Разработка внеклассного мероприятия для старших классов по профилактике саморазрушительного поведения «Я живу... Это здорово!!!»
методическая разработка на тему

Пангина Лилия Викторовна

Данная разработка направлена на развитие у подростков сферы содержательных интересов, освоение навыков эффективной социальной адаптации, формирование устойчивости к негативному социальному влиянию.В работе используются приемы группового взаимодействия: игра-активизатор, групповые дискуссии, обсуждения, просмотр видеоролика и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblastnoy_konkurs_profilaktika_-_put_k_zdorovyu2013.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка

 на участие в межрегиональном конкурсе программ и методических разработок по профилактике, формированию основ здорового образа жизни, ОБЖ

 у детей и молодежи

 «Профилактика – путь к здоровью!»

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сайгинская средняя общеобразовательная школа» Верхнекетского района Томской области.

  1. Пангина Лилия Викторовна
  2. Заместитель директора по ВР МБОУ «Сайгинская СОШ».
  3. Стаж работы: 4 года.
  4. Название работы: «Я живу... Это здорово!!!»
  5. Номинация: Сценарий проведения урока или классного часа по профилактике саморазрушительного поведения.
  6. Контактная информация:

Телефон рабочий: 8(38258) 36-1-23;

Телефон домашний: 8(38258) 36 – 2-18;

Сотовый телефон: 89234311857.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САЙГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

        

Разработка внеклассного мероприятия для старших классов

по профилактике саморазрушительного поведения

«Я живу... Это здорово!!!»

        

выполнила:

Пангина Лилия Викторовна

заместитель директора по ВР

п. Сайга - 2013

Пояснительная записка:

Актуальность:

Трудно найти человека, которого бы не интересовало его будущее. Каким оно будет, зависит только от самого человека. Здоровый образ жизни – это образ жизни, рационально организованный, активный, и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ.

 Подчеркнуть в беседе, что наркоман или алкоголик — это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя — из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Новизна:

Новизной данного опыта является подход к организации профилактической работы со  старшеклассниками. В данной работе нет традиционной системы в виде обычной беседы. В данной работе используются приемы группового взаимодействия: игра-активизатор, групповые дискуссии, обсуждения, просмотр видеоролика и презентации.

Для проведения данного мероприятия были использованы технические средства (ноутбук, мультимидийный проектор, экран). Школьники не только смотрели презентацию и видеоролик, но и участвовали в дискуссиях, работали в группах.

Приложение:

Презентация «Всё, что в жизни есть у меня!»

Видеоролик «История падения по Фрейду»

Цель:

 Развитие у подростков сферы содержательных интересов, освоение навыков эффективной социальной адаптации, формирование устойчивости к негативному социальному влиянию

Задачи:

Выработать негативное отношение к употреблению ПАВ.

 Способствовать формированию знаний о вреде наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Познакомить  с распространенными мотивами и последствиями употребления ПАВ.

Заложить основу для роста самосознания и самооценки учащихся через работу в группах при ответах на проблемные вопросы.

Обсуждение видеоролика, снятого обучающимися МБОУ «Сайгинская СОШ».

Оборудование: ноутбук, мультимидийный проектор, экран, листы бумаги, фломастеры.

Этапы проведения внеклассного мероприятия:

Вступительное слово учителя (1-2 мин).

Игра-активатор “Иди к нам”(3-5 мин).

Презентация «Всё, что в жизни есть у меня!»  (3 мин)

Обсуждение презентации (3-5 мин)

Работа в группах (15-20 мин)

Обсуждение работы в группах (3-5 мин)

Просмотр видеоролика  (5 мин).

Обсуждение видеоролика  (3-5 мин)

Подведение итогов (2-3 мин).

Адресован:

обучающимся старших классов.

Ход проведения мероприятия:

Просмотр презентации «Всё, что в жизни есть у меня!» (Приложение №1)

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята, вашему вниманию была представлена презентация «Всё, что в жизни есть у меня!», скажите, о чём она?

(Обсуждение)

В презентации представлены моменты счастливой жизни, наполненной моментами радости от общения с семьёй, друзьями, занятием спортом.

У меня в руках клубочек, сейчас я передаю ниточку первому обучающемуся, а затем вы по цепочке передаёте её следующему ученику.

Ребята, с чем можно сравнить эту нить?

(Обсуждение)

Нить ассоциируется у нас с жизненным путём, дорогой. В нашей жизни, как и на ниточке, могут образовываться узелки. Узелки – это проблемы, возникающие в течение всей нашей жизни.

У каждого из нас есть выбор, как развязать этот узелок, решить свою проблему.

Кто-то из нас  обратится за помощью к близким  и родным людям, которые поддержат их в трудную минуту, а кто-то будет искать утешение в употреблении алкоголя и наркотиков.

Ты есть, я есть, он есть,

А жизнь у каждого своя.

И ей цена – достоинство и честь,

Есть возраст переходных лет,

Какой бы сложной не была она.

Для многих начинается рассвет,

А кто-то погружается во тьму.

Ты есть, я есть, он есть,

Лишь вместе мы сумеем зло пресечь

И сохранить достоинство, чтоб жить.

В последнее время очень много говорят о психоактивных веществах и последствиях их употребления. Эта беда стала всемирной и найти пути её решения достаточно сложно.

Сегодня мы поговорим о вреде табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Проведение игры-активатора “Иди к нам”.

Класс делится на две команды, а один человек выходит на середину класса. Команда №1 будет представлять ведущих здоровый образ жизни, команда №2 — употребляющих ПАВ. Ваша задача переманить вышедшего в свою команду.

(обсуждение).

Как вы видите, противостоять группе иногда бывает очень сложно. Нет однозначной аксиомы для защиты от натиска толпы. Но есть замечательный альтернативный вариант — определиться в своем отношении к употреблению психоактивных веществ и найти себе друзей с такими же убеждениями и интересами.

(Приложение №1:  СЛАЙДЫ  №36,37)

С точки зрения склонности человека к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда в достаточной степени понятно одно: чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один из наркотиков такого типа, он быстро попадёт в зависимость от него.

Разберем несколько ситуаций.

СИТУАЦИЯ 1.

День был жаркий. Отец пахал в поле. Мать попросила отнести ему бутылку с холодным пивом. Я взял с собой лучшего друга.

- Небось, вкусно! – сказал друг

- Наверно, раз взрослые его любят, - ответил я.

  • Давай попробуем, - предложил друг.
  • А мы не привыкнем?

(обсуждение)

1. Что такое привыкание к алкоголю?

2.Что значит быть зависимым от алкоголя? Что характеризует эту зависимость?

3.С какими проблемами здоровья сталкиваются люди, которые пьют много и часто?

СИТУАЦИЯ 2.

Скоро дома у одного нашего одноклассника будет вечеринка. Родителей в этот вечер не будет. Часть друзей считает, что алкоголя на ней не должно быть. А часть думает, что лучше, чтобы он был, так как с ним будет веселее. Они говорят, что каждый пусть сам для себя решает: пить ему или не пить.

(Обсуждение)

1.Как ты думаешь, должен ли быть на вечеринках в классе алкоголь? Объясни свой ответ.

2.Если на вечеринке твои друзья выпивают, присоединишься ли к ним и ты?

3.Ниже приводится несколько выходов, чтобы алкоголя на вечеринке не было. Какой из них тебе кажется лучшим? Объясни свое решение.
а) Не проводить вечеринку.

б) Если кто-то хочет выпить, пусть приносит алкоголь с собой.

в) Не приносить ничего крепче, чем пиво (3-5 % алкоголя).

г) Вечеринка без алкоголя.

В нашей школе действует клуб «Талантливая молодежь» ДО «РИТМ», ребята создали видеоролик «История падения по Фрейду», в котором сами выступили в роли актёров, режиссеров и постановщиков фильма.

Молодые люди выразили свой протест против употребления ПАВ.

Просмотр видеоролика «История падения по Фрейду» (Приложение №2)

Ребята, как бы вы поступили, оказавшись на месте главного героя видеоролика? Почему?

(Обсуждение)

УПРАЖНЕНИЕ. Нет, спасибо!

Создается несколько групп. В каждой группе должны быть:

  • лист бумаги;

маркер.

Выберите вместе со своими товарищами одну из фраз:

Пива хочешь?

Почему нет? Тебе запрещают родители?

Пожалуйста, я уже налил тебе!

Почему бы тебе не выпить стакан вина?

Ты не пьешь? Слабак!

Тебе еще нужно пить молоко!

Не будь таким несговорчивым! Выпей чего-нибудь с нами!

  • напишите эту фразу большими буквами вверху листа.
  • Обсудите в группе, что вы можете ответить, когда не хотите пить?
  • Каждый должен записать как минимум два ответа.
  • Прикрепите лист к стене класса.
  • Обсуждение.
  1. Какую фразу ты выбрал и почему?
  2. Как ты думаешь, эта фраза является примером легкого или тяжелого давления? Объясни свой ответ.
  3. Из-за чего может оказаться трудным отказаться?
  4. Случаются ли с тобой такие ситуации, когда тебя вынуждают делать то, чего ты не хочешь?

Как ты в таком случае поступаешь?

Если ты чего-нибудь не хочешь, ты всегда можешь сказать "нет". Ты также всегда можешь объяснить, почему ты отказываешься или просто отшутиться. Можешь так сделать, например, когда на тебя начинают смотреть как на ребенка, если ты не хочешь пить за компанию. Если ты уже выпил, то чрезвычайно трудно отказаться выпить еще. Несколько стаканов алкогольного напитка могут оказаться достаточными, чтобы разрушить твои добрые намерения.

Заключительное слово учителя:

Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.

Надеюсь, вы сегодня усвоили хороший урок. Давайте жить. Это так здорово!!!

РЕФЛЕКСИЯ

  1. Было ли мне интересно?
  2. Узнал ли я что-то новое?
  3. Попробуете ли вы использовать советы классного часа?

Список использованной литературы:

  1. Безруких М.М. , Макеева А.Г., Филиппова Т.А. “Все цвета, кроме черного”
  2. Макеева А.Г. «Находим ответы на трудные вопросы», «Разумный выбор, правильное решение»
  3. Романова Е. А. «Дела школьные» сборник сценариев.
  4. Окунева С.М., Шнурко О.В., Соколова В.В., Тюкачева Л.А. «Оценка эффективности внедрения в образовательных учреждениях профилактических программ «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Все цвета, кроме черного»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)

Данное методическое пособие  предполагает использование различных подходов при работе с подростками:1.      Информационный подход, который фокусируется на повышении уровн...

Разработка внеклассного мероприятия:"Традиции хакасской кухни для тех,кто заботится о своем здоровье"

Разработка внеклассного мероприятия"Традиции хакасской кухни для тех,кто заботится о своем здоровье" поможет ознакомить с национальными традициями в кулинарии,способствует развитию культуры здорового ...

разработка внеклассного мероприятия "Живая память", посвященная дню вывода советских войск из Афганистана

методическая разработка внеклассного мероприятия "Живая память", посвященная дню воина-интернационалиста...

Интерактивные формы работы по профилактике саморазрушительного поведения подростков.

В материале представлены интерактивные формы работы с подростками девиантного и аддиктивного поведения по профилактике потребления психоактивных веществ и других форм саморазрушительного поведения. Ср...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека и подростковую психику»

Методическая разработка внеклассного мероприятия предусмотрена для студентов и их родителей. Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека и подростковую психику...