Конспект устного журнала "Искусство владения словом"
план-конспект на тему

Семёнова Ольга Вячеславовна

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal._iskusstvo_vladeniya_slovom.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

«Искусство владения словом»                                                                       

                                               

Цель: прививать любовь к русскому языку; повышать культуру речи учащихся.

Оборудование: м/м проектор, музыкальное сопровождение, два телефона, стул, стол.

Ход мероприятия.

Мероприятие начинается песней о Родине.   Слайды № 1-12.

Учитель. Дорогие коллеги, ребята! Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Я хотела бы особо обратить внимание на то, что Родина, Россия — это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку, мы посвящаем эту встречу, наш устный журнал «Искусство владения словом».

Слайд № 13.

 1-й ведущий. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты.

 2-й ведущий. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, — это язык.    Слайд № 14.

Язык

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Мудрый философ ответил:

—        Ты велел купить самое лучшее. А что может  быть  на  свете  самое лучшее,  кроме языка!    При    помощи    языка    развивается культура, строятся города; при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги,  выражать ласку, любовь.  Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять купил языки. Все удивились этому.

Тогда мудрец начал объяснять:

—        Ты велел отыскать мне самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать,  хитрить, ссориться. Язык может сделать   людей   врагами,   он   может   вызвать войну,    он    приказывает    разрушать    целые
государства; он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Предание говорит, что не всем гостям понравился такой ответ.

1-й ведущий. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных
языках, но у всех языков одна задача — помогать людям понимать друг друга при
общении, в общих делах.        

2-й ведущий. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

1-й ведущий. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки:

От доброго слова язык не усохнет.

Каков разум, таковы и речи.

Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Живое слово дороже мертвой буквы.

2-й ведущий. Давно известно и доказано, что русский язык — один из богатейших языков мира.

1-й ведущий. Это так. Но и один из труднейших, мне так кажется.

   2-й ведущий. Ты так думаешь?

  1-й ведущий. Конечно, ведь столько нужно знать всяких правил и исключений, чтобы речь наша была правильной и красивой.

2-й ведущий. Вот в этом мы и попробуем сегодня разобраться, перелистывая страницы нашего устного журнала «Искусство владения словом».

Его первая страница —

«Русский язык – один из богатейших языков мира».

Слайд № 15.

Ученица читает сообщение «Русский язык – один из богатейших языков мира».

 

1-й ведущий. Оказывается, чтобы язык зазвучал и был «чрезвычайно гибок и живописен», необходимо уметь владеть своим голосом, как музыкальным инструментом. Об этом наша следующая страница «Речь и наш голос». Слайд № 16.

2-й ведущий. Доказано, что основные сведения о говорящем сообщает его голос.

1-й ведущий. А истоки этого открытия уходят в глубокую древность.

Ученица читает рассказ о Сократе. Слайд № 17.

Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать».

И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека... Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и его мысли...

Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

Черным-черна однажды затесалась

Ворона между черными дроздами.

Ее никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!

2-й ведущий. Чтобы речь звучала грамотно и красиво, великий римский ритор Цицерон составил свод правил.

1-й ведущий. С течением времени они не устарели, а, наоборот, стали более актуальными.

Ученица воспроизводит «Правила Цицерона». Слайд № 18.

«Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто;

нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность;

нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом;

нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке...

Существуют такие недостатки, каких следует избегать, например голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой».

1-й ведущий. На первый взгляд, это кажется очень просто. Но вот история языка и ораторского искусства говорит об обратном.

2-й ведущий. Так, чтобы стать великим греческим оратором, Демосфен изобрел систему сложных тренировок.

Ученик рассказывает о Демосфене. Слайд № 19.

Греки считали Демосфена своим  лучшим оратором. Признания и славы он добился упорным трудом.

С детства у него было слабое здоровье, он не посещал школу, плохо говорил, а когда волновался, подёргивал плечом. Первые его публичные выступления были неудачны, но Демосфен настойчиво работал над собой. Он отправлялся на берег моря, набирал в рот мелкие камешки и старался отчётливо произносить слова. Рёв штормовых волн приучал Демосфена не пугаться криков и шума толпы. Дома он прикрепил к потолку остро отточенный меч. Встав так, чтобы остриё упиралось в плечо, он произносил речи и отучал себя от привычки дёргать плечом. Понимая, что только образованный человек может добиться успеха в государственной деятельности, Демосфен много занимался. Он выбривал себе половину головы, чтобы невозможно было показаться кому-либо на глаза и поневоле остаться на долгое время дома за книгами.

1-й ведущий. Но, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно и терпеливо.

2-й ведущий. Писатель А. Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Слайд № 20.

1-й ведущий. Об этом наша следующая страница —

 «Речь правильная и хорошая». Слайд № 21.

2-й ведущий. Мы всегда должны помнить, что речь человека — это его визитная карточка.

1-й ведущий. Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал...»

2-й ведущий.  Так давай предложим несколько миниатюр на «узнаваемость».

1) Ученица читает стихотворение  «Творог — Творог»

Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней — творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, —

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог.

Пойдет в ватрушку и в пирог...

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее — творог?»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, —

Сказав: «Прошу Вас получить

 За полкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось!

Она распродана уже!»

2-й ведущий.  - Подскажите дяде, как произносится это слово.

2)  Ученики разыгрывают сценку «Двоечник».

Случилось это на первом уроке.

Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.

  • Где же ты учился, Сережа Ёлкин?— спросила Зинаида Антоновна.
  • Теперя? В этом году?
  • Ну, разумеется.
  • Теперя в 35-й школе.
  • А раньше?
  • Раньше? Начал в 147-ой, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

  • Сначала садись вон туда. — Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси.
  • Я не хочу сидеть с двоечником, — обиженно заявила Люся.

1-й ведущий. - Почему девочка решила, что Серёжа – двоечник?

 2-й ведущий. Да, подвела речь мальчика, что и говорить! А вот какой случай рассказал известный режиссер Брянцев — основатель Ленинградского театра юного зрителя. Однажды ему позвонили из школы.

3) Ученики представляют инсценировку «Телефонный разговор».

  • Вам звонит учительница...
  • Не верю, — прервал Алексей Александрович и повесил трубку.

Через минуту снова звонок.

—        Вам звонит преподавательница...

—        Не верю!
В третий раз звонок:

  • Товарищ Брянцев. Вам звонит преподавательница, ну почему Вы не верите?
  • Потому что я не верю, чтобы так говорила учительница.

1-й ведущий. Человек всегда смешно выглядит, когда нарушает орфоэпические, грамматические и лексические нормы языка.

4) Ученица читает стихотворение «Между прочим». Слайд №22.

       Говорил он, между прочим,   

       «Красивее», «Мы так хочем»,

        «Досуг, шофер, процент, заем,

        Квартал, портфель, билютень»,

       «Поверх плана выполняем»,

       «Агент звонит целый день».

2-й ведущий. - Подскажите герою стихотворения, как надо произносить эти слова.

1-й ведущий. Мы всегда должны помнить, что правильная речь — это речь без ошибок, без нарушения норм. А хорошая речь — это уместная, удачная речь.

2-й ведущий. Чтобы не выглядеть смешно, нужно постоянно работать над своей речью. При этом нужно помнить, что мы должны «Говорить и писать точно». Об этом наша следующая страница. Слайд № 23.

1-й ведущий. Неточность речи значительно затрудняет наше понимание друг друга и создает непредсказуемые ситуации. Передать четко информацию, сообщить что-либо очень мешают слова-пустышки.

Ученики читают стихи.

1)        Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

—        Я не знаю, как начать...
Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,        

Чтобы поделиться...        

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело...

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!

2)        — Как проехать на вокзал? —

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает:

—        В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,

Просто тут рукой подать,

Говоря короче...

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе:

Вы проехали давно.

Возвращаться нужно.

3)        Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

—        Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!

Не для вас для одного...

Будут, значит, гости.

В общем, я хотел сказать,

Что терпеть не стану...

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

2-й  ведущий. Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было избежать, умело используя правила русского языка. Прослушайте две миниатюры.

Совет муллы.    Слайд № 24.

  Сын хана  учился у муллы.  Однажды мальчик    не     выучил     урока.     Мулла, упрекая ученика, сказал:

—        Не   будь   глупым   как   отец, будь умным.

В этот момент заходит хан. Хитрый мулла быстро нашёл выход из создавшейся ситуации.

- Что сделал мулла?

Жертва  купца.     Слайд № 25.

     Купец, плавая по морям с богатым товаром, попал однажды в страшную бурю. Он стал молиться Посейдону, покровителю морей: «О, Посейдон, если ты спасешь мои корабли, то я принесу тебе в жертву статую золотую, чашу держащую».

Благополучно завершив путешествие, купец принес обещанный Посейдону дар, но обошелся он ему недорого.

- Как купец перехитрил бога морей?

1-й  ведущий.  Убедились, что даже маленькая запятая может иметь огромное значение?

2-й ведущий. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

1-й ведущий. Обращаясь к последующим поколениям, И. С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» Слайд № 26.

2-й ведущий. Будем беречь и любить наше русское слово.

1-й ведущий. Ведь с него начинается наш родной язык.

2-й ведущий. Наша Родина. Слайд № 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Искусство владения словом"

Представленный материал - хорошее подспорье для развития культуры речи учащихся.  ...

презентация для Недели русского языка "Искусство владения словом"

презентацию можно использовать при проведении открытия Недели русского языка....

Лингвистическая игра "Искусство владения словом"

Игра развивает орфоэпическую грамотность учащихся, воспитывает любовь к родному языку, развивает творческие способности детей, участвующих в сценических постановках....

Устный журнал "Волшебное слово "СПАСИБО"(для учащихся 5-10 классов)

P { margin-bottom: 0.21cm; } Устный журнал: Волшебное слово «Спасибо»Для учащихся 5 — 10 классов Цель: познакомить учащихся Центра с историей Всемирного дня «спасибо&raqu...

Устный журнал "Искусство владения словом"

методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-7 классов...

Презентация. Искусство владения словом

Презентация к устному журналу...

Методическая разработка устного журнала «Искусство владения словом» (6 класс)

Данная  методическая    разработка    устного  журнала   «Искусство  владения  словом» поможет  учителю  провести ...