Учебно-методическая программа «Страна ягельного счастья»
рабочая программа на тему

Дякун Любовь Васильевна

Данная программа поможет воспитателю синтезировать весь современный арсенал средств педагогического воздействия и многовековой опыт народной педагогики коренных малочисленных народов Севера. Хочется надеяться, что это поможет воспитать не только достойных граждан нашей страны, но и продолжателей национальных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_strana_yagelnogo_schastya.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

Учебно-методическая программа

«Страна ягельного счастья»

                                                                        Возраст детей: 8-14 лет

                                                                       Срок реализации:  3 года

                                                                              Автор: воспитатель

                                                                              Дякун Любовь Васильевна

                                                                                                       

 

с. Мыс Каменный

2014 г.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Содержание программы на 3 года обучения.
  4. Педагогическая диагностика.
  5. Методическое обеспечение программы.
  6. Требования к техническому оснащению педагогического процесса
  7. Приложения.

Характеристика программы:

  • по типу программ – авторская;
  • по возрастным особенностям: рассчитана на детей в возрасте от 6 до 12 лет;
  • срок освоения: 3 года;
  • по формам занятий: индивидуальные, групповые;
  • по уровню освоения программы – общеразвивающая;
  • по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная;
  • по содержанию: этнорегиональный компонент.

                                       


Пояснительная записка

                                                                     

Где б я ни бодрствовал,

где бы ни спал,
Я вижу тебя, мой далёкий Ямал.
Я вижу тебя наяву и во сне.
Дыхание твоё пламенеет во мне.
Строкою и песней к тебе я спешу.
Я имя твоё в своём сердце ношу.

Леонид Лапцуй

 Если заменить  литературным понятиями коренные убеждения народа, то  результат  заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Изучение национальной культуры, как показывает практика, помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях национальное самосознание. Любовь к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” писал:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос. Мне хочется, чтобы с помощью этой программы, наши воспитанники перенимали мудрость жителей народов Севера, учились также любить свой родной край, свою землю, свою родину.

Традиции этноса – источник ценностных ориентаций, которые углубляют и дифферецируют переживания  личности. Сохранение и развитие прогрессивных традиций в структуре национальной культуры – гарантия от застоя в её развитии. Познавая национальные традиции, обряды, обычаи мы тем самым способствуем сохранению национальной самобытности народа. Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Формирование у детей национального самосознания необходимо для сохранения и передачи будущим поколениям собранной по крупицам, уникальной многовековой самобытной культуры ненцев, ведь наши воспитанники – будущие родители и своим детям они смогут передать только то, что знают и умеют сами. Самое главное в работе с детьми среднего и младшего возраста, особенно  коренной национальности, -  это приобщение их к великой кладовой народной культуры, в которой важное место занимают трудовые традиции. Одна из задач воспитания детей в детском доме состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего родного края творческим, развивающим и интересным для  каждого ребенка.

Наряду с формированием национальной культуры формируются  у детей и навыки соблюдения законов общежития и самоутверждения в социуме иноязычного населения, законопослушность и толерантность. Необходимо построить  работу так, чтобы у ребят было желание проявить себя, продемонстрировать свои умения, свои достижения, при этом быть уверенными в своих силах. Обязательно надо учить детей анализировать свои и чужие поступки, видеть их последствия, давать им нравственную оценку. Элементарные приёмы самоанализа и самоорганизации основаны на главном общеморальном критерии: не поступай с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой. Мы, взрослые, должны честно делиться с детьми своим опытом: опытом общения, умением видеть прекрасное, добиваться поставленной цели.

Главным условием успешного воспитания является вера в успех каждого ребёнка и всего детского коллектива. Чтобы создать оптимальные условия для развития личности каждого  ребёнка, воспитателю нужно хорошо знать его возрастные, психологические и национальные особенности, задатки и способности, интересы и склонности. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе».

 В своей работе необходимо создать атмосферу сотворчества взрослого и ребёнка. Особенно раскрепощают ребёнка театрализованные мероприятия, а играющий с ним взрослый становится ему как сверстник.  Работая, с детьми коренной национальности, воспитатель должен подбирать наиболее приемлемые формы, которые способствуют возрождению и сохранению родного языка, фольклора, традиций и обычаев.

Академик Г. Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности,  без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности». Данная программа поможет воспитателю  синтезировать весь современный арсенал средств педагогического воздействия и многовековой опыт народной педагогики коренных малочисленных народов Севера. Хочется надеяться, что это поможет  воспитать не только достойных граждан нашей страны, но  и продолжателей национальных традиций. 

Актуальность. Теоретические основы программы:

Вопрос  изучения воспитанниками школы-интерната основ культуры народов Ямала относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы изучаемого региона.

Подход к изучению своего края изменился: растёт понимание его роли. Это хорошо описал Харючи Г.П. в своей книге «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса». Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные виды социальной практики – политику, экономику, науку, образование. Достаточно убедительным примером тому может служить широко обсуждаемая в последнее время концепция устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают МКОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине и своему родному краю.

Изучение Ямала позволит детям расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.

         Цель: формировать знания детей  о малочисленных  народах ЯНАО: обычаях, культуре, традициях.

Задачи:

Образовательные:

  • дать представление о традиционной семье коренных народов Севера, познакомить с семейным укладом, возрождать традиции  почитания семейных уз, родства;
  • показать роль семьи в  сохранении и передачи традиций;
  • учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;
  • ознакомить с основными занятиями коренных народов Севера: оленеводством, рыболовством, охотой, орудиями производства; показать роль природы в жизни коренных народов;
  •  познакомить с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – шитьё бисером по ткани, коже, меху, ткачество, вышивка, а также обработка кости, бивня мамонта, бересты, резьбы по дереву;
  • через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря познакомить с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
  • создание системности, основанной на изучении национальной культуры, истории своего края, народа, религии
  • помочь детям понять истоки выразительности различных видов профессионального искусства.
  • пополнять знания детей о природе и экологии ЯНАО.
  • формировать национальное самосознание и экологическое мышление.

Развивающие:

  • развивать навыки коммуникативной культуры;
  • развивать интерес  к народному декоративно-прикладному искусству, пополнять знания детей о характерных особенностях разных видов ремесел;
  • формировать умение логически мыслить и применять знания, полученные ранее, а также  анализировать и систематизировать изучаемый материал, делать обобщения и выводы;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • развивать самостоятельность, воображение, творческую активность, наблюдательность, любознательность интерес к изучаемому материалу;
  • развивать самостоятельность в труде;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви и уважения к культуре своего народа и других народов, формировать чувство ответственности за её сохранение и развитие;
  • воспитывать уважение и толерантность к национальным особенностям и традициям разных народов мира.
  • приобщать воспитанников к культуре и традициям ЯНАО;
  • воспитывать самостоятельность, творческий подход к любому делу;
  • формировать у детей такие качества, как:  трудолюбие, духовное богатство,  любовь к  своему Отечеству;
  • воспитывать  уважение к труду и традициям своего народа,  коренных жителей ЯНАО (рыболовство, охота, оленеводство); к труду людей, осваивавших нефтяные и газовые месторождения северного края (геологов, нефтяников и газовиков).
  • воспитывать умение работать в коллективе; развивать взаимопомощь;
  • способствовать накоплению опыта взаимодействия детей в процессе совместной деятельности.

Формы организации работы:

Фронтальные занятия   2  раза в месяц по 30 минут;

Возраст обучающихся: курс предназначен для детей в возрасте от 6 до 12 лет и рассчитан на три учебных года.

Основные принципы, методы и формы реализации программы.

                       Принципы краеведческого воспитания и образования:

  • Принцип  научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
  • Принцип индивидуально – личностного подхода -  учёт индивидуальных возможностей;
  • Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
  • Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
  • Принцип творчества – развитие фантазии, образного мышления;
  • Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения своего края, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края.
  • Принцип воспитывающего обучения – формирование личности в коллективе.

Методы  организации учебного процесса:

  • метод наблюдения;
  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • метод организации деятельности;
  • метод стимулирования деятельности и поведения;
  • игровой метод;
  • комплексный метод коллективных и групповых работ;
  • метод диалогичности;
  • метод контроля и самоконтроля.

Формы работы:

  • беседы;
  • экскурсии;
  • игра-путешествие, подвижные игры, ролевые игры.
  • театрализованные представления;
  • групповая работа;
  • соревнования,
  • творческие конкурсы, викторины,
  • коллективное творческое дело,

 

Работа по программе «Мой край - Ямал» планируется по разделам:

  • «Природа родного края. Экология»
  • «Традиции и обычаи. Традиционное воспитание детей»
  •  Нравственное воспитание детей. «Я - гражданин Ямала»
  • «Фольклор и литература»
  •  «Творчество.  Мастера искусств»

                           

                     1 раздел. Природа родного края. Экология.

                                                                                                        Только тот может быть

                                                                                                  патриотом своей родины,

                                                                                                      кто умеет ценить и любить

                                                                                        природу своего края.  

                                                                                                                                   Л.Н.Толстой.                                                                    

Экологию определяют как науку о взаимоотношениях организмов между собой. Кроме того, экология информативная наука, т.к. каждый хочет знать о среде своего обитания, которая представляет собой сложную, но тесную связанную систему. Не оставляют исключение и коренные народы нашего округа. Живя в сложнейших природно-климатических условиях, полностью завися от окружающей природы, северные народы научились по-особому ценить и чтить свою природу, жить в тесном контакте с ней. 

Общаясь с природой, ненецкий народ из поколения в поколение отбирает по крупицам всё самое ценное, подвергая его испытанию временем, стремится не нарушить взаимное доверие между природой и человеком. И как отмечал один из исследователей этносов: «В полярной и даже научной литературе культуру арктических народов любят называть «экологической», обычно подразумевая под этим особый образ жизни в гармонии с окружающей средой и равновесии с её ресурсами». Таким образом, природа являлась главным фактором, воздействующим на поведение людей и их образ жизни.

На протяжении многих веков вырабатывались правила нравственности, по которым жил человек и целые поколения. Известный писатель – ученый А.К.Омельчук отмечает, что этика Севера уникальна, и к тому же он полагает, что именно такое присущее северянам экологически бережное отношение к окружающей природе должно распространяться на все планету.

 У ненцев не принято делать заготовки на зиму ягод, грибов и других продуктов. Олени очень любят грибы, и поэтому люди решили не отнимать у них это яство, тем более  что грибной период в тундре длится всего несколько дней. Ненец никогда зря не сорвёт ни одной травинки. Даже заготавливая на зиму некоторые лекарственные растения, он не берет лишнего.

Обычай запрещал селиться близ обжитого зверьми леса, громко разговаривать, кричать и свистеть в лесу, отстреливать особей и беременных самок. Истинное отношение рыбака к своей нерестовой реке: это ревностно следить друг за другом, чтобы во время нереста оставить реку в покое, не шуметь, не волновать рыбу. Это еще раз подчеркивает чуткое отношение к природе, боязнь разрушить первозданную красоту в окружающем мире.

Добрым традициям хозяйского отношения ко всему, что их окружает, следуют взрослые и дети. В целях охраны природы и целесообразного использования её богатств, существуют твёрдые правила в жизни людей, выработаны нормы поведения, включающие ряд запретов, которые для всех были обязательны. Коренные жители Ямала придерживались принципа: что достаточно, то достаточно. Добывали рыбу, птицу, зверя столько, сколько необходимо было семье. Ни одно самое современное научное исследование не способно заменить экологическую мудрость народа, тысячелетиями проживающего в том или ином природном окружении.

 Так же в программу вошли мероприятия, которые способствуют воспитанию любви  к родной земле, её природному богатству и ответственность за всё живое.

2 раздел. Традиции и обычаи. Традиционное воспитание детей.

                                                                                                   …Думы предков, как они желали

                                                                                                   каждому наследнику добра.

                                                                                                   В этом переспорят их едва ли

                                                                                                   лучшие на свете доктора.

                                                                                                                                                  Р.Ругин

Всё дальше уходят традиции, духовные и культурные ценности предков: семейные предания и обряды. Много ли, например, сейчас найдётся семей, имеющих знания о своей родословной. Этот вопрос оказываются как нельзя более актуальными  в настоящее время.

Род человеческий состоит из поколений. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие - в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах и нашей истории; богатства же народной души хранятся в памяти и в сердце каждого отдельного человека. Память поколений - это и есть живая история народа. Чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.

Традиции – своеобразный источник знания истории и культуры любого народа. Ненецкие обычаи помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края. Большие и малые реки, цветы и травы, ягель многоцветный – всё имеет для него свое название и назначение.

В чём же состоит актуальная задача данного раздела моей программы?

В воспитании у детей чувства чести рода, ответственности за свою фамилию, осознание роли своей семьи как части общества. А так же в сохранении традиций своих предков, внутренней теплоты семейной жизни, расширении опыта позитивного взаимодействия с семьёй.

Чтобы не растерять самобытности народа, необходимо приобщать детей к великой кладовой народной культуры, в которой важное место занимают трудовые традиции.  Продолжением служит знакомство с культурой быта и традиционных занятий тундрового населения: видами и особенностями национальной одежды, домашней утвари, средств транспорта, трудовыми навыками, видами отдыха и играми детей и взрослых. В результате такой активизации жизненного опыта в памяти детей всплывают только лучшие воспоминания об общении с родственниками.

С первых дней появления на свет божий малыши тундры с молоком матери впитывают нелёгкий запах труда своих родителей. Едва научившись ходить, дети начинают помогать им. Учатся метать тынзян-аркан для ловли оленей, вязать сети, выстругивать детали нарт, готовить блюда традиционной кухни. Повседневные игрушки тундровой детворы также связаны с бытом, работой их родителей, с их верой в высоких небесных духов – покровителей Севера.

На протяжении многовековой истории коренные народы Севера придавали большое значение физическому воспитанию личности, и оно занимало ведущее место в воспитательном процессе. Это было обусловлено суровыми условиями жизни на Севере (сильные морозы, тяжёлый и разнообразный труд). Основными средствами физического воспитания у коренных народов являются исторически сложившиеся народные игры и состязания. Широкой популярностью среди этих народов пользуются: борьба, стрельба из лука, гонки на охотничьих лыжах и оленях, перетягивание палки, метание аркана, прыжки в высоту и др. А. С. Макаренко говорил: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Во время различных игровых и конкурсных программ, которые я провожу в нашем учреждении, дети стараются точно передать повадки животных нашего края и ловкость охотников, рыбаков и пастухов. Данные мероприятия в игровой форме расширят знания детей о культуре быта и традиционных занятий тундрового населения: видами и особенностями национальной одежды, домашней утвари, средств передвижения, трудовыми навыками. Отдельные занятия помогут детям узнать о видах отдыха, об играх детей и взрослых.

Мероприятия, связанные с традициями и обычаями коренного населения, развивают у детей эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа, помогают пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывают желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества. А так же воспитывают самосознание, самоопределение личности.                

            3 раздел. «Нравственное воспитание. «Я – гражданин Ямала»

                                                  Родина – это главное, что есть у каждого человека.

                                                   Другого Отечества и другой истории у нас не будет.

                                                             Историю судить нельзя, её надо изучать, чтобы на опыте

                                                             наших предков обретать мудрость, не повторять ошибок.

Наверное, каждый, рано или поздно, задаётся вопросом – с чего начинается Родина? Конечно, Родина у нас одна – Россия. Но у каждого есть и собственный, дорогой сердцу уголок, где он родился, откуда вышел в большую жизнь. Духовные символы малой Родины чрезвычайно важны. Через них формируется сознание, нравственный мир человека. У нашей страны великое прошлое! Нам есть чем гордиться. История малой Родины заключается в окружающем нас пейзаже, названиях местности, рек, населённых пунктов, в прошлом наших предков. Духовность народа собирается по капле, от поколения к поколению. Её очень трудно собрать, но легко расплескать. Нам, как никогда, очень нужен диалог культур, расширяющий мировоззренческие горизонты, помогающий увидеть великое в малом. Уважительное отношение к истории, стремление сделать всё возможное, чтобы сохранить память о подвигах героев, – признак гражданской зрелости.

Итогом размышлений о нравственном воспитании наших воспитанников стало определение задач, поставленных  в этом разделе. Дать детям полное представление о большой и малой родине, о её гражданах, правах и обязанностях, о людях других национальностей, о культуре народов России и Ямала, о государственных символах, о духовно-нравственных ценностях человека и гражданина.

Быть достойным сыном своего народа  - значит достойно представлять свой народ среди других народов. Как же воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать её каждый день своим трудом, учёбой, добром и бережливостью?

Это очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять её с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ребёнок – это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, а факел,  который нужно зажечь»

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо.

В разделе «Нравственное воспитание. «Я – гражданин Ямала»  такие мероприятия, как: «С любовью к Родине», «С  чего начинается Родина?», «Горжусь тобой, мой «Ямал!»  пополнят  знания детей о символах России и малой родины Ямала. Воспитанники не только ближе познакомятся с районным центром нашего района Яр-Сале, но и с замечательными людьми, которые там живут и трудятся.  Занятие «Учусь быть гражданином» в игровой форме позволит ребятам познакомиться с такими понятиями, как: «избирательный бюллетень», «депутат», «парламент» т.д.

В России нет ни одной семьи, в которой бы и по сей день не звучали отголоски Великой Отечественной войны. Война не обошла стороной и Ямал. Наши земляки храбро сражались на полях войны. К счастью, она не дошла до Ямала на суше в виде сражений, взрывов, танковых атак.  Но непомерная ноша легла на плечи тех, кто остался здесь, не ушёл на фронт. Мероприятия о подвигах ямальцев в годы Великой Отечественной войны доступно донесли до сознания детей ужасы трагедии прошлых лет. Дети должны знать о наших воинах-земляках, которые удостоены звания Героя Советского Союза, а так же гордиться ими.                            

             4 раздел. Фольклор и литература народов Ямала.

                                                                                                 Слово народное – пламень дыхания.

                                                                                                Слушайте слово с должным вниманием.

                                                                                                                                             Ю.Шесталов.

Истоками культуры народов Севера является собранный по крупицам, на протяжении веков, фольклор.  И начинать его изучение нужно с народных сказок, мифов, легенд, так как именно этнические жанры содержат концентрированную мудрость и достоинства народа. Они помогают развить особенное мышление, наблюдательность, образные представления о жизни народов Ямала, совершенствуют понятие о традиционных добродетелях и нравственных идеалах. Мастерство всегда высоко ценилось в народе, о народных умельцах  ходили легенды.

Сказки, легенды, мифы из поколения в поколение передавали и бережно сохраняли представления народа о природе, духовной и бытовой сторонах жизни, запретах, культурных ценностях.

На начальном этапе изучения народного творчества дети  через фольклор глубже познают окружающий мир, жизнь и быт аборигенов севера. Аллегорическая форма, присущая ненецким народным афоризмам, развивает у детей мышление. Они учатся  распознавать предметы и явления. Особенно любимы детьми волшебные сказки и сказки о животных. Работая над разделом «Фольклор и литература Ямала» я включила в мероприятия инсценировки сказок. Речь воспитанников во время воплощения в того или иного героя становится выразительной, сами же дети расковываются, а произносимый текст  сопровождается  действиями.

Немаловажно и то, что  народные сказки носят поучительный характер: высмеиваются глупость, хвастовство, жадность и другие человеческие пороки, а в качестве антитезы показывается честность, трудолюбие, скромность, ум. Систематизируя знания  об устном народном творчестве северных народов, выделяем особенности фольклора, которые связаны с условиями жизни и деятельности конкретного населения.

На занятиях ребята узнают о многих сказителях, которые донесли до нас сведения по истории, культуре, а также помогли лучше узнать о нравах и обычаях наших предков – северян.

 В процессе работы над пословицами, поговорками, песнями, загадками я подвожу детей к пониманию мудрости и достоинства своего народа. Дети очень любят узнавать об окружающих их явлениях  и предметах. Поэтому они с удовольствием выполняют творческие работы. Например, такие задания, как: составить загадки, описывая предмет или явление, указанное на картинке, чтобы по описанию его можно было узнать.

Знание устного народного творчества, литературы, этнографии развивает фантазию детей,     активизирует  их сознательность.

Нравственные идеалы в фольклоре являются эффективным средством воспитания у детей любви к своему народу, стремления стать патриотом своего края  и России.

 Произведения народного творчества играют первостепенное значение в формировании и укреплении национального самосознания.

Лучше познать и ощутить мир устного творчества помогают детям презентации и видеофильмы. Так, например, просмотрев видеофильм «Колыбель» (авторы сценария Валентина Няруй и Валерий Крылов), дети прониклись нежным чувством к женщине-матери, которая с любовью и нежностью поёт колыбельную песню своему младенцу.

В течение всего фильма такие песни звучали в исполнении талантливой Валентины Нёлековны Няруй.

Изучение художественной литературы – сложный творческий процесс, требующий внимательного отношения к ребёнку. Задумываясь о значении в воспитании детей данного раздела, я стараюсь открыть перед воспитанниками богатый мир литературы Ямала, помочь найти в нём что-то своё родное, близкое сердцу. Так хочется, чтобы во всём мире многообразии источников информации и впечатлений, дети не потеряли дорогу в мир литературы. Дети с удовольствием знакомятся с творчеством таких писателей и поэтов, как:  Истомина И. Г.,  Афанасьева Ю. Н.,  Ругина Р.П.,  Неркаги А. Н.,   Лапцуя Л.В.,  Дудникова Н. Ф. и многих других.

Мероприятия, посвящённые творчеству писателей и поэтов Ямала, приобщают каждого ребёнка к культурным ценностям, воспитывают любовь к родному краю,

                                                                                                    Где б ни бодрствовал, где бы ни спал,

Я вижу тебя мой далёкий Ямал.

Я вижу тебя наяву и во сне.

Дыхание твоё пламенеет во мне.

Строкою и песней к тебе я спешу

Я имя твоё в своём сердце ношу.

                                       Л.Лапцуй.

Думаю, что данные мероприятия этого раздела послужат подспорьем в работе воспитателей, учителей,  педагогов-организаторов  при  проведении классных часов, праздников, занятий.

5 раздел. Творчество. Мастера искусств.

                                                                                       «Детское сердце чутко к призыву
                                                                                                              творить красоту…
                                                                                                     Важно только, чтобы за
                                                                                                  призывами следовал труд».
                                                                                                                 В. А.Сухомлинский

Наши предки любили красоту и умели ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились редкой драгоценностью. Искусство и красота незаметно существовали рядом с человеком от его рождения до смерти. Привлечение детей к творчеству и искусству  поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал:  «Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного».

Особую роль в этом играет художественное творчество. Занятия декоративно-прикладным искусством, призванные обогатить душу ребёнка и разбудить в нём нравственные чувства, должны ориентироваться на развитие творческого начала в художественной деятельности детей. В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение: "творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей", то есть - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, создание того, что еще не существовало. Видимо поэтому многие психологи до последнего времени утверждали нецелесообразность понятия "детское творчество", ведь дети не создают ничего нового, общественно значимого, не деятельность для них - творческая, путем проб и ошибок они достигают результата, и главное создать такие условия, чтобы и процесс, и результат радовали их.

 В каждом регионе есть свои народные промыслы.

Малочисленные народы Крайнего Севера, живущие в Ямало-Ненецком автономном округе, в своём историческом развитии создали оригинальную культуру, максимально приближенную к условиям жизни в Заполярье.

Эта культура проявляется не только в повседневной хозяйственной деятельности, она теснейшим образом связана с духовной жизнью северных народов. По конструкции нарт, покрою одежды, внутреннему убранству чума знающий глаз точно определит национальную и родовую принадлежность совершают открытий. Но ребенок открывает себя и это является двигателем его творческого потенциала. Дети эмоциональны, на волне эмоций они постоянно ищут, пробуют, исследуют, и эта хозяина.

С бытовой и производственной культурой аборигенов Ямальского Севера тесно связано искусство украшения и орнаменталистики одежды, утвари ненцев, ханты, селькупов. Занимаясь созданием украшений, мастера добиваются органичного соединения высокой художественности работы и практичности в применении изготовленной вещи.

Одежда ямальских аборигенов разнообразна по своему покрою и декоративному оформлению. Ряд её элементов восходит к глубокой древности народов Севера и содержит в себе одухотворение явлений природы, которой поклонялись предки.

Поэтому у каждой народности свои требования к внешнему убранству одежды, которое также отличает не только народ от народа, но и род от рода, мужчину от женщины или ребёнка.

Традиционным у народов Севера было украшением орнаментом одежды – летней и зимней, предметов домашнего обихода, различных видов сумок: они служили для хранения женских вещей, для хранения продуктов или перевозки товаров при касланиях.

Хочется отметить мастерство селькупов, которые в быту используют берестяную и деревянную утварь. Чашки, черпаки, многое иное выдалбливается из дерева и носит название – амырса. Мелкие берестяные изделия сшиваются из сухожилий или современного капрона, крупные – черёмуховой сарги.

В двадцатом веке талантливые представители малочисленных народов Ямало-Ненецкого округа освоили художественную резьбу по дереву и кости.

В прошлом резные изделия у этих народов имели более утилитарное применение: вырезались  элементы оленьей упряжи, некоторые предметы быта. Из дерева вырубались антропоморфные изображения богов и духов.

Но шло взаимопроникновение культур народов, обитавших на Севере и осваивавших его, молодёжь училась в художественных училищах, институтах. И старые навыки резьбы получили новое содержание. Мастера-резчики стали выполнять профессиональную миниатюрную скульптуру из дерева или кости. Каждый художник стремится художественно трансформировать образ своего народа: ненцев или ханты, селькупа или манси.

В скульптуре малочисленных народов Севера значительное место отводится колоритному воспроизведению мира природы, её слитности с человеком. Для художников народов Севера характерной чертой является синкретизм восприятия мира, он не делится, как у европейцев, на две противостоящие стороны:  мир природы и мир человека. Художники из числа аборигенного населения Ямала воспринимают и выражают в своих творениях единую картину мира.

Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Народное искусство, благодаря многообразию красок, особому ощущению радости, содержит огромный потенциал для творческого развития детей. Приобщение детей к искусству народного творчества развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Характеризуя актуальность данного раздела, я считаю, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Этнокультурный компонент способствует воспитанию у детей патриотических чувств.

 При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается эмоциональная сфера ребенка, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. Работа с разными природными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Раздел данной программы  рассчитан на 3 года обучения детей в возрасте 6-12 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Учебно- тематический план программы «Страна ягельного счастья!»

                                       1 год обучения (6-8 лет) 18 часов


№ п/п

Наименование разделов.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.Природа родного края. Экология.

2.Традиции и обычаи. Традиционное воспитание детей.

3.Нравственное воспитание. «Я- гражданин Ямала».

4.Фольклор и литература.

5.Творчество. Мастера искусств.

4

5

2

4

3

2

4

2

3

2

2

1

-

1

1

№ п/п

Наименование разделов.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.Природа родного края. Экология.

2.Традиции и обычаи. Традиционное воспитание детей.

3.Нравственное воспитание. «Я- гражданин Ямала».

4.Фольклор и литература.

5.Творчество. Мастера искусств.

4

5

2

4

3

2

4

2

3

2

2

1

-

1

1

№ п/п

Наименование разделов и темы занятий

Форма проведения

I

1.

2.  

3.  

4.

II  

1.  

2.

3.

4.

5.

III

1.

2.

IV

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

Природа родного края. Экология.

Акция «Сделаем посёлок чистым»

«В гостях у жителей Арктики»

 «Экология  народов Севера»

Лепка из глины животных родного края, предметов быта северных народов. Оформление уголка природы родного края

Традиции и обычаи. Традиционное воспитание детей.

« Традиционные занятия  жителей тундры»

«Путешествие в страну ягельного счастья. Значение оленя в жизни коренного населения Ямала»

«Зов тундры»

«Игрушки народов Ямала. Ненецкая кукла Нгухуку»

Рисование на тему  «Традиционное  жильё народов Севера ».

Нравственное воспитание. «Я - гражданин Ямала».

«Моя родина – Ямал»

Большая и малая родина.

Фольклор и литература.

Народная мудрость в загадках, пословицах,  поговорках и приметах.

«Игры в переливах северной поэзии».

Л. Лапцуй. Жизнь и творчество.

Сказки  народов Ямала. Рисование любимых героев.

Творчество. Мастера искусств.

Северные мастера – народные умельцы.

Музыкальный шаман Ямала. Знакомство с творчеством композитора С. Няруя.

Лепка из глины персонажей литературных произведений.

Акция

Познавательно-игровая программа.

Занятие-путешествие.

Практическое занятие.

Занятие

Игра-путешествие

Познавательно - спортивная игра.

Занятие-презентация.

Практическое занятие.

Занятие.

Занятие-презентация.

Беседа.

Познавательно-игровая программа.

Занятие-презентация.

Практическое занятие.

Презентация.

Литературно-музыкальный час.

Практическое занятие.

Учебно- тематический план программы «Страна ягельного счастья»

                                       2 год обучения (8-10 лет) 18 часов


№ п/п

Наименование разделов.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.Природа родного края. Экология.

2.Традиции и обычаи. Традиционное воспитание детей.

3.Нравственное воспитание. «Я- гражданин Ямала».

4.Фольклор и литература.

5.Творчество. Мастера искусств.

4

5

2

4

3

3

4

1

4

2

1

1

1

-

1


№ п/п

Наименование разделов и темы занятий

Форма проведения

I

1.

2.  

3.  

4.

II  

1.  

2.

3.

4.

5.

III

1.

2.

IV

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

Природа родного края. Экология.

Рисование на тему: «Родной край».

«Растительный и животный мир Арктики»

22 марта -  Всемирный день воды.  «Река Обь».

Тур любознательных «Особенности национальной одежды»

Традиции и обычаи. Традиционное воспитание детей.

Праздники северных  народов.

Особенности национальной пищи коренного населения  Ямала.

«Ненецкая лайка - друг оленевода».

Традиционная одежда народов Ямала. Орнаменты ямальских мастериц.

Рисование малицы и ягушки. Украшение одежды орнаментом.

Нравственное воспитание. «Я - гражданин Ямала».

«Яр-Сале – районный центр Ямальского района»

Оформление альбома «Посёлок, в котором мы живём».

Фольклор и литература.

«Сказки дедушки Ивана» по творчеству И.Истомина;

«Путешествие сказочных героев по тундре»

Писатели Ямала.

Мифы и легенды народов Ямала.

Творчество. Мастера искусств.

«Музыкальные инструменты коренных народов Ямала». «Мелодии Севера»

Мастера обработки кости и бивня мамонта.

Практическое занятие.  ..

Занятие-путешествие

Презентация.

Интеллектуальная игра

Занятие-презентация.

Занятие-презентация.

Беседа + презентация

Занятие-презентация.

Практическое занятие.

Занятие-презентация.

Практическая работа.

Занятие

Театрализованное представление.

Занятие.

Занятие-презентация.

Литературно-музыкальный час.

Беседа

Практическое занятие.

Учебно- тематический план программы «Мой край-Яма!»

                              3 год обучения (10-12 лет) 18 часов

№ п/п

Наименование разделов.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.Природа родного края. Экология.

2.Традиции и обычаи. Традиционное воспитание детей.

3.Нравственное воспитание. «Я- гражданин Ямала».

4.Фольклор и литература.

5.Творчество. Мастера искусств.

4

5

2

4

3

3

4

2

3

2

1

1

-

1

1

№ п/п

Наименование разделов и темы занятий

Форма проведения

I

1.

2.  

3.  

4.

II  

1.  

2.

3.

4.

5.

III

1.

2.

IV

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

Природа родного края. Экология.

Изготовление поделок из природного материала.

«Исследование Арктики»

Социальный проект «Сохранение традиционной экологии народов Севера»

«Колокола тревоги»

Традиции и обычаи. Традиционное воспитание детей.

Семья и особенности традиционного воспитания детей у коренных народов Ямала.

Игра-путешествие «Вы на карту посмотрите - полуостров наш найдите».

« История ненецких имён и фамилий»

Игра «Что? Где? Когда?» на тему «Мой Ямал»

Тур любознательных  «История нашего посёлка».

Рисование на тему  «Традиционное  жильё народов Севера ».

Нравственное воспитание. «Я- гражданин Ямала».

«Город на полярном круге»

«Подвиги ямальцев в годы Великой Отечественной войны»

Фольклор и литература.

«Фольклор – колыбель народного творчества»

Поэзия Р.Ругина. «Высокий костёр сердца»

КВН «Ямал-жемчужина народной мудрости»

Изготовление книжки-раскладушки «Фольклор Ямала»

Творчество. Мастера искусств.

Гавриил Лагей – оперный певец.

Мастера  обработки бересты и резьбы по дереву.

Конкурс на лучший рисунок «Все краски Ямала»

Практическое занятие.

Занятие-презентация.

Проект

Занятие-путешествие.

Занятие-презентация.

Занятие-путешествие.

Занятие.

Интеллектуальная игра.

Практическое занятие

Занятие-презентация.

Литературный вечер.

Занятие-презентация.

Литературно-поэтический час.

КВН

Практическое занятие

Литературно-музыкальный час.

Занятие.

Практическое занятие.

Ожидаемые результаты программы

По итогам освоения образовательной программы «Страна ягельного счастья»  воспитанники должны знать:

Воспитанники 1 группы (6 - 8 лет)

  • Что означают такие понятия, как: «природа», «экология», «Красная книга»;
  • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов);
  • Знать некоторых представителей животного и растительного мира;
  • Какова роль оленя в жизни тундровиков;
  • Устройство чума и игры детей коренных жителей Ямала;
  • Знать такие понятия, как: «Россия», «Родина», «малая родина»;
  • Некоторые  сказки, пословицы, поговорки, загадки народов Ямала, доступных для восприятия детей этого возраста;
  • Некоторых писателей и поэтов округа и их творчество;
  • Общее понятие о видах творчества, народных мастеров округа (выделка шкур, орнамент, береста, бисер).

Воспитанники 2 группы (8 – 10 лет)

  • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения и животные).
  • Некоторые лекарственные растения, их применение аборигенами.
  • Общее понятие о водных ресурсах;
  • Национальные традиции и обычаи (предметы быта, народные промыслы, заповеди).
  • О родовых отношениях ненцев.
  • Местоположение своего края, символику ЯНАО.
  • Колыбельные и лирические песни северных народов;
  • Писателей и поэтов округа, их творчество.
  • Творчество народных мастеров ЯНАО (декоративно-прикладное искусство: керамика, орнамент и его виды, береста, бисер).   

  • Воспитанники 3 группы (10 - 12 лет)

  • Роль труда во взаимодействии человека с природой; возможные пути оптимизации     взаимодействия общества и природы.
  • Природные богатства Ямала, экологические проблемы, создавшиеся по вине

человеческого фактора.

  • Экологические традиции народов Севера.
  • Знать о Красной книге ЯНАО.
  •  Об исследователях Арктики. Понятие терминов «малочисленные народы», «аборигены».
  • О национальных праздниках народов Ямала («День Солнца», Вороний праздник и др.)
  • О значении символов ЯНАО – флаге, гербе, гимне.
  • О подвигах ямальцев в годы Великой Отечественной войны.
  • Фольклор народов Ямала. Мифы народов Севера.
  • Творчество народных мастеров ЯНАО (декоративно-прикладное искусство, творчество художников, композиторов, певцов).

По итогам освоения образовательной программы дети должны уметь:

Воспитанники 1 группы (6-8 лет)

  • работать со справочной и энциклопедической литературой
  • различать характерные признаки сезонов
  • заготавливать природный материал для творческих поделок
  • уметь работать с глиной
  • уметь изображать простейшие объекты тундры

Воспитанники 2 группы (8-10 лет)

  • находить Ямал на картах России различного содержания.
  • украшать одежду орнаментом
  • различать музыкальные инструменты народов Ямала
  • различать лекарственные растения

Воспитанники 3 группы (10-12  лет)

  • оценивать природные условия и ресурсы для жизни и хозяйственной деятельности человека.
  • рассказывать о традициях народов Севера
  • изготавливать поделки из природного материала
  • отличать виды декоративно-прикладного творчества народов Севера

Требования к техническому оснащению педагогического процесса

  1. Обеспечение учебно-методической литературой.
  2. Наличие комплектов наглядных пособий по темам.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Диски с видеофильмами о родном крае.
  5. Телевизор, DVD-плейер, музыкальный центр.
  6. Канцелярские принадлежности, глина.

Педагогическая диагностика

Реализация программы «Страна ягельного счастья» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития (приложение), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми;

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности;

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования;

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагог должен создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Требования к техническому оснащению педагогического процесса

  1. Обеспечение учебно-методической литературой.
  2. Наличие комплектов наглядных пособий по темам.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Диски с видеофильмами о родном крае.
  5. Телевизор, DVD-плейер, музыкальный центр.
  6. Канцелярские принадлежности, пластилин.

Методическое обеспечение программы

  1. Арктика – мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей. – М.: Северные просторы, 2000.
  2. Арктика – мой дом. Народы Севера земли. – М.: Северные просторы, 1999.
  3. Быковский В. Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири. – Изд. «Баско», 2002.
  4. Мифы и предания народов Ямала. / Сост. Л.А. Лар. -  Тюмень, 2001.
  5. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. «Просвещение» (филиал), Санкт-Петербург, 2002.
  6. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
  7. Природа Ямала. Колл. авторов. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995.
  8. Проза народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России / Сост. А.А. Бурыкин. – М.: Северные просторы, 2002.
  9. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России / Сост. А.А. Бурыкин, Е.Р. Акбальян.– М.: Северные просторы, 2002.
  10. Роговер Е.С. Литература народов Севера. -  «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2008.
  11. Северные родники. / авт.сост. Федорова Л.Ф. Тюмень, 2001.
  12. Узоры северного сияния. Авт.сост. Сязи А.М. «Артвид», Салехард, 2005.
  13. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России / Сост. Е.Р. Акбальян. – М.: Северные просторы, 2002.
  14. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Томск, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие:"Страноведение. Путешествие по англо-язычным странам."

Презентация для урока по теме: "Изучение традиций и праздников англо-язычных стран"...

Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")

Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были  использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...

Учебно-методическое пособие "Программа Джазового танца"

В данном учебно-методическом пособии предлагаются  рабочие программы для  3,5 и 8 го года обучения джазовому танцу...

Учебно-методическое пособие. Программа позитивного развития личности "Профилактика вредных привычек и зависимостей у обучающихся"

Учебно-методическое пособие представляет собой программу позитивного развития личности.  Материал пособия  позволит преподавателю последовательно решать задачи по искоренению вредных привыче...

Реализация программы «Моя Россия, страна моя» по учебно-методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество 5-8 класс» в рамках региональной апробационной площадки.

Аннотация. В статье представлен опыт внеурочной деятельности образовательной организации через реализацию программы «Моя Россия, страна моя». Программа разработана по методическому п...

Электронный учебно - методический комплект (программа SunRav BookReader) Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» 6 класс

Методическая разработка Электронный учебно - методический комплект (программа SunRav BookReader) Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» 6 класс, в ней определены организационные условия...

Учебно-методический комплекс программы (методическое обеспечение)

Учебно-методическийкомплекс программы (методическое обеспечение)...