Реализация социальных проектов в школе.
материал на тему

 Ефременкова Наталья Петровна

Выступление  на дне открытых дверей в рамках совещания руководителей школ Ярцевского района об опыте организации общешкольных социальных проектов на примере   социального проекта "Моя малая родина--деревня Мушковичи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_dne_otkrytyh_dverey.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на семинаре

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к грамотному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Поэтому  сегодня перед школой стоит цель сформировать у обучающихся ключевые компетенции, которые помогут  быть успешными в современном мире.

Ключевые компетенции:

- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

     - самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)

-общекультурная (наличие знания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры).

 На мой взгляд, именно проектная деятельность помогает формировать у  учащихся данные ключевые компетенции.

Проект – это работа на результат, который достигается благодаря решению практически или теоретически значимой проблемы. Социальный проект расширяет понятие проект, делает его привлекательным для реализации в жизни.

Социальное проектирование в образовательном учреждении—это деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального «продукта», имеющего практическое значение и принципиально, качественно нового в личном опыте обучающихся;
  • в ходе которой обучающиеся вступают в конструктивное взаимодействие с социумом и через которую они формируют социальные навыки.

У нас в школе был реализован социальный проект «Моя малая родина—деревня Мушковичи».

Проект—информационно-исследовательский, групповой, долгосрочный (с 2011 по 2015 год)

Цель проекта:

  1. Воспитание  у обучающихся чувства любви и уважения к малой Родине и, как следствие, к родной стране.

Задачи.

Воспитательные:

  • Организация социально значимой деятельности обучающихся.
  • Формирование гражданской (российской) идентичности, т.е. свободное отождествление обучающихся с народом России; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему своей родины.
  • Формирование у обучающихся активной жизненной и гражданской позиции.
  • Воспитание творческой личности.

Образовательные:

  • расширение кругозора;
  • развитие навыков проектной и исследовательской деятельности;
  • формирование ключевых компетенций обучающихся (коммуникативной, информационной, общекультурной, учебно-познавательной, личного самосовершенствования).

Сейчас учащиеся нашей школы покажут вам  презентацию нашего долгосрочного  проекта «Моя малая Родина—деревня Мушковичи», который был осуществлен в течение 2012-2015 годов. 

После  презентации данного проекта, я попрошу вас высказать свое мнение:

-если  вы согласны, что данный проект помогает  формировать ключевые компетенции передайте мне смайлик с улыбкой

-если не согласны—грустный смайлик

ВЫСТУПЛЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  ШКОЛЫ.

«Презентация книги о деревне Мушковичи»

ЛЕРА                               ПРОЕКТ—это пять «П»

1. «Проблема»

2. «Проектирование»

3. «Поиск информации»

4. «Продукт проектной деятельности»

5. «Публичное предъявление»

ДЕНИС                                «П»1. «Проблема»

 Деревня Мушковичи один из старейших населенных пунктов Смоленщины,  в 2016 году ей исполнилось  508 лет, но о ней нет никакой публичной информации.

«П» 2. «Проектирование»--это необходимось составить команду, заинтересованную в поиске и оформлении информации для издания книги о деревне Мушковичи.

КОЛЯ          Смогли создать команду заинтересованных людей:

Группа по сбору и обработке  информации:

-руководитель: учитель истории и обществознания Ефременкова Наталья Петровна

-учитель русского языка Панова Светлана Владимировна

-обучающиеся  МБОУ Мушковичской ОШ

-родители обучающихся, жители д.Мушковичи

-старожилы д.Мушковичи

-директор Мушковичского сельского дома культуры

-библиотекарь Мушковичской сельской библиотеки

-депутаты  Мушковичского сельского поселения

-настоятель храма Святой Троицы в д.Мушковичи

Нашли спонсора:

директор  автономной некоммерческой общественной организации «Женщины Смоленщины», депутат Мушковичского сельского поселения Азаренкова Людмила Петровна

Сформировалась редакционная коллегия:

-главный редактор газеты «Вести Привопья» Н.П.Потапенков

-руководитель отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации  отец Роман (Павлишов)

-председатель Совета Смоленского областного отделения Всероссийского общественного движения ветеранов локальных войн и военных действий «Боевое братство»  В.Л.Каневский.

ИЛЬЯ               «П» 3. «Поиск информации»--это сбор,  систематизация, уточнение и обработка  различных источников с целью подготовки материала  для книги.

-беседовали со старожилами деревни Мушковичи, бывшими учителями и учениками школы,  записывали их воспоминания;

-изучали документы из архива Мушковичской школы, материалы, хранящиеся в Мушковичской сельской библиотеке по истории храма,  документы из личного архива ветерана Вов Мавренкова М.А.;

-собирали и изучали старые фотографии, хранившиеся  у бывших учеников и учителей школы;

-посылали запрос в Смоленский государственный архив и изучали архивные справки;

-изучали  исторические  карты  по  истории Смоленской области.

МАКСИМ           «П» 4. «Продукт проектной деятельности»--книга  о деревне Мушковичи --  «Мушковичи: предки— современники—потомки» .

Она была напечатана в мае 2015 года в Смоленской областной типографии

МАРИНА   «П» 5. «Публичное предъявление»--это презентация книги.

Она состоялась в  сентябре 2015 года  в здании Мушковичской школы с приглашением жителей д.Мушковичи, депутатов  Мушковичского сельского поселения, представителей общественных организаций района и области.

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент нашей презентации.

  1. Песня о родине(запись)
  2. Даниленкова Валерия:

В  2000 году ученица нашей школы Назарук Кристина стихи написала«Маленькая родина…». Они и  открыли книгу  о нашей родной деревне Мушковичи.

Стихотворение читает Лера

Маленькая Родина, маленький мой край!

Край веселый, солнечны, словно светлый рай!

Для меня единственный, для меня родной!

Край ты мой таинственный, самый дорогой!

Даже птицы певчие красивей летят,

Ну, а травы летние, как прибой шумят.

Здесь на моей родине, на земле родной.

В мае много ландышей, снегирей зимой.

Школа на пригорке, яблоневый сад.

Маленькая родина лучше всех наград.

Здесь мне легче дышится, здесь мне веселей.

Мушковичи милые вы мне всех родней.

3.        История д.Мушковичи     Марина

Каждый населенный пункт имеет свою историю. История деревни Мушковичи имеет глубокие корни. В 2017 году Мушковичам исполняется    уже 509 лет.

Впервые деревня Мушковичи упоминается в «Договорной грамоте  Московского Великого князя Василия Ивановича с Польским королем  и Великим князем Литовским  Сигизмундом», датированной 8-ым октября 1508 года. В этой грамоте перечисляются земли, которые закрепляются за каждым правителем. Так, в перечень земель, относящихся к владениям Польского короля  упоминаются Мушковичи, как волостной центр, т.е. крупное поселение.

В грамотах Польского короля, датированных 1609-1611 годах есть также упоминание деревни Мушковичи. В перечисленных землях, дарованных за службу записано:  «…Офоне Моклокову дано новое поместье, в Мушковском стану деревня Мушковичи…».

Деревня Мушковичи  входила в разное время в состав нескольких государств: в начале 16 века—в состав Великого княжества Литовского и Русского, затем в состав Московского государства; в первой половине 17 века—в состав Речи Посполитой.  С 1667 года Мушковичи окончательно вошли в состав Московского государства.

После проведения реформы в 18 веке Мушковичи входили в состав Духовщинского уезда Смоленской губернии.

С 1926 году, когда  Ярцеву статус районного города, деревня Мушковичи  входит в состав Ярцевского района Смоленской области.

4.        История храма  читает   Коля.

           Раньше Мушковичи назывались селом, а не деревней. Разница  заключается в том, что в селе  живёт больше жителей, здесь располагались не только крестьянские избы,  но  дом помещика и церковь. И действительно, в Мушковичах раньше  тоже была своя церковь.

Оказалось, что в 1719 году в селе Мушковичи была построена деревянная церковь «во имя живоначальной Троицы»  камергером  Николаем  Захарьевичем Высоцким. Вокруг церкви была деревянная ограда. Она располагалась над рекой Везавенкою.

В 1807 году была построена каменная однопрестольная церковь во славу Святой Живоначальной Троицы помещицей Евдокией Сергеевной Лесли. Прихожанами   этой церкви были жители  из 19 окрестных сёл.

Но она была разрушена  в конце 30-х годов 20 века.

Наступил 2008 год. У въезда в деревню Мушковичи началось строительство. Но это было не строительство жилого дома или магазина. Местный предприниматель Азаренкова Людмила Петровна решила возродить храм, который  более двух столетий был украшением, а главное духовным центром не только Мушковичей, но окрестных деревень.

Сегодня, проезжая по автомагистрали Москва –Минск, можно увидеть белоснежные стены и  позолоченные купола нашего храма.  

Храм Божий на горе мелькнул,

И детски-чистым звуком веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

"Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой".

5.        Могила неизвестного воина.       Илья

Недалеко от нашей школы установлен памятник жителям Мушковичского сельского совета, ушедшим на фронт и погибшим в годы Великой Отечественной войны. А рядом с ним находится могила неизвестного воина.

Появилась могила неизвестного воина в нашей деревне так. Весной в конце 60-х годов прошлого века житель нашей деревни, Владимир Михайлович Карпенков,  пошел на опушку леса, чтобы выкопать молодую березку и посадить возле своего дома. Выкапывая дерево,  он наткнулся на человеческие останки.

На следующий день Владимир Михайлович и несколько жителей деревни, среди которых были и   ученики школы, пришли туда снова, чтобы хорошо осмотреть место. Они нашли там кирзовые сапоги, кабуру от пистолета, ключ от квартиры. Но медальона найти не смогли, поэтому, к сожалению, имя установить не удалось. По найденным вещам сделали вывод, что это останки не солдата, а офицера.

Торжественное перезахоронение проходило со  всеми воинскими почестями при  участии солдат Советской армии, которые залпами из оружия почтили память погибшего воина.  

Конечно,  о могиле неизвестного воина в деревне Мушковичи знают только местные жители, но для нас она такое же священное место, как и Могила неизвестного солдата в Москве.

Мы не знаем имени этого воина, не видели его на фотографии, но для нас он свой, родной человек. Мы в неоплатном долгу перед ним за то, что сегодня можем  жить под мирным небом  в нашей деревне Мушковичи.

6.        Рассказ «Про  аиста»    Максим.

Что  же  еще отличает  нашу родную деревню Мушковичи от многих других деревень Смоленщины?  Живут у нас птицы—символы мира и счастья—белые аисты.

Испокон веков  у наших предков белый аист был особо почитаемой птицей. На Смоленщине их живет немало, но не в каждой деревне они обустраивают свои гнезда.

У нас в деревне Мушковичи аисты живут уже более 20 лет. Гнездо аиста расположено на верхушке столба, куда люди поместили старое колесо от телеги. Гнездо стало уже очень большим и в ширину, и в высоту. Ведь каждый год вернувшиеся весной птицы ремонтируют и достраивают свое жилище.

Каждый год мы с нетерпение ждем наших аистов, и надеемся, что  эти символы мира и добра будут всегда жить в нашей деревне.

У хлеборобов есть обычай древний—

Не трогать аистиного гнезда.

Пока живет он на краю деревни,

Ей никакая не страшна беда.

7.        История школы.          Денис

Особенным в истории деревни является и то, что  Мушковичская  школа – одна из старейших на Смоленщине.

В 2014 году наша школа отметила  свой 155-летний юбилей. Сведения об этом удалось найти в Смоленском областном архиве. В «Смоленских епархиальных ведомостях» в список школ грамоты Духовщинского уезда была внесена: «Мушковичская в селе Мушковичах, с 1859 г., заведующий—законоучитель  и учитель   священник  Нил Медведков, учащихся 15 человек».

В книгу вошел интересный материал  по истории нашей школы, основанный на воспоминаниях бывших учеников и педагогов, школьных документах 50-х—90-х годов 20 века.

Так стало известно, что до 1942 года в деревне работала семилетняя школа, располагавшаяся в бывшем помещичьем доме. Но в годы войны  здание было разрушено.  

 После освобождения Смоленщины занятия в школе проходили в новом деревянном здании, которое было построено в 1944 году на нынешней улице Центральной.  

В 1959-1962 годах было построено  новое  здание школы на высоком косогоре на окраине деревни.  В его строительстве принимали участие и учителя, и ученики школы. Рядом со школой был посажен яблоневый сад.

Наша школа сегодня является центром культуры деревни Мушковичи, хранительницей духовных традиций русского народа.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ОПРОСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ  ПОСЛЕ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Приобретён опыт деятельности

Расширены  знания о родном крае.

Усовершенствованы навыки работы:

  • с различной информацией
  •  с презентацией MS Power Point
  •  с текстовым редактором MSWord.

Получены:

-навыки работы в коллективе

-возможность общения с интересными людьми

-опыт публичного выступления.

-способность приносить радость себе и людям.

Получены:

-удовлетворение от проделанной работы

-интерес в приобретении  новых знаний

-стимул  к  дальнейшей деятельности

-интересное времяпрепровождение.

Получены:

-возможность   оценить свои  способности

-возможность  оценить себя в сравнении с другими

-способ проявить свои таланты, способности.

-возможность пополнить своё  Портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о реализации социального проекта «Слово – энергетическое оружие»

Целями и задачами проекта являлось воспитание культуры речевого поведения среди подрастающего поколения и создание положительной энергетики между учащимися в техникуме. Материал содержит план проведен...

Социальные проекты в школе. Проект "СМИ. Школьная газета "Звонок""

Созданный проект даёт возможность узнать , как делается школьная газета от начала и до признания....

Опыт реализации социальных проектов в условиях сельской школы.

Статья расскрывает опыт реализации социальных проектов в сельской школе на основе плана воспитательной работы школы....

Взаимодействие с социальными партнёрами. Реализация социальных проектов

    В объединении "Золотое Руно"на протяжении многих лет эффективно осуществляется системное взаимодействие с социальными партнёрами:- БУ «Комплексный центр социальног...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова

Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...

Социальное проектирование в деятельности дополнительного образовательного учреждения: опыт реализации социального проекта «Хлеб блокадного Ленинграда»

Краткосрочный проект «Хлеб блокадного Ленинграда», реализуемый в МБУ ДО "Баевский ЦДТ и ПО" в январе 2023 года стал значимым социальным событием. Проект, как форма рабо...