РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
рабочая программа на тему

Салагаева Марина Владимировна

    Кружковая познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т. п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы,  постепенно переходим  от простых результатов к более сложным.    

     Программа ориентирована на школьников старших классов и может быть реализована  с группой учащихся из разных классов и параллелей.

     Воспитательная направленность занятий в рамках кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит  акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kluba_chgk_68ch_17_god.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка

 «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

                            

Количество часов –   68 ч.     

Уровень ____________БАЗОВЫЙ__________

                     

Учитель – Салагаева М.В.

Программа разработана на основе: Григорьев Д.В.  Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011..  

Пояснительная записка

Кружковая познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т. п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы,  постепенно переходим  от простых результатов к более сложным.

Программа ориентирована на школьников старших классов и может быть реализована  с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Воспитательная направленность занятий в рамках кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит  акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.

Дата

проведения

Название кружка

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы вне-

аудиторных

активных

занятий

Интеллектуальный

клуб «Что? Где?

Когда?»

68

57

11

1

Введение в игру

1

1

2-4

Компоненты успешной игры

3

3

5

Выбор  капитана  команды.

1

1

6-10

Техника мозгового

штурма.

5

5

11-15

Упражнения на сыгранность команды.

5

5

16-20

Построение логических цепочек

5

5

21-22

Составление вопросов

к играм

2

2

23-24

Участие в открытии сезона 2016-2017года городского интеллектуального клуба  «Что? Где? Когда?»

4

4

25-26

Анализ  игры команды «Ника»

2

2

27-31

Тренировочные игры команды.

5

5

32-34

Разбор заданий  прошлых  лет.

3

3

35-36

Варианты ответов на  вопрос.

2

2

37-38

Традиционные  вопросы (№7 Пушкинский вопрос)

2

2

39-42

Другие интеллектуальные викторины.

4

4

43-45

Игры,  посвященные определенной тематике.

3

3

46-47

Школьная  игра «ЧГК» в  рамках  недели русского  языка  и  литературы

2

2

48-49

Встреча  с  выпускниками,  участниками команды «Ника» прошлых лет. Обмен опытом.

2

2

50-52

Игра  в  Городском клубе.

2

2

53-54

Анализ игры.

2

2

55-57

Финал  игр сезона 2016-2017 Городского интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»

3

3

58-60

Анализ  игрового  сезона. Разбор ошибок.

3

3

61-65

Тренировочные упражнения.

5

5

65

Составление планов на следующий  игровой сезон.

1

1

66-67

Социальные пробы применения знаний.

2

2

Содержание деятельности

Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» (68 ч)

1. Введение в игру. (1 ч) Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Варианты игры: классическая игра. Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы.

2. Компоненты успешной игры. (5 ч) Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.

.3. Техника мозгового штурма. (5 ч) Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия. Коллективный анализ каждого мозгового штурма: чего удалось достичь команде, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого школьника работать в команде. Игровые пробы.

4. Составление вопросов к играм. (5 ч) Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Самостоятельная домашняя индивидуальная работа школьников по составлению

вопросов к играм. Разбор составленных вопросов на занятиях. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.

5. Игры «Что? Где? Когда?». (27 ч) Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?»: «Героические страницы российской истории»; «Первые в космосе»; «Мировая художественная культура»; «Религии мира» и т. п. Клубный турнир «Что? Где? Когда?».

6. Другие интеллектуальные викторины. (4 ч) «Своя игра». «Пентагон». «Эрудит-лото». «Перевёртыши» .

7. Социальные пробы. (2 ч) Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба интеллектуальных викторин для младших школьников. Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба общешкольного турнира «Что? Где? Когда?».

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения; о наиболее известных и распространённых религиозных и философских доктринах, их основателях и этических концепциях; различиях в истолковании истории и причинах этих различий; европоцентризме и фальсификациях исторических событий; геноциде, который сопровождал географические открытия европейцев; тирании и прецедентах противостояния гражданина и тирана; двойственном значении государственных реформ для власти и общества, проблематичности применения реформаторами формулы «цель оправдывает средства»; двойственном значении революций для развития государства и общества, политических и гуманитарных последствиях революций, об опасности инициирования революций извне; ответственности правителя и чувстве покаяния; о решающем вкладе советского народа в победу над фашизмом, попытках переписывания истории Второй мировой войны и об опасностях такого переписывания; о фашизме, неофашизме и механизмах влияния фашистской идеологии на массовое сознание; традиционных спорах о пути развития России и её вкладе в мировую историю и культуру, восточной и западной цивилизациях, многообразии критериев оценки развития страны, культуры, цивилизации; об экологических проблемах человечества, обществе потребления как

главной опасности для природы; ответственном отношении к судьбе своей страны и планеты; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; логике и правилах проведения научного исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим его народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; знаниям, науке и исследовательской деятельности; миру, ненасилию, сотрудничеству; человеку, людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; публичного выступления по проблемным вопросам; природосберегающей и природоохранной деятельности; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; общения с представителями других социальных групп; волонтёрской деятельности; участия в гражданских акциях; заботы о малышах и организации их досуга; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Клуб любителей фразеологизмов"

Программа кружка "Любители русской фразеологии" расчитана на 1 год обучения 7-9 классов и может быть использована при организации внеучебной деятельности в основной школе.По данной программе...

Рабочая программа дискусионного клуба "Прошу слово"

- Школьный дискуссионный клуб «Прошу слова» - это добровольное объединение учеников и учителей школы.- Для организации работы клуба избирается «Совет клуба». Планируется рабочая программа, тематика за...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание.Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания.Огромную ...

Рабочая программа молодежный клуб "Суворовская гостиная"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человек...

Рабочая программа лингвистического клуба "Диалог культур"

Данная программа будет полезна  учителям английского языка в организации внеурочной деятельности по английскому языку...

Рабочая программа кружка "Клуб эрудитов"

Данная программа, кружка "Клуб эрудитов" составлена для учащихся 5-11 классов....