Методическая разработка внеклассного мероприятия игра «Морской бой», проведенная в «Год Экологии»
методическая разработка на тему

Перед вами – Внеклассное мероприятие педагога КОГОБУ ШОВЗ города Вятские Поляны.

В опыте представлена разработка мероприятия, проведенная на предметной неделе   «естественных наук» и посвященная «Году Экологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskoy_boy.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское Областное Государственное общеобразовательное  бюджетное учреждение « Школа для обучающихся с ограниченными  возможностями г. Вятские Поляны»

korrectcionvp@mail.ru

                                

        

                   

Методическая разработка внеклассного мероприятия

игра «Морской бой», проведенная в «Год Экологии»

                                                                                      Подготовила:

                                                                                      учитель письма, чтения и развития речи

                                                                                      Е. А. Заболотская

        

город Вятские Поляны

2017г.

От автора

        Уважаемые коллеги!

Перед вами – Внеклассное мероприятие педагога КОГОБУ ШОВЗ города Вятские Поляны.

В опыте представлен разработка мероприятия, проведенная на предметной неделе   «естественных наук» и посвященная «Году Экологии»

Cодержание проведенного занятия отражает основные принципы работы по одному из направлений воспитательной деятельности школы «Я и природа»:  

- системное строение природы;

-единство живой и неживой природы;

-приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;

-единство человека и природы как основы экологического сознания.

При отборе материала для занятия учитывались следующие факторы:

-связь с содержанием программы по окружающему миру (1 этап обучения), биологии, экологии, краеведения, чтения и развития речи (2 этап обучения);

-возможность показать практическое значение использованной  человеком информации;

-возможность применения сведений из книг и занятий в практической деятельности учеников;

-доступность для учащихся языка изложения научных сведений, соответствие содержания возрасту учащихся и их психофизическим возможностям.

Выбор формы проведения позволяет обеспечить деятельностный  подход по  экологическому воспитанию детей в коррекционной школе и формированию у  школьников осознанного отношения к природе.

Задачи мероприятия:

1.Обобщить знания о живой природе, полученные на уроках и во внеурочной деятельности.

2.Способствовать формированию  причинно- следственных связей, сравнивать,    обобщать, развивать  творческое мышление через метод игрового познания.

3.Способствовать формированию бережного отношения к живой природе

Дорогие ребята, уважаемые взрослые, сегодня мы  будем играть в игру «Морской бой», Где будут вопросы по теме разгаданного кроссворда. Отгадка спряталась в красные клетки. (Экология)

Вопросы кроссворда.

  1. Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка, кричит. (Эхо)

  1. В болоте плачет,

А из болота не идет (Кулик)

  1. Что за дерево стоит,

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)

  1. Он в своей лесной палатке

Носит пестрый халатик,

Он деревья лечит,

Постучит и легче.  (дятеЛ)

  1. Летит – говорит,

А сядет – молчит. (Оса)

  1. По утру росой умыт,

Раз в году косой побрит. (луГ)

  1. Рыжий Егорка

Упал в озерко.

Сам не утонул –

И воды не всколыхнул. (лИст)

  1. У меня ходули-

Не страшны болота.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота. (цаплЯ)

Получилось слово «Экология»- тема нашей игры. Как вы понимаете это слово? (ответы детей)

Цель игры пополнить ваши знания по экологии родного края, выявить самых смекалистых, эрудированных ребят.

Правила игры: делятся на две команды. Дети заходят в зал, получают жетоны трёх цветов: голубой-1 команда, красный-2 команда, зелёный- зрители. Каждая команда выбирает капитана. Капитан сам выбирает вопросы или поручает кому- то из детей назвать букву и цифру , например: А1 и т.д. Отвечает один человек из команды. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.

            Вопросы по темам:

Эмблема – «Медведь» - вопросы о животных. Оценивается-3 б.

Эмблема – «Ёлка» - вопросы о растениях – 3 б.

Эмблема – «Маска» - задания творческого характера – 5 б.

Эмблема «Чайка» - вопросы о птицах-3 б.

Отправляются в путешествие на кораблях с названиями, которые придумала команда.

Физкультминутка.

Около кораблей записываются названия команд (звучит мелодия «Яблочко»)

Мы поднимаемся по трапу (стучат себя по коленям)

Проходим в каюты, занимаем свои места (выпрямляют спины).

Поприветствуем перед отплытием нашу школу (имитируют гудок, говорят слова «Ду-ду-ду»)

Волны относят корабль от берега (показывают руками волнообразные движения, говорят  «Вжик-вжик-вжик»)

Вот мы и  в море, начинаем наш бой. Капитаны выходят на жеребьевку, одеваются бескозырки. Делается  первый ход .

Вопросы о растениях.

А-1 – С моего цветка берет

Пчелка самый лучший мед,

А меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают .

(Липа)

Вопрос: Для чего снимают кору с липы?

елают мочало).

А-5 -  Шло по грядке вдоль забора

Войско храброе дозором

Держат пики сотни рук

Подрастает горький … (Лук)

Вопрос: Как называется вещество, выделяемое луком, от которого гибнут гнилостные и болезнетворные микробы? 

(Фитонциды)

В-3 –        Растет не на суше,

Голова из плюша.

 (Камыш)

Вопрос: Какую часть растения камыша можно использовать в пищу?

(Корневище, из него можно получить сахар , растение занесено в

             Красную книгу  Кировской области.)

Г-4          Растет зеленый кустик,

Дотронешься укусит

 (Крапива)

Вопрос: Какие полезные свойства крапивы вы знаете?

(1. Это лекарственное растение обладает кровеостанавливающим      свойством, можно настоем   лечить горло при простуде 2. В ней много витаминов  А, С.  Вот почему когда весной витаминов мало, варят  борщ из крапивы 3. Можно делать ткань (Пример из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие Лебеди»)

Д-2 -         Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых цепких,

Если их не обойдешь,

На себе их все найдешь.

         (Репейник)

Вопрос: В древние времена, когда грамотных людей было очень мало вместо писем

иногда посылали то или иное растение,  например: ветвь оливы – означала мир, ветвь дуба – силу, а ветка репейника, какое значение?

 (Навязчивость, тем не менее, лопух очень полезен, из него можно сделать сладкое повидло, кофе, репейное масло.)

Вопросы о животных.

Б-1

         Вопрос: Для чего рыбам чешуя?

( Тело у  рыб мягкое,  ему нужна защита - твердые чешуйки.

В Кировской области есть рыбы ,  занесённые в Красную книгу, например  обыкновенный подкаменщик)

Б -5

Вопрос: Спят ли рыбы?

(Да , рыбы спят. Все животные должны спать, иначе они ослабеют и умрут, но спят они все по-разному. Рыбы, как правило, спят там, где их застанет усталость )

 В-4  

 Вопрос: Что лягушки делают зимой?

( Во время зимних холодов лягушка спит, зарывшись в песок или ил на дне водоёма.  Перед тем как залечь в спячку, лягушка наедается до отвала. Ей необходимо накопить в организме, как можно больше питательных веществ, так как до  весны поесть уже не придется.)

Г-2  

 Вопрос: Узнай по «портрету»,  какие животные впадают в спячку?

(раздаются иллюстрации различных животных в том числе и тех, кто залегает в спячку)

(Медведь, еж, барсук, змеи, лягушка)

Г-3          

Вопрос: Найди лишнее животное. Почему?                                                          ( Раздаются команде иллюстрации  оленя, лося, медведя.)

(Медведь. Он хищник, хотя и любит лакомиться травами, ягодами, медом. Остальные животные травоядные).

Вопросы о птицах.

(для ответов используется показ фотографий)

А-4.

Вопрос: На дворе мороз, а в гнезде голенькие птенчики. Бывает или нет? Если бывает, то скажи , как называется птица, которая выводит птенцов зимой. ?

( Это - клесты. Пища клестов еловые шишки, которые созревают в конце года, поэтому и птенцы появляются осенью и зимой.)

В-2  

Вопрос:         Есть такие птицы, которые прилетают к нам вместе зимой. Бывают или нет? Если бывает, то скажи, как называется эта птица?

( Это снегирь. Летом  снегири живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима теплой.)

Г-5  

Вопрос:         Название птице совсем не подходит. Оно связано со словом зябнуть, мерзнуть, птица прилетает наоборот к нам одной из первых, когда на улице еще заморозки, что это за птица?

(Это- зяблик.).

Д-1

Вопрос:         Может ли птица быть акробатом. Бегать по стволу дерева вниз и вверх головой. Если может, то, что это за птица?

(Поползень. Он охраняется в Кировской области).

Д-3  

Вопрос:         Есть ли среди птиц лесной доктор, который лечит деревья вытаскивая из ствола и из под коры вредных насекомых и их личинок. Если да, то кто это?                                                (Это  дятел.)

Вопросы творческого характера.

(Все вопросы могут быть подготовлены по желанию дома или исполнены, экспромтом)

А-2   Вопрос:  Рассказать стихотворение о природе, задать вопрос по содержанию.(возможные варианты приведены ниже в тексте)

 «Жук»

Какого жука я в лесу повстречал.

Он топал как слон, и рогами качал,

И очень серьезным и грозным он был.

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеке найду,

Жука моего по рисунку найду.

Узнаю, где водится, как он живет?

Зачем ему крылья и чем он живет?

И будут страницы, как травы шуметь.

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

Понравился вам поступок мальчика?

( Он не обидел жука. Нельзя уничтожать насекомых. Они  приносят большую пользу.)

.. Кто много читает, тот много знает. Показ выставки книг о природе.(Рассказ библиотекаря )

«Загадка – шутка»

Крокодил.

Мальчик по лесу бродил

Что за чудо?  Что за штука?

Крокодил совсем малютка:

Как тот мальчик не старался,

Крокодила не поймал,

Только хвост в руке остался,

Крокодил в траву удрал.

Знаешь как зовут его,

Крокодильчика того?

Что нарушил мальчик, какое правило поведения в природе?

(Ящерица. Нельзя ловить животных  в лесу и приносить их домой. ).

Наши ребята умеют ходить в лес, знают правила поведения в природе. ( зрители называют правила)Выставка поделок из природных материалов и рисунков о природе к произведениям В. Бианки «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь». 

Б-2   Вопрос: Показать сценку о жизни животных или растений?

Сценка «Мотылек»(2 героя: мальчик и мотылёк)

Мальчик :Мотылек как же так?

                  Целый день ты летал

             И совсем не устал

                            Расскажи как ты живешь?

                              Что ты ешь? Что ты пьешь?

                                 Где твой мир? Где твой дом?

               Расскажи обо всем

Мотылек: Я живу на лугах, и в садах,

И в лесах.

          Я летаю весь день в голубых

           Небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье – ароматы цветов.

Но живу я не более дня,

Будь же добрым ко мне и не трогай меня.

Какое правило поведения в природе просил соблюдать мотылек?

 (Не уничтожай бездумно живые существа)

Сценка «Черемуха»( 5 героев :хулиганы, 2 школьницы, автор)

Автор.                Белая черемуха расцвела около ручья,

На апрельском солнце ветками шепча,

Легкая, как облако, чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки,

Посидеть под ней

И могла цвести она много – много дней.

(Любуясь черемухой, проходят мимо 2 девчонки)

1 девчонка.        Это, чья черемуха?

2 девчонка.        Да, она ничья,

                Белая снегурочка около ручья.

2 хулигана. (Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева и убегают)

Автор.                Прибежали девочки,

                А снегурки нет.

                Лишь в пыли валяется

Вянущий букет

А была черемуха, чистая как снег,

Радовался дереву каждый человек.

Кто нарушил правила поведения в природе? Какие?

В-1  

 Вопрос: исполнить на музыкальном инструменте произведение о природе, родном крае.

Д-4   

 Физкультминутка:

        

        Отгадай «Кто живет в зоопарке?»

  1. Как в автобусный салон к Маше в сумку прыгнул … (кенгуру)
  2. На заборе по утру кукарекал … (петух)
  3. Сено хоботом берет толстокожий … (слон)
  4. Длиннее шеи не найти. Сорвет любую ветку … (жираф)
  5. Съела зайца и ловит второго черно – бурая … (лиса)
  6. В поле, голову задрав, воет с голоду … (волк)
  7. Клубком свернулся ну-ка, тронь, со всех сторон колючий … (еж)
  8. Кто стучит как в барабан? На сосне сидит … (дятел)
  9. Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … (медведь)

 

(Под музыку: покажите походку медведя, зайца)

Д-5        Исполнить  песню хором.                                

 (Например:песня Шаинского  «Не дразните собак, не пугайте кошек» )

Итоги: закончилась наша игра.

Подплывает к берегу, (вжик – вжик)

Приветствуем школу, ( ду – ду – ду)

 Спускаемся по трапу. (топают ногами)

Садимся и ждем результатов.

(Счетная комиссия- родители, представители от зрителей -подводит итоги. Награждение.)

Что вы узнали на игре ? (ответы детей)

Вывод: чтобы много знать; чтобы вам захотелось узнать ещё больше, чтобы возникло желание помочь природе,  знать и любить свой край, не допускать экологических ошибок - мы проводили эту игру.

 Используемая  литература:

1.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

   В.В.Воронкова, М.  «Школа-Пресс», 1994 г.

2.Экологическая азбука школьника.

   Б. М. Миркин, Л.Г.Наумова, Уфа, РИО, 1992 г.

3.Путешествие по следам  Робинзона.

   В.Верзилин, М. «Просвещение», 1965г.

4.Добро пожаловать в экологию.

   О.А.Воронкова, М. «Просвещение»,2004 г.

5. Час коррекционной игры. Пермь, 2003 г.

    Г.В. Гаврилова

6.Тысяча загадок.

   Н.В.Ёлкина, Т.И. Тарабарина, Ярославль,

   Академия развития «Холдинг», 2004г.

7. Умные стихи. Е.Синицина, М. «Лист», 1999 г.

 

Приложение

Таблица № 1

(таблица  заполняется знаками, эмблемами в течение игры)

1

2

3

4

5

           А         В       Б           Г        Д

Кроссворд

Э

Х

О

К

У

Л

И

К

О

С

И

Н

А

Д

Я

Т

Е

Л

О

С

А

Л

У

Г

Л

И

С

Т

Ц

А

П

Л

Я