Познавательно-спортивная игра "Зов тундры"
методическая разработка на тему

Дякун Любовь Васильевна

На протяжении многовековой истории коренные народы Севера придавали большое значение физическому воспитанию личности, и оно занимало ведущее место в воспитательном процессе. Это было обусловлено суровыми условиями жизни на Севере (сильные морозы, тяжёлый и разнообразный труд). Основными средствами физического воспитания у коренных народов являются исторически сложившиеся народные игры и состязания. Широкой популярностью среди этих народов пользуются: борьба, стрельба из лука, гонки на охотничьих лыжах и оленях, перетягивание палки, метание аркана, прыжки в высоту и др. А. С. Макаренко говорил: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Данное мероприятие способствует раскрытию творческих и физических способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zov_tundry_dyakun.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мыскаменская   школа-интернат

ЯНАО  Ямальский район   с. Мыс Каменный

Зов тундры

                                Познавательно-спортивная игра

         

                                                                   

                                                             Подготовила и провела:

                                                             воспитатель Дякун Л.В.

                                     

Форма мероприятия: познавательно-спортивная игра.

Цель: Продолжить знакомство детей с животными тундры; развивать смекалку и двигательную систему детей.

Задачи:

  • развивать у детей чувство уважения к культуре своего народа;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным;
  • формировать чувство ответственности за ее сохранение и развитие.

Оформление:

 - рисунки детей;

 - макет чума;

 - поделки;

 -выставка книг.

Реквизит:

 - эмблемы команд: волки и олени;

 - 20 карточек с изображением птиц;

 - 2 картона, 2 кегли;

 - детская оленья упряжка;

 - палка (длиной 50-60 см).

Ход мероприятия

Ведущий:

 Дорогие друзья! Начинаем развлекательно - увлекательную, познавательно-спортивную игру «Зов тундры».

Ведущий:

Я вызываю сюда команду «хищников». Капитан команды - хитрый, ловкий волк. Поприветствуем!

Команда соперников – команда «травоядных». Ее возглавляет мудрый и гордый олень.

Приветствуем.

А теперь познакомимся с жюри.

Отправляясь в путешествие по тундре, послушаем песню о нашем крае.

Звучит песня «Оленёнок»

Ведущий:

Первый конкурс «Приветствие команд».

1команда: «Волки» 

                           Хищные повадки возьмем мы с собой

         Дальнюю дорогу пройдем мы гурьбой

         Цель нашей встречи - победу возьмем!

2команда «Олени»

         Мы оленьи знаем тропы

         И назад не повернем!

         За врагов вас не считаем

         Но копытами побьем!

Приветствие жюри.

Команда «Волки»

    Очи черные, очи жгучие

    О жюри, жюри, о могучее!

    Пожалейте нас, в этот трудный час.

    Выступаем мы только в первый раз!

Команда «Олени»

  Мы справедливых ждем решений

  Единства взглядов, мыслей, мнений,

  Вглядитесь зорче в лица наши,

  Мы всех милей, умней и краше!

Оценка жюри. Победившая команда получает кость или веточку

Ведущий:

Роман Ругин говорил:

«Народная мудрость, как волна обская

                                                 Которую не вычерпаешь вечно

                                                 Народа мысли – достигают неба,

За вожжи солнце тянутся схватить»

   Ведущий:

Внимание! Объявляется второй конкурс.

Каждой команде загадываются по очереди загадки:

  1. Под водой зубастая собака.

                                                     (Щука)

  1. Когда плавает-прекрасен. Когда шипит - опасен.

                                                                                  (Гусь)

3. Летом серая, зимой – белая.

                                                (Куропатка)

4. Летом меховые, зимой-берестяные.

                                                             (Рога)

 5. Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный.

                                                                                                 (Хорей)

 6. В чум входящего бьет, на улицу уходящего бьет.

                                                                                  (Дверь чума)

 7. Лежит у порога меховое кольцо- чужого в чум не пускает.

                                                                                                    (Собака)

 8. Ты же вспомни дом из шкур и скажи, дружище, как назвали пастухи, Скромное жилище?

                                                                                                                               (Чум)

Ведущий:

 Итак, продолжаем захватывающий поединок между хищниками и травоядными. Те, кто живет на севере, хорошо знают животных и птиц нашего края. Сейчас мы  проверим, как это знают наши участники.

Третий конкурс: «Узнай животных и птиц»

Капитаны получают по 10 карточек с названием животных и птиц, из которых нужно выбрать только те, которые обитают в тундре.

Команда, выполнившая раньше задание, получает кость или веточку.

Ведущий:

В тундре коварные охотники расставляют капканы. Кто же попадется в них – волки или олени?

Четвёртый конкурс: «Капканы»

Играющие, стоя в парах лицом друг к другу, образуют ряд. Сомкнутые руки подняты вверх. Это и есть капканы. Они открыты, пока играет мелодия. Соперники проходят сквозь ряд.  

Когда музыка смолкает, то капканы закрываются, т.е. дети опускают руки и задерживают тех, кто оказывается между ними. Игра для каждой команды проходит 3 раза. Побеждает та команда, у которой меньше задержанных.

Ведущий:  

Вы знаете, что профессия рыбака не только трудная, но и опасная.

Проверим мастерство наших команд на рыбалке.

Пятый конкурс: «На рыбалке»

Игрокам каждой команды по очереди нужно переступить с одной льдины (картона) на другую, огибая опасность (кегли). Затем вернуться назад, и передать эстафету следующему игроку.

Рекламная пауза. Показ ненецкой одежды.

Ведущий:

       А теперь послушайте экологическую сказку лесотундры: «Деревца подружки».

       Жили-были в тундре карликовые деревца-подружки. Дружба их была крепкой – крепкой. Берегли деревца друг дружку, потому что непросто расти в суровом климате тундры. Жили они, не тужили - радовались не долгому полярному солнышку, прятались от ветра и мороза в зимнюю пору. Слава о такой верной дружбе разнеслась повсюду. И дошла до злой волшебницы Ойоки.  От досады лишилась она сна и аппетита и решила погубить эту дружбу. Задумала колдунья своим зельем напоить деревца. А  называлось оно настоем для хвастовства. Испили деревца – подружки его и сразу расхвастались, перебивая друг друга. Давайте послушаем их спор и отгадаем, как называется каждое дерево.

 

Объявляется шестой конкурс. «Угадай название дерева».

1.Лучше меня нет среди деревьев. Посмотрите, какие у меня красивые мягкие хвоинки. Не то, что у ели. Растут они пучками по 20-60 хвоинок. И для людей я ценная, так как моя древесина в воде не гниет.

 (Лиственница.)

  1. Хоть я и карликовая, но польза от меня большая. Да и по красоте никому не уступлю. Мои листочки сверху гладкие, а снизу пушистые. А весной у меня прекрасные пушистые сережки, лучше, чем у березы. Я лечу людей от разных болезней.

 (Ива.) 

Ведущий:

Я опять обращаюсь к поэзии Романа Ругина. Он говорил:

               

«Коль слаба твоя одежда-

сам на себя тогда пеняй.

     Как недозревшая морошка,

                 Замерзнешь в камень, так и знай!».

Ведущий:

 Назовите верхнюю зимнюю одежду мужчины.

                                                                           (Малица.)

Какую одежду носят зимой женщины?

                                                                  (Ягушку.)

Ведущий:

Ненецкие орнаменты красивы

В них все предметы Родины моей.

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

                                              М. Шульга.

Объявляется седьмой конкурс: «Укрась одежду орнаментом»

 Ведущий:  Итак, перед вами ягушка (выкройка из бумаги). Вы должны из  выбранного вами орнамента украсить ее.

Ведущий.    В ночь беззвездную до чума

                     Кто разыщет путь по ветру.

                     Если в тундре бездорожье? Конечно же, олень.

Ведущий:

Мы подошли к восьмому конкурсу.

Ведущий:  

Сейчас на ваших глазах оленья упряжка повезет своего хозяина по бездорожью к чуму. Ребята будут соревноваться парами. Хозяин запрягает своего оленя, затем бегут к финишу и обратно. Первая пара передает эстафету второй.

 Ведущий:

Ненецкие дети очень любят игру, которая называется «Перетяни  палку». Двое детей садятся друг против друга, соединив ступни ног, затем берутся руками за палку. Задача: перетянуть соперника на свою сторону.

Слово жюри. Награждение.

Литература

  1. Северные родники / автор-составитель Л.В. Федорова Тюмень: Из-во Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

2.  Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению 2 класс /            автор – составитель  Л.В. Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС РАН, 2003  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - спортивный праздник "Если в космос мы хотим, значит скоро полетим"

Знакомство с историей освоения космоса, формирование у учащихся чувства патриатизма через знакомство с первым космонавтом Советского союза Юрием Алексеевичем ГагаринымКонспект занятия для учащихся 2 -...

Познавательная спортивно - интеллектуальная игра «Правила движения знаем без сомнения!» Форма проведения: квест – ориентирование.

Данныый материал поможет коллегам провести внеклассное мероприятие по безопасности, привлечь в участию родителей, педагогв и учащихся....

Познавательно-спортивная игра"Зоологические забеги".

Зоологические забеги -эстафеты,в которых участвуют "звери",а точнее, люди подражают передвижениям животных.На таких мероприятиях дети знакомятся с некоторыми фактами из жизни животных, узнаю...

Сценарий познавательно-спортивного досуга ко Дню народного единства на тему: «В единстве наша сила»

Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная.·         Расширять представление о государственных праздниках, о праздни...