Внеклассное мероприятие. Виртуальная экскурсия "По музейным залам России. "Северный" цикл творчества А.И.Куинджи"
методическая разработка (10 класс) на тему

Лысяк Валентина Владимировна

Данная разработка помогает расширить знания о художниках - передвижниках, о музеях  Санкт -Петербурга и  Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx164.73 КБ

Предварительный просмотр:

                 Внеклассное мероприятие
     Виртульная экскурсия «По музейным залам России.      «Северный» цикл творчества А.И. Куинджи»

Класс 10

Цели:

  • продолжить обучение созданию текстов искусствоведческого характера с опорой на зрительные образы;
  • совершенствовать речь обучающихся, пополняя лексику школьников новыми терминами;
  • совершенствовать монологическую и диалогическую речь обучающихся;
  • расширять кругозор учащихся, поддерживать их интерес к изучению культуры родной страны, родного края;
  • воспитывать любовь к живописи, интерес к истории своей Родины;
  • раскрыть своеобразие таланта А.И. Куинджи на примере пейзажных картин «Ладожское озеро», «На острове Валаам», «Север».

Задачи мероприятия: научить устно и письменно выражать основную мысль пейзажа, развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе.

Формирование УУД

  • Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах СМИ. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (устная – письменная).
  • Регулятивные: целеполагание, осуществление познавательной и личностной рефлексии, коррекция, саморегуляция.
  • Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Тип урока: виртуальная экскурсия

Оборудование: медиапроектор, презентация фото залов Российского Государственного музея города Санкт –Петербурга,Третьяковской Галереи города Москвы; репродукции картин «передвижников», полотен А.И. Куинджи.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово

Учитель. Ребята, сейчас я прочитаю вам лирическое произведение современного российского поэта Александра Демьянкова, а вы мне ответите: куда я вас приглашаю?

Любой музей есть память о веках,

Творенья от начала мирозданья,

Любое человечества созданье

В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг:

Открыта дверь, музей гостей встречает,

В стенах своих входящих привечает,

Лишь стоит преступить его порог.

Учитель. Итак, куда мы отправляемся? Правильно, в музей. И это главное художественное собрание города Санкт-Петербурга – Государственный Российский музей, самый известный в РФ.

Историк 1. Город Санкт-Петербург насчитывает свыше 200 музеев и их филиалов. Первый из них был основан в 1714 году Петром I. Назывался он Кунсткамера. Государственный Российский музей был основан в апреле 1895 года указом императора Николая II под названием «Русский музей императора Александра III»

Историк 2. И в 1898 году собрание приняло первые 122 картины. Сейчас коллекция насчитывает больше полумиллиона экспонатов. Наиболее полной является выставка произведений искусства XVIII - XIX веков. Среди них есть полотна и нашего земляка Архипа Иановича Куинджи.

Учитель. Кто такие «передвижники»?

Искусствовед 1. На их полотнах правдиво воссоздавалась жизнь русского народа; они выражали его интересы, взгляды, мысли, чувства, народные представления о справедливости, добре и красоте; своим творчеством способствовали развитию русского освободительного движения.

Учитель. Давайте вспомним имена этих живописцев, их направления в творчестве.

Искусствовед 2. Ведущие жанры художников-«передвижников» и их представители.

Бытовой жанр: В.Г. Перов, К.Е. Маковский, И.П. Прянишников.

Жанр портрета: И.Н. Крамской, И.Е Репин, В.Г. Перов.

Пейзажный жанр: И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи.

Исторический жанр: Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков.

Учитель. Как видите, среди этой когорты знаменитостей присутствует и фамилия Архипа Ивановича.

2. Постановка целей мероприятия

- Каковы ваши ожидания от нашей экскурсии?

3. Приём «До и после» « До...»

- Что вы знаете об этом мастере живописи?

- Откуда он родом?

- Где обучался будущий художник?

- Какие картины А.И. Куинджи знаете?

4. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Сейчас мы с вами находимся в одном из залов Государственного Русского музея города Санкт-Петербурга.

Искусствовед 3. Архип Иванович Куинджи хоть и родился в южном Приазовском крае, почти всю жизнь прожил в солнечном Крыму, но всем сердцем любил все живописные ландшафты России. Особенное отношение у мастера было к природе Севера.

Искусствовед 4. Вот поэтому художник является ярким представителем пейзажной лирики второй половины XIX века. Его творческие устремления заметно отличаются от художественных исканий других мастеров этого жанра.

Искусствовед 3. Уже первые работы А.И. Куинджи, во многом ещё связанные с романтической традицией, были замечены современниками. Особенно они поражали зрителей необычными эффектами. Различные пейзажные мотивы нашли своё место в творчестве художника: изображения осеннего ненастья и распутицы, задумчивых предрассветных минут, тревожного предгрозового состояния природы, и, конечно, облака.

Искусствовед 4. Они присутствуют на всех полотнах живописца: лёгкие и воздушные, тяжёлые, грозовые, разной палитры красок и настроения.  Большую популярность завоевали его ночные пейзажи, и среди них знаменитая своими световыми эффектами «Ночь на Днепре». Но это будет позже, а сегодня мы познакомимся с полотнами начинающего мастера.

Экскурсовод 1. Перед вами полотно художника «северного» цикла, которое принесло молодому живописцу славу и признание.

Учитель. Внимательно его рассмотрите. Прослушав стихотворение, определите, куда перенесёт нас кисть художника.

Литератор 1. Предлагаю вашему вниманию произведение современного российского поэта Сергея Ворошилова:

Ой ты, Лада – Ладога!

Спрятан солнца клад в стога,

Берега ресничные,

Губы земляничные.

Острова – веснушками,

Реки льнут подружками.

Скалами скуластая...

«Эй, - кричу, - глазастая!

Выручай, влюбился я

В дочь твою, Карелия!»

Хорошо мне рядышком

С золотыми косами

Проходить покосами,

Наслаждаться бликами,

Чаячьими криками,

Куполами дивными...

Сговориться б с ливнями

Да сбежать по радуге

Прямо к сердцу Ладоги!

ладога

Экскурсовод 2. Совершенно верно, это полотно называется «Ладожское озеро». Оно окрывает цикл работ художника, посвящённых первозданной красоте современной Карелии. Жанр - пейзаж, стиль –реализм.

Интересная история написания этой картины. Летом 1872 года Архип Иванович, сразу после венчания с землячкой Верой Кетчерджи, отправляется в свадебное путешествие на Валаам.

Искусствовед 6.  Выбор места был не случайным: остров в XIX веке уже привлекал многих пейзажистов того времени своей природой, бытом местного населения, таинственными историями и преданиями. Пришла очередь и Куинджи отправиться за своей порцией вдохновения в этот уединённый живописный уголок.

Экскурсовод 2. Картина «Ладожское озеро» была написана в 1873 году. Вместе с автором переносимся на песчано-каменистый берег, омываемый прозрачной холодной водой. Линия горизонта находится довольно низко: примерно две трети картины занимает небо с облаками, что характерно для многих работ мастера.

Что удивительно в этой работе - это прибрежные камни на дне озера, просвечивающиеся сквозь воду. Куинджи был первым, кто достиг такой техники «свечения» в живописи.

Учитель. Что вы ещё можете добавить к сообщениям наших экскурсоводов? Какое впечатление оставило у вас это полотно?

Экскурсовод 3. Вы, конечно, узнали портрет П.М. Третьякова, человека, который ни разу в жизни не взял карандаша и кисти в руки, не создал ни одной картины, но вошел в историю русской художественной культуры.  Сейчас мы переносимся в Москву, в Третьяковскую Галерею, самую знаменитую не только в Российской Федерации, но и во всём мире. Название получила в честь своего основателя – московского купца и мецената Павла Третьякова.   Основа собрания – русская живопись второй половины 19 века. И среди выставленных шедевров – работы нашего земляка А.И. Куинджи.

Учитель. Мы с вами переходим к его следующей работе, представляющей «северный» цикл мастера. Определите, о каком полотне будем говорить?

Литератор 2. Современная российская поэтесса Мария Мясникова поделилась своими впечатлениями, побывав в этих местах:

Святость северной древней земли,

Красоту первозданной природы,

Этот остров от мира вдали

Сохраним в своём сердце на годы.

Сохраним каждый образ и звук,

Плеск воды о гранитные скалы,

И сияющий солнечный круг,

Исчезающий в Ладоге алой.

Может, есть где – то лучше места,

О которых неведомо нам?

Может, их наберётся до ста,

Только мы сохраним ...Валаам!

Экскурсовод 4. Да, это широко известный остров Валаам. Одноимённое полотно было написано А.И. Куинджи в 1873 году, когда художник совершил вторую летнюю поездку в эти места. Сюжет картины – пейзаж, созданный на берегу реки. Берёза и сосна стоят на пригорке. Своими корнями, словно руками, они держатся за гранитные валуны.

Экскурсовод 5. Вызывает восхищение небо. В его изображении со всем спектром цветовых разливов А. Куинджи был непревзойдённым мастером. Тепловатый светло-багряный цвет неба в левом углу полотна гармонично перетекает в голубовато – сизый в центре, чтобы окончательно стать тёмным и густым над самим островом.

5. Приём «Инценизация»

Диалог у картины:

«Посетитель». Почему Архип Иванович так воодушевился поездкой на остров?

Экскурсовод 3. Будучи глубоко верующим человеком, художник прибыл сюда как паломник, чтобы прикоснуться к святым местам, запечатлеть эту духовную сокровищницу русского народа в своих пейзажах.

«Посетитель». Кто ещё из деятелей культуры и науки побывали на Валааме?

Экскурсовод 3. Уникальная природа острова вдохновляла на творчество художников, писателей, поэтов, композиторов. Всем известны имена таких гениев, как И.И. Шишкин, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, Д.И. Менделеев.

«Посетитель». Правда ли, что во время путешествия с художником произошёл необычный случай?

Экскурсовод 3. Это правда. Когда живописец уже возвращался из острова в Петербург, то небольшой пароход, курсировавший между материком и островом, попал в сильный шторм (Ладожское озеро «славится» своими непредсказуемыми бурями). Жизнь Куинджи была на волоске от смерти. И тогда мастер мысленно обратился к Богу, дав обет на бескорыстность своих дел и меценатство.

Пассажиры благополучно добрались до берега, а Архип Иванович со временем прославился как лучший наставник и покровитель талантливых молодых художников.

Учитель. Следующая картина цикла, представленная в «Третьяковке», - работа автора «Север». Она как бы подводит итог пейзажей этого цикла. Художник больше никогда уже не возвращался к этой теме.

Беседа по картине.

Приём «Вопрос – ответ»

- Что изображено на картине? ( Бесконечно уходящая в даль равнина, которую художник показал с высоты птичьего полёта).

- Что виднеется на переднем плане? (На переднем плане изображены  одинокие сосны, сиротливо стоящие на самом краю обрыва).

Как живописец показал дальнюю перспективу полотна?   (Там словно мерцают бесконечные леса, покрыты серо – голубым влажным туманом).

- Как мастер изобразил небо? (Большую часть картины занимает небо, что очень характерно для пейзажей мастера).

-Что оно символизирует? (По замыслу А.И. Куинджи – это противоборство двух стихий – добра и зла).

- Какое чувство вызывает это произведение мастера? (Любовь к суровым северным краям. В то же время это чувство смешивается с ощущением величия, неподвластности природы человеку).

6. Работа в группах. Деловая игра «Готовимся стать экскурсоводом»

Задание:

- при помощи алгоритма, подготовить представление картины.

Алгоритм:

- жанр, сюжет полотна, год написания;

- интересные факты из жизни художника;

- передний план, фон картины;

- особенность цветового решения автора;

- дополнительные произведения искусства, усиливающее восприятия шедевра (музыка, стихотворение, песня).

7. Презентация проекта «Я экскурсовод»

8. Рефлексия

Приём «До и после...» После...

- Что нового узнали после экскурсии?

- Достигли ли вы поставленных целей?

9. Домашнее задание 

Написать отзыв о проведенной экскурсии; подготовить сообщения о тех музеях, где хранятся пейзажи А.И.Куинджи.


Список рекомендуемой литературы

  1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Издательство МГУ, 2004. 416 с.
  2. Громыко Ю.В. «Метапредмет «Знак». – М. ,2001. – 285 с.
  3. Громыко Н.В. «Метапредмет «Знание». - М., 2001.- 540 с.
  4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. - М.:Наука, 1991. – с.24 – 57, 60 – 81.
  5. Неведомский М.П. Куинджи А.И. – Ростов –на – Дону: Феникс, 1997. – 299 с.

Кудрявцева С.В. Куинджи Архип Иванович.1842 – 1910.- Л.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по кубановедению (музейный урок) "Путешествие по кубанской хате"

Освоение, усвоение и присвоение народной культуры - это даже не сотрудничество ребенка и взрослого. Это жизнь вместе. Это преживание вместе. Это деланеие вместе добрых дел для других. Проживание народ...

Внеклассное мероприятие "Виртуальная экскурсия по профессиям правоохранительных органов"

Выбор профессии – один из серьёзнейших шагов, стоящих перед молодёжью. От того, насколько  правильно он сделан, отвечает ли выбранная профессия способностям, интересам и склонностям, является ли ...

Внеклассное мероприятие с использованием музейной технологии "Деревенские посиделки"

Данное мероприятие поможет расширить кругозор детей об истории и быте родного края.Воспитывать чувство любви и гордость к “малой родине”.Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и учащихся....

Внеклассное мероприятие ( виртуальное путешествие) на тему : " Мир заповедной природы республики Татарстан"

Внеклассное мероприятие (виртуальное путешествие ) прведено в 8 классе в рамках акции "Урок чистоты"...

внеклассное мероприятие Виртуальная экскурсия в Марьино князей Барятинских

Родовое поместье князей Барятинских, более известное как усадьба «Марьино»,Родовое поместье князей Барятинских, Родовое поместье князей Барятинских, более известное как усадьба «Марьино», располо...

Внеклассное мероприятие «Виртуальная «бродилка» (экскурсия) в кладовые музея истории камнерезного и ювелирного искусства города Екатеринбурга».

Отчет 7 классапо проекту «Экономическое, социальное и культурно-историческое наследие Среднего Урала и регионов Франции».Цель: приобщение учащихся к изучению своего края и регионов Франции посредством...

Внеклассное мероприятие - виртуальная экскурсия «Уникален и неповторим городок Ветлуга», для 5-11 классов.

Внеклассное мероприятие – виртуальная экскурсия «Уникален и неповторим городок Ветлуга»....