«Какой я читатель»
методическая разработка на тему

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_na_temu.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия:

«Какой я читатель»

Цель урока: выявление читательских интересов и приобщение учащихся к чтению

Задачи: формировать  представления о книге как источнике информации и знаний;

Оформление: урок проходит в библиотеке. Выставка, на которой представлены различные виды словарей, каталоги, картотека и книги, подобранные учащимися по выбранной тематике

Оборудование:

  1. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
  2. Презентация к уроку;

Подготовительная работа:  Заранее вместе с учащимися готовится книжная выставка. Ребята сами придумывают тему выставки, подбирают литературу, иллюстрации, оформляют. Ребята делятся на группы и заранее подготавливают яркий иллюстрированный материал

Эпиграф к уроку: Всем хорошим я обязан книгам.

                                М. Горький

(слайд 2)

Ход урока

1 часть урока:

Уроку предшествовала анкета, проведенная учителем литературы.

Вопросы анкеты:

1.Любишь ли ты читать?

2.Какой твой любимый писатель?

3.Твое отношение к поэзии.

4.Какие ты предпочитаешь книги:

  а)исторические;

  б)приключенческие;

  в)фантастику

  г)классику;

  д)зарубежных авторов

  е)научную литературу?

5.Есть ли библиотека у вас дома?

6.Что читают твои родители?

7.Знаешь ли ты, как нужно обращаться с книгой?

8.Какую книгу ты бы взял с собой на другую планету?

(Учитель обрабатывает материал анкеты)

2 часть урока:

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

II. Основная часть.

Слово учителя литературы:

    Сегодня у нас необыкновенный урок- библиографии и литературы. Вместе и вести его будут заведующая библиотекой и я, учитель литературы.

   Сегодня речь пойдет о книге, о ваших читательских пристрастиях. Хотелось бы вам сказать о книге добрые слова? Заслуживает она этого или нет? Давайте послушаем, что сказали о книге выдающиеся люди, какую роль книга сыграла в их жизни.( опережающее задание)

Первый уч-ся: Книга-это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, что освещает и облагораживает чувства и нравы.

(Н. Пирогов)

Второй уч-ся: « Хорошая книга- точно беседа с ученым человеком»

( А. Толстой)

Третий уч-ся: « Книги- это друзья, бесстрастные, но верные»

(В. Гюго)

Четвертый уч-ся: « Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души»

(Цицерон)

Пятый уч-ся: « Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник»

( М. Шолохов)

Шестой уч-ся: « Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и времен»

( Л. Толстой)

   Слово учителя литературы: Подобных высказываний великое множество. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться, за что же мы любим книгу; что собой представляет книга, как складывалась ее судьба, каково ее назначение, как найти нужную книгу и как правильно ее читать.

Что же такое книга? Где мы можем найти точный ответ на этот вопрос? Наш библиотекарь приготовила несколько словарей, которые окажут вам помощь.

   Слово библиотекарю: Я очень много знаю

                                          И на вопросы отвечаю-

                                          Что есть сейчас, что было встарь,

                                          Ну а зовут меня… (словарь)

Библиотекарь рассказывает о словарях  и показывает   их( Толковый, орфографический, иностранных слов и др.)Слово об энциклопедиях.

   Слово учителю: Книга в таком ее понимании возникла не сразу. У нее было немало прообразов в древности.

 - Как же выглядела самая первая книга?

Рассказывают, что какой-то чудак вздумал разыскать эту первую книгу. Всю жизнь ездил он по библиотекам мира, просиживал целые дни, копаясь в грудах пыльных пожелтевших книг. Он там и умер, свалившись с высокой лесенки, приставленной к шкафу с книгами.

Этот чудак мог бы искать первую книгу еще сотни лет и не найти. Ведь книга первая давно погибла, за много тысяч лет до нашего времени. Она совсем не походила на теперешнюю: у нее были руки, ноги и голова, она умела говорить и даже петь. Это была живая книга, книга — человек.

В очень далекие времена, когда люди не умели читать, Свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти и передавали от одного человека к другому, из уст в уста.(слайд 3) Лишь спустя века, когда появилась письменность, информацию стали записывать. Путешествуя по странам и народам, буквы с камня( слайд 4) переходили на папирус( слайд 5), с папируса на восковую дощечку( слайд 6), с восковой дощечки на пергамент или бересту( слайд 7), с пергамента на бумагу. Существовали книги- плиты, книги из кожи, воска, бересты и ,наконец, бумаги.

А кто в нашей стране издал первую печатную книгу?( слайд 8)

Первопечатником на Руси стал Иван Федоров, который в 1564  году в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил первую книгу « Апостол»( слайд 9)

   Слово библиотекарю: ( о разделах библиотеки)

В библиотеке нашей школы есть такие разделы книг:

- справочная литература;

-художественная;

-литературоведение;

-краеведение;

-поэзия;

-история;

-физкультура и спорт;

-домоводство;

-периодическая печать.

  Учитель литературы: Со временем книга изменилась, стала такой, какой мы ее знаем сейчас. Сегодня книги окружают нас повсюду. К нашим услугам книга библиотечная, домашняя, наконец, электронная. Хочешь приобщиться к мыслям великих людей- зайди в Интернет и читай.

  Нас в первую очередь интересует русская классика. А.С. Пушкин был прекрасным читателем. Смертельно раненый, он, умирая, обратил последние слова к книгам своей библиотеки: « Прощайте, друзья!»( слайд 10) Пушкин любил чтение- работу. Такое чтение, когда перед глазами книга, а в руках карандаш для отметки.

  Очень важно, что читать и как читать!

Чтение- свободный немой диалог между человеком и книгой, диалог, требующий усердия, работы сердца и ума.

   А что же читают наши ребята? Какие их любимые книги?

(Учитель и библиотекарь анализируют анкеты учащихся)

   Учитель литературы: Мы должны воспитать культурного читателя. Что же вы понимаете под культурой чтения?

   Да, конечно, не читать лежа, за едой, в автобусе, не заворачивать листов, а пользоваться закладкой. Но еще культура чтения- это, прежде всего высокая требовательность к подбору книг для чтения. Это глубокое проникновение в текст. Многие книги содержат напечатанную мелким шрифтом аннотацию. А что же такое аннотация и где ее найти?

   Слово библиотекаря: ( работа со словарем) ( слайд 11)

 Аннотация- краткое изложение содержания книги, часто с критической оценкой ее.

Библиотекарь читает в словаре, что такое тема и идея произведения.

   А сейчас давайте проверим ваши литературные знания.

Викторина:

  1. Кто автор сатирических сказок « Орел-меценат», « Карась- идеалист», « Вяленая вобла»? ( М.Е. Салтыков-Щедрин)( слайд 12)
  2.  О каком произведении Н.В. Гоголь говорил: « решился собрать в одну кучу все дурное, какое… только знал», чтобы « за одним разом» над всем посмеяться?

                                        ( « Ревизор»)

  1. Некто написал эпиграмму :  « Поднялся занавес, а вскоре

                                                        Решила публика сама:

                                                       На сцене видели мы горе,

                                                      Но не заметили ума.»

О постановке какого произведения говорится в четверостишии?

                             ( « Горе от ума» А.С. Грибоедов)

  1. Кому из поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души» принадлежала книга, всегда раскрытая на 14 странице?       ( Манилову)
  2.  Кто и о какой героине сказал: ( слайд 13)

« Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый,

Но в книгах не видал вреда

Он, не читая никогда

Их почитал пустой игрушкой

И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой»?  ( А.С. Пушкин, о Татьяне Лариной, роман « Евгений Онегин».

  1. Назовите русского поэта, посвятившего поэму русским женщинам.

                                     ( Н.А. Некрасов)

     Учитель литературы: ( Заключительное слово о книге)

  Книги незримо обогатят нашу жизнь, острее сделают наши впечатления. Как прав русский писатель Всеволод Гаршин, сказавший : «О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были предоставлены только своим личным пяти чувствам, и мозг наш перерабатывал бы пищу им добытую. Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу больше, чем добыто многими годами нашей жизни.»

    Дружите с хорошими книгами. Пусть они будут вашими верными помощниками. Ждем вас в библиотеке.

 Уч-ся читает стихотворение М.Цветаевой « Книги в красном переплете»:

       Из рая детского житья

       Вы мне привет прощальный шлете,

       Неизменившие друзья

       В потертом, красном переплете.

      Чуть легкий выучен урок,

      Бегу тот час же к вам , бывало.

       - Уж поздно!- Мама, десять строк!..

      Но, к счастью, мама забывала.

      Дрожат на люстрах огоньки…

      Как хорошо за книгой дома!

      Под Грига, Шумана и  Кюи

      Я узнавала судьбы Тома.

     Темнеет… В воздухе свежо…

    Том в счастье с Бекки полон веры.

    Вот с факелом Индеец  Джо

    Блуждает в сумраке  пещеры…

 

     Кладбище… Вещий крик совы…

     ( Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

     Приемыш чопорной вдовы,

     Как Диоген, живущий в бочке.

     Светлеет солнца тронный зал,

     Над стройным мальчиком- корона…

     Вдруг- нищий! Боже! Он сказал:

    « Позвольте, я наследник трона!»

   Ушел во тьму, кто в ней возник,

   Британии печальны судьбы…

   - О, почему средь красных книг

   Опять за лампой не уснуть бы?

   О, золотые времена,

   Где взор смелей и сердце чище!

   О, золотые времена:

   Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

 Рефлексия.

              - О чём заставил тебя задуматься наш сегодняшний урок?

-Что лучше компьютер или книга? Почему?

Использованные источники:

  1. Словарь литературоведческих терминов: http://litterms.ru/
  2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Москва,  «АЗЪ», 1993 г.
  3. Иллюстрации: http://images.yandex.ru

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".

ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...

Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...

Какой я? Какая я? Какое я? - название части речи замечательное - это имя прилагательное.

Урок изучения нового материала в 5 классе в разделе "Морфология". Презентация из 12 слайдов....

Урок логопедии в 4 классе “Слова-признаки, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”

Урок логопедии в 4 классе“Слова-признаки, отвечающие на вопросы:КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?&rdquo...

Анкета "Какой ты читатель".

можно применить на первом уроке по литературе...