Зажги свечу души своей
материал (10 класс) на тему

Хижнякова Ольга Николаевна

Свечи обладают некой таинственностью и загадочностью. Они использовались испокон веков в различных обрядах, играли роль символов и позволяли постигнуть истины далеких миров. Свечная магия является искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zazhgi_svechu_dushi_svoey.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

Зажги свечу души своей

для учащихся 10-11 класса

подготовил: учитель обществознания

Хижнякова Ольга Николаевна

Цель: познакомить с традициями и верованиями, связанными со свечой, воспитывать уважение к этим традициям, понимать таинство свечи.

(Звучит песня «Две свечи» в исполнении А.Пугачевой и Б.Моисеева. Выходят двое ведущих: юноша и девушка с зажженными свечами).

Ведущий 1: Огонь, или свет живого пламени, - давний и нестареющий ритуал очищения. Самая простая и доступная магия. Атмосферу домашнего тепла и уюта свеча обязательно усилит, а заодно и убережет - как бы сожжет все плохие настроения и мысли в вашем доме. Горящая свечка - символ отдыха, безопасности, комфорта.

Ведущий 2: Хорошо, когда свеча восковая, а не парафиновая, она всю нечисть отгонит. Издавна пламя свечи, как любой огонь, действует оздоравливающим образом, сжигая все больное и злое, будь то тоска, усталость, гнев и раздражение. Так что, когда на душе тяжело, просто зажгите свечу и посидите, глядя на ее живое пламя. Станет легче.

(Ведущие садятся за стол и зажигают все сведи, стоящие на столе. Звучит музыка И.С.Баха. Выходит девушка, берет со стола зажженную свечу,  садится за письменный стол и читает стихи).

Девушка 1:                            Три свечи

Я очень малого хочу,

Пожалуй, только три желанья.

За исполненье их заранее благодарю,

Я всех богов благодарю.

Я очень малого хочу.

О маме первая мольба,

Ее шептать готова снова:

Чтоб не была судьба сурова,

Чтоб не грозила ей беда.

О маме первая мольба.

Я о любви молю, страшась,

Что снова будет больше боли,

Что не скажу: «Я в вашей воле»,

Что от нее сбегу, смеясь,

Я о любви молю, страшась.

Последняя моя мечта,

Как парусник, вдали маячит,

Сулит мне счастье и удачу,

Но не приблизится никак.

Последняя моя мечта.

Вот все, чего я так хочу:

Быть с мамой и любить до гроба,

И наяву ходить по дому,

Который больше всех люблю.

Вот все, чего я так хочу.

(зажигает на столе три свечи)

Что ж, да исполнятся они,

Мои нехитрые желанья.

Во исполненье их заранее

Я зажигаю три свечи.

И да помогут мне они.

И.Григорьева

(звучит та же мелодия, выходит юноша. Берет со стола ведущих зажженную свечу и читает стихи).

Юноша 1:                           Свечка плакала о былом,

О щемящей невозвратимости,

О душе, оставившей дом

И продрогшей от зимней сырости.

Застывала слеза, скользя

По изгибам подсвечника старого.

Эх, вернуться бы! Да нельзя,

Нету даже прохода малого.

Эх, вернуться бы… Тишина.

И дрожит вся в угаре пламенном

Зарыдавшая в ночь душа,

Не сдержавшая крик нечаянно.

(размахивает свечой из стороны в сторону)

А свеча напоследок - в пляс,

Сумасшедший неистовый вихрь…

(гасит свечу)

Догорела - никто не спас,

Стало снова темно и тихо.

И.Григорьева

(Юноша садится за стол рядом с девушкой).

Ведущий 1: Можно ли представить себе храм без свечей? С их помощью верующий говорит с Богом, прося о милостях для живых и почитая память об усопших.

Ведущий 2: «Пойди в церковь, поставь свечку», - этот совет можно и сейчас услышать в трудной ситуации, когда, кажется уже не помогают никакие другие средства и человек остается один на один со своей проблемой, когда надежда уходит.

(Звучит мелодия «Ave Maria», выходит девушка, берет со стола ведущих зажженную свечу, зажигает две свечи около иконы Божьей матери и читает стихотворение)

Девушка 2:                        Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

А.Блок

Ведущий 1: Гадание по пламени свечи считалось одним из самых верных. Тихое пламя свечи означало ровную, светлую жизнь беж особенных волнений и не удач; более яркое пламя с перемигиванием - веселую, бурную, с многими приключениями. Тусклое пламя означало печальную и недолговечную жизнь.

Ведущий 2: Красное пламя - к горю, желтое - к радости, пламя червонного золота - к очень хорошей, богатой жизни, с копотью - к несчастью. Гадают преимущественно поздно вечером, предварительно умывшись, причесавшись и переодевшись в чистое платье.

(Звучит музыка Антона Рубинштейна, выходит девушка, берет со стола ведущих зажженную свечу, зажигает две свечи у зеркала, садится перед ним и читает стихи).

Девушка 3:                        Гадание Светланы

Не дороги, а тропинки

Побежали по судьбе.

Начинаются вспоминки,

Как поминки по себе.

Зажигаю я на Святки

Сине-черную свечу,

Без опаски, без оглядки

С темной силою шучу.

Ставлю зеркало в оправе

Из литого серебра.

Неразумный разум вправе

Ждать от нечисти добра.

С.Кузнецова

(Девушка продолжает смотреть в зеркало, появляется юноша и читает ей стихи).

Юноша 2:                                  Светлана

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье…

Радость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок

Вестник полуночи.

Подпершися локотком

Чуть Светлана дышит…

Вот… легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркальце глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось блестит

Яркими глазами…

Занялся от страха дух…

Вдруг в ее влетает слух

Тихий легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

(девушка поворачивается к юноше)

Оглянулась… милый к ней

Простирает руки:

(девушка встает, подходит к юноше, они берутся за руки)

«Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами».

В.А.Жуковский

(Звучит музыка, девушка и юноша садятся с двух сторон зеркала).

Ведущий 1: Выбор цвета свечи - целая наука. Зеленая свеча - пожелание здоровья, снятия психологического напряжения, усталости. Желтая свеча - к богатству и материальному благополучию, одновременно и радости, легкости, чтобы душа над суетой «взлетела». Фиолетовая - «мечтательная», для душевного равновесия, спокойствия, хороша для медитаций.

Ведущий 2: Белая - символ чистоты и ясности, а значит, пожелание того же дому, семье. Синяя - чтобы подчеркнуть важность происходящего и сохранить более теплое общение, продвинуться к более тонкому восприятию друг друга.

(Звучит мелодия «Одинокий пастух». Выходит девушка с букетом кленовых листьев и читает стихи)

Девушка 4:                            Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но ноги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

А.А.Ахматова

(девушка берет со стола ведущих свечу, ставит ее на столике около окна и садится рядом. Выходит юноша и читает ей стихи)

Юноша 3:                           Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может - пьют вино,

Может - так сидят.

Или просто - рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Крик разлук и встреч

Ты окно в ночи!

Может - сотни свеч,

Может - три свечи…

Нет и нет уму

Моему - покоя.

И в моем дому

Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,

За окно с огнем!

                      М.Цветаева

(Юноша садится рядом с девушкой за столик)

Ведущий 1: Вы ждете любимого человека и хотите выразить свои чувства ненавязчиво, но понятно. Тогда надо выбирать розовую свечу. Свеча розовая символизирует любовь нарождающуюся, строящую мосточки любви.

Ведущий 2: Ваши чувства определены - замечательно! Тогда цвет вашей свечи - красный. С одной стороны - это цвет защиты, оберега, с другой - цвет жаркого пламени, сжигающего все преграды, порчу а «огне страстей».

(Звучит мелодия Поля Мориа «История любви». Выходят юноша с девушкой и садятся за стол с самоваром и чашками. Юноша зажигает на столе две свечи).

Девушка 5:                         Потуши свечу, занавесь окно.

По постелям все разбрелись давно.

Только мы не спим, самовар погас,

За стеной часы бьют четвертый раз!

До полуночи мы украдкою

Увлекалися речью сладкою:

Мы замыслили много чистых дел…

До утра б сидеть, да всему предел!..

Ты задумался, я сижу - молчу…

Занавесь окно, потуши свечу!..

К.М. Фофанов

(Юноша встает, подходит к девушке, берет ее за руку и выходит с ней на середину сцены)

Юноша 4:                                Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(юноша берет девушку за обе руки, смотрит на нее)

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна,

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

(звучит музыка, девушка с юношей садятся на свои места)

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Б.Л.Пастернак

(Звучит вальс, выходят девушка с юношей и танцуют. Музыка затихает, девушка садится на стул. Юноша читает стихи).

Юноша 5:                           Гремела музыка, горели свечи,

Вдвоем мы слушали, как шумный длился бал,

Твоя дрожала грудь, твои пылали плечи,

Так голос ласков был, так нежны были речи;

Но я в смущении не верил и молчал.

В тяжелый горький час последнего прощанья

С улыбкой на лице я пред тобой стоял.

Рвалася грудь моя от боли и страданья,

Печальна и бледна, ты жаждала признанья…

Но я в волнении томился и молчал.

Я ехал. Путь лежал передо мной широко…

Я думал о тебе, я все припоминал.

О, тут я понял все, я полюбил глубоко,

Я говорить хотел, но ты была далеко,

Но ветер выл кругом… я плакал и молчал.

А.Н.Апухтин

(Юноша встает около стула девушки. Ведущие выходят со свечами в руках на середину сцены).

Ведущий 1: Есть приятный способ организовать праздник себе и своим близким - поставьте на стол красивый подсвечник и зажгите свечу за ужином.

Ведущий 2: Светом, сиянием свечи вы поздравляете и желаете благ своим близким. Кажется такой пустяк - свечи. А сколько радостных минут вы дарите своим близким.

(Звучит песня «Свечи» в исполнении Михаила Шуфутинского. Все юноши и девушки встают и выстраиваются полукругом. В правой руке у каждого зажженная свеча, левой обнимают друг друга. Припев песни поют все вместе).

И очень важно для меня,

Что не боится воск огня.

И за тебя и за меня

Сгорая, плачут свечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитательное мероприятие "Зажгите свечи"

Мероприятие посвящено 10 годовщине трагедии Беслана.  Целью мероприятия является укрепление ценностных ориентиров кадет на сочувствие, сопереживание, культуру мира....

"Зажги свечу" литературно-музыкальная композиция

"Зажги свечу" литературно-музыкальная композиция,  посвященная защитникам Отечества, которые служили или служат  в рядах Вооружённых сил....

Митинг молодежи «Зажги свечу Памяти»

Сценарий  выступления учащихся школы перед жителями района на вечернем мероприятии 9 мая....

Литературно-драматическая композиция "Зажгите свечи"

Литературно-драматическая композиция "Зажгите свечи"   была показана в День Победы для старшеклассников. В представлении участвовали артичты старшей группы театральной студии "...

СЦЕНАРИЙ АКЦИИ «ЗАЖГИ СВЕЧУ ПАМЯТИ»

Акция  «Зажги свечу Памяти»  9 мая 2022 года...

Акция "Зажги свечу памяти..."

СЦЕНАРИЙ АКЦИИ «ЗАЖГИ СВЕЧУ ПАМЯТИ» на 8.05.2023...