Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Смирнова Елена Николаевна

Внеклассное интегрированное мероприятие в 6 классе (Физика + марийский язык)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное интегрированное мероприятие в 6 классе

(Физика + марийский язык)

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.

Мотивация: Внеклассное мероприятие проходит в музее, поэтому  все вещи и предметы вызывают большой эмоциональный эффект.

Формы организации: коллективная, групповая.

Средства: аудиотехника, компьютер.

Методы и технологии: игровая технология, метод театрализации.

Ситуация: Мы сегодня с вами перенесёмся  в то время, когда жили наши прабабушки. Вы в руках держите те предметы, которыми пользовались наши предки.

Цель: рассказать о предметах старины, которые находятся в музее, воспитывать гордость за своих предков, за их умение работать.

                 Чем дальше в будущее входим,

                  Тем больше прошлым дорожим,

                  И в старом красоту находим,

                  Хоть новому принадлежим.

Времена, когда по нашей земле не ездили машины, когда города были деревянными, ушли в далёкое прошлое. Сегодня  мы можем почувствовать особенности быта и нравов наших далёких предков только в музее, посмотрев через стекло на предметы, найденные археологами, изучив письменные источники, дошедшие до нас. Благодаря, экспонатам музея,  мы соприкоснёмся с традициями, которые зародились во времена, когда наш посёлок только-только формировался.

Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён. Представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Это своего рода зеркало, отражающее жизнь народа, которому оно принадлежит. Чем дальше уходим мы в будущее, тем больше дорожим прошлым. Наше прошлое — это предметы обихода, это одежда, это быт, это наша культура. Прислушайтесь, кто нарушая тишину хочет окунуться в своё прошлое и поведать нам свою историю, прислушайтесь, что хотят сказать эти  немые предметы быта, чьи руки их ласкали и чьи души их любили, чьи глаза на них смотрели.

 Вечер. Деревенская изба. Все заняты работой. Разрывая тишину, звучит  марийская песня.

Яндар йукан шÿшпыкшӧ,

Кушто вара шÿшкалта?

Ломберлаште огыл мо,

Ломберлаште огыл мо?

Ой,шÿшкалта,шÿшкалта,

Ломберлаштет шÿшкалта.

Мемнан ачий-авийнаже

Кӧжым ончен куанат?

Мемнам ончен огыл мо,

Мемнам ончен огыл мо?

Ой,куанат,куанат,

Мемнам ончен куанат

1 ученик

Мые ноен  пытенам,

Кечегут пашам ыштенам.

Тиде утюг пеш неле.

Гладитлаш йӧсӧ ыле.

Шолгымым мый пыштенам,

Утюгым ырыктенам.

Вара вел гладитленам.

2 ученик

Кажне кечын йоҤыштем ,

ЙӧҤыштен мые моштем.

Шурно гыч лектеш ложаш,

Тырше веле йӧҤышташ.

Шурным мый тыге пыштем,

Вара ложашым погем

3 ученик

Кунчылавондом  мылам,

ПÖлеклен мыйын авам.

Эр гыч кас марте шÿдрем,

Шонем вашке пытарем.

4 ученик

Йыдалым  пидам,пидам,

Чият шÿжарем,акам.

Индеш ниян йыдалем,

Пидам таче куанен.

Учитель: Кто- то к  нам стучится? Заходи!

Онар: Я марийский богатырь,

Здесь Онаром величают.

Да меня повсюду знают.

Вы скажите не спеша,

И подумайте сперва.

О каких предметах быта

Говорили вам ребята.

И скажите как они

На марийский переводиться должны.

Учитель марийского языка: Поможем Онару. Я думаю, вы внимательно смотрели и слушали. Вначале  ответим на первый вопрос: О каких предметах быта говорили ребята (утюг, жернова, прялка, лапти). А теперь на второй: Как они переводятся на марийский язык. Для этого посмотрим  онлайн словарь.

Утюг- утюг, жернова -   вакшкӱ, прялка-кÿнчылавондо, лапти-йыдал.

Начнём с утюга, что  вы знаете об утюге

1 ученик. История утюга

Утюг был изобретён очень давно. В 6 веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники. В XVIII—XIX веках утюги представляли собой металлические сооружения формы, близкой к современной. Утюги нагревались на газу или в печи или при помощи углей. Были литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Появились они в XVIII веке и еще производились в нашей стране даже в 60-х гг. XX столетия: несмотря на то, что уже давно был изобретен электрический утюг. Это происходило потому что во многих домах ещё не были предусмотрены розетки. Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать пáрными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся. Существовали также «гавки» — стеклянные шары, наполненные горячей водой металлические кружки. Значительно дороже были спиртовые утюги — в XIX веке за него давали небольшую отару овец. Утюг с электронагревом появился в конце XIX века.

В России бытовал ещё  способ глажки с помощью рубеля и валька. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это осуществлялось оригинальным способом. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» — длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани. Это приспособление называлось также «ребрак», «раскатка», «пральник» и тому подобное. Оно просуществовало в русских деревнях некоторых регионов до конца XX века.

ИЗ ФИЗИКИ, связанное с утюгом

Экспериментальное задание: Измерить массу имеющихся утюгов.

2 ученик: Лапти — это низкая обувь, распространённая в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка .Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Мужчин с детства учили плести лапти и, в дальнейшем, сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально "между делом". Их носили около десяти дней зимой и около пяти дней в остальное время года. Лапти носились с портянками (онучами). В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. По расчётам историка  на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки.

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

ИЗ ФИЗИКИ,  связанные с лаптями

Экспериментальное задание: измерить площадь поверхности лаптей, определить давление на пол по формуле.

3 ученик. Жернова

Жернова — два камня, с помощью которых зерно растирается в муку. В древности жернова были важной частью домашнего хозяйства каждой семьи. Нижний жернов, более тяжелый, слегка выпуклой формы, клался на разостланный холст, на него клался верхний жернов, более легкий, слегка вогнутый, с отверстием посредине, в которое засыпалось зерно. При вращении верхнего жернова зерно растиралось, и мука высыпалась на холст. Эта очень тяжелая и продолжительная работа поручалась  женщинам. При постоянном использовании жернова́ требуют своевременного подтачивания, то есть подравнивание краев всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки.Жернова используются парно. Нижний жёрнов устанавливается стационарно. Верхний жёрнов, он же бегун, — подвижный, и именно он производит непосредственное перемалывание. Подвижный жернов приводится в движение крестообразным металлическим «штифтом»

Из ФИЗИКА, связанные с жерновами

Экспериментальное задание: Измерить размеры камня жернов, вычислить их объем.

3 ученик ПРЯЛКА. Прялки бывают прялка-донце и самопрялка. Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель к  горизонтальной донце, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. Самопрялка в XVI век появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине. Прядение на самопрялке гораздо быстрее,  в день прядут по 400 граммов шерсти. Обычаи с прялкой. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а прялка оказывается связанной с «тем светом по верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшка домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном.

 Из ФИЗИКА,  связанные с прялкой

Экспериментальное задание: определить массу получившегося клубка шерсти из одной кудели.

Учитель: Интересные факты из истории.

Название предмета

На марийском

Из физики

молотило

сапондо

серп

сорла

лампа

лампе

Рефлексия: (Детям раздаются конверты с загадками). Дети отгадывают загадки и находят в избе предметы. Поясняют, для чего этот предмет нужен был в доме, как его использовали.  

Идет пароход —

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Привяжешь — пойдут,

Отвяжешь — останутся. (Лапти)

Зубы имею,

А зубной боли не знаю. (Пила)

Бьют Ермилку

По затылку,

А он не плачет,

Только ножку прячет. (Гвоздь)

Ни хвоста, ни головы

А четыре ноги. (Стул)

Маленький черпачок,

Красненький колпачок,
Три раза в день берётся
И опять на место кладётся. 
(Ложка)

Пляшу по горнице

С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. 
(Веретено)

Рефлексия:

Учитель: Ребята, мы сегодня побывали в музее нашей школы, подумайте, что нового вы узнали сегодня на уроке.

Сегодня на уроке я узнал:

(3 новых слова)

Сегодня на уроке мне  особенно понравились:

(3 интересные вещи)

Сегодня на уроке меня удивили:

(3 уникальных предмета)

ПЕСНЯ «Яндар йукан шушпыкшо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программма по изучению традиций,обрядов,праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи,чтению,на внеклассных занятиях "Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим".

Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам - чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагог...

Рабочая тетрадь к программе "Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим".

Народная культура воплощена в доступных для детей формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с...

Экотур в прошлое , настоящее и будущее реки Большая Пёра

. Предлагаем вам совершить экологический тур в прошлое, настоящее и будущее реки Большая Пёра. В этом нам помогут стихотворения наших шимановских поэтов : Поздняковой Марии Ивановны, Шестовец Галины В...

Экотур в прошлое , настоящее и будущее реки Большая Пёра

. Предлагаем вам совершить экологический тур в прошлое, настоящее и будущее реки Большая Пёра. В этом нам помогут стихотворения наших шимановских поэтов : Поздняковой Марии Ивановны, Шестовец Галины В...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Презентация на тему: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Очень часто за событиямиИ за сутолокою днейСтарины своей не помним,Забываем мы о ней.Стали более привычныНам полёты на Луну.Вспомним            с...