Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.

     Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

      Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья  школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и  спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.                                                                                                                                            

       Цели курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;  влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

     Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»:

     В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы:

  • Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Содержание программы

Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:

Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний,   передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

     Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

     

Программа  «Основы здорового образа жизни» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;
  • возрастная адекватность;
  • необходимость и достаточность информации;
  • модульность программы;
  • практическая целесообразность                                                                                                    
  • динамическое развитие и системность;
  • вовлеченность семьи и реализацию программы


Календарно-тематическое планирование курса   «Основы здорового образа жизни»

Класс: 5

Количество часов: 35 ч (1 ч в неделю)

п/п

Содержание

Форма проведения

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Здоровое питание (14 часов)

1

Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни. Сбалансированное питание.

Беседа

2

«Неизвестное об известных овощах». История потребления овощей.

Беседа. Дегустация блюд из овощей. Экскурсия в овощной магазин.

3

«Эти сладкие чудо витамины». Значение фруктов для здоровья человека.

Беседа. Дегустация блюд из овощей.

4

Здоровая пища для всей семьи

Презентация семейного меню.

5

Я выбираю кашу.

Презентация –беседа. Викторина.

6

«Вредные продукты» - за и против.

Беседа.

7

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Конкурс-защита листовок о здоровом питании

Здоровый образ жизни (24  часа)

8

Режим дня – основа здорового образа жизни.

Беседа

9

Составление индивидуального режима дня.

Практическое занятие

10

Комплексы ежедневной зарядки.

Практическое занятие.

11

На зарядку становись.

Игровая программа

12

Инфекционные заболевания. Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями.

Беседа с элементами инструктажа. Встреча с школьной медсестрой.

13

«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Вредные привычки и их пагубное влияние.

Круглый стол с элементами викторины.

14

Я презираю сигарету.

Беседа-презентация. Обсуждение. Конкурс рисунков «Мы против вредных привычек»

15

Умей сказать нет. Тренинг безопасного поведения

Тренинг.

16

Уход за зубами

Беседа

17

Сон – лучшее лекарство.

Беседа.

18

Прививки от болезней.

Беседа

19

Что нужно знать о лекарствах

Экскурсия в аптеку.

20

Как избежать отравлений

Беседа

21

Правила безопасного поведения в доме, на улице, транспорте.

Беседа. Тренинг

Нравственное здоровье  (6 часов)

22

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Беседа.

23

Умей себя вести. Уроки этикета.

Практическое занятие.

24

 «Если вы вежливы»

Сюжетно-ролевая игра.

25

Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю подарок.

Тренинг.

26

Этикет. Хорошие манеры. Несколько правил поведения за столом.

Викторина. тренинг

27

Как вести себя в гостях.

Беседа. Тренинг.

28

Как вести себя в общественных местах.

Беседа. Тренинг.

29

Умеем ли мы разговаривать по телефону.

Беседа. Тренинг.

30

«Спешите делать добро». Как помочь больным и беспомощным.

Беседа.

31

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

Беседа.

32

Чем заняться после школы

Беседа

33

Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.

Беседа

34

Как отучить себя от вредных привычек. (не грызи ручку, не ковыряй в носу).

Беседа.

35

Резерв времени

1 ч

Ожидаемые результаты:

Выпускник 5 класса должен:

  • Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
  • Знать основные правила этикета и соблюдать их.
  • Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
  • Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
  • Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
  • Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
  • Знать, для чего делаются прививки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

Щёлковского муниципального района Московской области

                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                              Приказом

                                              от «___» ________2016 г. №____

                                              Директор школы

                                               ____________К.В. Багмет

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Здоровый образ жизни»

6 класс

Составитель: Москалева Мария Викторовна

учитель химии

без категории

2016 г

        Пояснительная записка

        Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.

         Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения (на Ямале – 35,8%). 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьнообусловленных функций, при поступлении в школу, выросло в 2 раза.

     Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

           Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

         Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011)    раздел 2.9.;
  3. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  5. Программа «Здоровое поколение»  на территории муниципального образования   Пуровский район на 2012-2015 годы.
  6.   Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» /Авторский коллектив: Барыльник Ю.Б.,  Дмитриева Н.В.,  Елисеев Ю.Ю.,  Клещина Ю.В.,  Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.

     Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

      Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья  школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и  спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.                                                                                                                                            

       Цели курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;  влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

     Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»:

     В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы:

  • Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Содержание программы

Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:

Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний,   передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

     Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

     

Программа  «Основы здорового образа жизни» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;
  • возрастная адекватность;
  • необходимость и достаточность информации;
  • модульность программы;
  • практическая целесообразность                                                                                                    
  • динамическое развитие и системность;
  • вовлеченность семьи и реализацию программы


Класс: 6

Количество часов: 35

п/п

№ занятия по теме

Содержание

Форма проведения

Кол-во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Слагаемые здоровья (8 часов)

1-2

1-2

Рациональное питание.

Беседа

2

3-4

3-4

Активная деятельность.

Практическое занятие по составлению комплекса упражнений для глаз, формирования осанки и т.д.

2

5

5

Положительные эмоции.

Ситуативный практикум

1

6-7

6-7

А началось всё с сухомятки.

Доклады обучающихся

2

8

8

Ещё раз о витаминах.

Викторина

1

Здоровый образ жизни (9 часов)

9

1

Тренинг «Приветствие солнцу»

Практическое занятие

1

10

2

Живи разумом, так и лекаря не надо

Беседа

1

11

3

Дорога, ведущая в пропасть

Беседа с элементами дискуссии

1

12

4

Курить – здоровью вредить

Беседа

1

13

5

Зависимость. Болезнь. Лекарства.

Беседа.

1

14

6

Почему вредной привычке ты скажешь нет

Тренинг

1

15

7

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

тренинг

1

16-17

8-9

КВН «Наше здоровье»

Викторина - игра

2

Социальное здоровье ( 7 часов)

18

1

Что такое экология? Экология души.

Беседа

1

19

2

Природа – это наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра

1

20

3

Мама – слово-то какое!

Сочинение о маме

1

21-22

4-5

Моя семья. Традиции моей семьи

Доклады- презентации

2

23-24

6-7

Наедине с собой

(тест на самооценку личности)

Психологический тренинг

2

Нравственное здоровье (11 часов)

25-26

1-2

Жизнь без вредных привычек

Ситуативный практикум

2

27

3

Умейте дарить подарки.

Беседа

1

28

4

Дружбой дорожить умейте.

Беседа. Тест «Умеешь ли ты дружить»

1

29

5

Законы нашей жизни.

Беседа с элементами проектной деятельности.

1

30

6

Правила нашего коллектива

Беседа с элементами проектной деятельности.

1

31

7

Что такое конфликт.

Беседа. Тренинг

1

32

8

Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение

Занятие-семинар

1

33

9

Ваше поведение – это ваше всё!

Занятие-ролевая игра.

1

34-35

10-11

Поезд здоровья

Игровая программа

2

Итого

35 ч

Ожидаемые результаты:

Выпускник шестого класса должен:

  • Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
  • Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви
  • Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
  • Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
  • Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
  • Стремиться соблюдать двигательный режим, следить за осанкой.
  • Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
  • Знать, для чего делаются прививки.
  • Владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утомления.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

Щёлковского муниципального района Московской области

                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                              Приказом

                                              от «___» ________2016 г. №____

                                              Директор школы

                                               ____________К.В. Багмет

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»»

6 класс

Составитель: Москалева Мария Викторовна

учитель химии

без категории

2016 г


Пояснительная записка

Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени созидателя.

Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционным запросом психолого-педагогической практики.

В системе психологической помощи детям с проблемами в развитии на первое место мы ставим не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду. .При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей  учащихся происходит их угасание.

Программа кружка «Творческая мастерская»,  вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы: создание условия для формирования творческой, способной к самосовершенствованию и самореализации личности через приобщение обучающихся к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи программы:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.

Общая характеристика

С давних времен огромная часть изделий для украшения интерьера создавалась в домашних условиях. Человечество по крупицам собирало опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению.

Сегодня интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества то ослабевает, то вновь возрастает, появляются новые технологии и техники. Их многообразие, оригинальность и новизна обогащают творческие стремления детей преобразовывать мир, развивают в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также способствуют формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

 Содержание обучения  в кружке строится по модульному принципу, что обеспечивает интеграцию всех видов творческой деятельности.

       Модуль охватывает законченный технологический процесс или группу работ и представляет  собой относительно независимую единицу содержания обучения. Во время кружковой работы отдельные модули могут быть сокращены в программе, введены новые модули, перестроена последовательность происхождения тем, чтобы максимально приспособить  пути его усвоения к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемых.

В программу включены следующие модули:

  1. Декоративная обработка растительных материалов
  2. Декоративная обработка текстильных материалов
  3. Декоративная обработка поделочных и искусственных материалов
  4. Декоративная обработка скульптурных материалов

Информативный материал по каждой теме модуля дается как перед практической частью, так и во время работы. Заключительным этапом каждого модуля является творческий проект.

Формами подведения итогов реализации программы «Творческая мастерская» являются:

  • выставки: тематические, праздничные;
  • творческие конкурсы: школьного, городского, федерального масштаба.

Результаты освоения программы кружка

 знать:

  • свойства материалов, используемых в работе, их влияние на качество готового  изделия и учет в процессе его проектирования и выполнения;
  • инструменты и приспособления, необходимые для работы;
  • технологию проектирования и изготовления изделий, способы их отделки и оформления;

уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями, характерными каждому виду работы;
  • подбирать материалы в соответствии с их свойствами, назначением и видом изделия;
  • осуществлять отделку и оформление изделия в соответствии с его назначением.

Содержание

ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА РАСТИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ФЛОРИСТИКА

Флористика как вид ДПИ

Область применения декоративных композиций из природных материалов, их преимущества по сравнению с другими видами искусства. Классификация по масштабности, видам используемых растений, содержанию, форме.

Основные конструктивные формы композиций из растительного сырья.

Основные приемы создания композиции и ее декорирования и оформления. Использование классических законов композиции и колористики в творческой работе с природным сырьем.

Заготовка растительного сырья. Виды материалов

Заготовка различных видов растительного сырья в разное время года. Условия сбора растений. Требования к собираемым растениям. Инвентарь для сбора растительного сырья.

Основные источники материалов: культурные декоративные цветы и растения, луговые травы и злаки, плоды цветов и растений, декоративные ягодные деревья и кустарники, лесные и водные растения, декоративные ветви  и листья, лесные декоративные материалы, экзотические материалы.

Сушка заготовленного сырья. Способы объемного засушивания: естественная сушка на воздухе, сушка в сыпучих материалах.  Плоское засушивание: сушка под прессом, сушка утюгом.

Обработка высушенных растений: отбеливание, окраска. Хранение заготовленных растений.

Технология изготовления плоской композиции

Виды плоских композиций. Подготовка инструментов и материалов. Подготовка фоновой основы. Аппликации из целых форм растений. Особенности составления рисунка. Технология выполнения работы. Сушка работы. Окончательная отделка. Аппликации из частей растений. Используемые материалы. Технология заготовки деталей композиции. Технология выполнения аппликации. Сушка, отделка.

Особенности полуобъемных аппликации из растений. Используемые материалы. Выклеивание фона. Размещение деталей аппликации. Особенности сушки полуобъемных работ.

Технология изготовления аппликаций из частей растений

Виды композиций из семян растений. Особенности рисунка для композиции. Разметка рисунка на фоновой основе. Последовательность выполнения аппликаций. Используемые клеевые материалы. Окончательная отделка работы.

Аппликации из пуха растений. Заготовка сырья для аппликации и подготовка его к работе. Подготовка фоновой основы. Необходимые инструменты. Разработка композиции и разметка ее на фоновой основе. Нанесение тополиного пуха на фоновую основу. Особенности закрепления материала.

Композиции из коры. Ассортимент материала. Особенности разработка эскиза. Технология выполнения композиции.

Объемно-пространственная композиция во флористике

Классификация объемных композиций по форме, способу размещения. Используемые основные и вспомогательные материалы. Держатели и основы. Особенности составления композиций в высоких и низких вазах, корзинок, бутоньерок, настенных композиций, композиций с сухими ветками, композиций на корневищах, пнях, грибах-трутовиках, спилах, камнях.

Творческий проект «Декоративное изделие из растительного сырья»

ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

РОСПИСЬ ПО ТКАНИ. БАТИК

Точка, линия, пятно. Композиция “Кляксы”.

Тушь, фломастеры, гелевые ручки, нитки. Первичное знакомство с графическими материалами. Отпечатки – силуэты, получаемые тушью и нитью, уложенной петлёй внутри сложенного листа бумаги. Развивать умение видеть. Дорисовать увиденное точкой, линией.

Графическое изображение бабочек и насекомых. Рисование, приближенное к реальному. 

Тушь, цветные фломастеры, гелевые ручки. Изображение объекта таким, каким его видит глаз, без особых изменений. Декоративная выразительность достигается приёмами: штрих, чёткая линия, точка. Понятия: симметрия, пропорции, композиция. Развитие эмоционального восприятия красоты линий, их пластики в природе.

Композиция “Цветы” Основные приёмы и методы росписи по ткани.

Информация о технике “батик”. Холодный и горячий батик. Сфера применения. Освещение данного вопроса с привлечением книг, иллюстраций, готовых изделий. Демонстрация приёмов для выполнения холодного батика. Композиция “Цветы”. Работа с наглядным материалом. Выполнение рисунка на бумаге, перенос на ткань, крепление к раме, резервирование, роспись (работа с цветом), оформление готовой работы в раму. Декорирование выполненного изделия, рамы.

Композиция “Дары природы”. Роспись. Оформление.

Бумага, резервирующий состав, краски для росписи ткани, ткань. Знакомство с формами предмета, эстетическое восприятие различных форм овощей, грибов, фруктов, ягод. Воспитание любви к природе, развитие фантазии на основе реальности. Композиция с заполнением всего поля листа. Перенос рисунка на ткань, работа контур – резервом, роспись текстильными красками, дальнейшая работа с цветом, цветовые гармонии, оформление в раму, декорирование готового изделия.

Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. Композиция “Рыбы – фантазии”.

Графические материалы: тушь, фломастеры, гелевые ручки, пастель. Привлечение внимания к природе, знакомство с морскими обитателями, с многообразием форм рыб, их окраской. Выполнение рисунка рыбки и окружающей её среды с элементами декора. Работа с атласами, открытками, видеоматериалами.

Цветная графика “Птицы”. Элементы декора в изображении оперения птиц.

Графические материалы: пастель, тушь, фломастеры, гелевые ручки. Привлечение внимания к красоте форм живой природы, развитие чувства прекрасного, умение увидеть необычное, воспитание бережного отношения к природе. Рисование птиц с попыткой декоративной обработки формы. Использовать природную фактуру, выделив её графически или внести момент сказочной фантастичности - орнамент. Использование в работе иллюстрированного материала, атласов, фотографии, видеоматериалов

Стилизация в натюрморте. Форма и орнаментация. Графическая композиция “натюрморт с кувшином”.

Графические материалы. Графическая техника. Знакомство с жанром натюрморта. Мир вещей и настроение. Многообразие форм. Композиция натюрморта с включением формы кувшина, вазы. Дополнение композиции предметами среднего и мелкого размера. Единство формы и декора. Геометрический и растительный орнамент.

Использование в работе посуды различной формы и материалов, альбомов, фотографий.

ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ПОДЕЛОЧНЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ  МАТЕРИАЛОВ

ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА ПОСУДЫ

РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ.ВИТРАЖ

Мировое наследие – искусство витража. простого и цветного стекла. История возникновения витражного искусства. Виды витражей.

Оборудование, материалы и инструменты для изготовления пленочных витражей. Правила техники безопасности.

Основные элементы композиции для изготовления витража.

Выбор рисунка. Разработка эскиза витража

Создание трафарета витража

Выполнение проекта

ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА СКУЛЬПТУРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ТЕСТОПЛАСТИКА

Композиционные и технологические особенности техники тестопластики.

Подготовка пластической массы. Компоненты массы. Приемы окрашивания массы.

Приемы лепки. Приемы сборки фигур

Сушка и запекание фигур. Монтаж композиций. Отделка композиций. Использование текстильных материалов в отделке композиций. Использование росписи для отделки фигур.

Окончательная отделка композиций. Оформление.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

План.

Фактич.

ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА РАСТИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ФЛОРИСТИКА

1

Флористика как вид ДПИ

2

Заготовка растительного сырья. Виды материалов

3

Технология изготовления плоской композиции.

4

Технология изготовления аппликаций из частей растений.

5

Объемно-пространственная композиция во флористике

6-8

Творческий проект «Декоративное изделие из растительного сырья»

ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

9

Точка, линия, пятно. Композиция “Кляксы”

10

Графическое изображение бабочек и насекомых. Рисование, приближенное к реальному

11

Композиция “Цветы” Основные приёмы и методы росписи по ткани

12

Композиция “Дары природы”. Роспись. Оформление

13

Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. Композиция “Рыбы – фантазии”

14

Цветная графика “Птицы”. Элементы декора в изображении оперения птиц

15-16

Стилизация в натюрморте. Форма и орнаментация. Графическая композиция “натюрморт с кувшином”.

ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ПОДЕЛОЧНЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

17

ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА ПОСУДЫ

18

РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ.ВИТРАЖ

Мировое наследие – искусство витража. простого и цветного стекла. История возникновения витражного искусства. Виды витражей

19

Оборудование, материалы и инструменты для изготовления пленочных витражей. Правила техники безопасности.

20

Основные элементы композиции для изготовления витража.

21

Выбор рисунка. Разработка эскиза витража

22

Создание трафарета витража

23

Создание витражи «Цветы»

24

Создание витража «Пейзаж»

25

Создание витража анималистического жанра

ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА СКУЛЬПТУРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

26

Композиционные и технологические особенности техники тестопластики

27

Подготовка пластической массы. Компоненты массы. Приемы окрашивания массы

28

Приемы лепки. Приемы сборки фигур

29

Сушка и запекание фигур. Монтаж композиций.

30

Отделка композиций. Использование текстильных материалов в отделке композиций.

31

Использование росписи для отделки фигур.

32

Окончательная отделка композиций. Оформление

33

Изготовление композиции «Котики»

34

Композиция «Корзина с цветами»

35

Крымский сувенир



Предварительный просмотр:

                   

Элективный курс

« Микробиология 9 класс »

                       Учитель:         Москалева О. Н.

         

             

         

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная биотехнология, ветеринария и фитосанитария — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.

В то же время весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу  биологического образования.

Цели курса:

  1. Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.
  2. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.
  3. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.
  4. Расширить представление учащихся о вирусах:

- вызывающих заболевания растений;

- бактериофагах;

- вызывающих заболевания у животных и человека;

5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий.

6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.
  2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.

Методы работы: лекции, семинары, практические занятия.

Ожидаемые результаты.

  1. Владеть определениями основных понятий и  терминологией;
  2. Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.

     2. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.

     3. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты

          для микроскопических  исследований;

4.Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.

   

     

 

Тематическое планирование

Тема урока

Кол - во

Вид занятий

п/п

час

теоретич.

практич.

1

Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований

1

Вирусы (9 ч)

2

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни

1

1

3

Взаимоотношения вируса

и клетки-хозяина.

Методы обнаружения вирусов

1

1

4

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги)

1

1

5

Вирусы растений и вызываемые ими болезни

1

1

6

Диагностика вирусных болезней растений

1

1

7

Защита растений от вирусов

1

1

8

Вирусы животных и вызываемые ими болезни

1

1

9

Вирусы человека и вызываемые ими болезни

1

1

10

Заключительное занятие по теме «Вирусы»

1

1

Бактерии (10 ч)

11

Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов

1

12

Обмен веществ и энергии

у бактерий, их роль в экосистемах

1

13

Азотфиксируюшие симбиотические бактерии

1

1

14

Фотосинтезирующие бактерии

1

1

15

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека

1

1

16

Бактериальные болезни растений

1

1

17

Бактериальные болезни животных и человека

1

1

18

Молочнокислое брожение

1

1

19

Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения

1

1

20

Использование бактерий в биотехнологии

1

1

Грибы (12 ч)

21

Общая характеристика грибов

как эукариотических гетеротрофных

микроорганизмов

1

1

22

Грибница плесневых (мицелиальных) грибов

1

1

23

Бесполое размножение грибов

1

1

24

Половое размножение грибов

1

1

25

Классификация и важнейшие систематические группы грибов

1

1

26

Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах

1

1

27, 28

Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами

2

2

29

Взаимоотношения грибов и растений

1

1

30

Симбиоз грибов и растений

1

31

Грибы — паразиты животных и человека

1

1

32

Использование грибов в биотехнологии

1

1

Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 ч)

33

Биологические основы

и направления использования

микроорганизмов в генетической

инженерии

1

1

34

Генно-инженерные, разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине

1

1

35

Заключительное занятие

по теме «Роль микроорганизмов

в генетической инженерии»

1

1

Всего – 35 часов.

Теория - 23 часа. Лабораторный практикум - 12 часов.

Содержание программы

Вводное занятие

Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.

1. Вирусы

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов,

ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.

Вирусы — паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов.

Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.

Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.

Примерная тема практического занятия:

Диагностика вирусных болезней растений.

2. Бактерии

Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круговороте биогенных химических элементов. Бактерии — продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.

Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бактериальные удобрения и их использование в земледелии. Бактерии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней.

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. Природные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии — воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.

Бактерии — компонент нормальной биоты организма человека, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.

Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии — продуценты аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.

Примерные темы практических занятий:

  1. Бактерии — возбудители молочнокислого брожения.
  2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
  3. Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений.
  4. Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
  5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе).

3. Грибы

Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.

Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.

Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений.

Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.

Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).

Примерные темы практических занятий:

  1. Морфология и размножение грибов.
  2. Важнейшие классы грибов и их представители.
  3. Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения.
  4. Грибы — возбудители болезней культурных растений (микозов).
  5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
  6. Обнаружение и количественный учет грибов.

      4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии

Генетическая инженерия — направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.

    5. Микроскопические растения и животные

(дополнительный материал)

Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.

Список литературы

1. Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986.

2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986.

3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. — М.: Колос, 1982.

4. Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2003.

5. Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами — основа жизни растений. - М.: Изд-во МСХА, 1990.

6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Практикум по общей фитопатологии. — СПб.: Лань, 2002.

7. Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. — М.: Профессионал, 2004.

8. Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А. Основы биотехнологии: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003.

9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. — СПб.: Наука, 1995.

10. Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов вузов. — М: Дрофа, 2006.

11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. — М.: Агропромиздат, 1990.

13. Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. — М.: Изд-во МГУ, 1989.

14. Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. — Киев: Наукова думка, 1988.

15. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. — М.: Мир, 1995.

16 .Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. — М.:Мир, 1997.

17. Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. —Л.: Наука, 1984.

18. Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. — Пущино: ПНЦ РАН, 1994.

19. Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вредителям и болезням. — Л.: Агропромиздат, 1986.

20. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия: учеб. пособ. для студентов вузов. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 1994.

                                                                                                                  Утверждаю

                                                                                                                  Директор МОУСОШ № 1              

                                                                                                                  г. Королева М. О.

                                                                                                                                    И. Е. Гайдукова

                                                                                                                  «        »                  2010 г.

Элективный курс

« Микробиология 10-11 класс »

Составитель: Шапиро Я. С.

                           Учитель:         Волкова Н. В.

Рецензия

на программу элективного курса

« Микробиология» 10-11 класс

Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу  биологического образования.

Весь объем предлагаемого учебного материала распределен по пяти главам.

Введение имеет цель, с одной стороны, ознакомить учащихся с наиболее общими признаками микроорганизмов, а с другой — дать представление о многообразии микромира. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира — вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответствующей группы, ее роль в природных процессах и значение для человека.

Поскольку важнейшая отрасль биотехнологии — генетическая инженерия за сравнительно короткий срок из «чистой» науки превратилась в непосредственную производительную силу и заняла ведущую позицию в народном хозяйстве, четвертая глава программы посвящена исключительной роли использования микроорганизмов в развитии этого научного направления.

Микроскопические растения и животные обзорно рассматриваются в пятой главе настоящей программы. Поскольку эти группы микроорганизмов достаточно полно отражены в соответствующих разделах базовых дисциплин «Растения» и «Животные», в элективном курсе этот учебный материал предложен в качестве дополнительного.

Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биологии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наряду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные темы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями.

Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на олимпиаду или научную конференцию, оформлены в виде публикации в сборнике исследовательских работ школьников. Технология реализации программы предусматривает использование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных программ, экспозиций музеев, лабораторного оборудования (как школьного, так и учреждений — партнеров школы).

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

Щёлковского муниципального района Московской области

                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                              Приказом

                                              от «___» ________2016 г. №____

                                              Директор школы

                                               ____________К.В. Багмет

Рабочая программа элективного курса по биологии

"Многообразие органического мира"

11 класс

Составитель: Москалева Мария Викторовна

учитель химии

без категории

2016 г


Пояснительная записка

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.
Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗ.
Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов.
То же самое относится и к зоологии.
На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил.
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.


Цели курса:

  1. повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий;
  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
  2. воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи курса:

1) повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

2) овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

3) формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;

4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

5) развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

6) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;

7) воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.


Основное содержание курса
I. Неклеточные формы жизни. Вирусы.
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.
II. Прокариоты. Бактерии.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
III. Ядерные организмы.
Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология.
Общая характеристика водорослей.
Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и хозяйстве.
Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные. Семенные растения. Голосеменные. Покрытосеменные. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополосатые. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Систематика хордовых. Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовых. Общий обзор организма человека.
Тело человека как система - системы органов - органы - ткани - клетки.


Учебно-тематический план
Всего 34 часа.
I. Неклеточные формы жизни. Вирусы. (1ч.)
II. Прокариоты. Бактерии (2ч.)
III. Ядерные организмы.
1. Царство Грибы (2ч.)
2. Царство Растения (12ч.)
2.1. Систематика низших растений.
2.2. Лишайники
2.3. Систематика Высших растений
2.4. Покрытосеменные растения. Растение - целостный организм.
3. Царство Животные (15ч.)
3.1. Систематика беспозвоночных животных
3.2. Систематика Хордовых.
3.3. Человек - вершина эволюции животного мира.
Заключительные занятия (2ч.)

Тематическое планирование элективного курса по биологии 11 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Планируемые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Неклеточные формы жизни (1 час)

Бактерии(2 часа)

2

Бактерии

1

3

Прокариоты

1

Царство Грибы (2 часа)

4

Классы грибов

1

5

Съедобные и ядовитые грибы

Царство Растения (12 часов)

6

Систематика низших растений

1

7

Водоросли

1

8

Мхи, Хвощи

1

9

Лишайники

1

10

Папоротники

1

11

Систематика высших растений

1

12

Голосеменные растения

13

Покрытосеменные

1

14

Семейства класса Двудольных

1

15

Семейства класса Однодольные

1

16

Работа с гербариями  П/р

17

Тестирование

Царство Животные (15 часов)

18

Систематика беспозвоночных животных

1

19

Простейшие

1

20

Черви

1

21

Черви

1

22

Моллюски

1

23

Членистоногие. Ракообразные.

1

24

Паукообразные

1

25

Насекомые

1

26

Ланцетник

1

27

Рыбы

1

28

Земноводные

1

29

Пресмыкающиеся

1

30

Птицы

1

31

Млекопитающие

1

32

Человек – вершина эволюции животного мира

1

Заключительные занятия (2 часа)

33

Тестирование по ботанике

1

34

Тестирование по зоологии

1

         Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...