Программа воспитательной работы
рабочая программа (5 класс) на тему

Марина Васильевна Волнухина

Программа воспитательной работы 5-6 клссс в соответствии с ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа48.93 КБ

Предварительный просмотр:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

                                                               

                                                       

        

Пояснительная записка

Воспитание – великое дело: 
им решается судьба человека. 
В. Белинский

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».

Воспитание может быть успешным, если цели педагогического воздействия определены следующим содержанием:

  • Воспитание должно быть ориентировано на развитие ребёнка, оно не должно быть формальным.
  • В воспитании не должно быть мелочей.
  • Воспитание должно быть ориентировано в равной степени, как на человеческие, так и на национальные ценности.
  • Воспитание должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика, класса.
  • Воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке.
  • Воспитание должно способствовать актуализации принадлежности ребёнка к определённой культуре и приобретению культурных ценностей и черт.
  • Воспитание должно способствовать социализации ребёнка, развитию его социального интеллекта.
  • Воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения.

Основные  цели воспитательной деятельности.

  •    Формирование гражданско-патриотического сознания,   развитие  чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование  нравственной  позиции.
  •     Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности.
  •    Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и  приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных народами России.

 

   Цель программы:

Создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как  личности, создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой  личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

  • создать условий для самовыражения обучающихся,
  • формировать «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,
  • содействовать мотивации у учащихся к участию в делах школы,

 развивать инициативу и творческую активность школьников,

  • формировать ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).

Сроки и этапы реализации программы:

  • 1 этап – 2016-2017 уч. год. ( 5 класс)
  • 2 этап – 2017-2018 уч. год.  (6 класс)
  • 3 этап – 2018-2019 уч. год.  (7 класс)
  • 4 этап – 2019-2020 уч. год.  (8 класс)
  • 5 этап – 2020-2021уч. год.  (9 класс)

     

  Формы реализации задач:                                                                                                                                    

  • изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
  • систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
  • дискуссии, диспуты, викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;
  • ролевые, деловые, образовательные игры, «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;
  • экскурсии, походы;
  • соревнования;
  • викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;

Основные принципы программы воспитания

Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и обучающихся в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность. Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

  • Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
  • Принцип культуросообразности  Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека.

Принцип природосообразности  Все принять таким как есть, развивать данные ребенку способности.

  • Принцип воспитания творческой личности ребенка.  Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к обучающимся – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления обучающихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и обучающимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, походах, соревнованиях сближает обучающихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
  • Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества

Содержание программы представлено в пяти направлениях, по которым работает  классный коллектив

1 направление -  Общеинтеллектуальное

   Цель направления:

   Воспитание значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром

   Задачи:

  •  способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
  • содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных    умений ребёнка;
  • развивать  у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.

   Формы работы:

  • интеллектуальные игры,
  • устные журналы,
  • конкурсы чтецов,
  • предметные недели,
  • викторины, турниры,
  • предметные олимпиады и др.
  • конкурсах, олимпиадах.

         

2 направление- Общекультурное

Цель направления:

Воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;

Задачи:

  •  формирование и развитие морально-политического сознания учащихся;
  •  воспитывать нравственные навыки и привычек;
  •  формирование у учащихся единства слова и поведения;
  •  вовлечение каждого в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность;
  • подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Формы работы:

  • концерты;
  • конкурс;
  • классные часы;
  • встречи с интересными людьми;
  • работа с библиотеками.

3 направление - Духовно-нравственное

Цель направления:

Формирование  гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции

Задачи:

  • помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;
  •  углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;
  • воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;
  • способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Формы внеклассной работы:

        уроки мужества,

  • организация встреч с ветеранами,
  • торжественные линейки памяти,
  • Дни воинской славы,
  • тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»,
  • сбор материала по истории школы и др.

4 направление – Спортивно-оздоровительное

Цель направления:

Воспитание способности школьников осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием

Цель:

   Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

Задачи:

  • содействовать укреплению здоровья и здорового образа жизни через различные спортивно-оздоровительные мероприятия и уроки физкультуры.
  • развивать умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух»
  • воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
  • формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

Формы работы:

  • праздники здоровья и спорта,
  • Дни здоровья,
  • спортивные соревнования,
  • ведение книги спортивных рекордов,
  • спортивные викторины,
  • Беседы  медицинского работника,

5 направление – Социальное

Цель направления:

Воспитание положительного отношения к труду, бережного отношения к природе родного края

Задачи:

  • формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
  • воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
  • формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;
  • обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.
  • формирование навыков труда,

Формы внеклассной работы:

  • экологических действий,
  • экологические игры, акции,
  • посещение музеев,
  • трудовые десанты,
  • предметные недели,

 Ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление направлено на  формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности, способной повести за собой, развитие чувства коллективизма и взаимопомощи

Задачи:

  • создать условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;
  • создать условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
  • развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;
  • воспитывать у школьников демократической культуры, формировать умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.  В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

 Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.

  1. Командир класса
  2. Сектор «Учебный» - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе,  контролирует посещаемость и готовность к занятиям,  помогает в организации и  помогает   классному  руководителю  проводить  рейтинг  учащихся  по  результатам  обучения,  готовит  интересные               тематические  классные  часы,  викторины,  знакомит с  современными  достижениями  науки  и  культуры,  участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий  для учащихся начальных классов.
  3. Сектор «Трудовой» -   составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за дежурство по школе и столовой, разрабатывает мероприятия по генеральной уборке класса и  территории школы.
  4. Сектор «Культмассовый» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе , отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы, совместно с родителями и классным руководителем занимается организацией экскурсий, посещением театров и музеев
  5. Сектор «Редколлегия» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к  праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации в классном уголке, фиксирует жизнь класса в фотографиях;  

6.Сектор «Спортивный» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях ,организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.

 Работа с родителями

Цель работы с родителями: 

Развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей                                                                                

   Задачи

  • информировать родителей о различных аспектах жизнедеятельности ребенка  в образовательном учреждении
  • повышать уровня правовой и психолого-педагогической компетенции родителей
  • вовлекать родителей в процесс жизнедеятельности школы (в общественную экспертизу качества образования, проведение совместных мероприятий)

Важным органом, оказывающим помощь органам классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

 Функции родительского комитета:

- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. [1]

Формы  работы  с  родителям:

  • Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
  • Привлечение  родителей к воспитательной работе в классе, активизация работы  родительского комитета.
  • Проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, специфическим проблемам класса, задачам  школы.
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).
  • Организация взаимного творчества детей и родителей.
  • Поощрение родителей и учащихся к  активному  участию  в жизни класса  и  школы.
  • Привлечение  (по мере необходимости) администрации школы к решению проблемных ситуаций в классе.
  • Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья ).

Индивидуальная работа

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения.

Эти отклонения (девиации) проявляются в:

  • школьной неуспеваемости детей;
  • недисциплинированности;
  • невыполнении общественных норм поведения;
  • конфликтности, высокой тревожности;
  • наличия нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, лживости;
  • гиперактивности;
  • немотивированной агрессии, жестокости.

Цель: подведение ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

Задачи:

  1. Помочь ребенку преодолеть социально педагогические трудности, перешагнуть через возникший кризис.
  2. Формировать адекватную самооценку.
  3. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  4. Перестроить отношения к ребенку на основе личностного подхода

 В классе есть ребята, требующие индивидуального подхода в воспитании и обучении.  

          Основными направлениями в этой области являются:

  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • установление межличностных контактов с каждым ребёнком;
  • создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
  • помощь учащимся в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе (учителями, руководителями кружков, секций);
  • оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за её пределами;
  • взаимодействие с родителями с целью поддержки развития учащегося;
  • учёт личных достижений каждого ребёнка, создание ситуаций успеха.

Ожидаемые результаты как конечный результат

В ходе реализации данной программы выпускник должен быть личностью:

  • мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
  • творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
  • духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
  • гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
  • любящей свою малую и большую Родину;
  •  знающей и хранящей традиции;
  • ведущей здоровый образ жизни;
  •  свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

В 5 классе обучается 20 человек, из них 8 мальчиков, 12 девочек. Все учащиеся успешно закончили 4 класс: 2 отличница (Дедюхина В., Маслова В.), 2 хорошиста                (  Белов Н., Воронцов А.), что составляет качество знаний 43%. Эти учащиеся ответственно относятся к учёбе, отличаются хорошей работоспособностью, усидчивостью, высоким уровнем познавательного интереса.

 

СФЕРОГРАММА «УЧЁБА»

        Сферограмма показывает, что в общем класс отличается высоким качеством знаний, что при хорошем прилежании и старании, покажет более высокие результаты как индивидуально, так и в целом по классу.

В полных семьях воспитываются 6 человек, в неполных – 1 чел.(Воронцов А.), 1 чел. -в многодетной семье ( Акуличева А.)

В физическом развитии 6 чел. имеют основную группу здоровья,1 чел.( Тихонова К.)– специальную  группу в связи с хроническими заболеваниями.               Кружки и спортивные секции посещают 3 обучающихся – 43% : Белов Н., Воронцов А. ( секция по баскетболу), Тихонова К. ( «Умелые ручки»)

В целом класс работоспособный, дружный, активный. С удовольствием участвуют в классных, школьных мероприятиях. Мальчики любят спортивные соревнования, в которых не раз получали призовые места в районе, не раз были участниками и победителями в школьном и районном турслётах и военно-спортивной игре «Зарница».

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

НА 2016-2017 учебный год

Сентябрь

направление

1.09 – 3.09

5.09 – 10.09

12.09 – 17.09

19.09 – 25.09

26.09 – 1.10

1.Общеинтеллектуальное

1.1 Интеллектуальное воспитание

2. Духовно-нравственное

2.1 Гражданско-патриотическое

2.2 Нравственное и духовное воспитание

2.3 Воспитание семейных ценностей

2.4 Правовое воспитание и культура безопасности

3. Общекультурное

3.1 Культуротворческое и эстетическое воспитание

3.2 Социокультурное и медиакультурное воспитание

3.3 Формирование коммуникативной культуры

Экскурсия на природу «Королева осени»

Ответст. Кл.руководитель

4.Социальное

4.1 Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

4.2 Экологическое воспитание

Тематический кл.час «Азбука профессий»

Ответст. Кл. руководитель

5.Спортивно-оздоровительное

5.1 Здоровьесберегающее воспитание

Общешкол. Мероприятие «День туриста»

Ответст. Зам.директора по ВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...