Легенды и предания мордвы
методическая разработка (5 класс) на тему

Нефедова Елена Анатольевна

описание легенд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл легенды и предания мордвы28.7 КБ

Предварительный просмотр:


                                            Внеклассное мероприятие.

«Легенды и предания мордвы».

Задачи: 1.Формирование у школьников интереса к мордовским народным    традициям и историческому прошлому своего родного края.

2.Воспитание чувства причастности к мифологическому наследию мордовского народа.

3.Воспитание чувства любви к своему родному краю.

Ход мероприятия.

Учитель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я очень люблю. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В путешествие во времена Тюшти.

Учитель:  Когда Нишке создал землю, леса, луга, то увидел, что поваленные деревья в лесу остаются неубранными, а луга некошеными. Тогда он и создал народ эрзю. Но эрзяне сильно умножились — возникло целых семь селений — и стали они спорить из-за земли: не могут разделить лес, не могут косить луга. Гадали, гадали и надумали выбрать себе царя. Собрались на сходку и бросили жребий. Он пал на мордвина по имени Тюштянь. Пахарь-богатырь  Тюштянь, который мог пахать на двадцати четырех лошадях семью плугами, на совете семи старейшин эрзи был избран эрзянь кирди («правителем эрзи») . Он согласился поделить угодья, если получит священный знак: пусть кнутовище покроется листьями и расцветёт к тому времени, когда я вернусь сюда с другого конца загона. Кнутовище у него было из яблоневого дерева, сухое и обтесанное. Когда он вернулся с другого конца загона, видит: кнутовище его покрылось листьями и расцвело. Тюштянь согласился. Тюштянь стал справедливым правителем; при помощи колдовства и богатырской силы он одолевал врагов мордвы, мог заставить расступиться волны моря, взмахнув палкой или платком. Время его правления — Золотой век («век Тюштяна»), когда рождались одни мальчики, народ свой он поил медом. Когда Тюштян стал чувствовать приближение смерти, он обратился к сородичам за советом: умирать ли ему при всем народе, или уйти, скрыв свою смерть. Народное собрание на это со слезами объявило ему: - Очевидная смерть твоя будет для нас несравненно прискорбнее неизвестной твоей отлучки. После видимой  смерти твоей нам не останется никакого утешения, а если ты уйдешь куда-то и умрешь там. То мы будем ожидать твоего возвращения. Тюштянь послушался народа и ушел неизвестно куда, а на память о себе оставил будто бы трубу в кустарнике близ города Керенска. В случае непогоды, когда шумел ветер, труба издавала звуки, и мордовский народ, слыша это, с радостью говорил: - Царь наш еще жив…

Звучат звуки торамы.  Это звуки торамы старинного мордовского музыкального инструмента. На экране мы видим картину с изображением Тюшти.

Учитель: Итак, мы с вами отправляемся во времена Тюшти. Сегодня мы продолжим разговор о персонажах мордовских легендах, преданий.

Учитель: В далёкие времена в самом центре земли рос могучий старый дуб. (тумо). Великий дуб - хранитель земли мордовской. Толщина его во всю ширь земли, верхушкой небо доставал, ветвями солнце, луну заслонял, корнями землю обнимал, желудями стадо свиней кормил. Три самых толстых корня дуба уходили в центр земли, далеко в глубь, где упирались в темное, мрачное царство Масторпаза. На вершине Великого дуба была обитель богов. Дуб со всеми богами в согласии жил. Мордва считала дуб Мировым деревом, опорой всей земли. Воплощение мироздания могли быть и другие деревья: берёза (килей), яблоня (умарина), липа (пекше).О Мировом дереве как центре земли рассказывается в мордовских песнях, легендах и преданиях.

Про великую берёзу, растущую в центре земли, повествует старинное предание. Великая птица - посланница Бога, свила гнездо в её кроне, снесла три яйца и дала жизнь богиням плодородия  Норовава , ветра Вармава , и леса Вирьава.

Учитель: Что мы знаем про этих богинь?

Ученик1: Норовава. Пусто на хлебном поле , уехали последние повозки, наполненные снопами. Урожай в этом году богатый. Это матушка Норовава – богиня урожая постаралась, потому что весь год утешали ее на праздниках вином и пуре, хлебом и солью. Если не угодишь Нороваве , не воздашь должных почестей , будет она сидеть под столом , зубами скрипеть и кулаки сжимать. Всю деревню проклянет: лошади начнут погибать , зерно в снопах осыплется , хоть пропадай. Помнят об этом люди и почитают богиню, озксы для нее устраивают. Родилась Норовава из яйца Великой птицы. Она очень красивая, на ней великолепные одежды. Летом и осенью одета в серебро и золото, на голове медная шляпа , а весной бывает в белом одеянии и в сверкающих ботинках. Верховный бог Нишкепаз больше всех богов любит Нороваву, за трудолюбие  и заботу о людях. Ей одной, как хозяйке урожая, позволено раздавать людям хлеб.

Ученик 2: Вармава. Жаркое солнце иссушило землю, облетели пожухшие листья с деревьев, осыпалась хвоя, высохла и пожелтела трава. Беда пришла в крестьянские селенья, разбросанные среди лесов и полей мордовского края. Люди говорили , что жару принесли суховеи. Видно, владычица ветра старуха Вармава рассердилась и послала напасти. Недоброй часто бывает держательница ураганов и вихрей. То спелые хлеба повалит, то плоды в садах обтрясет, а временами страшный мор принесет, болезни… . Трудно увидеть Вармаву, чаще она невидима , лишь в утреннем тумане можно разглядеть какие-то её смутные очертания. Говорят, что нет у неё ни рук, ни ног, ни крыльев, хотя она и ходит и летает. Безмолвен её язык, а вот свистящий голос далеко слышен. При тихой погоде она обычно спит где-то на небесах, а в бурю куролесит на земле.

Ученик 3: Вирьава. Трещат от лютого мороза одетые в иней деревья, все живое попряталось. Только маленькая белка прыгнула из дупла и опаленная дыханием зимы, упала мертвая на снег. Тут же лесную тишину нарушили шум и грохот. Раздвигая ветки вековых дубов и елей, которые, не выдержав такого обращения с ними, с треском ломались, через сугробы шагала женщина ростом с молодую берёзу. Белая рубаха, украшенная яркой вышивкой, облегала статную фигуру, на шее сверкала золотая сюлгама, в ушах блестели серебренные серьги с прикрепленными к ним  пучками лебяжьего пуха. Это обходила свои владения Вирьава – душа леса, его безраздельная хозяйка и хранительница. Она бережет зверей, птиц и прочих  лесных жителей. Следит Вирьава и за деревьями, не покидает леса, иначе они засохну.

 Учитель: Много легенд и преданий было сложено про Ведь-аву. И сейчас мы с вами послушаем одну из них. Легенда называется «Огненный цветок» [2. «Легенды и предания древней мордвы»

Легенда «Огненный цветок».

Автор:  Давным-давно в одном эрзянском селе жили сиротки: девочка Кастуша и мальчик Мика. Нежданно-негаданно приключилась беда – пропала Кастуша. Стали искать девочку, расспросили ее подружек. Те рассказали, что ходила она с ими на речку купаться, а потом её ни кто не видел. Время шло. Мика рос. Стал он работать у богатого крестьянина пастухом. Каждый вечер приходил на место пропажи сестры и приносил цветы. Сидел на берегу  и смотрел на реку. Но ни кто не выходил из реки. Вдруг до его слуха донеслась песня. Такой песни Мика никогда не слышал. Парень зажал уши руками и зажмурил глаза. Когда открыл глаза, перед ним стоит молодая красивая женщина. Густые волосы свисают по плечам до самой земли и отливают серебром. Прекрасные голубые глаза смотрят на Мику. Мика понял, что это сама Ведь-ава.

Ведь-ава: Кто ты будешь, парень молодой? Почему не боишься меня? Если хочешь, я возьму тебя с собой в воду.

Мика: Люди говорят, что Кастуша у тебя. Это правда?

Автор: Ведь-ава засмеялась.

Ведь-ава: А если и так?

Мика: Тогда отпусти ее, прошу.

Автор: Ведь-ава подняла голову вверх, посмотрела на полную луну. Губы её улыбались, а глаза оставались печальными.

Ведь-ава: И правда, твоя сестра у меня, Но если ты хочешь ее освободить, то выполни моё желание.

 Учитель: Ребята, давайте выполним желание Ведь-авы. Поможем Мике освободить сестру. Каких богинь  вы можете назвать?

Ученик1: Кудава —  покровительница дома, семьи. Она бережет семейный покой, старается умножить достаток в доме. Каждый день ухаживает за домашним скотом. Любит Кудава по дому бродить, порядок наводить в хозяйстве. Бывает косу девичью заплетёт, а девушка сама волосы после этого не расплетёт – боится разгневать Кудаву. При переезде в новый дом звали Кудаву с собой. Если кто забывал это сделать, она жестоко наказывала. Сама в новый дом приходила без приглашения, тогда уж жди от неё неприятности. Если две Кудавы в доме остались – хорошего тоже не будет.  Они начинали ссорится друг с другом, навлекали на дом беды и неудачи. В новом доме пекли для Кудавы блины, хлеб, делали брагу. Люди уважали Кудаву, называли её матушкой и всячески старались её задобрить.

Ученик 2: Жарко натоплена баня, припасены веники пахучие, травы лечебные. Сидит на скамеечке Баняава – хозяйка бани и дрова подбрасывает, чтобы еще жарче было, да пар горячее. Баняава защищает баню от пожаров, а парящего в ней – от всего злого и нечистого. К божеству бани люди относились почтительно. В честь Баняавы исполняла свой плач мордовская невеста, когда за день до свадьбы вместе с подругами шла к ней за благословением на супружескую жизнь. При рождении ребенка тоже обращались к Баняаве, чтобы он рос здоровым и крепким, чтобы ему не были страшны трудности и нечистая сила. Молились Баняаве и просили у неё прошения, если полагали , что чем-либо обидели её. Жертвовали хлеб, соль, кашу.

Ученик 3: Только с добрыми словами и молитвой обращались к богине земли Мастораве, называли её ласково «земля-матушка». Бить палкой по земле опасались – рассердится, разгневаться может Масторава. Почитали и любили её за каждодневную заботу о людях. Выглядела Масторава как обычная женщина , только уж она очень некрасивая: у неё черное лицо, длинный нос, толстые губы. Жила она в чудесном дворце с серебряными воротами и золотыми окнами со своими детьми и мужем. Супругом её считали Нишкепаза. Верили, что человек упавший на землю, мог заболеть, потому что обидел  Мастораву или её детей. Думали, что болезнь и ушибы можно вылечить, если в глухую полночь больной со знахарем, подарками, деньгами и хлебом-солью пойдет на развилку дорог. Там молитву и заклинания шептали, Мастораву об исцелении от болезни просили. Жертвовали ей черную корову и просили хорошего урожая. Всесильна и всемогуща Масторава, поэтому знает обо всем, что на земле и даже под землей делается.

Ведь-ава: Молодцы. Много у меня сестер. Много у меня слуг и служанок. Но нет самого нужного – горячего сердца. У меня всегда холодное сердце. А чтобы согреть, мне нужен огненный цветок. У вас в лесу растет папоротник. Он расцветает раз в сто лет, в ночь на праздник Ивана Купалы. Вот этот цветок и называют огненным. Завтра как раз такой день. Принеси мне цветок.

Мика: А как я его найду?

Ведь-ава: Он сам тебя найдет!

Автор: На другой день отправился Мика в лес. Красота вокруг, под ногами расшитый цветами ковер. Воздух наполнен пением птиц. Лес – будто эрзянское село, а деревья – его жители. Неподалеку пел соловей. Мика двинулся в ту сторону. И вот перед ним открылась небольшая поляна, посреди которой росли папоротники. В зарослях что-то поблескивало. Захотелось Мике узнать, что прячут папоротники. Вдруг заросли заколыхались, словно от ветра. Испугался Мика, хотел уйти, но любопытство пересилило. Яркий свет ослепил Мику. Когда он открыл глаза увидел перед собой красивейший цветок, в середине его будто огонек  горел. Понял Мика, что это и есть тот самый огненный цветок. Тотчас сорвал его и побежал на берег реки. Там уже стояла Ведь-ава, а рядом с ней Кастуша.

Ведь-ава: Она заколдована. Узнает тебя, когда отдашь цветок.

Мика: А если обманешь? Сначала сделай так, чтобы сестра вспомнила меня. После отдам цветок.

Автор: Ведь-ава провела рукой перед лицом Кастуши. Девочка будто очнулась от сна и обняла брата.

Ведь-ава: Мика, сдержи своё слово, отдай мне цветок.

Автор: Парень подошел к Ведь-аве и осторожно протянул ей цветок. Но налетел вихрь, вырвал цветок из рук и исчез в лесу. Ведь-ава завопила во весь голос. От её крика трава к земле пригнулась, деревья в лесу закачались. Мика и Кастуша со страху бросились бежать. А Ведь-ава на берегу одна осталась. Наверное, ледяное сердце ничем уже не растопишь.

Учитель: А как вы думаете про какую богиню сейчас пойдет речь?

Учитель: Правильно, это Ковава, а что мы про неё знаем?

Ученик: Богиню – покровительницу луны мордва называла Ковава – матушка-хозяюшка, кормилица. Обращались к ней чаще всего в новолуние. Как только появлялся рожок молодого месяца, кланялись ему. Для себя просили счастья, здоровья, а ему желали ясного света и быть круглым как каравай. Бога луны мордва называла Ковпаз (э), Ковпаваз (м) и считала посланцем Нишкепаза. Бог луны жил на небе, и не было у него ни дома, ни двора огороженного. Находясь на небе, он все видел и слышал, а потом обо всем рассказывал Нишкепазу.

Учитель: Мы сейчас споём с вами песню «Ковава»

Песня «Ковава»

Учитель: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие в мир мордовских легенд, преданий ?  А как вы считаете, нужно ли знать, помнить легенды, предания ?

Учитель: И в завершении нашего мероприятия я хочу закончить такими словами:

Народ жив, пока жива его национальная культура:

 язык, искусство, традиции, обычаи, легенды и,

конечно же, духовность…

Учитель: На этом  наше мероприятие закончилось.

Спасибо за внимание.

Народ жив, пока жива его национальная Культура:


 язык, искусство, традиции, обычаи, легенды и,

конечно же, духовность…Народ жив, пока жива его национальная Культура:

 язык, искусство, традиции, обычаи, легенды и,

конечно же, духовность…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Цветы в легендах и преданиях "Подснежник, тюльпан"

Цель занятия:Дать представление о разнообразии и красотецветов нашей Родины.Рассказать о цветах в народном творчестве.Научить проявлять фантазию при создании цветка. Закрепить навыки работы с бумагой....

Сценарий воспитательного мероприятия" Цветы в легендах и преданиях"

Методическая разработка воспитательного мероприятия...

Презентация "Цветы в легендах и преданиях"

Презентация "Цветы в легендах и преданиях"...

факультативное занятие "Легенды и предания Забайкалья"

Данное факультативное занятие расширяет знания учащихся об истории Забайкалья, о природе родного края, его населении. Способствует формированию представлений о духовной культуре старожилов Забайкалья,...

"Легенды и предания Забайкалья" (несказочная проза)

Данная презентация  расширяет знания учащихся об истории Забайкалья,  его населении, о фольклоре нашего края как о важнейшей части этнокультуры, дает представление о взаимосвязи с соответств...