Рабочая программа кружка «Пэчворк»
рабочая программа (7 класс) на тему

Тараникова Вера Валерьевна

Цель программы:

Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания изделий из ткани.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

Обучающие:

- научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные

  техники пошива;

- обучить основам мастерства;

- сформировать специальные навыки по предмету;

-формировать технологическую культуру;

- обучение искусству гармоничного подбора цветов;

- обучение технологии сборки изделий из лоскутов;

- обучение приемам шитья на швейной машинке.

Развивающие:

- знакомство детей с различными видами декоративно - прикладного искусства;

- знакомство детей с русским народным творчеством;

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие познавательной активности ребенка;

- развитие фантазии, творческих способностей;

- развитие умения анализировать, давать оценку своей работе;

-через коллективно-творческую работу способствовать развитию навыков

  межличностных отношений.

Воспитывающие:

- формирование художественно - творческой активности;

- воспитание трудолюбия;

-способствовать воспитанию любви к своей малой и большой Родине в процессе

  творческого осмысления культурного наследия своего народа;

- сформировать интерес к жизни через творчество;

- воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

- формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде;

- формирование самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_pechvork_2017-18.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка «Пэчворк»

(трудовая направленность с элементами декоративно-прикладного творчества)

(Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида/под ред. В.В. Воронковой: Сборник 2.- Москва, ВЛАДОС, 2000 г., Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида/ под ред. К.п.н. А.М. Щербаковой.- Москва, НЦ ЭНАС, 2001г.) Возраст детей: 11 - 15 лет, Срок реализации - 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.

Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.

Актуальность создания программы обусловлена желанием, дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.

Условия реализации данной программы позволяют использовать личностно-ориентированный подход в обучении, расширить полученные на уроках труда знания, умения и навыки. Творческие проекты могут быть реализованы с использованием всего многообразия декоративных ручных и машинных швов.

Учащиеся знакомятся с различными видами тканей и других текстильных материалов. Сюжеты и тематика могут быть как традиционными, выполненными в технике лоскутного шитья (пэчворк), так и свободные композиции, выполненные по собственным эскизам, сюжетами для будущих картин из тканей могут служить иллюстрации детских книг, окружающий мир, природа, птицы, цветы, насекомые. Поиск тематики, материалов для воплощения, назначение будущего изделия – процесс творческий, многогранный, как индивидуальный, так и коллективный.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». Основная направленность не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Особенность деятельности ребенка на занятии, включает в себя как равнозначный интеллектуальный, так и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии.

Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны быть неторопливы, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. 

           Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Основные направления художественной деятельности обучающихся на занятиях:

- создание плоскостных и объемных композиций из различных текстильных материалов

              декоративная и конструктивная работа;

- обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и  

   индивидуальной работы на занятиях;

 - изучение художественного наследия.

Актуальность программы:

 Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутков, появилось в России в незапамятные времена, но особую популярность оно получило во второй половине 19 века. Рачительные хозяйки кроили и шили одежду, а лоскутки собирали, из которых впоследствии шили всевозможные изделия (панно, наволочки на диванные подушки, покрывала, одеяла, жилеты, сумочки, игрушки и др.).

В наше время техника пэчворк не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. Появились новые технологии, которые называются "ускоренные техники": треугольники, из отдельных полос, кайма, квилт в роли панно.

Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации школьников.

Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться.

Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. В этой технике могут работать дети, не имеющие швейной машинки и с небольшим материальным достатком.

Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.

Цель программы: 

Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания изделий из ткани.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

Обучающие:

- научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные

  техники пошива;

- обучить основам мастерства;

- сформировать специальные навыки по предмету;

-формировать технологическую культуру;

- обучение искусству гармоничного подбора цветов;

- обучение технологии сборки изделий из лоскутов;

- обучение приемам шитья на швейной машинке.

Развивающие:

- знакомство детей с различными видами декоративно - прикладного искусства;

- знакомство детей с русским народным творчеством;

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие познавательной активности ребенка;

- развитие фантазии, творческих способностей;

- развитие умения анализировать, давать оценку своей работе;

-через коллективно-творческую работу способствовать развитию навыков

  межличностных отношений.

Воспитывающие:

- формирование художественно - творческой активности;

- воспитание трудолюбия;

-способствовать воспитанию любви к своей малой и большой Родине в процессе

  творческого осмысления культурного наследия своего народа;

- сформировать интерес к жизни через творчество;

- воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

- формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде;

- формирование самостоятельности.

Программа для внеклассных занятий рассчитана на 1 год обучения.

Объём учебной нагрузки в неделю составляет 1 час.

Количество учебных часов - 34 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционной школы. В кружок набираются дети среднего школьного возраста.

Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.

Методические указания

На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.

Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.

Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

            Оборудование: бытовая швейная машина, оверлок, утюг.

Основные инструменты и приспособления: иглы различного размера (№7-8), портновские булавки, наперстки, ножницы, распарыватель, линейки, карандаши.

Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы, тесьма, шнуры, кружево.

Система оценки результатов:

Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно-индивидуальную (качество индивидуальной работы).

Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в районных, городских и областных выставках и конкурсах.

Характеристика ожидаемых результатов. В результате обучения в кружке в течение учебного года предполагается, что дети получат следующие знания и умения:

- умение выполнять все виды ручных швов, используемых в технике пэчворк;

- умение конструировать несложные узоры, умение изготавливать несложные панно.

Учащиеся знают:

-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными  

 инструментами;

-историю лоскутного шитья;

-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки»,

«ромбы», свободную технику по спирали, составлять и шить лоскутные узоры из

треугольников и квадратов, «пуфики», «витражи», «след улитки»;

-способы выполнения аппликации, стёжки;

-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы

влажно-тепловой обработки;

-материалы, применяемые в лоскутном шитье;

-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую

гамму;

-требования к качеству готовых изделий.

Учащиеся умеют:

-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила

 безопасности труда;

-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», в свободной технике по спирали, «пуфики», «витражи», «след улитки»;

-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

-делать стёжку готового изделия;

-делать аппликацию;

-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий

Учащиеся проявляют:

- готовность к сознательному выбору своего места в жизни;

- художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и умение

эстетически ее оценивать.

- владеют коммуникативной культурой, относятся с вниманием и уважением к людям,

проявляют терпимость к чужому мнению;

- активность в познании нового;

- умение анализировать, давать оценку своей работе;

Литература:

1. О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитьё». Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.

2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина «Лоскутики». Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.

3. «Шьём из лоскутков». ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.

4. И.Ю. Муханова «Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво». Москва ОЛМАПРЕСС, 2001г.

5. И.Ю. Костикова «Школа лоскутной техники». Москва, «Культура и традиции», 1998 г.

6. «Энциклопедия. Шитье и рукоделие». Под ред. И.А. Андреевой. Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998 год.

Календарно-тематическое планирование

(34часа)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

I четверть

1

Вводное занятие. История лоскутного шитья. Инструменты и материалы. Правила безопасности.

1

05.09.

2

Цветовые сочетания, цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

1

12.09.

3

Декатировка. Раскрой деталей. Свойства тканей. Виды тканей. Работа с тканями в процессе эксплуатации. Подготовка ткани к работе. Изготовление деталей для раскроя. Раскрой лоскутных деталей.

1

19.09.

4

Выполнение аппликации в технике ручных швов. Выбор сюжета. Способы увеличения или уменьшения рисунка.

Изготовление деталей кроя. Подбор ткани. Подготовка ткани к работе.

1

26.09.

5

Раскрой деталей. Сборка деталей. Сметывание.

Изготовление изделия с помощью ручных швов.

1

03.10.

6

Окончательная обработка изделия.  Окончательная сборка изделия. Придание работе законченности. Влажно-тепловая обработка. Проверка качества готового изделия.

1

10.10.

7

Виды машинных швов, применяемых в аппликации. Виды машинных швов, наиболее часто применяемых в лоскутном шитье.

1

17.10.

8

Выполнение аппликации в технике машинных швов.

1

24.10.

II четверть

9,10

Изделия в технике «квадрат». Раскрой лоскутных деталей.

Технология пошива. Подбор и подготовка ткани к работе.

2

07.11.

14.11.

11,12

Изготовление изделия в технике «квадрат». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка и другие предметы быта

2

21.11.

28.11.

13,14

Изделия в технике «треугольник». Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Подбор и подготовка ткани к работе. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.

2

05.12.

12.12.

15,16

 Техника «полоска». Подготовка ткани к работе. Раскрой полосок. Технология пошива. Изготовление изделия в технике «полоска». Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас».

Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

19.12.

26.12.

III четверть

17,18,19

 Узор из многоугольников. Пошив лоскутного узора из многоугольников. Изготовление шаблона. Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Обработка и оформление изделия.

Объекты труда: лоскутная подушка, салфетка, подушка-игрушка «черепаха».

3

16.01.

23.01.

30.01.

20,21

Лоскутная техника «Пуфики». Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия в технике «Пуфики». Изготовление «пуфиков», их соединение.

Объекты труда: Объёмные одеяла, покрывала для кукол, декоративные подушки.

2

06.02.

13.02.

22,23

Лоскутная техника «Витражи». Подбор и раскрой лоскутков.

Технология пошива. Изготовление изделия в технике «Витражи». Пошив фрагментов лоскутного узора, соединение.

Объекты труда: декоративная подушка, сумка.

2

20.02.

27.02.

24,25,26

Техника выполнения традиционного узора «колодец». Подготовка ткани к работе. Раскрой деталей. Технология пошива. Изготовление изделия в технике «колодец».

Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

3

06.03.

13.03.

20.03.

IV четверть

27-34

Творческое задание.

Изготовление предметов быта в лоскутной технике. Выбор модели и ее назначения, эскизирование. Подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку. Подготовка ткани к работе. Раскрой. Изготовление изделия в лоскутной технике, в технике накладного шитья. Окончательная обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Контроль качества готового изделия.

Объекты труда: Фартук, прихватка, коврик, наволочка, панно и др.

8

03.04.

10.04.

17.04.

24.04.

08.05.

15.05.

22.05.

29.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта к уроку технологии в 5 классе."Проект в технике пэчворк"

Одной из инновационных технологий, применяемых мной., является метод творческого проектирования. Данная разработка- сембиоз двух модулей : лоскутная пластика и проект....

Программакружка "Юный географ"

Программа расчитана на учпщихся 6-8 классов, содержит 64 часа. Срок реализации программы 1 год....

Презентация о пэчворке.

Данный материал содержит основное о лоскутной технике рукоделия, составлен как приложение к авторской программе "Лоскутная мозаика"....

«Пэчворк. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой»

Предлагаемый урок построен в соответствии  с требованиями ФГОС в деятельностной технологии развития критического мышления. Учащиеся на уроке  работают в группах, парах, самостоятельно опреде...

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования. Тема "Пэчворк без иголки"

Пэчворк без иголки это японская техника "Кинусайга". В разработке указаны цель и задачи мероприятия. Материалы самые доступные: пенопласт, ткань, шило, клей. Из-за ограниченного объёма не удалось загр...

Творческий проект по технологии в технике пэчворк «Пэчворк сумка»

Выбирая изделие для проекта, я остановилась на сумке, простом аксессуаре, в котором красота сочетается с практичностью. В магазинах они стоят довольно дорого, а качество порой оставляет желать лучшего...