Развитие речи 3 класс.
рабочая программа на тему
Внеурочная деятельность "Развитие речи" в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы по развитию речи обусловлена внедрением в учебный процесс ФГОС НОО.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Программа курса «Школа развития речи»» направлена на решение данной проблемы и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно – поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания ( игры – загадки, игры – задачи и т.)
Занятия по развитию речи проводятся в рамках внеурочной деятельности два раза в неделю. 34 недели-68 часов
ПРОГРАММА «ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ» 3 КЛАСС.
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно – выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст.
Тема, микро тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
- Т.Н. Соколова. Школа развития речи. Методическое пособие. 3 класс.- М.: РОСТ 2012
- Т.Н. Соколова. Школа развития речи. Рабочая тетрадь в 2-х ч. – М.: РОСТ 2013
- Т.Н. Соколова. Учимся писать сочинение и изложение. Рабочая тетрадь в 2-х ч. Рост 2013
Материально – техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
- Классная магнитная доска
- Ноутбук учителя
- Многофункциональное оборудование
- Ноутбуки учащихся
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
2. Учебно – практическое оборудование
- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-материалы: тетради, бумага писчая
3. Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Хочу говорить правильно» 3 класс.
№ | тема | Решаемые проблемы (цель) | Основные понятия | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | дата | дата |
1 | Повторить изученное о многозначных словах; развивать логическое мышление и воображение. | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов | Вспомнят, что в русском языке есть слова, которые имеют несколько значений, научатся распознавать такие слова в тексте | Ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач; использовать речь для регуляции своего действия | |||
2 | Повторить изученное об омонимах, омоформах и омофонах; развивать внимание и логическое мышление | Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение Омоформы, омофоны | Научатся различать омонимы, омоформы и омофоны, находить их в тексте | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера высказывания | |||
3 | Повторить понятие «фразеологизм»; развивать память, логическое мышление | Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей | Вспомнят, что такое фразеологизмы, научатся объяснять их смысл, узнают русские и иноязычные фразеологизмы | Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; слушать собеседника | |||
4 | Продолжить работу над понятием «сравнение»; отрабатывать навыки подбора и употребления сравнений в устной и письменной речи; развивать память, мышление, воображение | Сравнения делают нашу речь выразительной, красивой. | Узнают, для чего поэты и писатели в своих произведениях используют сравнения; научатся составлять предложения описательного характера с использованием сравнений | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
5 | Продолжить работу над понятием «олицетворение»; отрабатывать навыки употребления олицетворений в устной и письменной речи; развивать воображение. Логическое мышление | Олицетворение – это прием «оживления» предметов в произведениях | Научатся находить олицетворения в произведениях и употреблять их в речи | Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критериев успешности | |||
6 | Познакомить с эпитетами | Эпитеты, их роль в речи. | Научатся употреблять эпитеты в устной и письменной речи | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; осуществлять поиск необходимой информации; уметь обращаться за помощью | |||
7 | Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой; выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи; развивать память, воображение | Нейтральные и эмоционально окрашенные слова | Узнают нейтральные и эмоционально окрашенные слова, научатся их различать и употреблять в речи | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
8 | Познакомить учащихся с заимствованными словами; развивать внимание, память | Слова – иностранцы | Узнают, откуда появились некоторые слова в русской речи | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; осуществлять поиск необходимой информации; уметь обращаться за помощью | |||
9 | Познакомить с разделом языка – этимологией; продолжить разговор о происхождении и появлении слов в языке; развивать внимание, память | Раздел языка – этимология | Познакомятся с этимологией, научатся с её помощью определять происхождение слов | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
10-12 | Познакомить с происхождением имен, отчеств, фамилий; развивать память, логическое мышление | Происхождение имён, отчеств, фамилий. Их значение | Узнают, когда на Руси появились имена, которые мы носим | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
13 | Познакомить с наукой топонимикой, которая изучает происхождение географических названий – топонимов | Топонимы. Топонимика | Познакомятся с наукой, изучающей происхождение географических названий | Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; слушать собеседника | |||
14 | Познакомить с понятием «устаревшие слова» | Устаревшие, исчезнувшие слова | Познакомятся с некоторыми устаревшими и исчезнувшими словами русского языка | Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; слушать собеседника | |||
15-16 | Познакомить с творчеством В. М. Васнецова; учить сочинению – описанию картины | Творчество В.М. Васнецова. Просмотр репродукции картины «Богатыри». Сочинение описание. | Научатся писать сочинение по картине | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
17 | Проверить знания, умения, навыки по пройденному материалу | Применять полученные знания | Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критериев успешности | ||||
18-20 | Повторить признаки типов текстов; развивать внимание. Память | Признаки текста. Типы текста | Повторят, что такое текст, научатся определять типы текста и различать их | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
21-24 | Повторить признаки текста; совершенствовать навыки определения опорных слов; развивать внимание, память. | Текст, опорные слова | Научатся выделять в тексте опорные слова и с их помощью пересказывать текст | Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками | |||
25-28 | Продолжить работу над связью слов в тексте; закреплять навыки работы с деформированным текстом; развивать логическое мышление, память | Деформированный текст | Умение находить связь между предложениями в деформированном тексте | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
29-30 | Познакомить с творчеством И.И. Шишкина; учить сочинению – описанию картины | Творчество И.И. Шишкина. Просмотр репродукции картины «Сосновый бор». Сочинение описание. | Научатся писать сочинение по картине | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
31-33 | Познакомить со способами цепной связи предложений в тексте | Что такое цепная связь? | Научатся строить предложения, используя способ цепной связи | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
34-39 | Научить детей писать изложение | Последовательное изложение заданного текста | Научатся писать изложение с помощью опорных слов | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
40-42 | Познакомить с параллельной связью предложений в тексте | Единая тема предложений | Научатся составлять из данных предложений текст с параллельной связью | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
43-44 | Познакомить с творчеством В.Е. Маковского; учить определять и употреблять связь между предложениями в тексте; развивать воображение и логическое мышление | Творчество В.Е. Маковского. Просмотр репродукции | Научатся правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте; писать сочинение по картине | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
45-48 | Познакомить с единым временным планом в текстах с цепной и параллельной связью предложений; развивать внимание и логическое мышление | Типы текстов. Глаголы. Временной план текста | Научатся определять, от чего зависит выбор временного плана в тексте; ставить глаголы в тексте в нужную форму | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
49-52 | Познакомить с творчеством И.И. Левитана. Научить писать сочинение по его картинам | Просмотр картин И.И. Левитана. Сочинения описания | Научатся рассматривать картины и писать по ним сочинения | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
53-56 | Продолжить работу над составлением текстов по плану и опорным словам | Тема текста. Основная мысль. План | Научатся составлять тексты по плану и опорным словам | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
57-59 | Познакомить с понятием «стили речи» и с разновидностями стилей речи; развивать память, логическое мышление | Стили речи | Познакомятся с разновидностями стилей речи; научатся их различать | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
60-62 | Познакомить с правилами речевого этикета во время спора, дискуссии; развивать память. Мышление | Этикет. Спор, дискуссия. Культура общения | Научатся соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
63-64 | Познакомить с научным стилем, разъяснить, в какой области он используется | Стили письменной речи. Их различия. | Научатся различать стили речи | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
65-66 | Познакомить с разными видами словарей; продолжить обучение работе со словарём; развивать память, мышление | Первые словари на Руси. Толковые словари. Словари – справочники. | Научатся работать с различными словарями | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
67-68 | Проверить знания учащихся по пройденному материалу | Формулирование и удерживание поставленной задачи, составление плана и последовательности действий; адекватная самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )
Конспект интегрированного урока«Письма, развития речи» и « изобразительного искусства» в 6 классе для ...

Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (учебный предмет «Письмо и развитие речи»7 класс)...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы: Развитие речи, мышления, воо...