Классный час Отцы и дети
методическая разработка на тему

Гладышева Оксана Витальевна
Классный час Отцы и дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_ottsy_i_deti.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Отцы и дети»

Цели: Развитие кругозора учащихся с точки зрения психологии, педагогики, социологии, культуры. Способствование укреплению взаимопонимания детей и родителей, повышению педагогической культуры родителей, развитию коммуникационных способностей школьников успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая ее.

Оформление кабинета: На доске цитаты известных людей

         «Все счастливые семьи похожи друг на друга,

Каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Л. Н. Толстой «Анна Каренина»

«В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте». В. Сухомлинский

«Прежде чем осудить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинение» Г. Михтенберг

«Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в

начале». Л. Толстой

для гнева суть не так важна. Он ищет лишь причину. Гете

«Стараться, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы

тверды». Д. Вилькинс

Ход проведения.

Все присутствующие делятся на две группы: «отцы» (родители) «дети» (школьники), экспертная группа.

Вступление

Ведущий: Отец поздравил сына с днем рождения:

                «Тебе шестнадцать. Ну совсем большой!

                И через года два получишь разрешенье

                На прегрешенья взрослых:

                На курение и на бокал вина, мой дорогой!»

                Сын посмотрел задумчиво в окно:

                «Спасибо, папа, за привет

                Но сигареты, водку и вино

                Уже три года, как я бросил все это»

Конечно это стихотворение вызывает улыбку, но вместе с тем заставляет задуматься над проблемой. Какой?

Учащиеся: …..

Семья – ячейка общества

Ведущий: Действительно в наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители, живут не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях. Разобщенность даже отчужденность царит в семьях.

        Отсюда возникает у детей желание уйти из дома,  пообщаться с людьми, которые их понимают, а не «пилят» и придираются к ним постоянно. Статистика показывает, что большинство наркоманов, токсикоманов, людей, совершающих правонарушения и преступления, выросло именно в неблагоприятных семьях

Задание 1

Назовите черты отличающие неблагополучную семью (отдельно дают понятия  «отцы» и «дети») Учитель записывает на доске целостное определение

        Неблагополучная семья – это семья, а которой ее члены не уважают друг друга.

Задание 2

        Благополучная семья – это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.

Вопрос: Почему же возникают не благополучные семьи.

  • Сточки зрения «отцов» («отцы» думают 2-2 мин. потом отвечают, а «дети» - соглашаются или отрицают доводы)
  • С точки зрения «детей» (теперь «отцы» слушают и соглашаются или отрицают);
  • Эксперты подводят итоги, в конце классного часа зачитывают в виде «советов, как создать неблагополучную семью».

Источники конфликтов.

Ведущий: Но даже в благополучной семье бывают конфликты. Несомненно, сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи, особенно сейчас, когда родители воспитывались в социалистическом обществе, а дети - при замене его другим, похожим на западное, капиталистическое.

Давайте сейчас подумаем и откровенно скажем, что раздражает друг в друге «отцов» и «детей».

Вопросы (эксперты обобщают ответы):

1 Что больше всего вас раздражает в поколении «отцов» (вопрос «детям») и «детей» (вопрос «отцам»)?

2.. В чем бы вы хотели походить на «отцов» (вопрос «детям»), «детей» (вопрос «отцам»)?

3. Может ли непонимание поколений вызвать конфликт? (высказываются «отцы» и «дети».)

Проблемы есть. Так что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов? (Работают все группы, экспертная подытоживает в конце диспута.)

Спорные проблемные ситуации.

Ведущий: Проблемных ситуаций, которые могут привести к конфликту, можно вспомнить очень много. Однако проблемная ситуация — еще не конфликт, а спор — еще не ссора. Как удержаться на этой хрупкой грани, не оскорбив другого человека, не унизив его достоинства?

Задание 

Найти выход из проблемной ситуации (задача сторон — убедить друг друга за 5 минут).

Ситуация: Школьнику до окончания школы еще 2 года. После окончания школы он не хочет дальше учиться. Родители против.

Убедите друг друга, что вы («отцы» и «дети»; «школьники» и «родители») правы.

Эксперты подводят итоги, предлагают примирительный вариант, говорят, кто был убедительнее.

Открытое письмо

Ведущий. К сожалению, не всегда можно избежать ссор и конфликтов. Часто мы не хотим поставить себя на место оппонента, до хрипоты отстаиваем позицию своей правоты и на этом наживаем еще больше проблем. От другого человека мы ждем понимания (не пытаясь его понять), послушания и согласия (не соглашаясь с ним), уступки (сами не уступая). Может, было бы легче понять друг друга, если бы знать, какими мы хотим видеть друг друга?

Задание

Написать открытое письмо («отцы» - «детям», «дети» - «отцам»), начав его словами: «Я любил и понимал бы тебя больше, если бы ты был...».

Тексты писем — экспертам.

Заключение.

Эксперты подводят итоги и выступают.

1-й эксперт: Наш диспут мы начали с разговора о семье. Послушайте

«советы, как создать неблагополучную семью».

1. Чаще упрекайте друг Друга, придираясь по мелочам.

2. Старайтесь больше времени проводить вне дома, а когда все же придете, то не замечайте беспорядка, грубите друг другу.

3. Не обращайте внимания на детей, их плохую учебу и поведение — это их дело.

4. Ничего не рассказывайте о себе и не спрашивайте родных об их проблемах.

5. Никогда не прощайте обиды, таите злобу и мстите исподтишка.

6. Обзаведитесь массой вредных привычек и старайтесь, чтобы все о них знали.

2-й эксперт: (далее речь шла о природе конфликта между отцами и детьми)

Помните:

1. Чтобы избежать ссоры, надо понять оппонента, а чтобы понять, надо уметь поставить себя на его место, посмотреть на мир его глазами.

2. В споре действуй убеждением, а не угрозой.

З. Пригласите «арбитра», который объективно рассмотрит проблему и решит, кто прав. Разумеется, этот человек должен обладать авторитетом и уважением обеих конфликтных сторон

4. Помните, что утро вечера  мудренее. Дайте противнику поостыть и обдумать ваши слова. Возможно вы найдете компромисс

З-й эксперт: Послушайте текст открытого письма «отцов» к «детям»

Мы любили бы вас ещё больше, если бы вы:

  • больше времени проводили в семье, помогали по хозяйству;
  • понимали и сочувствовали проблемам родителей;
  • более серьезно относились к учебе
  • отказались от вредных привычек

  • задумались о своем месте в жизни

«Дети» и «отцы»  высказываются о пользе и необходимости диспута, говорят, что он помог им понять, о чем задуматься.

Литература:  

Жаворонкова А.В. Сценарий классного часа на тему «Отцы и дети»// Научно – методический журнал Классный руководитель/ главный редактор Лизинский В.М. – Москва: 2001 г.- № 7. С. 114 – 119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу: "Отцы и дети: понять – значит принять"

Беседа с детьми об отношениях с родителями....

классный час "Отцы и дети"

Цель: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами...

Классный час "Отцы и дети"

Классный час для 9 класса "Отцы и дети"...

классный час "Отцы и дети - как избежать конфликтов"

Цель: формирование бесконфликтных отношений в семье, классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.Задачи:Формирование толерантного и уважительного отношения друг к другу.Обучение навык...

Классный час "Отцы и дети"

Выявление причин конфликта между старшим и молодым поколениями....