Модуль программы "Техническое моделирование" "Лети, модель!"
методическая разработка по теме

Егошин Игорь Леонидович

Модуль "Лети, модель!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_programmy_tehnicheskoe_modelirovanie_leti_model.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Сергачского Муниципального района

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Модуль  дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Лети, модель!»

                                               

                                             Направленность: техническая

Срок реализации 1год (44 часа)

Возраст обучающихся: от 7 лет до 13 лет

Автор-составитель:

                                                                              Егошин Игорь Леонидович, педагог дополнительного образования

г. Сергач

2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: образовательный модуль «Лети, модель!» -  технической направленности. Содержание модуля предусматривает развитие способностей детей в направлении техническое творчество. Предметом изучения являются простейшие авиамодели на дальность полёта.

Новизна: Модуль «Лети, модель!», являясь модулем программы «Техническое моделирование» (программы по НТМ), реализуется как краткосрочный образовательный маршрут в рамках подготовки к конкурсу юных авиамоделистов «Лети, модель!» (в рамках эксперимента инновационной площадки). Реализация модуля позволит вовлечь в процесс технического творчества обучающихся из отдалённых сельских школ, подготовить их к участию в конкурсе юных авиамоделистов «Лети, модель!»

  Модуль будет реализован на базе МБОУ Сергачская СОШ №2, для обучающихся 7-13 лет, входящих в разновозрастную группу, в которой обучающиеся изготавливают авиамодели, согласно положению конкурса  юных авиамоделистов «Лети, модель!» по возрастному принципу. Таким образом, модуль реализуется параллельно для обучающихся трёх возрастных групп: младшей-7-8 лет; средней-9-10 лет и старшей-11-13лет.

 Актуальность:

    «В начале 90-х годов все рухнуло... Восстановить это довольно сложно... Но …правы в том, что … дело касается вообще всей системы внеклассного дополнительного образования. Это, конечно, помощь будущим инженерным школам, мы таким образом… займём детей и творчеством, и техническим творчеством, и художественным... Но это длительный процесс... Тем не менее, этот процесс развивается, и, в общем, и в целом развивается позитивно, но недостаточными темпами, …. Будем стараться».  ( Ответ Президента РФ В. В. Путина, форум  «Интернет-предпринимательство в России»).

    На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Актуальность модуля обусловлена существующей потребностью развития познавательного интереса у детей младшего и среднего школьного возраста к авиационной технике,  к инженерно-техническим профессиям.

Педагогическая целесообразность:

Краткосрочность модуля (44 часа), заданный класс авиамоделей (класс моделей определен положением конкурса «Лети, модель!») определили следующую последовательность образовательного процесса- от репродуктивного (младшая возрастная группа) к частично-продуктивному уровню (средняя возрастная группа) и к творческой деятельности (старшая возрастная группа ).

  На начальном этапе освоения модуля преобладает репродуктивный метод. Обучающиеся выполняют задания по образцу и строят одинаковые модели, используя готовые шаблоны и заготовки.

В практической деятельности формируются навыки планирования, изучается технология изготовления авиамодели.

Постепенно репродуктивный метод заменяется частично-продуктивным, добавлены дополнительные знания, изучение новых технологий изготовления авиамодели. На финальных этапах обучающиеся изготавливают экспериментальную авиамодель, по собственному замыслу, по собственному проекту авиамодели.  Возможна  также работа по образцу. В связи с этим меняется и форма проведения занятий, теперь они становятся более индивидуальными. Каждый из обучающихся может получить индивидуальную консультацию по выполнению проекта. Метод проектов вырабатывает у детей умение выстраивать свою деятельность, видеть её перспективу. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.  

Цель: Формирование и развитие познавательного интереса к авиационной технике, подготовка и участие в конкурсе юных авиамоделистов «Лети, модель!»

Задачи:

Обучающие:

-формирование знаний и умений в области обработки материалов ручным инструментом;

-формирование навыков технического моделирования при создании авиамоделей на дальность полета;

 Развивающие:

-знакомство и изучение истории авиамоделизма, спортивного авиамоделирования;

-сформировать навыки участия в соревнованиях;

Воспитательные:                                                                                               

 -воспитание технической культуры;                                                                             -воспитание чувства коллективизма, ответственности.

Отличительные особенности:

Модуль составлен с учётом требований областного конкурса юных авиамоделистов «Лети, модель!», и гарантирует участие каждого обучающегося в этапах конкурса. Участие в конкурсах юных авиамоделистов даёт школьнику, как массу положительных эмоций, так и создает предпосылки к дальнейшему осознанному выбору занятий техническим творчеством.

Сроки реализации:

Содержание модуля составлено в соответствии с содержанием дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Техническое моделирование», реализуемой в течении 3 -ех лет и  является первым этапом данной программы.

Содержание модуля и программы рассчитано для обучающихся от 7 до 13 лет. На освоение модуля отводится  44 часа.

Формы занятий:

 Занятия могут проходить в форме:

-групповых и индивидуальных занятий;

- соревнований и конкурсов по  авиамоделизму;

Режим занятий.                                                                                                               2 раза в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями (всего 44 часа).

Ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

- правила безопасного пользования инструментами;

- материалы и инструменты, используемые для изготовления авиамоделей;

- основные линии на чертеже;

- основные простейшие технические термины;

- простейшие конструкторские понятия;

- основные узлы авиамоделей;

- виды чертежей;

- линии на чертежах;

- виды соединений деталей;

- способы изготовления моделей;

Обучающийся должен уметь:

- соблюдать технику безопасности;

- читать простейшие чертежи;                                                                                                      - изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;

- находить линии сгиба;

- владеть элементарными графическими навыками;

- изготавливать простейшие авиамодели;

- организовать рабочее место.

- изготавливать усложненные модели;

- подбирать материал для модели;

- анализировать свою модель;

- обрабатывать конструкционные материалы;

- находить рациональный способ использования материала;

- работать с технической литературой;

- самостоятельно находить техническое решение;

- самостоятельно выбирать дизайн модели;

- проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;

- конструктивно работать в коллективе.

Способы проверки знаний:                      

Формы контроля: собеседование, тренировочные запуски моделей, соревнования, выставки.

Методы контроля: опрос, наблюдение, анализ качества изготавливаемых деталей моделей, оценка качества модели в полете, самопроверка.

  1. Оценочные уровни

(шкала оценки знаний и умений).

1. Низкий уровень обучения – уровень не усвоения основных понятий – заниженный уровень самостоятельности и активности

2. Средний уровень обучения – уровень полного усвоения понятий (с незначительными недочетами) – уровень незначительной самостоятельности и активности.

3. Высокий уровень обучения – уровень полного усвоения понятий – высокий уровень самостоятельности и активности.

                                                 

Формы подведения итогов:

Основной формой подведения итогов работы  обучающихся по освоению модуля является результат  участия в конкурсе «Лети, модель!»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Младшая группа

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1.

Авиамоделизм                                                                

44

12

32

1.1

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

                                 2        

                        -

1.2

Виды авиамоделей. Теория полета.

2

2

-

1.3

Модель планера. Изготовление модели планера из бумаги.

8

2

6

1.4

Изготовление модели планера с крылом  до

250 мм, полётным весом до 15 гр.

18

3

15

1.5

Регулировка и запуск модели.

4

-

4

1.6

Подготовка и проведение соревнований.

6

1

5

2.

Промежуточная аттестация.

2

-

2

3.

Итоговое занятие

2

2

-

СОДЕРЖАНИЕ   МОДУЛЯ

  1.  Младшая группа

1.Авиамоделизм                                                                                                          1.1Вводное занятие.

Теоретическая часть. Техника безопасности. Правила работы в мастерской и организация рабочего места.  

1.2 Виды авиамоделей. Теория полета.

Теоретическая часть. Виды авиамоделей. Теория полёта.

1.3 Модель планера. Изготовление модели планера из бумаги.

Теоретическая часть. Происхождение слова «планер». Основные части планера и их назначение. Материалы для создания моделей планера.

Практическая часть.  Изготовление модели  планера .

1.4 Изготовление модели планера с крылом до 250мм, полётным весом до 15 гр..

Теоретическая часть.

Спортивный планер История авиамоделизма. Свойства воздуха: давление, вес, плотность. Как человек научился летать. Понятие о подъёмной силе крыла. Правила проведения соревнований по авиамоделированию.                                                                                     Практическая часть. Изготовление модели планера.

1.5 Регулировка и запуск модели.

Практическая часть. Лётные испытания моделей.  Регулировка модели, запуск.

1.6  Подготовка и проведение соревнований.

Теоретическая часть. Правила проведения соревнований.

Практическая часть Проведение соревнований на дальность полета.

2. Промежуточная аттестация.    

3.Итоговое занятие.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 Средняя группа

                                                                                                                                                                             

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1.

Авиамоделизм.                                                                

44

11

33

1.1

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

                                 2        

                        -

1.2

Виды авиамоделей. Теория полета.

2

2

-

1.3

Модель планера. Изготовление модели планера из пенопласта.

8

2

6

1.4

Выбор и изготовление модели планера с крылом до 500 мм, полётным весом до 25 гр.

18

2

16

1.5

Регулировка и запуск модели.

4

-

4

1.6

Подготовка и проведение соревнований.

6

1

5

2.

Промежуточная аттестация.

2

-

2

3.

Итоговое занятие

2

2

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ  

Средняя группа

1. Авиамоделизм

1.1Вводное занятие.

Теоретическая часть. Техника безопасности. Правила работы в мастерской и организация рабочего места.                                                                                                                                                                                                                 1.2 Виды авиамоделей. Теория полета.

Теоретическая часть. Аэродинамика различных профилей крыла.

1.3 Модель планера. Изготовление модели планера из пенопласта. Теоретическая часть. Модель планера на дальность полёта.  Материалы для создания моделей планера.

Практическая часть.  Изготовление модели планера из пенопласта.

1.4 Выбор и изготовление модели планера с крылом до500мм.

Теоретическая часть. Аэродинамика жесткого и мембранного крыла.

Практическая часть. Изготовление модели планера.

1.5 Регулировка и запуск модели.

Практическая часть. Лётные испытания моделей.  Регулировка модели, запуск.

1.6  Подготовка и проведение соревнований.

Теоретическая часть. Правила проведения соревнований.

Практическая часть Проведение соревнований на дальность полета.                          

2. Промежуточная аттестация.    

3.Итоговое занятие.

                                                                                                                                     

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Старшая группа

Название разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1.

Авиамоделизм                                                                

44

9

35

1.1

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

2            

1.2

Виды авиамоделей. Теория полета. Изготовление модели планера стандартной схемы.

8

2

6

1.3

Экспериментальные модели планеров: биплан, дископлан, утка и др.

2

1

1

1.4

Вариант 1: Изготовление модели экспериментального планера по образцу.

Вариант 2: Творческий проект: «Изготовление модели экспериментального планера».

18

2

16

1.5

Регулировка и запуск модели.

4

-

4

1.6

Проведение соревнований.

6

1

5

2.

Промежуточная, итоговая аттестация.

2

-

2

3.

Итоговое занятие

2

1

1

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

  1. Старшая группа

1. Авиамоделизм

1.1   Вводное занятие.                                                                                                                                                                                                                 Теоретическая часть. Техника безопасности. Правила работы в мастерской и организация рабочего места.

1.2 Виды авиамоделей. Теория полета. Изготовление модели планера стандартной схемы.      

Теоретическая часть.    Подъемная сила и лобовое сопротивление. Угол атаки крыла.

 Практическая часть.    Изготовление модели планера стандартной схемы.      

                                                                                                                                                                                                                                                                                               1.3 Экспериментальные модели планеров: биплан, дископлан, утка и др.

Теоретическая часть. Знакомство с моделями, зарисовка схем.

 Особенности аэродинамики различных профилей крыла                                                                                               Практическая часть.

Изучение материалов для создания экспериментальных моделей планеров.                                                                                                                                                       

1.4 Изготовление модели экспериментального планера по образцу.

Творческий проект: «Изготовление экспериментальной модели планера».

Теоретическая часть. Аэродинамика жесткого и мембранного крыла.

Практическая часть. Изготовление модели планера.

1.5 Регулировка и запуск модели.

Практическая часть. Лётные испытания моделей.  Регулировка модели, запуск.

1.6  Подготовка и проведение соревнований.

Теоретическая часть. Правила проведения соревнований.

Практическая часть Проведение соревнований на дальность полета.  

2. Промежуточная аттестация.    

3.Итоговое занятие.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ

        Решение педагогических задач в модуле «Лети, модель!» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Техническое моделирование» осуществляется на основе принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, принципа свободы выбора ребёнком видов деятельности, принципа индивидуальности.

Основной метод реализации модуля практическая работа. При выполнении которой  происходит освоение и закрепление теоретических знаний.

Теоретические занятия проводятся в начале изучаемого раздела модуля, но при выполнении практических работ повторяются необходимые знания и термины.

Большое значение имеет проведение конкурсов, соревнований, что даёт возможность детям максимально реализовать свой творческий потенциал, активность, любознательность, эмоциональное восприятие. Для педагога  - это возможность оценить результаты образовательной деятельности обучающихся и проследить их личностный рост.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

                   Материально – техническое обеспечение:

1.Техническая мастерская оборудованная в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами.

2.Технологическая оснащенность мастерской:

  1. Верстаки - 1 шт.;
  2. Лобзики – 7 шт.;
  3. Рубанки – 7 шт.;
  4. Ножовки – 4 шт.;

Наборы сверл по дереву и металлу;

  1. Комплект линеек, угольников, штангенциркулей;                            
  2. Ножницы;
  3. Образцы моделей из древесины, бумаги, картона, пластика, пенопласта;

Канцелярские ножи.

           3. Материалы:

    Клей ПВА;

    Карандаши простые;

    Белая бумага (для шаблонов);

   Пиломатериал: липовый, сосновый;

   Шлифовальная бумага;

   Пенопласт, пластик, фанера.

4.Наглядные и технологические пособия:

       Тексты правил безопасности труда для инструктажей;

        Шаблоны для разметки деталей согласно учебному плану;

 Чертежи, технологические карты  моделей;

Список литературы

Нормативно-правовая база:

  1. Конституция Российской Федерации, ст.7;
  2.  Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ  гл.1  ст 2,ст 44

«Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, общего и профессионального образования;
  3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г.№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации»;
  4. Письмо Минобрнауки России от 13.0.2013 № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
  5. Письмо Минобрнауки России от 12.07.2013 № 09-879 «Рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;
  6. Распоряжение Правительства российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция  развития дополнительного образования»;
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  8. Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) от 29.05.2015 № 996-р;
  9. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761.

Для педагогов:

  1. Горбачев А. М. От поделки к модели. – Н. Новгород.: Нижполиграф , 1997.
  2. Горский В.А. Техническое творчество школьников: пособие для учителей и руководителей технических кружков. - М.: Просвещение, 1981.
  3. Микиртумов Э. Авиационный моделизм: учеб пособие для авиамоделистов 1-2 годов обучения. – М.: ДОСААФ 1960.
  4. Столяров Ю. С. Уроки творчества: из опыта организации технического творчества школьников. – М.: Педагогика , 1981.
  5. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества  школьников: пособие для учителей и работников  внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1983.  

Для обучающихся:

  1. Голубев В.А. Юному авиамоделисту: пособие для учащихся – М.: Просвещение , 1979.
  2. Павлов А. П. Твоя первая модель. – М.:ДОСААФ, 1979.
  3. Попов Б. В. Учись мастерить. – М.: Просвещение, 1977.
  4. Попов Б. В.В подарок малышам. – М.: Молодая гвардия, 1959.
  5. Рабиза Ф.В. Техника своими руками. – М.: Детская литература, 1995.
  6. Севастьянов А.М. Волшебство моделей. – Н.Новгород: Времена, 1997.
  7. Толмачёва Е.Ю. Конкурс умельцев. – СПб.1973.
  8. Шустерман З. Г. Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких. – М.: Педагогика, 1993.
  9. Эльшанский  И.И.Хочу стать Кулибиным. – М.: Дрофа, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по информатике и черчению: моделирование, каркасная модель, проекции

Подробный компьютерный бинарный урок информатики и черчения. Урок информатики: моделирование, каркасная модель, создание простой модели. Урок черчения. Тема прямоугольные и аксонометрические проекции....

Презентация к уроку по теме «Моделирование. Классификация моделей»

Презентация к уроку по теме «Моделирование. Классификация моделей» по УМК Макаровой Н.В....

Урок - практическая работа «Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»

Урок-практическая работа "Моделирование. Классификация моделей" проводится в 7(8) классе средней школы. Для проведения данной практической работы необходимо оборудование стандартного компьютерного каб...

Математическое моделирование. Имитационные модели

Математическое моделирование. Имитационные модели...

Урок «Моделирование. Понятие модели»

План урока информатики в 7 классе. Тема «Моделирование. Понятие модели»...

Моделирование. Виды моделей. 9 класс

Презентация "Моделирование. Виды моделей" для 9 класса....