Словарный урок, посвящённый дню рождения В. И. Даля "В мире словарей"
презентация к уроку (6 класс) по теме

Скворцова Маргарита Викторовна

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с биографией В.И. Даля, трудом всей его жизни "Толковый словарь живого великорусского языка", заочно встречаются с разными видами словарей и выполняют задания их задания.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_slovarey.rar2.95 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

В мире словарей

Слайд 2

Цели урока:  познакомить с видами словарей русского языка;  развивать умение работать со словарём по памятке;  обогатить словарный запас детей;  воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю,  развивать умение работать в парах и в группах.

Слайд 3

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Анатоль Франс

Слайд 4

(22 ноября 1801 — 4 октября 1872) Владимир Иванович Даль

Слайд 6

Задание «Редактор» « З драствуй друг. Ришил тибе написать письмо. Ты знаишь што я уехал к бабушки. Атдыхаю у нее на даче. Пагода Все время стоит очень харошая . Сдесь есть рика . Ана неширокая . Я свабодно даплываю до е е сиредины . Фсе ребята щитают миня знаминитым плафцом . Как ты праводишь каникулы? Мая бабушка приглашает тибя кнам надачу . Абязательно приезжай . Пиридавай привет тваим папи и мами . Заканьчиваю писать. Твой друк .» Задание: исправьте в тексте ошибки, используя орфографический словарь.

Слайд 7

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

Слайд 8

Задание «Словарное » Вам даны пословицы из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Укажите лексическое значение выделенных слов. Ласковое слово – что вешний день. Слово не обух , а от него люди гибнут. Слово пуще стрелы разит.

Слайд 10

Работа с фразеологическими словарями Задание: Объясните значение фразеологизмов, поберите к ним синонимы и антонимы. Бить баклуши Засучив рукава (работать ) Рук не покладая Сложа руки

Слайд 11

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят … - о кротком, безобидном человеке? - о человеке, испытывающем чувство большой неловкости, стыда? - о человеке, который пришел не вовремя, некстати? - о том, кто хуже, насравненно ниже другого в любом отношении?

Слайд 14

Задание : Подберите синонимы для характеристики старательного ученика и недобросовестного ученика. Запишите их.

Слайд 15

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

Слайд 16

Задание: Найдите в словаре иностранных слов примеры слов, заимствованных из разных языков: английского, греческого, латинского, немецкого, французского, тюркского (по 1-2 примера).

Слайд 19

Задание. 1. Вспомните способы образования слов. 2. Определите способ образования слов: Весенний Безрадостный Подоконник Самосвал Поутру При затруднении обращайтесь к словообразовательному словарю.

Слайд 20

Задание Выполните морфемный разбор слов : Выскочка Снежинка Снегирь Ласково Пригородный

Слайд 21

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Слайд 22

Синквейн Словарь

Слайд 23

Алгоритм написания синквейна 1-я строка Кто? Что? 1 существительное 2-я строка Какой? 2 прилагательных 3-я строка Что делает? 3 глагола 4-я строка Что автор думает о теме Фраза из 4 слов 5-я строка Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное

Слайд 24

Синквейн Словарь Уникальный, мудрый Открывает, объясняет, помогает Словари – сокровища национального языка Книга!