Осенним вечерком
методическая разработка на тему

Якубов Алимжан Ахмеджанович

внеклассного мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennim_vecherkom.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Осенним вечерком…»

Цели внеклассного мероприятия:

1. Познакомить учащихся с произведениями об осени.

2. Развивать коммуникативность - умение участвовать в беседе, слушать товарищей, выразительно читать стихи и создавать собственные по метафоре «Осень».

3, Воспитывать глубокое чувство любви к родной природе.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный, игровой.

Ход мероприятия

Воспитатель. За окном падают жёлтые листья. Вся улица украшена осенним ковром. Кругом пасмурно, но очень, очень красиво. Вслед за летом к нам незаметно пришла осень. И сегодня мы будем говорить об этом времени года в творчестве писателей и поэтов, создавать стихотворение по метафоре «осень», играть словами, и вы узнаете очень много нового и интересного.

Звучит  «Осенняя песня» (Чайковский «Времена года»).

Воспитатель.

        Ребята, хотите послушать сказку?

        А было это, когда лето отшумело,

        И отзвенело, и отзеленело,

        Когда промчались теплые деньки,

        И больше не летали мотыльки.

        И тут неслышно Осень подошла

        И тихо-тихо встала у ворот:

Осень. Кап-кап, откройте, это я пришла, Кап-кап, уж наступает мой черед.

Воспитатель. У входа. Осень молча поджидает, Но двери ей никто не открывает.

Воспитанник.

        Нет, я Осень к себе не впущу ни за что!

        Разве летом хоть раз надевал я пальто?

Воспитанница.

        Разве осенью стала бы я загорать,

        Или в речке купаться, цветы собирать?

Воспитанник.

        Если лето нельзя, то уж лучше зимой

        Мне на санках кататься с горы ледяной.

Воспитанница.

        Пусть уж лучше весной ручейки потекут,

        И кораблики наши по ним поплывут.

        Ну, а осень унылая нам не нужна.

        Мы не пустим ее, пусть уходит она!

Воспитанник.

        Тут загрустила Осень у дверей:

        До слез, до слез обидно стало ей.

        И плачет Осень дождиком у входа.

        И все дождливее становится погода.

Девочки исполняют «Танец с зонтиками» (музыка М. Леграна «Шербурские зонтики»).

Воспитанница.

        А Осень плачет, плачет у дверей.

        Еще бы, ведь не рады дети ей!

        Мы не хотим, - доносятся слова, -

        Чтобы с деревьев падала листва,

        Чтоб становились голыми кусты,

        Чтоб на лужайке высохли цветы.

Воспитанник.

        Ведь сразу станет холодно вокруг,

        И птицы улетят от нас на юг.

        Как грустно видеть где-то там, вдали

        Как пролетают клином журавли!

Осень.

        Кал-кап-кап, - снова Осень заплакала вдруг, -

        Кап-кап-кап, разве людям я больше не друг?

        Повнимательней ты посмотри на меня,

        Ты увидишь всю прелесть осеннего дня,

        Я сошью для деревьев златые наряды,

        И березка, и клен их надеть будут рады.

        Ты взгляни, уже лес стоит весь расписной,

        Только осенью можно увидеть такой.

        Мои листья пылают золотистым огнем

        И на землю ложатся разноцветным ковром!

Звучит песня «Падают листья»).

Воспитатель. Осень - одно из любимых времён года многих из нас. Ей посвящали свои произведения поэты и писатели: А Фет, Ф. Тютчев, К. Паустовский и многие другие,

Воспитатель подходит к столику и показывает портреты писателей, выходят ученики и читают стихотворения.

1 ученик.

        Есть в осени первоначальной

        Короткая, но дивная пора-

        Весь день стоит как бы хрустальный,

        И лучезарны вечера. (Ф. Тютчев)

2 ученик.

        Осень! Осыпается весь наш бедный сад.

        Листья пожелтевшие по ветру летят.

        Лишь вдали красуются - там на дне долин

        Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой.)

3 ученик.

        Осень. По утрам морозы.

        В рощах желтый листопад.

        Листья около березы

        Золотым ковром лежат.

        В лужах лед прозрачно-синий.

        На листочках белый иней.(Е. Головин)

4 ученик.

        Славная осень! Здоровый, ядреный

        Воздух усталые силы бодрит,

        Лед неокрепший на речке студеной

        Словно как тающий сахар лежит.

        Около леса, как в мягкой постели,

        Выспаться можно - покой и простор!

        Листья поблекнуть еще не успели,

        Желты и свежи лежат, как ковер.{И. Некрасов.)

Воспитатель. А ведь правда, без осени нам не прожить, Надо осень сюда поскорее впустить.

Осень.  Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится мой новый лесной наряд?

Звучит песня «Листья жёлтые».

Воспитатель. А как любил осень А.С. Пушкин! «Осень подходит, - писал он П.Плетневу. - Это мое любимое время, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает. Трижды в эту пору посещал Пушкин село Болдино. Здесь день за днем перед глазами поэта развертывалась картина долгой осени со всеми ее оттенками и переменами, от солнечной и ясной поры сентября до ноябрьской непогоды с непролазной грязью, дождями и снегопадами. В последующие годы поэт не раз мечтал о спокойной и независимой жизни в Болдино в «этой обители дальней, трудов и чистых нег», но так и не смог осуществить свое желание.

Группа чтецов подходит к столику с портретом Пушкина и читают отрывки из его стихотворений.

1 чтец.

        Унылая пора!

        Очей очарованье!

        Приятна мне твоя прощальная краса -

        Люблю я пышное природы увяданье,

        В багрец и золото одетые леса.

2 чтец.

        Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

        Последние листы с нагих своих ветвей.

        Дыхнул осенний хлад, дорога промерзает

        Журча еще бежит за мельницу ручей.

3 чтец.

        Уж небо осенью дышало,

        Уж реже солнышко блистало,

        Короче становился день. Лесов таинственная сень

        С печальным шумом обнажалась,

        Ложился на поле туман,

        Гусей крикливый караван

        Тянулся к югу: приближалась

        Довольно скучная пора;

        Стоял ноябрь уж у двора.

4 чтец.

        Дни поздней осени бранят обыкновенно,

        Но мне она мила, читатель дорогой,

        Красою тихою, блистающей смиренно.

        Так нелюбимое дитя в семье родной.

        К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

        Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Воспитатель. Нотки грусти, печали, осени звучат в стихах Есенина. Есенин -эта фамилия созвучна словам «есень», «ясень», «осень». Откуда она происходит? В фамилии «Есенин» звучит языческий корень «овсень», «таусень», будто она происходит от слова «осень» (по церковно - славянски - «есень»). Говорят, что мотивы тоски, увядания, осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией.

Звучит песня на стихи Есенина «Отговорила роща золотая»

Воспитатель. Михаил Юрьевич Лермонтов писал об осени так:

1 чтец.

        Листья в поле пожелтели,

        И кружатся, и летят.

        Лишь в бору поникли ели,

        Зелень мрачную хранят.

Воспитатель. А вот стихи Бальмонта об осени.

2 чтец.

        За утром преждевременно студеным

        Июльский полдень в полдень сентября,

        В лесах цветет древесная заря

        Рубиново-топазным перезвоном.

        Обрызган охрой редкий изумруд.

        Шафранные ковры затрепетали,

        И лисьим мехом выкрасились дали,

        Излом всех линий в сети веток крут

        «Туда, туда! Ото всего, что тут!»

        Отчаливая, птицы прокричали.

Воспитатель. Прекрасно знал русскую природу И.С. Тургенев. Вот как описывает он осень в лесу.

«И как же лес хорош поздней осенью. Ветра нет и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями, сквозь обнаженные бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья...». А как необыкновенно ярки и выразительны стихи об осени Ивана Алексеевича Бунина!

3 чтец.

        Лес, точно терем расписной,

        Лиловый, золотой, багряный,

        Веселой пестрою стеной

        Стоит над светлою поляной.

        Березы желтою листвой,

        Блестят в лазури голубой.

        Как вышки, елочки темнеют,

        А между кленами синеет

        То там, то здесь в листве сквозной,

        Просветы в небо, что оконца

        Лес пахнет дубом и сосной -

        За лето высох он от солнца,

        И осень тихою вдовой

        Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель. А кто-нибудь из вас смотрел внимательно на звездное осеннее небо? Звезды осенью такие яркие, крупные, низкие. И их так много, что кажется, между ними нет просвета и только протяни руку и дотянешься до звезд. Осеннее звездное небо даже пугает своей бездонностью и неземным, космическим дыханием.

Открылась бездна звезд полна:

Звездам числа нет,

бездне - дна. (М. Ломоносов)

4 чтец. «Мигают звезды. Они сегодня особенно яркие, налитые, живые. Они выстраиваются в причудливые дороги, и чем сильнее в них вглядываешься, тем их кажется больше и больше. Чудится что-то живое в их синем мерцании». (В. Потанин)

1 чтец.

        Ты посмотри, какая в мире тишь,

        Ночь обложила небо звездной данью,

        В такие вот часы встаешь и говоришь

        Векам, истории и мирозданью. (В. Маяковский)

Осень. Я слышала, что здесь собрались ребята, которые хотят испытать себя в роли стихотворцев. Я вам помогу. Напишите, пожалуйста, стихи обо мне. В этой корзинке вы найдете все необходимое. Я обязательно прочитаю то, что у вас получится. Удачи!

Оставляет корзину и уходит.

Воспитатель. Сегодня мы будем сочинять стихотворение по метафоре. А что такое метафора?

Учащиеся работают со словарём и находят определение слова «метафора»

Воспитатель. Давайте запишем название будущего стихотворения: «Осень»... Что такое осень? А каково лексическое значение этого слова?

Учащиеся работают со словарями.

Воспитатель. Как вы относитесь к осени? Что вы особенно любите в осени? Что вам вспоминается прежде всего, когда мы говорим «осень наступила» или «приближается осень»?

Ответы учащихся на вопросы учителя.

Воспитатель. Итак, теперь мы можем приступить к созданию стихотворения. А как же строится стихотворение по метафоре? Посмотрим, нет ли подсказки в корзине у Осени?

Раздаёт листочки с заданиями ребятам.

Воспитатель. Мы с вами должны сейчас «наполнить» слово «осень» цветом, вкусом, запахом, звуком. Стихотворение состоит из шести строчек. Каждая строчка - это пара слов. Первая часть каждой пары - предмет стихотворения (в данном случае осень), вторая - его характеристика по одному из шести признаков: цвету, вкусу, запаху, внешности, звуку, качеству связанного с ним переживания.

Ребята составляют стихи, а потом читают их вслух)

Осень. Молодцы, справились с заданием! У вас все получилось. Мне очень понравились ваши стихотворения, лучшие из них будут помещены в нашу школьную газету. Мне хочется, чтобы вам всегда нравилось сочинять, творить, что-то придумывать

Воспитатель. Вы услышали много красивых слов русских писателей и поэтов об осени, а русская душа созвучна осени. В ней много грусти и печали, но как сказал Пушкин: «Печаль моя светла». Завершает наш поэтический час «Осенний вальс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного осеннего праздника "Капусные вечерки"

Ох, и много праздников на Руси раньше было! Но самые щедрые были осенью. Начиная с 27 сентября (праздник Воздвижения) в течении двух недель продолжались в России «капустницы» - девичьи посиделки, во в...

Осенние вечерки

Фольклорный праздник...

Капустные вечерки

конспект внеклассного мероприяняе с целью формирование у учащихся устойчивого интереса к крестьянскому быту через знакомство с традициями и обычаями русского народа...

Классный час:"Раз осенним вечерком".

Игровая программа,поздравление ребят,  которые родились осенью....

План-конспект мастер-класса Название: Русская вечерка

Цель мастер-класса: Создать привлекательнуюальтернативу  другим видам досуга, в виде традиционного русского молодежного ( семейного) отдыха....

Сценарий народного праздника «КАПУСТНАЯ ВЕЧЕРКА»

quot;Капустные вечерки" стал традиционным осенним праздником в нашей школе. Сценарий разработан для детей 10-15  лет, может использоваться  педагогами доп. образования, а так...

"КРЕЩЕНСКИЕ ВЕЧЕРКИ"

Святки праздновались всеми, но в основе своей, это был праздник детей и молодежи....