Открытое познавательно -развивающее занятие "Весна" для учащихся 3 класса
методическая разработка на тему

Открытое зханятие для учащихся 3 класса коррекционноой школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vesna_po_razdelam.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся,                 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                                                        «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Методическая разработка                                                                                         открытого познавательно - развивающего занятия                                                                        «Весна» 

 

                                                              Разработала и провела:                                          Мангасарова Н. М., воспитатель 3 кл.                                        

р.п. Благовещенка – 2017г.

Познавательно - развивающее занятие в 3 классе

                                                                             Тема: «Весна»

Цель: расширение и уточнение представления детей о характерных изменениях в природе  весной, обогащение  и активизация словаря по теме; развитие познавательной активности к окружающему миру природы, коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе; воспитание любви и бережного отношения  к природе.

Оборудование и наглядность: экран, ноутбук, мультимедиа проектор, презентация, видеоролик «Весенняя капель», предметные картинки с изображение героев сказки  «Медведь и Солнце», карточки с заданиями «Сложи из спичек фигуру», маски воробья, скворца, скворечники из картона для сценки «Скворец и воробей», карточки с названиями месяцев, разрезные карточки с пословицами о весне, мяч.                                                                                                                                            

Ход занятия

Этапы и задачи занятия

 

Деятельность воспитанников

                                                                                                 

Деятельность воспитателя

Примечания

                                                                      I. Организационный момент.                         Задача: Создать положительный психологический  настрой на работу

                                                                 II. Введение в тему.                    Задача: Развивать интерес к теме занятия.  

II. Основная часть

Задача:                     расширение и уточнение представления детей о характерных изменениях в природе  весной, обогащение  и активизация словаря по теме 

V.Закрепление.

Задача: Закрепить полученные на занятии умения и навыки.

V. Итог.                            Задача:

Подвести итоги занятия, дать оценку усвоения материала  воспитанниками.

Слушают воспитателя, выходят к доске, выполняют игровое упражнение по инструкции воспитателя, садятся за парты.

Смотрят видеофильм.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Слушают, выполняют задание.

Слушают, просматривают слайды, отвечают на вопросы.

Слушают, выполняют задание.

Выполняют задание.

Один ученик выполняет задание у доски, остальные слушают, отвечают на вопросы.

Слушают, проговаривают чистоговорку, выходят к доске, читают стихи наизусть.

Слушают, просматривают слайды, выполняют задание, отвечают на вопросы.

Слушают, группа детей инсценируют стихотворение, отвечают на вопросы.

Слушают, просматривают слайды,  ученик читает стихотворение наизусть.

Слушают, просматривают слайды.

Слушают, просматривают слайд, отвечают на вопросы.

Играют в игру, отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

По очереди выходят к доске, выполняют задание.

Слушают, выполняют задание.

Слушают, просматривают слайды, отвечают на вопросы.

Игровое упражнение «Солнечные лучики»

Педагог приветствует детей. Приглашает их выйти к доске, вместе с ними становится в круг и проводит  игровое упражнение, выполняя его вместе с детьми.                                                                                                                                                        – Ребята, стоя в кругу, попытайтесь представить себя солнечными лучиками. Как лучи  солнышка, протяните  руки вперёд и соедините их в центре круга.                                                                                                  Давайте вспомним и скажем хором девиз  наших занятий:                                                                                                                          

«С голубого ручейка начинается река.

А занятие - начинается с улыбки!».

Воспитатель проводит общий настрой на работу с хорошим настроением.

Задание. «Угадай тему занятия»

- Сегодня на  занятии  мы  поговорим о …. Хотя, дети, догадаетесь сами,  посмотрите маленький фильм и назовите тему нашего занятия.

Просмотр видеоролика «Весенняя капель»

- О каком времени года этот фильм?

- Правильно. Итак, тема нашего занятия – «Весна»  

- Все мы любим путешествовать. Я предлагаю вам отправиться  со мной в путешествие в весеннее царство. Закройте глаза.                                                                                                                                                  Раз, два, три, четыре, пять! 
Влево, вправо  повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!

- Мы с вами в гостях у весны!

2. Игра «Доскажи словечко»                                                                                 (Коррекция слухового внимания)

- С чего же начинается весна? Мы сейчас узнаем.

Задание. Предлагаю игру, вам надо досказать слово в конце строки»                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Если речка голубая пробудилась ото сна                                                                                                                                                                   И бежит, в полях сверкая, - значит к нам пришла ...

Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,

И поет пичужек стая, - значит к нам пришла ...

Если солнце разрумянит наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет, - значит к нам пришла ... (.весна).

 2. Рассказ воспитателя о весне.

 (Обогащение  и активизация словаря по теме, развитие познавательной активности к окружающему миру природы)                                                                                                             

 -  Какие признаки весны вы еще знаете?  

 - Весеннее небо чистое, нежно- голубое, по нему плывут белоснежные пушистые облака. Весной солнце поднимается выше, светит ярко и пригревает! Отсюда дни становятся длиннее, светлее, а ночи -  короче. Воздух тоже становится теплее. На земле появляются первые проталины вокруг деревьев. Что такое проталины? Это место, где стаял снег и открылась земля. Обычно они возникают на открытых солнечных полянах. С наступлением тёплых дней весь снег  чернеет, начинает таять. Появляются лужи, повсюду журчат веселые ручьи, в них можно пускать кораблики. С крыш свисают сосульки.                                                                                                                                                                           - Ребята, кто из вас знает, что такое капель?                                                                                                                                                           Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш вниз. Это явление называется капелью.                                                                                                                            Как только потеплеет,  начинает пробиваться молодая, ярко-зеленая трава.                                                                                                             - Как вы думаете, а что происходит с деревьями?                                                                                                              - Правильно, на деревьях набухают почки. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.                                                                                                                    - А что происходит с почками дальше?                                                                                                                - Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки.  Начинается настоящая красота - всюду распускаются цветы, а весенний сад это просто волшебное место. Весной все вокруг наполняется звуками, красками, запахами. Отовсюду раздается пение и щебет птиц, которые вернулись из дальних краев.  Весной появляются насекомые, которые всю холодную зиму прятались под корой деревьев, в старых пнях, в земле, под опавшей листвой.  Также просыпаются животные.                                                                                                                                                       - Какие животные просыпаются весной от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки).                                                                                                           - Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Люди весной тоже меняются: они зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую – весеннюю, они больше гуляют, и,  кажется чаще улыбаются. 

 3. Игра «Бывает, не бывает».

(Коррекция аналитико-синтетической деятельности)

– Давайте повторим еще раз признаки весны. Проведем игру «Бывает, не бывает».

Задание. Хлопайте в ладоши только на признаки  весны, топайте ногами, если услышите признаки  других времен года.

Весною тает снег.

Весною трещит сильный мороз.

Весной появляются проталины.

Весною распускаются почки на деревьях.

Весною все звери в лесу меняют шубки.

Весною птицы улетают в теплые края.

Весной появляются сосульки.

Весною ребята катаются со снежной горки.

Весной день становится длиннее и теплее.

Весною рождаются у медведиц медвежата.

Весной солнце поднимается выше, ярко светит, греет.

- Посмотрите на экран, какой из весенних признаков самый главный? От какого признака зависят все остальные? Подумайте.  

- Солнце что делает? (Поднимается выше, ярко светит, греет)  И все остальные  признаки весны происходят в природе благодаря солнышку.

4. Задание «Сложи из спичек солнышко»                                                    (Коррекция мелкой моторики рук)                                                                                               5. Чтение и обсуждение сказки Н. Сладкова «Медведь и Солнце»                                                                                         (Коррекция аналитико-синтетической деятельности)                                                                         - А теперь я прочту вам сказку Н.  Сладкова «Медведь и Солнце», а Маша на доске будет показывать эту сказку картинками. Внимательно слушайте и смотрите, правильно ли Маша справилась с заданием.                                                                                                                   Воспитатель читает сказку, задает вопросы:                                                                                             - Ребята, Маша правильно расположила картинки?                                                                                                                          - А теперь скажите, о каком времени года говорится в сказке? (О весне)                                                                         -  Какие признаки весны упоминаются в этой сказке? (Проснулся после спячки медведь, текут ручьи, тает снег, ярко светит и пригревает солнце)                                                                                                                                                6. Чтение наизусть стихов о весне. 

(Обогащение  и активизация словаря по теме)                                                                                                                                                                             - А вы любите весну?  Давайте, расскажем стихи о красавице-весне.  

- Но чтобы хорошо прочитать стихи, давайте сначала потренируем язычок. Мы проговорим чистоговорку. Я буду спрашивать, а вы хором отвечайте!                                                                                                         Артикуляционная разминка. (Коррекция речи)

 (Дети повторяют предложения с утвердительной интонацией. На первом предложении педагог дает образец, проговаривая утверждение вместе с детьми)

Ши-ши-ши – солнце в небе выше?

Ло-ло-ло – и на улице тепло?

Ки-ки-ки – зажурчали ручейки?

Цы-цы-цы – запели звонко птицы?

Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы?

На-на-на – это к нам пришла весна!                                                                                                                                                              Затем чтение стихов о весне наизусть.                                                                                                      7. В гости к весенним месяцам.                                                                                         (Развитие познавательной активности к окружающему миру природы)                       - Молодцы, ребята! А вы знаете, сколько месяцев длится весна?                          (У весны есть три месяца)                                                                                                                              - Назовите весенние месяцы по порядку? (март, апрель, май)                                                                                                                                 - Давайте повторим хором: «Март, апрель, май – их не забывай!»                                                        - Весна бывает ранней, средней и поздней. Итак, март - это ранняя весна, апрель – средняя, май – поздняя.                                                                                                           - Сейчас какой месяц? Май – начало поздней весны.                                                                                                                                   Март – первый месяц весны.                                                                                                                    В народе март прозвали – капельником, протальником.                                                                       - Как вы думаете почему?                                                                                                                                                                           - Какая птица прилетает в марте самой первой?                                                                                         - Правильно. В марте, когда еще лежит снег на полях первыми к нам прилетают грачи. В народе говорят «Увидел грача – весну встречай».

Март сменяет апрель и наступает средняя весна.                                                                                                                                                        

Апрель – месяц последнего снега. В народе его называют – апрель-водолей или снегогон. На реках идет ледоход.Это реки освобождаются от льда. В апреле идут первые дожди,  и куда не ступишь везде вода.

В апреле возвращаются перелетные птицы.                                                                                                                                                                                                                                  -  Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, жаворонки, соловьи, ласточки)                                                                                                                                                           Сценка «Скворец и воробей» (по стихотворению Г. Ладонщикова) Вопросы:

 - Из-за чего ссорились птицы?

- Кто помог разрешить спор птиц?                                                                                                                                  - Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Миша?

- В апреле появляются  первые весенние цветы. Их так и называют - первоцветы. 

- Какие первые весенние цветы вы знаете?  

- Подснежник. Почему он так называются? Послушайте - «под-снеж-ник». Потому что цветок растет иногда даже из-под снега и может выдержать  мороз до 10 градусов.                                                                                                                                                                  

Чтение наизусть стихотворения Т. Белозерова «Подснежники»)                                                                                                                           Плакала снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.  

- В лесу можно встретить целые поляны этих цветов, скромные подснежники восхищают своей нежной красотой. Правда, красиво! Однако, люди рвут их не жалея, кто для себя, а кто на продажу. Срывают охапками, выдергивают с корнями, затаптывают ногами. Вот поэтому подснежники  нуждаются в охране. Запомните, их рвать нельзя!                                                                                                               

- И вот наступает поздняя весна - это месяц май.

Май – месяц зелени. В  народе его называют травень, цветень, песенник. А почему? В мае все цветет, зеленеет и поет. Это самый красивый и самый тёплый весенний месяц. Цветут черёмуха, вишни, яблони, цветы и травы. «Май леса наряжает, в гости лето приглашает». В мае все заняты делом: люди трудятся на полях, садах и огородах, у животных рождаются детеныши, птицы строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов. Пение птиц слышится с утра до самой ночи.

- Какими красивыми словами можно сказать о весне?

- Мы можем сказать: «Весна – красна». «Как говорится  пословице «Матушка весна всем красна». «Красна», потому что она красивая, яркая, веселая, теплая, солнечная, разноцветная,  зеленая, звонкая.                                               - Ребята, вы так много знаете о весне. А зиму с весной не перепутаете? Давайте проверим. Я предлагаю вам  весеннюю игру.                                                                                                                                            «Весенняя игра с мячом»                                                                                     (Коррекция аналитико-синтетической деятельности)                                                               Задание. Кому я дам мяч, тот и заканчивает предложение весенними  словами.                                                                                                                                                               1. Весной ярко светит и греет … (солнце)

2. Весной небо … (чистое, голубое)

3. Снег весной … (тает)

4. Весной журчат веселые …..(ручейки)

5. На реках весной начинается ….. (ледоход)

6. Весной сосульки на солнце тают и капают – это…..(капель)

7. Первые весенние цветы это – …(подснежники)

8. На деревьях весной набухают… (почки)

9. Муравьи, жуки, бабочки и другие насекомые весной…(просыпаются)

10. Весной прилетают …..  (птицы)

11. Птицы весной строят  …. (гнезда)

- Молодцы! А вот у меня весенние месяцы перепутались.

Игра «Назови месяцы»

Задание1.  Расставить по порядку весенние месяцы (Карточки с названиями месяцев на доске)

Задание 2. Назови, как в народе называют весенние месяцы.                                                                                                             (Коррекция аналитико-синтетической деятельности)

 Нужно выйти по очереди к доске, взять со стола карточку, прочитать старинное название весеннего месяца и прикрепить ее под карточкой с названием нужного месяца.

- Наше путешествие закончилось. Закройте глаза.

 Раз, два, три, четыре, пять!
Назад вернемся мы опять.
Влево, вправо повернитесь,
Снова в классе очутитесь!                                                                                                                
Рефлексия.                                                                                                                                                              

- О чем мы сегодня говорили на занятии?                                                                                                                               - Что нового вы узнали на занятии?

-  Что было самым интересным на занятии?                                                                                                    

 (Дети отвечают фронтально, с помощью схем «Сегодня на занятии я узнал …», «Самым интересным на занятии было…»

- На столах у вас лежат цветные кружочки. Кому занятие понравилось – поднимите зеленый кружочек, кому не понравилось – синий.

- Большинству ребят занятие понравилось. Мне тоже понравилось работать с вами. Молодцы!

                                                                                                             

                                                                                                                       

Слайд 1

Развивающий видеоролик «Весенняя капель»                                         Слайд 2

Слайд 3                                                                                                                      

Слайды 3                                                                                                                                         

Слайды 4                                                                                                                                         

Слайд 5

Слайд 6

Подсказка – появляется солнце. Слайд 6

Слайд 8                                                                                        

Слайд 9                                                                                        

Текст сказки смотри в приложении.

Слайд 9                                                                                      

Текст стихов смотри в приложении.

Слайд 10                                                                                      

Слайд 11                                                                                    

Слайд 12                                                                                    

Слайд 13                                                                                  

Слайд 14                                  Текст стихов к сценке смотри в приложении.

                                                    Слайд 15                                  

Слайд 16                                

Слайд 17                                

Слайд 17                                

Слайд 18                                

Слайд 19                              

Слайд 19                              

Слайд 19                              Карточки с заданиями.

Слайд 19                              Карточки с заданиями.

Слайд 20

Слайды 20-21

Слайд 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРАХ УРОКОВ ИСТОРИИ

Учитель истории Бегун Р.В.ГБОУ СКОШИ № 31, г. Москва                                 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСО...

Открытое корррекционно- развивающее занятие для учащихся 1 класса "Домашние животные"

Занятие для учащихся 1 кл. коррекционной школы 8 вида. по направлению - экологическое воспитание....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов "Земля - наш дом""

Игра-путешествие  «Земля - наш дом».  Цели:  ― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;― расширять представления детей об окружающем мире, активизировать по...

Познавательно-развивающая игра по русскому языку в 5 классе

Игру можно провести как на уроке, так и как внеклассное мероприятие - турнир в рамках предметной недели гуманитарных наук...

Методическая разработка «Использование системы интегрированного воспитания в активизации познавательной и развивающей деятельности учащихся»

Работа воспитателя требует превращения традиционных приемов работы, направленных на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности ребенка. Актуальными становятся технологии, позволя...