Беседа "Право быть ребенком"
методическая разработка на тему

Сафонова Елена Валентиновна

Беседа к Дню защиты детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_pravo_byt_rebenkom.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом - школа»

Беседа

«Право быть ребенком»

(к  Дню защиты детей)

Подготовила: воспитатель  семьи № 3

Сафонова Е. В.

Цель: познакомить воспитанников с Конвенцией ООН о правах ребенка; воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительный этап:

- подготовить текст Конвенции о правах ребенка;

- таблички с названиями основных прав детей;

- карточки – задания к упражнениям;

- воздушные шарики.

Памятка «Мои права»:

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на гражданство
  • Право на защиту жизни, чести и достоинства
  • Право свободно выражать свое мнение
  • Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия.

Вступительное слово воспитателя:

Организация Объединенных Наций (ООН) была создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами; предотвращать войны и вооруженные конфликты; защищать права и свободы человека; делать все для того, чтобы людям на земле жилось лучше. Штаб – квартира ООН находится в США, в Нью – Йорке. В настоящее время в ООН входит более 200 государств.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ – Конвенцию о правах ребенка. Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.

В этом документе 54 статьи и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.

Почему же был принят специальный документ, защищающий права ребенка? Очевидно, потому, что дети имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите. Наше государство также приняло на себя обязательства выполнять Конвенцию о правах ребенка.

Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. К сожалению, в мире очень много проблем. Эти проблемы касаются и детей. Страшной бедой являются сиротство и инвалидность. Сегодня на планете немало детей – беженцев, страдающих от войн и вооруженных конфликтов.

Конвенция стоит на страже тех детей, которые нарушили закон и заслуживают наказания. К детям – правонарушителям запрещается применение смертной казни или пожизненного заключения.

В Конвенции говорится, что ребенок имеет знать свои права (воспитатель называет основные права детей и по ходу объяснения прикрепляет к доске таблички с названиями основных прав ребенка).

Основные права ребенка:

- право на жизнь;

- право на имя;

- право на гражданство;

- право на защиту жизни, чести, достоинства;

- право на свободно выражать свое мнение;

- право на образование;

- право на охрану здоровья;

- право на свободу мысли, совести, религии;

- право на защиту от всех форм эксплуатации насилия;

- право на защиту своей индивидуальности.

Воспитатель обращает внимание воспитанников на то, что правильно пользоваться своими правами не менее важно, чем их просто знать.

Обмен мнениями детей по вопросам:

- Какими правами вы пользуетесь?

- Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

- А приходилось ли вам нарушать права других людей?

Воспитатель: Сегодня попытаемся ответить на вопрос: «Есть ли границы у свободы?». Кто может ответить на этот вопрос?

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим».

                                                                                       М. Клаудиус.

Нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу – свободу от порабощения, любого вида угнетения.

Каждый из вас, наверняка, поскорее мечтает стать взрослым. Ведь взрослым можно делать все, что хочется, полная свобода!

Упражнение 1.

Представьте себе, что объявили праздник «День непослушания». Что бы вы стали делать? (Воспитатель предлагает ребятам пофантазировать и высказать свое мнение).

- Каким человеком вы бы себя почувствовали?

- Свободным?

Есть разные мнения, что такое свобода. Я приведу лишь некоторые из них. (Воспитатель может зачитать вслух, написать на доске, а может раздать каждому листок с высказываниями).

Свобода – это возможность делать все, что хочешь.

Свобода – это независимость от кого – то.

Свобода – это отсутствие стеснений, ограничений.

Свобода – это не вседозволенность.

Свобода – это возможность выбора.

- Какое мнение вы поддерживаете?

Упражнение 2.

Попробуйте дать свое определение слову «свобода». (Воспитатель организует обмен мнениями воспитанников, фиксирует высказывания детей на доске).

Воспитатель: Приобретая жизненный опыт, вы будете все больше и больше убеждаться в том, что полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий и поступков, то всегда имеются пределы. Что же ограничивает нашу свободу? Известен такой остроумный ответ: «Моя свобода размахивать руками заканчивается на кончике твоего носа». Человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же свободу другому человеку.

 В истории человечества есть очень важный документ «Декларация прав человека и гражданина». Этот документ был принят во Франции в 1789 году. Он формулирует понятие «свобода» следующим образом: «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вред другому». Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом. Юристы, правоведы так говорят: «Разрешено все, что не запрещено законом». Как вы это понимаете?

В обществе существуют моральные нормы, правила этикета и поведения, здорового образа жизни. А любое правило, общественная норма – это ограничение.

- Как вы думаете, для чего люди в течение длительной истории человечества придумали эти ограничения?

Воспитатель подводит воспитанников к важному выводу:

Нормы и правила создаются во благо каждого человека, они удерживают нас от поступков, наносящих кому – то другому вред, чтобы свобода стала реальностью всех членов общества.

Упражнение 3.

Воспитатель раздает карточки с заданиями: уравновесь права и ограничения (чью свободу запреты ограничивают, чьи права защищают).

  1. Запрет курить в общественных местах.
  2. Запрет пропускать школу без уважительной причины.
  3. Запрет купаться в неположенном месте.
  4. Ограничение скорости движения автомобиля.
  5. Запрет играть на проезжей части и т. д.

Воспитатель предлагает воспитанникам придумать по одному своему примеру.

Воспитатель: Право на свободу охватывает различные сферы жизни. В главном законе нашей страны – Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина. (Воспитатель раздает воздушные шарики, к ниточкам которых привязаны листочки с названием свобод). Это шарики Свободы. Свобода важна для каждого человека и для страны в целом. Но свобода, как и шарик, нуждается в бережном отношении.

Выводы:

  1. Право на свободу – одно из важнейших прав человека, оно является великим достижением цивилизации.
  2. Необходимо с детства учиться пользоваться свободой, помня, что моя свобода не должна нарушать свободу другого человека, приносить ему вред.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

право быть ребенком...

внеклассное мероприятие по правам детей для 5-7 классов...

Право быть ребенком

Цели: • познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка;• воспитывать уважение к правам других людей;• способствовать формированию активной жизненной позиции....

Внеклассное мероприятие " Право быть ребенком"

Меропрриятие о правах ребенка....

Конспект классного часа "Право быть ребенком"

Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни...

Классный час "Право быть ребенком"

Классный час по Конвенции ООН о правах ребенка...

Легко ли быть ребенком?

О детях. Берегите детей, их психологическое здоровье напрямую зависит от нас!...

Классный час "Право быть ребенком"

Цель классного часа: способствовать воспитанию правовой грамотности обучающихся и духовно-нравственных качеств личности. Форма проведения: беседа с элементами игры...