Туристско-экскурсионный маршрут "Вдоль по речке, вдоль Подгорной"
методическая разработка на тему

Иванова Ольга Николаевна

Экскурсия по объектам вдоль речки, протекающей в черте города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turistsko-ekskursionnyy_marshrut.doc640.5 КБ

Предварительный просмотр:

Туристско-экскурсионный маршрут

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД Центр детского творчества

г. Уварово.

                                                                                                                 

                                                             Е.И. Тарасов

  _______________                              _____________

        (подпись)                                    (ФИО)

м.п.

                                                   «12»  апреля  2014 г.

ПАСПОРТ

туристско-экскурсионного  маршрута 

Автор: Иванова Ольга Николаевна

                                    Остановки на маршруте и объекты экскурсии:

№ 1. Лицей - № 2. Маслозавод - № 3. Устье реки Подгорная - № 4. Улица Осипова - № 5. ж/д вокзал - № 6. Курган - № 7. Улица Нечаева - № 8. Мост через реку Подгорная – Лицей.

Пеший и автобусный способ передвижения

Категория маршрута:

Муниципальный

Протяженность маршрута: 7 км 850 м    

Время экскурсии: 3 ч

Маршрут может использоваться  в бесснежный период года.

Категория посетителей: учащиеся 8 – 9 классов

Маршрут оборудован лавочками, мостиком через реку,

картой-схемой, туалетом.

Правила поведения на маршруте:

  • При переходе через дорогу с движущимся автотранспортом соблюдать правила дорожного движения.
  • Экскурсант обязан соблюдать и исполнять правила общественного поведения, техники безопасности, требования сопровождающих лиц, экскурсоводов, водителей транспортных средств.
  • Следует уважительно относиться к местным традициям и обычаям, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры. По окончании экскурсии собраться в указанном месте и после объявления окончания экскурсии следовать указаниям своего сопровождающего лица.

Схема экскурсионного маршрута прилагается

                 

 


остановки

Описание

Протяженность, км

Вид дороги

Способ передвижения

1.

Лицей

0,00

асфальт

автобус

2

Маслозавод

1 км

асфальт

пешком

3

Устье реки

 Подгорная

1,65 км

асфальт-грунт

пешком

4

Ул. Осипова

1,49 км

асфальт

автобус

5

ж/д вокзал

1,78 км

асфальт

автобус

6

Курган

1,70 км

асфальт

пешком

7

Ул. Нечаева

415 м

асфальт

пешком

8

Мост через реку Подгорная

175 м

асфальт

пешком

9

Лицей

2 км

асфальт

автобус

 

Что такое среднерусская природа без речки? Как говорил Аксаков: «Полная красота  всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом». Текущие воды не только насыщают душу- настраивают на философский лад. Река – словно модель жизни, ей равно свойственны и постоянство и изменчивость, а стало быть -  загадочность. Что там, за поворотом?

Малые реки обладают своей красотой: протекают, как правило, в небольших ярках, оврагах, чаще заросшие по берегам кустами и деревьями, шириной в метр-два, через которые можно перебраться по случайно опавшему бревну (а то и вообще перепрыгнуть). Выбор пал на Подгорную – с рекой мы уже были «знакомы»: проходили мимо нее несколько раз, да и расположена Подгорная в хорошем для пешего туризма месте: впадает она в Ворону, а течет большей частью по  улицам между жилыми застройками.

Остановка № 1. Лицей.

Начало маршрута - лицей.

По дороге в лицей, на вашем пути встречаются деревья. Невольно задумываешься: "Откуда они здесь?". Деревья приветливо шелестят своими кронами. Давным-давно эти деревья 6ыли маленькими саженцами, их посадили первые учащиеся, вместе с учителями, а сейчас они стоят около лицея красивой аллеей. Лицей расположен как бы на островке от основных автомобильных дорог. Он состоит из трёх этажей.  Перед лицеем есть место, где в тёплое время года проводятся торжественные линейки, посвященные первому сентября и 25 мая.

В сентябре 1994 года Уваровский физико-технический лицей произвел первый набор учащихся.

В 1997 году состоялся первый выпуск учащихся 11-го класса.  С этого одного класса  и началась история лицея.

В 2001-02 учебном году лицей стал победителем первого областного конкурса-выставки "Школа года".

 За 2005-06 учебный год Лицей г. Уварово стал победителем регионального конкурса «Лучшая школа Тамбовщины-2006.

Далее наш маршрут продолжается по главной транспортной магистрали _улице Шоссейная. Она начинается от Ленинской площади и связывает центральный микрорайон с привокзальной частью города, а также даёт выход к Вороне с её песчаными пляжами и лесным массивом.

Спускаясь с Царёвой (ныне Маслозаводской) горы, перед нами  открывается вид на местность, которая до установления Советской власти  представляла собой луг с большим количеством озёр. Со временем озёра пересохли, и на этой территории стали появляться жилые дома. Активно застройка пошла в конце 20-х и начале 30-х годов. В 50-х годах появились улицы и переулки.

Низина, образовавшаяся в месте слияния пойм рек Ворона и Подгорная, достаточно интенсивно освоена: Здесь построился жилой малоэтажный район с приусадебными участками. В настоящее время в связи со слабым выполнением мероприятий по инженерной защите территорий значительный участок местности подтапливается грунтовыми водами.

значительные территории используются  предприятия, такие как «Обловский» Элеватор и Уваровский маслобойный завод  (ОАО «Подсолнечник).


Остановка  № 2. Уваровский маслобойный завод  (ОАО «Подсолнечник).

Наверно, не каждый из нас слышал о том, что масло из семян подсолнечника впервые было получено в России в 1835 году. Кстати, подсолнечник был впервые привезён в Европу из Мексики в 16 веке. А в Америке это растение знали уже много веков. Цветком солнца в Европе стали украшать сады и палисадники возле домов. А в Англии употребляли молодые корзинки соцветий подсолнечника с уксусом. В 18 веке подсолнечник пришёл и в Россию, вначале, как декоративное растение. Но вскоре оно раскрыло свой главный секрет. Ещё в 1779 году была опубликована статья «О приготовлении масла из семян подсолнечника». Завод построили с умом: в зоне, наиболее благоприятной для выращивания «солнечного цветка». На заводе работали в две смены по 12 часов в сутки без перерыва на завтрак и ужин.  Работали при высокой температуре, при сильном запахе пережаренного масла. Грохот машин, шипение пара от жаровни заглушали голос человека. Работали голыми, в одних кальсонах или трусах, босиком. Тело рабочих было пропитано маслом и, этот запах ощущался на расстоянии трёх-пяти метров. За долгую историю своего существования «Подсолнечник» никогда не был убыточным предприятием. Видимо, основавший этот завод по переработке подсолнечника, предприниматель Дёмин неплохо разбирался тогда в вопросах хозяйствования, умел подобрать кадры, сумел найти и очень удобное место для строительства цехов.

Первые цехи – рушально-веечный         и котельная, хоть и капитально возводились, но были защищены холмами от всех ветров. А насколько капитально были построены здания, и устанавливалось оборудование, знают все работающие на заводе. Котёл, который был установлен в 1905 году, и сегодня находится в работоспособном состоянии, залит водой и ждёт своего часа, как законсервированный старый паровоз на запасном пути.

Сегодня на Уваровском маслобойном заводе процесс получения конечной продукции полностью исключает ручной труд – прессовщикам приходится только нажимать на кнопки. И пар, который применяется для прогревания мезги, спрятан в стальные рубашки. А ведь первые полвека существования завода в прессовом цеху могли работать только молодые выносливые мужчины. Отжим масла осуществлялся при помощи открытых ручных рамочных винтовых прессов. Причём, прессовщики просто утопали в клубах горячего пара. Температура в рабочей зоне достигала 60°. Выдержать восьмичасовую рабочую смену было непросто.

Уваровский маслобойный завод пережил и Гражданскую и Великую Отечественную войны. Он ни разу за всё время своего существования не прекращал выпуск продукции. Уваровское, как его тогда называли, постное масло шло на питание красноармейцам, в государственный резерв. О значимости предприятия говорит тот факт, что в годы Великой Отечественной войны многие уваровские специалисты-маслоделы имели бронь.

Наивысшая активность в реконструкции и строительстве пришлась на 1950-е годы. Были построены новые цеха. Прессовый, например. Позже открытые прессы были заменены на импортные, которые действуют и сейчас.

Нынче предприятие производит в сутки до 20 тонн высококачественного экологически чистого масла без каких-либо добавок. Оно поставляется на жировые комбинаты в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Челябинск. Там масло используют для приготовления высококачественных маргаринов

Сегодня в Уваровском Обществе с ограниченной ответственностью «Подсолнечник» трудятся 87 человек. По 120 тонн подсолнечника перерабатывают они за сезон – с сентября по июль.

Гордость и слава завода – это его труженики. Многие ветераны производства и сегодня продолжают работать.

Ныне ОАО «Подсолнечник» возглавляет Анатолий Алексеевич Попов(почётный житель нашего города)., выпускник Воронежского института, вставший у штурвала 23 года назад

Опытный инженер-консервщик, хорошо знающий процессы выпечки хлеба, пастеризации молока, производства пива, Анатолий Алексеевич отдаёт предпочтение подсолнечному маслу.

Многое сделал он для улучшения технологической цепи производства масла – от хранилищ, где закладывается на сушку до пяти тонн семян, до транспортировки готовой к отгрузке продукции по маслопроводу, протяжённостью 1200 м.

Надёжность – вот главное, чем определяется жизнь этого завода.

Спускаемся с горы, переходим по мосту через реку Подгорная.

Пойма речки Подгорной – имеет асимметричное строение – левый берег её высокий, крутой, правый - низкий, пологий. Пойма неширокая от 50 до 300м, высотой над урезом воды до 2 м, местами заболочена. 

Растительность поймы слагается из ивы, черной ольхи, крапивы двудомной, череды трехраздельной, хвоща, камыша.

От маслозавода, поворачиваем налево и движемся по улице Базарной. По названиям улиц: К.Маркса, Красина, мы видим, что массовое переименование улиц здесь началось после Октября 1917 г. Слишком буквальное трактование слов «отречёмся от старого мира» нанесло местной топонимии большой ущерб.

Неоднократные переименования улиц унесли многие названия, свидетельствовавшие о рождении и становлении нашего города, лишили его лицо неповторимости и своеобразия, сделали наш город безликим и одноцветным, похожим на все города и все страны, где обязательными являются улицы Маркса, Энгельса, Ленина, Будённого, Красина и т.п.

Вдоль улицы Красина мы доходим до места слияния двух долин: речки Подгорной и реки Вороны. Здесь на оборудованном пляже можно передохнуть.


 Остановка № 3 Устье реки Подгорной.

Здесь в хорошо разработанной долине протекает речка Подгорная. Ее левый сложенный суглинками и глинами крутой склон местами расчленяется небольшими оврагами. Правобережная пойма в черте города уже застроена. Она постепенно переходит в правый пологий террасированный, изредка расчлененный балками и оврагами, склон, удобный для застройки. 

Идем по тропе вдоль реки; она  подходит близко к воде,  откуда открываются живописные виды долины реки. Русло Подгорной на всем протяжении маршрута достаточно однообразно: заливной   и далее стеной стоят очень густые зелёные насаждения. На заливном лугу трава высотой от колена до груди. Лес смешанный, преимущественно осина, ива, тополь, сосны редки, подлесок густ и труднопроходим. Берега реки сильно загрязнены бытовым мусором: пластиковые бутылки, стекло, выбрасываются сорняки из огородов. Имеется мусор и на участках свежих вырубок.

Идем по дороге, которая ведет к мостку, который в народе прозвали «Миленький» Говорят, что неподалёку жил урядник, который любил говорить: милый ты мой..Сейчас идут ремонтные работы на мосту.

Здесь у дороги стоит насосная станция,  из  коллекторов в реку Подгорная поступают канализационные стоки. Вода в реке здесь имеет гнилостный запах, а на прилежащем субстрате бурно “расцвели” сине-зеленые водоросли. А вверх по течению в реку                  открываются сливные трубы.

Вскоре выходим на дорогу, которая ведет к улице Осипова.


Остановка № 4. Ул. Осипова.

Сворачиваем с дороги вправо и  выходим  к земляному валу, заросшему травой. Заканчивается он старой заброшенной водокачкой. Водопроводные трубы от водокачки до элеватора уложили на землю поверху, а потом сверху насыпали земляной вал (для утепления). 

Вал  считался стратегическим объектом, здесь под землёй чугунная труба пролегала. По ней вода на железнодорожный вокзал поступала. Паровозы заправляли ей. Вокзал всеми ресурсами должен быть обеспечен. Вдруг война? Тогда отсутствие воды на станции – катастрофа!

Вал был неприкосновенным. Это сейчас жители оборудовали съезды с земляной насыпи к своим  дворам. Раньше - боже упаси кому-то склон вала машинными колёсами хоть чуть повредить. Населению прямо заявляли: как угодно из своих дворов наверх выбирайтесь, но чтобы вал в целости и сохранности был. И никакого тяжёлого транспорта.

Вдоль вала затем выросла улица Проезжая, потом её переименовали в Осипова, по имени Героя Советского Союза: Ивана Ивановича Осипова. 

Иван Иванович Осипов родился и жил на этой улице. После окончания Обловской средней школы он был призван в Армию. Его направили в полковую школу. По окончании её молодого офицера назначили командиром сапёрного отделения.
Командир взвода 91-го отдельного инженерного батальона (47-я армия, Воронежский фронт) лейтенант Осипов при форсировании Днепра в районе города Канев (Черкасская область, Украина) в ночь на 26 сентября 1943 года под мощным артиллерийским и миномётным обстрелом организовал строительство и ремонт 4 мостов, а также переправил на правый берег реки 750 бойцов. Переправившиеся десантные группы завязали бой с гитлеровцами, выбили их из траншей и закрепились на небольшом плацдарме. Для удержания необходимо было переправить подкрепление. Для этого взвод Осипова 28 сентября 1943 года под непрекращающимся обстрелом оборудовал паромную переправу, обеспечив тем самым успешное наступление наших войск на правом берегу реки. Погиб при переправе паромного троса.

Похоронен в Черкасской области рядом с местом переправы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, лейтенанту Осипову Ивану Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.  

Дальше передвигаемся на автобусе. На развилке дорога прямо уходит на улицу Луговая «Чебизовка»  – по улице Луговой крестьяне занимались производством конопли, которую обрабатывали и из её волокон изготовляли холсты, из которых шили одежду. Братья Гореловы изготовляли из шерсти зипуны.

По этой улице попадаем в привокзальный район, он вытянулся вдоль железной дороги, которая проходит по правому склону долины речки Подгорной с северо-запада на юго-восток. Он начал формироваться с 90-х годов 19 века, когда была проведена железная дорога из Тамбова на Камышин и возникла станция Обловка с её службами.


 Остановка № 5 Вокзал.

Дорогу начали строить в 1892 году одновременно на всём её протяжении. Но местные общества не продали строителям хорошие земли и поэтому новую дорогу повели по неугодьям: оврагам, балкам, косогорам…

Строили дорогу пять богатых купцов на собственные средства, а затем продали государству. Одновременно с дорогой велось строительство вокзалов.

Ходят две версии названия Обловки. Одна из них гласит, что уваровцы проводили в этих местах облавы на волков, нападавших на скот. По другой - станцию назвали в честь Облова, руководившего строительством. Какая версия верна, сейчас, наверное, никто точно не скажет.

В Великую Отечественную войну поезда шли через Обловку и на запад и на восток, везли вооружение, воинские части, раненных, пленных. Люди, чтобы выжить шли работать на станцию, где служащим выдавали продуктовые карточки и уголь.

Машинисты по 72 часа не сходили с паровозов. Все стремились скорей разгромить ненавистного врага.

На станции Обловка был развёрнут польский детский дом, в котором были только дети – поляки и воспитатели- поляки.

В 1960 году в Уварово и его окрестностях проходили военные учения. В течение нескольких дней из штабного вагона на станции Обловка Родион Яковлевич Малиновский руководил этими учениями.

Для работников станции строились дома, которые существуют и сегодня

18 сентября (по старому стилю) 1894 года на Обловку пришёл первый поезд .

Это стало настоящим событием для всего села. Нещадно дымя, паровоз доставил грузовой состав, состоявший всего из нескольких небольших вагонов (грузоподъёмность всего 610-750 пудов, т.е. 10-12 тонн), да и сам паровоз серии «О» (прозванный в народе «овечкой») был маломощным.

Бригады поездов, работники станции не являлись жителями Уварово, все они были присланы из других мест. Для подготовки квалифицированных кадров нужны были грамотные люди и поэтому на станции открыли одноклассное училище.  Это был 1894 год. Красивое двухэтажное здание строилось одновременно с железной дорогой.  Принимали только детей железнодорожников. Классы – на первом этаже, вход был со стороны депо. На втором этаже находились квартиры служащих станции.

Вступительных экзаменов не было, но экзамены сдавали после каждого класса. На первом этаже в одной половине были класс, а во второй – интернат для детей работников транспорта, проживающих на участке Сампур – Мучкап. Позже всё здание заняла школа. Уроки длились до 50 минут. Очень важными были чистописание и Закон Божий. После весенних каникул требовалось принести справку о говении, то есть о том, что ты регулярно посещал церковь. Ученики жили интересной насыщенной жизнью, тесно связанной со станцией. Даже некоторые учебные темы по физике изучали в депо, знали устройство паровоза.

В 1998 году в Обловской школе состоялся 60-й и последний выпуск, больше она не распахнёт приветливо свои двери, не позовёт в классы непоседливых ребят, заливистый звонок, не зазвучит детский смех.

DSC01571 

Школа №86 сегодня                 Вокзал

28 февраля 2012 года состоялось открытие вокзального комплекса станции Обловка Юго-Восточной железной дороги, который своим видом преобразил этот уголок нашего города.


Остановка №6 Курган  Едем по дороге прямо, потом направо и сразу подымаемся на курган Слева от нас  громадный курган возвышается на лугу между станцией  и городом. Историк Нарцов А., в «Известиях Тамбовской ученой архивной комиссии» в 1905 году писал: «Около самого села Уварово, на лугу на расстоянии менее версты около р. Вороны стоял курган вышиной в 25 саженей, а в окружности 325 саженей, формы продолговатой.

С высоты кругозор настолько велик, что видны окрестные сёла на расстоянии 40 вёрст. На Пасху между утреней и обедней на вершине холма, рассказывает народ, показываются огни и видны фигуры людей, одетых в саван.

Старое предание гласит, что во времена пугачёвщины здесь был похоронен какой-то атаман в полном вооружении и с ним вместе павшие воины со всем имуществом, вооружением и деньгами. Сами же жители Уварова скрывались в лесах…

В последствии курган служил сторожевым постом и с его вершины давались сигналы и зажигались огни. В разных местах кургана заметны выемки, указывающие на раскопки…»

В настоящее время курган выположен.  Растительность на нем вытоптана, грунт утрамбован. Склон испытывает антропогенный пресс.

Возможно, действительно Обловский (как его теперь зовут) курган – рукотворный, но кто покоится под ним: знатный скифский военачальник, вождь со свитой?

Курган хранит свою тайну. Кто его насыпал, когда и зачем? Или это творение матушки-природы?

С кургана открывается  вид на заболоченную пойму реки Подгорная. Спускаемся с кургана и подходим к реке. Дно реки песчаное, местами илистое. Река мелкая по фарватеру. Река слабо меандрирует. Едем по правому берегу вверх по течению реки и попадаем на улицу Нечаева.


 Остановка № 7. Ул. Нечаева.

В 1973 году появилась новая улица, которой присвоили имя Нечаева.

Уроженцу г. Уварово Ивану Нечаеву не сравнялось 18 лет, когда он вместе с другими своими сверстниками ушел в 1942 году в Советскую Армию. После окончания артиллерийской школы Иван попал на фронт.

Весна 1944 года. Немцы еще топтали крымскую землю, но дни их уже были сочтены. Иван Нечаев – командир орудийного расчета – был среди тех, кто первым форсировал студеные воды Сиваша.

Полк стоял у стен города русской славы – Севастополя и напряженно готовился к штурму последнего оплота немцев. На этом  клочке  нашей земли, после одного из жарких боев, в котором отличился артиллерийский  расчет Нечаева,  командир полка Герой Советского  Союза   П.  Л.  Рогалев  лично вручил Ивану Нечаеву первое отличие солдатской доблести – медальЗа отвагу “

А через час – снова бой. Ливень свинца из вражеских пулеметов хлестал со всех сторон. Совсем близко рвались мины, снаряды, но комсомолец Иван Нечаев, не зная страха, работал у панорамы орудия. А ночью бойцы подкатили свою «сорокапятку» почти вплотную к немецким траншеям на склоне знаменитой высоты 256,2 метра «Сахарная головка». До рассвета, поочередно, переползая по-пластунски, за 200 метров в тыл и обратно, на руках бойцы носили снаряды к орудию.

Едва заалел восток, как по условному сигналу пушка, укрытая за каменной глыбой, внезапно ударила по немецким пулемётам.

А через 2 часа на «Сахарной головке» развевалось Красное знамя. Затем наши войска овладели другой знаменитой высотой – Сапун-горой.

Артиллеристы вместе с пехотинцами ринулись к городу Севастополю.

За выдающийся подвиг при освобождении Севастополя младшему сержанту-наводчику И.П. Нечаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Подходим к мостику через реку Подгорная.

сканирование0011


Остановка № 8. Мост через реку Подгорная.

Подгорная - правый приток Вороны.  Начинается севернее д. Березовка на высоте 170 м, впадает в Ворону в районе г. Уварово, Длина 26 км, площадь водосбора 165 км2. Русло пересыхающее, долина широкая, левый склон круче.Течет в Уваровском районе. 

Русское название которой соответствует мордовскому «пандагора». Протекающая по территории города Уварово речка Подгорная уже многие годы называется ручьём. Этот свой «статус» она получила в 20 веке, а в первой половине 17 века была глубоководной настоящей речкой. Об этом позволяет судить вид её берегов, вид выработанной её водами долины. Поросшие густой растительностью, они ещё хранят память о её былом величии.

На опушке, где много света и солнца хороводы красавиц – берёзок, в потных низинах – рощи осин. У самой реки заросли пепельно- серых ив, особенно весной ивы привлекательны, от их пушистых шариков глаз не оторвёшь. Нередко где-нибудь у топких ольшаников можно встретить высокую траву с мечевидными листьями и большими тёмными початками. Это аир - тропическое растение. Как он очутился у нас? Говорят его в 16 веке из Индии завезли в Португалию, а оттуда он расселился по всей Европе. Возможно он попал в наши края иначе. Кто его знает.

Реки индивидуальны, как люди. Впрочем, у каждой реки есть свои различия- сезонные. Река наша в апреле, словно взмыленный скакун, изнемогает в пене. Упавшие в воду деревья встают затворами : не пропустим!.

В мае - берега, словно зелёные коридоры. Кругом лирический карнавал цветов, трав, листвы, птиц. Река- зрелище в сотню актов.

В разгар лета- всё умеренно. Бешенное стало быстрым, быстрое- тихим. Зной растапливает чувства.

Пейзаж поздней осени очищен от летней патины: краски свежи, линии чётки. Украшение маршрута-осенняя грусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к развитию рефлексивно-аналитических качеств школьников в процессе обобщения результатов туристско-экскурсионной деятельности

Статья, написанная в соавторстве с С.А. Кузнецовым, учителем физики, посвящена различным направлениям туристско-экскурсионной работы, рассказывает о системе  работы в данном направлении в ГБОУ ги...

Там, где речка -речка Бирюса...

Книга Рыбиной Светланы Петровны "Там, где речка -речка Бирюса..."...

Информационный проект: «Туристско-экскурсионный маршрут «Моя малая родина»

Цель проекта: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине разработки экскурсионного тура...

Туристско-экскурсионный маршрут «Наш древний край»

Цель проекта: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине,  разработки экскурсионно...

Экскурсия для учащихся средних классов (предметы ОРКСЭ, Краеведение, Изобразительное искусство) Тема: «Преображенский храм села Подгорного». Учитель: Усова Л.Н.

Методическая разработка экскурсии для учащихся средних классов (предметы ОРКСЭ, Краеведение, Изобразительное искусство)Тема: «Преображенский храм села Подгорного». Экскурсия проведенеа на ...

Презентация «Изготовление иконостаса. Преображенский храм села Подгорного»

Выступление на РУМО (Технология). Тема «Изготовление иконостаса. Преображенский храм села Подгорного». Учитель ИЗО, ОПК, Технологии - Усова Л.Н....

Социальный экологический проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке» (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!»)

Проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!») рассказывает о системе организации и опыте проведения эко...