Устный журнал "Искусство владения словом"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal.doc62 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_ustnomu_zhurnalu.ppt1.86 МБ

Предварительный просмотр:

      Устный журнал «Искусство владения словом»

Встреча открывается песней о Родине.

Учитель. Дорогие коллеги, ребята! Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Я хотела бы особо обратить внимание на то, что Родина, Россия — это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку, мы посвящаем эту встречу, наш устный журнал «Искусство владения словом».

ведущий. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты.

ведущий. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, — это язык.

ведущий. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача — помогать людям понимать друг друга при общении, в общих делах.

ведущий. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

ведущий. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки:

От доброго слова язык не усохнет. Каков разум, таковы и речи.

Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Живое слово дороже мертвой буквы,

ведущий. Давно известно и доказано, что русский язык — один из богатейших языков мира. Но и один из труднейших, мне так кажется.

ведущий. Ведь столько нужно знать всяких правил и исключений, чтобы речь наша была правильной и красивой.

ведущий. Вот в этом мы и попробуем сегодня разобраться, перелистывая страницы нашего устного журнала «Искусство владения словом».

ведущий. Остановимся на некоторых правилах, которые помогут нам избежать ошибок в устной и письменной речи.

ведущий. Первая страница — «Русский язык — один из богатейших языков мира».

Монтаж «Русский язык».

Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.

1. Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами: мастер, умелец, виртуоз.

2. О верном друге можно сказать и словами надежный, преданный.

3. А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия «засмеяться»! Если человек рассмеется негромко или исподтишка, то говорят — хихикнул, если внезапно — фыркнул, прыснул, если громко — захохотал, разразился смехом.

4. Очень выразительны русские пословицы и поговорки, сокровища народной мудрости: язык разум открывает, нашла коса на камень, не все то золото, что блестит. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает ее яркой и образной.

5. Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы. Сравните: бежать — прибежать, забежать, убежать; мальчик — мальчишка, мальчуган.

6. Одну и ту же мысль можно выразить как простыми, так и сложными предложениями, используя слова, относящиеся к разным частям речи.

7. Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов.

Классик французской литературы Проспер Мериме, выучивший русский язык, отмечал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии».

Всемирно известный деятель культуры художник и философ Н. К. Рерих говорил: «Неудивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности, и для вселенной? Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Едино-звучны они по существу. Вселенная и мирное творчество — нераздельны».

Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие.

Так, Н. В. Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно...».

Как бы продолжая слова Н. В. Гоголя, великий критик В. Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».

Известный писатель К. Г. Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить.

ведущий. Оказывается, чтобы язык зазвучал и был «чрезвычайно гибок и живописен», необходимо уметь владеть своим голосом, как музыкальным инструментом. Об этом наша следующая страница «Речь и наш голос».

ведущий. Доказано, что основные сведения о говорящем сообщает его голос.

ведущий . А истоки этого открытия уходят в глубокую древность.

Ученица читает рассказ о Сократе.

Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать».

И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека... Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и его мысли..,

Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

Черным-черна однажды затесалась

 Ворона между черными дроздами.

Ее никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!

ведущий. Чтобы речь звучала грамотно и красиво, великий римский ритор Цицерон составил свод правил.

ведущий. С течением времени они не устарели, а, наоборот, стали более актуальными.

 «Правила Цицерона»

«Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке... Существуют такие недостатки, каких следует избегать, например голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой».

ведущий. На первый взгляд, это кажется очень просто. Но вот история языка и ораторского искусства говорит об обратном.

ведущий. Но, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно и терпеливо.

ведущий. Писатель А. Н. Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

ведущий. Об этом наша следующая страница — «Речь правильная и хорошая».

ведущий. Мы всегда должны помнить, что речь человека — это его визитная карточка.

ведущий. Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал...»

ведущий. Так давай предложим несколько миниатюр на «узнаваемость».

ведущий. Хорошо. Приглашаем на сцену Петрухина из рассказа М. Зощенко «Свободная личность».

Ученик читает рассказ М. Зощенко «Свободная личность».

ведущий. Наверняка многие наши знакомые в этом персонаже узнают себя.

ведущий. А вот одному шестикласснику вовсе было не до смеха.

I. Ученики разыгрывают сценку «Двоечник».

Случилось это на первом уроке.

Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.

Где же ты учился, Сережа? — спросила Марья Ивановна.

Теперя? В этом году?

Ну, разумеется,

Теперя в Мегорской школе,

А раньше?

Раньше... Начал в Васюковской, а еще первее в
Понизовской.

В классе сделалось совсем тихо.

Сначала садись вон туда, — Марья Ивановна кивнула в сторону Насти.

Я не хочу сидеть с двоечником, — обиженно
заявила Настя...

Комментарий из-за кулис. В соответствии с нормами русского языка Сережа должен был сказать: теперь (вместо «теперя»), начал (вместо «начал»), раньше (вместо «первее»).

2-й ведущий. Да, подвела речь мальчика, что и говорить! А вот какой случай однажды произошел с отцом ученика:

Однажды ему позвонили из школы.

II. Ученики представляют инсценировку «Телефонный разговор».

Вам звонит учительница...

Не верю, — прервал Сергей Александрович и повесил трубку,

Через минуту снова звонок.

Вам звонит преподавательница...

Не верю!

В третий раз звонок:

Товарищ Иванов, Вам звонит преподавательница, ну почему Вы не верите?

Потому что я не верю, чтобы так говорила
учительница.

ведущий. Человек всегда смешно выглядит, когда нарушает орфоэпические, грамматические и лексические нормы языка. Вот несколько примеров.

III. Ученики разыгрывают сценку «Тест».

Мама поручила Кате испечь пирог и ушла на работу.

«Успею», — подумала Арина и принялась решать сложный заграничный тест (тэст). Через некоторое время мама позвонила по телефону.

Что делаешь? — спросила она.

Вожусь с тестом (тэстом), — честно созналась Арина.

Комментарий из-за кулис. Нарушение орфоэпической нормы способствует искажению информации.

IV. Ученица читает стихотворение «Между прочим».

Говорил он, между прочим, .

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билютёнь»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

Комментарий из-за кулис. Герою стихотворения следовало бы сказать: красивее (вместо «красивее»), хотим (вместо «хочем»), досуг (вместо «досуг»), шофёр (вместо «шофер» ), процент (вместо «процент»), заём (вместо «заем»), квартал (вместо «квартал»), портфель (вместо «портфель»), бюллетень (вместо «билютёнь»), сверх (вместо «поверх»), агент. (вместо «агент»), звонит (вместо «звонит»).

V. Ученица читает стихотворение «Творог — Творог»

Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее;творог,

А может, правильней — творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,

— Лицо, как роза расцвело,

Решил купить он полкило,

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он недорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог…

А как спросить: "Почем творог?

А может, правильнее — творог?»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,

— Сказав: «Прошу Вас получить

За полкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала; «Не осталось!

Она распродата уже!»

Комментарий из-за кулис. Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь, где указано, что будет правильно произносить это слово и творог, и творог.

ведущий. Мы всегда должны помнить, что правильная речь — это речь без ошибок, без нарушения норм.

ведущий. А хорошая речь — это уместная, удачная речь. .

ведущий. Ведь как смешно можно выглядеть, используя неуместное слово.

ведущий. Так, как это произошло с одним из учеников.

VI. Ученики разыгрывают сценку «На уроке».

Однажды на уроке математики Вовка задумался, и только у него начало кое-что изобретаться, как вдруг послышался голос:

— Евич, к доске. Скажи-ка нам, сколько будет десять отнять ноль?

Тут надо было ответить: «Так и будет десять», А Вовка от неожиданности только тупо уставился на доску. Постояв так с минуту, Вовка хотел было промямлить: «Не знаю», — как вдруг у него будто что-то щелкнуло в голове, и он выпалил: «О высокочтимый мой учитель, я имею честь сказать тебе, о великодушнейшая дочь Александра, что ответа я не знаю».

У Марии Александровны даже очки на лоб полезли от удивления.

ведущий. Красота и разнообразие речи зависят не только от правильных форм и норм, но и от того, в какой мере мы используем богатства нашего языка. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет двенадцать тысяч слов.

ведущий. Смешно выглядит человек, если не работает над своей речью. При этом нужно помнить, что мы должны «Говорить и писать точно». Об этом наша следующая страница. Неточность речи значительно затрудняет наше понимание друг друга и создает непредсказуемые ситуации.

Ученики представляют несколько инсценировок.

VII. Карлсон

—        Я прилечу за тобой приблизительно часа в
три, или в четыре, или в пять, но ни в коем случае
не раньше шести, — сказал Малышу Карлсон.

Малыш так толком и не понял, когда же, собственно, Карлсон намерен прилететь, и переспросил его.

—        Уж никак не позже семи, но едва ли раньше
восьми... Ожидай меня примерно к девяти, после того, как пробьют часы.

... Когда же Карлсон прилетел, Малыш воскликнул:

Я тебя совсем заждался! В котором часу ты
обещал прилететь?

Я сказал приблизительно, — ответил Карл
сон. — Так оно и вышло: я пришел приблизительно.

ведущий. Передать четко информацию, сообщить что-либо очень мешают слова-пустышки.

VIII. Ученики читают стихи.

1) Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

—        Я не знаю, как начать..,

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться...

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело...

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!

2)— Как проехать на вокзал?

— Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает:

—        В общем, где-то, так сказать,

Это близко очень,

Просто тут рукой подать,

Говоря короче...

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе:

Вы проехали давно.

Возвращаться нужно.

3) Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил;

—        Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте!

Не для вас для одного...

Будут, значит, гости.

В общем, я хотел сказать,

Что терпеть не стану...

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

ведущий. Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было избежать, умело используя правила русского языка.

ведущий. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.

ведущий. Вслушайтесь в звуки родного художественного слова, уловите его очарование, его глубокий смысл.

IX. Ученики читают стихотворения о России.

ведущий. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

ведущий. Обращаясь к последующим поколениям, И. С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

ведущий. Будем беречь и любить наше русское слово.

ведущий. Ведь с него начинается наш родной язык.

ведущий. Наша Родина!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия – это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово.

Слайд 2

Устный журнал «И С К У С С Т В О В Л А Д Е Н И Я С Л О В О М»

Слайд 5

От доброго слова язык не усохнет. Каков разум, таковы и речи. Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мертвой буквы.

Слайд 6

Русский язык – один из богатейших языков мира

Слайд 7

Мастер, умелец, виртуоз…

Слайд 8

Надежный, преданный…

Слайд 9

Хихикнул, фыркнул, прыснул, захохотал, разразился смехом…

Слайд 10

Пословицы, поговорки – жемчужины родной речи Язык разум открывает Нашла коса на камень Не всё то золото, что блестит

Слайд 11

Бежать – прибежать, убежать, забежать Мальчик – мальчишка, мальчуган

Слайд 12

Простое и сложное предложения После дождя над лесами синеют небеса. Как дымкой даль полей, закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами – и снова глубоко синеют небеса над освеженными лесами.

Слайд 13

Проспер Мериме «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии»

Слайд 14

Н. К. Рерих «Не удивительно ли, по-русски слово МИР единозвучно и для мирности, и для вселенной? Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество – нераздельны»

Слайд 15

Н. В. Гоголь «…все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…»

Слайд 16

В. Г. Белинский «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий»

Слайд 17

К. Г. Паустовский «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

Слайд 18

Речь и наш голос

Слайд 19

Сократ

Слайд 20

Цицерон Правила Цицерона Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто Нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность Нехорошо, когда слова произносятся слабым умирающим голосом Нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке

Слайд 21

А. Н. Толстой «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»

Слайд 22

Речь правильная и хорошая

Слайд 23

Крас и вее, хот и м, дос у г, шоф ё р, проц е нт, за ё м, кварт а л, портф е ль, бюллетень, сверх, аг е нт, звон и т

Слайд 24

Говорить и писать точно

Слайд 25

И. С. Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! »

Слайд 26

Великое русское слово – начало нашей Родины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Искусство владения словом"

Представленный материал - хорошее подспорье для развития культуры речи учащихся.  ...

презентация для Недели русского языка "Искусство владения словом"

презентацию можно использовать при проведении открытия Недели русского языка....

Лингвистическая игра "Искусство владения словом"

Игра развивает орфоэпическую грамотность учащихся, воспитывает любовь к родному языку, развивает творческие способности детей, участвующих в сценических постановках....

Устный журнал "Волшебное слово "СПАСИБО"(для учащихся 5-10 классов)

P { margin-bottom: 0.21cm; } Устный журнал: Волшебное слово «Спасибо»Для учащихся 5 — 10 классов Цель: познакомить учащихся Центра с историей Всемирного дня «спасибо&raqu...

Конспект устного журнала "Искусство владения словом"

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку...

Презентация. Искусство владения словом

Презентация к устному журналу...

Методическая разработка устного журнала «Искусство владения словом» (6 класс)

Данная  методическая    разработка    устного  журнала   «Искусство  владения  словом» поможет  учителю  провести ...