Конспект устного журнала "Искусство владения словом"
план-конспект на тему
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал
«Искусство владения словом»
Цель: прививать любовь к русскому языку; повышать культуру речи учащихся.
Оборудование: м/м проектор, музыкальное сопровождение, два телефона, стул, стол.
Ход мероприятия.
Мероприятие начинается песней о Родине. Слайды № 1-12.
Учитель. Дорогие коллеги, ребята! Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Я хотела бы особо обратить внимание на то, что Родина, Россия — это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку, мы посвящаем эту встречу, наш устный журнал «Искусство владения словом».
Слайд № 13.
1-й ведущий. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты.
2-й ведущий. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, — это язык. Слайд № 14.
Язык
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Мудрый философ ответил:
— Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете самое лучшее, кроме языка! При помощи языка развивается культура, строятся города; при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять купил языки. Все удивились этому.
Тогда мудрец начал объяснять:
— Ты велел отыскать мне самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые
государства; он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Предание говорит, что не всем гостям понравился такой ответ.
1-й ведущий. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных
языках, но у всех языков одна задача — помогать людям понимать друг друга при
общении, в общих делах.
2-й ведущий. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
1-й ведущий. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки:
От доброго слова язык не усохнет.
Каков разум, таковы и речи.
Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Живое слово дороже мертвой буквы.
2-й ведущий. Давно известно и доказано, что русский язык — один из богатейших языков мира.
1-й ведущий. Это так. Но и один из труднейших, мне так кажется.
2-й ведущий. Ты так думаешь?
1-й ведущий. Конечно, ведь столько нужно знать всяких правил и исключений, чтобы речь наша была правильной и красивой.
2-й ведущий. Вот в этом мы и попробуем сегодня разобраться, перелистывая страницы нашего устного журнала «Искусство владения словом».
Его первая страница —
«Русский язык – один из богатейших языков мира».
Слайд № 15.
Ученица читает сообщение «Русский язык – один из богатейших языков мира».
1-й ведущий. Оказывается, чтобы язык зазвучал и был «чрезвычайно гибок и живописен», необходимо уметь владеть своим голосом, как музыкальным инструментом. Об этом наша следующая страница «Речь и наш голос». Слайд № 16.
2-й ведущий. Доказано, что основные сведения о говорящем сообщает его голос.
1-й ведущий. А истоки этого открытия уходят в глубокую древность.
Ученица читает рассказ о Сократе. Слайд № 17.
Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать».
И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека... Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и его мысли...
Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:
Черным-черна однажды затесалась
Ворона между черными дроздами.
Ее никто не распознал бы в стае,
Сумей она попридержать язык!
2-й ведущий. Чтобы речь звучала грамотно и красиво, великий римский ритор Цицерон составил свод правил.
1-й ведущий. С течением времени они не устарели, а, наоборот, стали более актуальными.
Ученица воспроизводит «Правила Цицерона». Слайд № 18.
«Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто;
нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность;
нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом;
нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке...
Существуют такие недостатки, каких следует избегать, например голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой».
1-й ведущий. На первый взгляд, это кажется очень просто. Но вот история языка и ораторского искусства говорит об обратном.
2-й ведущий. Так, чтобы стать великим греческим оратором, Демосфен изобрел систему сложных тренировок.
Ученик рассказывает о Демосфене. Слайд № 19.
Греки считали Демосфена своим лучшим оратором. Признания и славы он добился упорным трудом.
С детства у него было слабое здоровье, он не посещал школу, плохо говорил, а когда волновался, подёргивал плечом. Первые его публичные выступления были неудачны, но Демосфен настойчиво работал над собой. Он отправлялся на берег моря, набирал в рот мелкие камешки и старался отчётливо произносить слова. Рёв штормовых волн приучал Демосфена не пугаться криков и шума толпы. Дома он прикрепил к потолку остро отточенный меч. Встав так, чтобы остриё упиралось в плечо, он произносил речи и отучал себя от привычки дёргать плечом. Понимая, что только образованный человек может добиться успеха в государственной деятельности, Демосфен много занимался. Он выбривал себе половину головы, чтобы невозможно было показаться кому-либо на глаза и поневоле остаться на долгое время дома за книгами.
1-й ведущий. Но, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно и терпеливо.
2-й ведущий. Писатель А. Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Слайд № 20.
1-й ведущий. Об этом наша следующая страница —
«Речь правильная и хорошая». Слайд № 21.
2-й ведущий. Мы всегда должны помнить, что речь человека — это его визитная карточка.
1-й ведущий. Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал...»
2-й ведущий. Так давай предложим несколько миниатюр на «узнаваемость».
1) Ученица читает стихотворение «Творог — Творог»
Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней — творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, —
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог.
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее — творог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы, —
Сказав: «Прошу Вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось!
Она распродана уже!»
2-й ведущий. - Подскажите дяде, как произносится это слово.
2) Ученики разыгрывают сценку «Двоечник».
Случилось это на первом уроке.
Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.
- Где же ты учился, Сережа Ёлкин?— спросила Зинаида Антоновна.
- Теперя? В этом году?
- Ну, разумеется.
- Теперя в 35-й школе.
- А раньше?
- Раньше? Начал в 147-ой, а еще первее в 549-й.
В классе сделалось совсем тихо.
- Сначала садись вон туда. — Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси.
- Я не хочу сидеть с двоечником, — обиженно заявила Люся.
1-й ведущий. - Почему девочка решила, что Серёжа – двоечник?
2-й ведущий. Да, подвела речь мальчика, что и говорить! А вот какой случай рассказал известный режиссер Брянцев — основатель Ленинградского театра юного зрителя. Однажды ему позвонили из школы.
3) Ученики представляют инсценировку «Телефонный разговор».
- Вам звонит учительница...
- Не верю, — прервал Алексей Александрович и повесил трубку.
Через минуту снова звонок.
— Вам звонит преподавательница...
— Не верю!
В третий раз звонок:
- Товарищ Брянцев. Вам звонит преподавательница, ну почему Вы не верите?
- Потому что я не верю, чтобы так говорила учительница.
1-й ведущий. Человек всегда смешно выглядит, когда нарушает орфоэпические, грамматические и лексические нормы языка.
4) Ученица читает стихотворение «Между прочим». Слайд №22.
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
2-й ведущий. - Подскажите герою стихотворения, как надо произносить эти слова.
1-й ведущий. Мы всегда должны помнить, что правильная речь — это речь без ошибок, без нарушения норм. А хорошая речь — это уместная, удачная речь.
2-й ведущий. Чтобы не выглядеть смешно, нужно постоянно работать над своей речью. При этом нужно помнить, что мы должны «Говорить и писать точно». Об этом наша следующая страница. Слайд № 23.
1-й ведущий. Неточность речи значительно затрудняет наше понимание друг друга и создает непредсказуемые ситуации. Передать четко информацию, сообщить что-либо очень мешают слова-пустышки.
Ученики читают стихи.
1) Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по «01»,
Срочно сообщает:
— Я не знаю, как начать...
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться...
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело...
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!
2) — Как проехать на вокзал? —
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать,
Говоря короче...
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
3) Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
— Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного...
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану...
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
2-й ведущий. Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было избежать, умело используя правила русского языка. Прослушайте две миниатюры.
Совет муллы. Слайд № 24.
Сын хана учился у муллы. Однажды мальчик не выучил урока. Мулла, упрекая ученика, сказал:
— Не будь глупым как отец, будь умным.
В этот момент заходит хан. Хитрый мулла быстро нашёл выход из создавшейся ситуации.
- Что сделал мулла?
Жертва купца. Слайд № 25.
Купец, плавая по морям с богатым товаром, попал однажды в страшную бурю. Он стал молиться Посейдону, покровителю морей: «О, Посейдон, если ты спасешь мои корабли, то я принесу тебе в жертву статую золотую, чашу держащую».
Благополучно завершив путешествие, купец принес обещанный Посейдону дар, но обошелся он ему недорого.
- Как купец перехитрил бога морей?
1-й ведущий. Убедились, что даже маленькая запятая может иметь огромное значение?
2-й ведущий. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
1-й ведущий. Обращаясь к последующим поколениям, И. С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» Слайд № 26.
2-й ведущий. Будем беречь и любить наше русское слово.
1-й ведущий. Ведь с него начинается наш родной язык.
2-й ведущий. Наша Родина. Слайд № 27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-97423-1351960443.jpg)
Устный журнал "Искусство владения словом"
Представленный материал - хорошее подспорье для развития культуры речи учащихся. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-273353-1374830974.jpg)
презентация для Недели русского языка "Искусство владения словом"
презентацию можно использовать при проведении открытия Недели русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/02/picture-281500-1622652184.jpg)
Лингвистическая игра "Искусство владения словом"
Игра развивает орфоэпическую грамотность учащихся, воспитывает любовь к родному языку, развивает творческие способности детей, участвующих в сценических постановках....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/16/picture-280176-1376620779.jpg)
Устный журнал "Волшебное слово "СПАСИБО"(для учащихся 5-10 классов)
P { margin-bottom: 0.21cm; } Устный журнал: Волшебное слово «Спасибо»Для учащихся 5 — 10 классов Цель: познакомить учащихся Центра с историей Всемирного дня «спасибо&raqu...
Устный журнал "Искусство владения словом"
методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-7 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/10/picture-1152354-1562730052.jpg)
Методическая разработка устного журнала «Искусство владения словом» (6 класс)
Данная методическая разработка устного журнала «Искусство владения словом» поможет учителю провести ...