Внеклассное мероприятие по русскому языку
план-конспект на тему

Тимофеева Виктория Николаевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку подойдет для проведения предметной недели

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку.

 «Космическое путешествие на планету Имя Существительное»       6 класс.

Цель: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Имя существительное»

Задачи:

  1. Повторить грамматические признаки имени существительного
  2.  Развивать познавательные интересы к предмету, умения и навыки грамотного письма
  3. Воспитывать любовь к русскому языку, творческие способности, интеллект.

Форма занятия: игра.

Оборудование: нарисованная карта с изображением планет, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, жетоны-звездочки

Ход занятия:

Вступительное слово:

Сегодня у нас не просто занятие, а путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие … в Галактику «Имя Существительное». В него отправятся 2 экипажа знатоков русского языка: «Знатоки» и «Всезнайки». В каждом из них есть  капитаны, которые будут помогать своим командам не заблудиться на космических просторах.

Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль состояния своего здоровья:  назовите пословицы и поговорки о здоровом образе жизни.


Баня - вторая мать.
Баня здоровит, разговор веселит.
Баня парит, баня правит.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Болезнь и поросенка не красит.
Болезнь не красит человека, а старит.
Болен - лечись, а здоров - берегись.. 
Будь не красен, да здоров.
Горьким лечат, а сладким калечат.
Грамота не болезнь - годы не уносит.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Здоров будешь - все добудешь.
Здоровье дороже богатства. 
Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду. 
Здоровье дороже денег. 
Здоровье не купишь - его разум дарит. 
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Здоровью цены нет. 
Здоровья за деньги не купишь.
Курить - здоровью вредить. 
Лук да баня все правят. 
Лук с чесноком - родные братья. 
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
На болячку не молись, а лечись. 
Нескладно, неладно, зато здорово. 
Ранить легче, чем лечить. 
Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.
Чистая вода - для хвори беда.
Чистота - залог здоровья.

Вы молодцы, у вас отличное здоровье!  Все допущены к полету!

(Звучит А.Скрябин «Соната №3»)

И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. Но чтобы не заблудиться во время космического путешествия, нам нужна карта.

Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах и звездах Галактики «Имя Существительное»: «Грамматическая», «Шифровочная», «Экспериментальная» и   «Орфо». Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата,(изображение на мультимедийном проэкторе) которые охраняют инопланетяне. Не всех они пропускают через них, а только самых смелых, отважных, а главное – знающих. Вам необходимо ответить на вопросы инопланетян 

  1. Какая часть речи называется именем существительным?
  2. Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?
  3. Чем отличается имя существительное от имени прилагательного?
  4. Что общего между именем существительным и местоимением?

(За каждый правильный ответ команда получает звездочку).

Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе. Перед нами первая планета  «Грамматическая»

Задание № 1.  Прослушайте текст песни, выпишите имена существительные и укажите склонение.

Песня «Земля в иллюминаторе»

Земля, иллюминатор, сын, мать, звезда, затмение, сон, рокот, космодром, синева, трава

Проверка. (За каждый правильный ответ команда получает звездочку).

Задание №2. Распределить  имена существительные в три колонки: только множественное число, только единственное число, две формы.

Сахар, сани, мышцы, ножницы, молодёжь, молоко, шорох, дрожжи, темнота, праздники, грабли, цифры.

Задание№3.

Какие продукты вы взяли с собой в космическое путешествие? Назовите  их, указав склонение.

 Задание № 4. Записать имена существительные в форме родительного падежа множественного числа: яблоко, место, чулок, носок,  мандарин, апельсин, туфля, дело

Проверка. (За каждый правильный ответ команда получает звездочку).

Задание № 5. Найти лишнее слово:

1. Канада, Сочи, Миссури, авеню
2. Дорога, соня, гроздь, рояль
3.  ГАИ, РФ, НИИ, АМУР
4. Обжора, рёва, балерина, разиня

       Задание № 6 .

 Давным-давно, когда мир был совсем другим, на четырех планетах солнечной системы - на Марсе, Уране, Плутоне и Сатурне жили разумные существа. Жители Меркурия были очень умны и сообразительны, жители Венеры отличались неотразимой красотой и обаянием,  жители Земли были очень чувствительные и романтичные, Марса смелые и целеустремленные, Юпитера стойкие и сильные, Сатурна мудрые и спокойные, Урана творческие, жители Нептуна отличались способностью отражать чужую силу.  

Как называют жителей планет: 

Меркурий (меркурианцы), Венера (венерианцы), Земля  (земляне),  Марс (марсианцы, марсиане), Юпитер (юпитерцы, юпитерианцы), Сатурн (сатурнианцы) Уран (уранианцы), Нептун (нептунцы, нептунианцы)

Нас принимает планета «Экспериментальная».

Отгадать ребусы

Угадайте слово по его составу:

В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в
собрании встретите вскоре,
В слове
рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. (
Расписание)

Корень тот же, что и в слове
сказка,
Суффикс тот же, что и в слове
извозчик,
Приставка та же, что и в слове
расход.(Рассказчик).

Корень мой находится в
цене.
В
очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в
тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (
Оценка.)

Немного устали, путешествуя по Галактике. А сейчас выход в открытый космос. Покажите, как вы себя будете вести там.  (Физкультминутка под музыку).

Планета «Шифровочная». Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников.

Задание № 7.  Расшифровать слова: МГУ, юнкор, завмаг, СМИ, РФ, США, НИИ, ГИБДД

Письмо-шифровка.

Мы нашли письмо-шифровку. Его оставили нам инопланетяне. Но в этом письме очень много ошибок. Исправьте их.

В долекой древносте люди замичяли на начьном неби протинувшуюся через весь небо свод бледную свитящуюся паласу. Она напоменала им пролитое малако. По лигенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Свитящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям галилея, стало извесно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свичение. Такую систему назвали галактикой.

Мы приближаемся к планете” Орфо".

Экспресс-опрос:

  1. Когда пишутся суффиксы –ЧИК-, -ЩИК-?
  2. Когда пишутся буквы О-Ё после шипящих в корне, суффиксе, окончании?
  3. Когда ПОЛ- со словами пишется через дефис?
  4. Когда НЕ  с именами существительными пишется слитно? Раздельно?
  5. Когда сложные имена существительные пишутся через дефис?
  6. Когда пишутся чередующиеся гласные О-А в корнях ГАР-ГОР? ЗАР-ЗОР?, ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РОС?
  7. Когда пишутся Ы-И после Ц?

Тестирование

Тест  «Имя существительное» .

  1. Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

       2. Имя существительное изменяется по:

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям          

       

        3. Найдите существительные 1 склонения:

А) тенью

Б) полотенцем

В) в революции

Г) семьей

         4. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) о песн..

Б) о професси…

В) об отношени…

Г) у дорог…

5. В окончании каких существительных пишется О:

А) куч . й

Б) камыш.м

В) дач.й

Г) гордец..м

6. В каких существительных нужен Ь:

      А) нет крыш..

Б) мощ..

В) камыш…

Г) полноч…

Возвращение на Землю.

Ну что ж, пришло время покидать Галактику «Имя Существительное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь “Звездные врата”. А для этого вам нужно написать синквейн.

Синквейны:

  • Существительное
  • Полезное, нужное
  • Украшает, называет, помогает
  • Имя существительное нужно изучать.
  • Знания

  • Занятие.
  • Интересное,  яркое
  • Учимся, узнаём, радуемся
  • На занятии было интересно.
  • Польза.

Подведение итогов. Награждение команд.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...