Кружок "Шах и Мат"
рабочая программа на тему

Тарасова Светлана Владимировна

Внеурочная деятельность учащихся Программа кружка «Шах и мат» Возраст детей 10-13 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_shah_i_mat.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Индекс дела  02 – 05

                                   

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

с. Ульяновка Тамалинского района

Пензенской области – ООШ с.Обвал

ул. Центральная, 11, с. Обвал Тамалинского района Пензенской области

телефон (8-4169) 3-86-49, Е-mail: ooshsobval@rambler.ru

ОКПО 47527973, ОГРН 1025801073143

ИНН/КПП 5832003411/583201001

                                                                                     Утверждаю

                                                                      Директор МБОУ СОШ с. Ульяновка

                                                                                  Тамалинского района Пензенской области            

                                                                      ____________________   А.А. Цыбяков

                                                                                             Приказ №     от    20    г.          

Внеурочная деятельность учащихся

Программа кружка

«Шах и мат»

Возраст детей 10-13 лет

Срок реализации программы-1 год

                                            Принято на заседании

                                                                                                          педагогического совета

        Протокол №

                                                                                                           От «    » августа 20   г.

                                       

Пояснительная записка

Программа шахматного кружка рассчитана на 36 занятий для учащихся 5 – 7 классов.

     Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.
В нашей школе дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.
На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь с историей и  легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с  чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
 Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие материал. К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях планируется анализировать сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки. Далее дети участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах. Для изучения курса мною предусмотрено использование мультимедийных технологий и мультимедийных обучающих сред «Шахматная школа для начинающих».

Ожидаемые результаты:

1. Возросший интерес к шахматам.

2. Развитие интеллектуальных способностей.

3. Воспитание чувства уверенности и собственного достоинства.

К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,  партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, длинная и короткая рокировка, шах,  мат,  пат,  ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость творчества, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Тематический план

№п/п

           Темы занятий

всего

теор

практ

Вид деятельности

1

Вводное занятие. Инструктаж по техники безопасности.

1

1

    Беседа.

2

Что такое шахматы? Развитие шахмат.

1

1

  Презентация.

3

Шахматная доска. Поле боя и войско.

1

1

   Работа с демон доской.     Практика

4

Начальная позиция фигур на шахматной

доске. Ходы фигур.

1

1

Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь»

5

«Способности» фигур.

1

1

Теория. Презентация

6

Ходы и взятие фигур

1

1

Практикум

7

Что такое вечный Шах и Мат.

1

0,5

0,5

Практикум и теория

8

Ценность шахматных фигур. Кто сильнее?

1

1

Ролевая игра

9

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

1

Практикум

10

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1

1

Практикум

11

Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие).

1

1

Теория

12

Ладья против слона

1

1

Практикум

13

Ферзь. Ферзь против слона и ладьи.

1

0,5

0,5

Беседа, практикум

14

Конь против ферзя, слона и ладьи.

1

0,5

0,5

Теория и практика

15

Мат ферзем и мат ладьей.

1

0,5

0,5

Теория и практика

16

Мат двумя слонами.

1

0,5

0,5

Теория и практика

17

Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

1

1

Ролевая игра

18

Типичные матовые финалы.

1

1

Работа с компьютером

19

Типичные матовые финалы.

1

1

Работа с компьютером

21

Рокировка и ее правила

1

0,5

0,5

Теория и практика

22

Шахматная партия

1

1

Игра

23

Шахматная партия (продолжение)

1

1

Игра

24

Техника матования одинокого короля

1

1

Практикум

25

Техника матования одинокого короля (продолжение)

1

1

Практикум

26

Достижение мата без жертвы материала

1

1

Практикум

27

Ничья, мат.

1

1

Теория

28

Шахматный дебют

1

1

Игра, теория

29

Шахматный дебют (продолжение)

1

1

Игра

30

Основы дебюта

1

1

Игра

31

Основы Миттешпиля.

1

1

Теория

32

Основы Миттешпиля.(продолжение)

1

1

Игровые комбинации

33

Шахматная комбинация

1

1

Игра

34

Шахматная комбинация

1

1

Игра

35

Спортивно-массовое мероприятие

1

1

Соревнование

36

Заключительное занятие

1

1

«Что? Где? Когда?»

                              ВСЕГО                                                        36

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат.(2часа) Теория: Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
  2. Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей,    полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
  3. Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации “Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.  
  4. «Способности» фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
  5. Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами.
  6. Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра “Первый шах”.   Что такое пат? Дидактическое задание “Мат или пат”.
  7. Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее?”.
  8. Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое      задание “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.
  9.  Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание “Защита” (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
  10. Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.
  11. Ладья против слона. Игра на уничтожение” (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения.
  12. Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.
  13. Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.
  14. Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание “Мат или не мат”.
  15. Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание “Мат в один ход”.
  16. Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).
  17. Типичные матовые финалы.(2 часа) Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание “Дай мат в один ход”
  18. Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание “Рокировка”.
  19. Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра “Два хода”,
  20. Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
  21. Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.
  22. Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.
  23. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата.. Игровая практика.
  24. Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика.
  25. Шахматный дебют. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”.
  26. Шахматный дебют (продолжение). Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”.
  27. Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила)
  28. Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
  29. Основы Миттешпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
  30. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
  31. Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика.
  32.  Заключительное занятие. Шахматный вечер “Что? Где? Когда?”

Методическое обеспечение

    1. Шахматы.

         2. Компьютерная игра в шахматы для начинающих разной сложности.

Литература.

  1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
  2. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982
  3. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
  4. Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.
  5. Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.