Социальный проект "Все мы разные, но мы вместе"
проект на тему

Калмыкова Татьяна Петровна

Данный проект способствует  формированию у учащихся культуры толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vse_my_raznye.docx185.27 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

 «Все мы разные, но мы вместе».

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа  VIII  вида» городского округа Стрежевой   

 5 класс  МКСКОУ СКОШ VIII вида

11 учащихся,7 педагогов

Авторы проекта:

Лаптева Ольга Владимировна: учитель высшей квалификационной категории, классный руководитель;

Калмыкова Татьяна Петровна: воспитатель группы продлённого дня первой квалификационной категории.

Руководитель проекта:

Фельдина Елена Александровна: заместитель директора по учебно-воспитательной работе


Структура проекта:

  • Постановка проблемы с указанием причин……………………………………………………………………….........стр. 3
  • Актуальность проекта (затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме) ………………………………………………………………………………..стр. 4 - 5
  • Степень разработанности проблемы (ссылки) …………………………………………………………………......стр. 5 - 6
  • Объект проектной деятельности (границы исследования и изменения практики)………………………………..…стр. 6
  • Предмет проектной деятельности (часть объекта, раскрываемая при реализации проекта) ………………….……стр. 6
  • Цель проекта (ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в педагогах / учащихся, появившихся благодаря реализации проекта)………………………………………………………………………….стр. 6
  • Задачи проекта (действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели)..…стр. 6
  • Гипотеза (логическое предложение относительно способа реализации идеи и замысла проекта)…………..….…..стр.6
  • Тип проекта……………………………………………………………………………………………………………стр. 6 - 7
  • Этапы управления проектом……………………………………………………………………………………………..стр.8
  • Ресурсы (материально-технические, кадровые, информационные, нормативно – правовые, финансовые)….стр.9 - 11
  • Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию; поэтапный план реализации проекта………………………………………………………………стр.12 - 15
  • Конечный продукт проекта (ожидаемый результат, представляемый в форме: методических рекомендаций, разработок уроков, планов, авторских программ и т.д.)………………………………………………………. стр. 15 - 17
  • Критерии оценки эффективности реализации проекта (признаки, на основании которых производится оценка эффективности реализации проекта), диагностический инструментарий (средства оценивания результатов реализации проекта)………………………………………………………………………………………………. стр. 17 - 18
  • Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий……стр.18
  • Список использованной литературы и других источников (точное библиографическое описание)……………. стр. 19
  • Приложения № 1 - 9 ……………………………………………………………………………………………….стр. 20 - 31


Постановка проблемы

Город Стрежевой является многонациональным городом и поэтому в школах города учатся дети разных национальностей,  разного материального достатка, разного уровня культуры, разных социальных слоёв.

Школа во все времена была и представляет собой сейчас срез общества, со всеми его  достоинствами и проблемами.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида – не исключение. Современные дети растут в атмосфере жестокости, каждый день, испытывая на себе влияние музыки, фильмов, передач и сайтов агрессивного содержания.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида, а это дети с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего подвержены негативному влиянию социума. Семьи многих из них неблагополучные. Здесь и пьянство родителей, и жестокость по отношению как взрослых друг к другу, так и к детям. Ребёнок не видит образца правильного поведения, и часто становятся соучастниками конфликтной ситуации.

Часто и учителям, и детям приходится сталкиваться с унижением человеческого достоинства, с нетерпимым отношением к лицам другой национальности или вероисповедания.

Как научить детей жить в мире? Как объяснить детям, что любой человек представляет собой ценность? Как выровнять взаимоотношения детей с разным уровнем культуры?

Очень важно именно подрастающему поколению показать возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, между законами стаи и правовыми отношениями.

Культура общения – это один из  компонентов  воспитания  культуры толерантности.

Реализуя  проект «Все мы разные, но мы вместе»,  педагоги СКОШ не только исследуют проблему создания  оптимальных педагогических условий для воспитания культуры толерантности и этнокультурного просвещения обучающихся,  но и решают основные  воспитательные задачи.

Создание  и реализация данного проекта  целесообразны  по нескольким причинам:

- во-первых , дети учатся  понимать и  признавать то, что люди разных национальностей, положения, интересов имеют равные права , сохраняя при этом свою индивидуальность, что способствует личностному росту каждого ученика

- во -вторых,  знакомятся с культурой разных народов, их традициями и обычаями;

 учатся  составлять   генеалогическое древо своей семьи, тем самым  развивая  интерес к семейным традициям, соблюдению их.

- в-третьих,  учатся работать в группах, распределять роли, писать мини-сочинения, составлять  и презентовать мини-проекты, что способствует развитию их коммуникативных компетентностей

- в-четвёртых, учатся самостоятельно добывать информацию из разных источников, что повышает читательский интерес, развивает  ключевые, в том числе информационно-коммуникационные компетентности обучающихся.

Актуальность проекта

Наступило третье тысячелетие. Казалось бы, жизнь должна быть стабильнее, спокойнее, но в современном обществе происходит рост агрессивности, расширяются зоны конфликтов, демографический кризис привёл к разрушению авторитета семьи. Поэтому  именно постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной и прогрессивной тенденцией, которая имеет особую значимость в связи с консолидацией общества на основе толерантных ценностей.

С первых дней жизни малыш   познаёт историю и национальную культуру своего народа, учится уважать традиции своего этноса, а общение в социальной среде и обучение с детьми других национальных культур составляет и проявляет, с одной стороны - его уникальность и  индивидуальность, а с другой стороны - поликультурную направленность его личности, её толерантность.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об образовании» именно родители являются первыми педагогами. Но далеко не в каждой семье закладываются нормы толерантного поведения, приобретаются навыки общения, формируются  представления о ценностях, жизненных целях и дети приобщаются к эталонам национальной культуры. 

        Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека.  Важно семью рассматривать  как объект  социальной действительности, носителя многовекового опыта, традиций, обычаев. И поэтому жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы влияют на  судьбу ребёнка, его гражданскую позицию.

Также велико влияние школы на формирование личности. В специальной коррекционной школе VIII вида учащиеся находятся целый день, здесь созданы оптимальные  условия для развития ,обучения и воспитания учащихся.

        Педагоги обеспечивают каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития в соответствии с его психофизическими возможностями приобщают  детей не только к культуре своего народа, но способствуют их этнокультурному просвещению

Мы живём в многонациональном городе и каждому ребёнку необходимо знать основы своей национальной культуры, а также предоставить возможность соприкасаться с национальными традициями сверстников.

        Для отечественной педагогики понятие «толерантность» достаточно новое, однако в государственных документах этот термин звучит уже достаточно устойчиво.

Так в Законе РФ «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной принадлежности, но с учётом разнообразия мировоззренческих подходов.

        Воспитание толерантной личности – сложный процесс, который осуществляется под влиянием социальной действительности и общества, в котором живёт ребёнок.

Невозможно переоценить эффективность сотрудничества школы и семьи в подборе материала национальной культуры, ведь именно в семье сохраняются и передаются из поколения в поколение традиции и обычаи, наряду с этим формируются нравственные ценности.  Повышается  общий уровень толерантного сознания семьи и позитивный интерес учащихся к национальным культурам. Работая в тесном сотрудничестве с родителями, мы замечаем, что наши дети учатся взаимодействовать на основе согласия и взаимоуважения, осознают неповторимость своей личности, гордятся своими семьями и национальными традициями, и это помогает им преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Проведение национальных праздников с традиционным угощением знакомит детей с культурой разных наций, помогает понять необходимость многообразия народов России, формирует основы межнациональной толерантности.

Степень разработанности проблемы

Понятие «толерантность» (от латинского tolerantia - терпение) исследуется достаточно давно и имеет различные толкования. В Декларации принципов толерантности, принятой  ЮНЕСКО  в 1995 г., в статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».

Заведующий кафедрой психологии личности МГУ А.Г. Асмолов считает, «что учить уважать не только себя, но и тех, кто рядом, необходимо начинать с рождения ребёнка.»

Изучение научной литературы по данному вопросу показало, что  авторами исследуются условия формирования культуры межнационального общения подростков среднего и старшего школьного возраста (З.Ф. Мубинова, Л.М. Иванова), имеются предпосылки решения  этой проблемы для детей дошкольного возраста (О.А. Овсянникова). Многие исследователи изучали проблемы развития личности детей младшего школьного возраста (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Э.Эриксон, Л.Кольберг и др.), а проблема формирования межэтнической толерантности у младших школьников все еще остается малоизученной. 

Начиная работу, мы обратились к изучению теоретического материала по проблеме толерантности личности. Теоретико–методологической основой исследования стали идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амоношвили, А.Г. Асмолов, А. Маслоу и др.), основы теории общения и взаимодействия (Г.М.Андреева, М.М.Бахтин и др.), основы теории толерантности (М. Липман, Е.Ю. Клепцова и др.).

Также было проведено исследование уровня культуры толерантности педагогов, участвующих в реализации проекта с использованием экспресс - опросника "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев,Л.А.Шайгерова). (Приложение № 1)

Результаты исследования показали  высокий уровень толерантности педагогов. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.

Объект проектной деятельности: процесс формирования у учащихся культуры  толерантности через:

- знакомство обучающихся с семейными национальными традициями

- развитие позитивного интереса к национальным культурам одноклассников

- этнокультурное просвещение учащихся

- формирование межнационального и межконфессионального уважения посредством расширения образовательного и информационно-коммуникативного пространства ОУ

Предмет проектной деятельности: рост показателей личностного развития обучающихся МКСКОУ СКОШ VIII вида через повышение культуры толерантности с целью успешной социализации воспитанников в общество.

Цель  проекта:

Создание  оптимальных педагогических условий для организации  совместной деятельности педагогов,  обучающихся и родителей в процессе которой у школьников повысится уровень личностного развития, будут развиваться ключевые компетентности,  культура толерантности и навыки социализации.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения, мышления и поступкам людей, обусловленных  национальными, религиозными, социальными различиями;
  2. Осуществлять этнокультурное просвещение учащихся;
  3. Обучать детей навыкам эффективного взаимодействия при решении возникших проблем;
  4. Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать;
  5.  Воспитывать любовь к большой и малой  Родине, желание знать и изучать  историю, традиции, обычаи не только своей национальности,  но и других народов.

Гипотеза проекта:

Планируя работу по проекту, мы предполагали, что если будут созданы оптимальные  педагогические условия для организации  совместной деятельности всех участников  проекта,  то мы воспитаем не только личностно зрелого, но и социально адаптированного человека.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный, частично исследовательский, творческий, игровой.

По предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области).

По числу участников проекта: 5 класс (11 учащихся); классный руководитель, воспитатель ГПД , педагоги (7 чел.)

По продолжительности: учебный год.

По характеру координации: гибкий.

По характеру участия ребёнка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов: осуществляется в одном классном коллективе, в контакте с семьёй.

Методы проекта:

- Наблюдение;

- Совместная деятельность учащихся в группах; учащихся с педагогом.

- Игры – экспериментирования;

- Познавательные игровые занятия;

- Экскурсии;

- Сбор информации по определённой теме.

Перспектива проекта: положительная динамика культуры толерантности обучающихся; трансляция опыта проектной деятельности  среди коллег, презентация опыта работы через участие в конкурсах проектов.

Коммуникативные компетентности, формируемые в результате реализации комплексного проекта:

- Компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

- Компетенция в сфере социальной деятельности: ориентация в личностных взаимоотношениях, навыки самоорганизации;

- Компетенция в бытовой сфере (включая собственное здоровье, отношение к здоровью);

- Компетенция в сфере культурно – досуговой  деятельности(свободное время, пути и способы использования ;

Также работа над проектом создаёт предпосылки развития у детей  с ОВЗ следующих аспектов учебной деятельности:

- Познавательной (сформированности познавательных операций, умение выбрать необходимую информацию, овладение обобщёнными, а затем и универсальными способами действия);

- Языковой (свободное выражение своих намерений, пояснение смысла действий с помощью языковых и невербальных средств, в соответствии с принятыми речевыми канонами фонетики, семантики, грамматики и общечеловеческими способами выразительной речи);

- Социальной (способность выбрать адекватную форму поведения, осознание своих возможностей, уважение желания других, умение включаться в совместную деятельность, умение управлять своим поведением и способами общения)

Этапы управления проектом

№п/п

Этап

Содержание деятельности

Срок

1.

Концептуальный

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта

сентябрь

2.

Исходно- диагностический

Разработка диагностического инструментария (критериев, показателей, дидактического материала) для мониторинга личностного развития учащихся

Организация и проведение диагностического исследования детей (Приложение № 1-пре-тест; Приложение № 2 –анкета для родителей)

сентябрь

3.

Коррекционно-технологический

Деятельность в соответствии с тематическим планированием; возможная корректировка планирования в ходе реализации проекта

октябрь апрель

4.

Итогово-диагностический

Заключительная оценка уровня сформированности компетентности детей в области воспитания толерантности (Приложение № 3 - пост-тест)

май

5.

Катамнестический

Сбор данных по результатам проекта.  Презентация проекта на уровне ОУ.

май


Ресурсы проекта

Материально – технические:

Наглядные пособия

Коллекция «Лён и продукты его переработки»

Коллекция «Нефть и продукты её переработки»

Аудио, видеокассеты, диски CD                               

Природные зоны.                

Фрукты, что растут в моём саду.

Собираем урожай. Фрукты, овощи, ягоды.

Где мы были летом.

Народные промыслы.

Плакаты: Серия «Основы декоративно - прикладного искусства».                                    

Дымковские игрушки.

Гжель.

Хохломская роспись.

Вологодское кружево

Таблицы

Жостовские подносы.

Народное ткачество.

Вышивка.

Технические

Компьютер;

Цифровой  фотоаппарат;

Интерактивная  доска;

Доступ  к  Интернету;

Видеокамера;

Магнитофон.

Проектор                                                                           Кадровые:

Руководитель проекта - заместитель директора по учебно-воспитательной работе Фельдина Е.А.

Ученики 5 класса

Классный руководитель, учитель высшей квалификационной категории Лаптева О.В.

Воспитатель ГПД  I квалификационной категории Калмыкова Т.П.

Учитель музыки и пения высшей квалификационной категории Березина Н.П.

Учитель физкультуры I квалификационной категории Шпарага О.К.

Учитель трудового обучения I квалификационной категории Осотова Л.В.

Учитель социально-бытовой ориентировки (СБО) высшей квалификационной категории Латыпова Н.Б.

Воспитатель ГПД  I квалификационной категории, руководитель школьного кукольного театра « Капитошка» Ткаченко С.Д.

Информационные:

Литература для педагога

1. А.В. Дановский.  Хрестоматия по литературе   М.: Просвещение, 1978  

2. Л.В. Назаренко. Хрестоматия по литературе     Р., 1996  

3. А.Лопатина,  М. Скребцова.   Вечная мудрость сказок   1-4  М.: Амрита-Русь  2007    

4. А.Лопатина,   М. Скребцова. Семейные заповеди   М.: Амрита-Русь  2008

5. А.Лопатина,   М. Скребцова. Ступени мудрости    М.: Амрита-Русь  2008

6. Завуч начальной школы  №4  М.: 2011

7. Г.И. Поскрёбышева. Энциклопедия  домашней  кухни   М.: Олма-Пресс  2001  

8. Л.Н. Афанасьева.  Народные русские сказки   М.: 1979

9. Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина.  Группа продлённого дня  3 кл. М.: Вако  2008                                  

10. Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина,Группа продлённого дня     1-2 кл.  М.: Вако  2007                                  

11. В.Д. Худенко,  Г.Ф. Гаврилычева,  Е.Ю.  Селиванова,  В.В. Титова. Организация и планирование воспитательной работы .: Аркти 2008

12. Н.М. Гончарова,  Л.С. Дыбань,  В.Д. Иманова, Г.П. Попова. Внекласные мероприятия в коррекционных классах В.: Учитель  2006  

13. Е.М. Тихомирова.  Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир» М.: Зкзамен  2005

14. А. Ликум   Всё обо всём  1-5  М.:  Ключ-С  1994

Литература для учащихся

  1. Толковый словарь
  2. А. Ликум  Всё обо всём М.: Ключ- С 1994
  3. А. В. Дановский  Детская хрестоматия М.: Просвещение 1978
  4. Л. В. Назаренко. Хрестоматия по литературе Р.: 1996
  5. А. Лопатина, М. Скребцова  Вечная  мудрость сказок 1-4 М.: Амрита-Русь 2008
  6. А. Лопатина, М. Скребцова  Семейные заповеди  М.: Амрита-Русь 2008
  7. А. Лопатина, М. Скребцова  Семейные заповеди  М.: Амрита-Русь 2008
  8. А. Лопатина, М. Скребцова  Ступени мудрости  М.: Амрита-Русь 2008
  9. Азербайджанская сказка: «Плата»
  10.  Армянская притча: «Разум и сердце»
  11.  Казахская сказка: «Сыновья Нуржана»
  12.  Белорусская сказка: «Андрей всех мудрей»
  13.  Восточная притча: «Секрет счастья»
  14. Башкирская сказка: «Медведь и пчёлы»
  15. Русская сказка: «Мудрый старик»
  16.  Украинская сказка: «О царе и его дочке»      

Нормативно – правовые:

  1. Декларация Прав ребёнка;
  2. Конвенция о правах ребёнка;
  3. Конституция РФ;
  4. Закон РФ «Об образовании». – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2005
  5. Федеральный Закон РФ № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г.;
  6.  Устав МКСКОУ СКОШ VIII вида.

Финансовые:

Финансирование проекта осуществляется за счёт субвенций, предусмотренных школьной сметой.


Этапы реализации проекта:

Первый этап  - подготовительный (сентябрь)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

  1. Составление  плана реализации проекта

Утверждение плана реализации проекта на ШМС

Первый вторник сентября

Положительная рецензия ШМС

Руководитель проекта

  1. Проведение диагностического исследования

Пре-тест учащихся (приложение 2), анкетирование родителей (приложение 3)

С 01.09 по 10. 09.

Фиксирование первоначальных результатов

Классный руководитель, воспитатель

Второй этап – основной (октябрь – апрель)

  1. Ознакомить учащихся с историей Стрежевого как многонациональ-

ного города

Реализация первого раздела проекта «Я и другие» в рамках месячника «Школа – наш дом родной»

Октябрь

Подготовка и проведение обобщающего занятия «Ты – мой друг и я – твой друг»

Классный руководитель, воспитатель,

учитель музыки

  1. Изучить в урочной и внеурочной деятельности произведения разных народов

Реализация 2 раздела проекта «Произведения народов разных национальностей  в рамках месячника «Спешите делать добро» и месячника правовых знаний

Ноябрь-декабрь

Подготовка и проведение

викторины по сказкам и театрализация сказки

Классный руководитель, воспитатель,

руководи-

тель

 кукольного театра

  1.  Разучить  национальные  игры  учащихся класса

Реализация 3 раздела проекта

«Национальные игры» в рамках месячника «Родной край – люби и знай»

Январь

Создание картотеки народных игр разных национальностей  

Классный руководитель, воспитатель,

учитель физкультуры,

учитель музыки

  1. Познакомить учащихся с праздниками и национальными костюмами разных народов

Реализация 4 раздела проекта «Костюмы, обычаи, традиции» национальностей  в рамках месячника «Отечество – наша Родина»

Февраль

Подготовка и проведение обобщающего занятия в форме слайдовой презентации, демонстрация моделей костюмов разных народов

Классный руководитель, воспитатель, учитель трудового обучения,

учитель музыки, руководи-

тель

 кукольного театра

  1. Дать практические трудовые навыки по росписи и вышивке

Реализация 5 раздела проекта «Народное творчество, ремёсла»  в рамках месячника «Труд – основа жизни»

Март

Подготовка и проведение школьной выставки детских работ, участие в городской выставке детского творчества «Калейдоскоп»

Классный руководитель, воспитатель, учитель трудового обучения

  1. Познакомить с традиционными блюдами разных народов

Реализация 6 раздела проекта «Национальная кухня»  в рамках месячника «Земля – наш общий дом»

Апрель

Дать практические трудовые навыки по приготовлению национальных блюд

Классный руководитель, воспитатель,

 учитель СБО

Третий этап – заключительный (май)

  1. Подвести итог реализации проекта

Презентация проекта  на уровне ОУ.

Май

Представление опыта работы по проектной деятельности

Руководитель проекта,

  1. Систематизировать материал в индивидуальное детское портфолио

Проведение детского праздника «Дружат дети всей Земли»

Май

учащиеся

  1. Проведение диагностического исследования

Пост-тест учащихся (приложение 4)

Май

классный руководитель, воспитатель,

Комплексный проект ориентирован на учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида и рассчитан на 50 часов в год, по 2 часа в неделю. Из них 23 - теоретических и 27- практических занятий.

Реализуется в рамках классного часа и в группе продлённого дня.

Обучающиеся получают возможность познакомиться с несколькими народностями, узнают, какие национальности присутствуют в их родословной, знакомятся с национальными обычаями и правилами жизни людей разных национальностей.

Проект «Все мы разные, но мы вместе» обширен и многообразен по содержанию, включает в себя материал по географии, истории, литературе, изобразительному искусству, музыке. Межпредметная  связь и интеграция материала позволяют расширить границы изучаемого материала и способствуют более качественному его усвоению.

Проект строится на следующих принципах:

- реализуется в соответствии с Программой  развития школы:

«Формирование ключевых  компетентностей обучающихся МКСКОУ СКОШ VIII вида»

-  охватывает учащихся  всех  национальностей, обучающихся в классе;

- обеспечивает доступность изучаемого материала для обучающихся  коррекционной школы в возрасте 11-12 лет;

- предполагает  взаимодействие с другими  предметами (география, история, литература,  изобразительное искусство, музыка);

- связан с реализацией школьных программ  «Личностное развитие школьника», «Досуговая деятельность      учащихся» в группе продлённого дня»;

В ходе реализации  проекта воспитанники СКОШ учатся работать с учебной литературой, с информацией в Интернет, приобретают опыт в подготовке сообщений, рефератов, мини-проектов, мини-сочинений, коллажей, стенгазет; систематизирует полученный материал в индивидуальное портфолио.

Реализация проекта  «Все мы разные, но мы вместе» предполагает работу по следующим разделам:

  • «Я и другие»
  • «Произведения народов разных национальностей»
  • «Национальные игры»
  • «Костюмы, обычаи, традиции»
  • «Народное творчество, ремёсла»
  • «Кухня разных  народов»

В первом разделе учащиеся познакомятся с родословной своей семьи, вместе с родителями составят генеалогическое древо; узнают о национальной принадлежности одноклассников; в общих чертах познакомятся с национальностями, проживающими в городе. (Приложение №8)

Во втором разделе дети узнают об особенностях местности, в которой проживают люди разных национальностей через чтение художественной литературы, народных сказок, что повышает читательский интерес учащихся, учит работать с литературой, развивая коммуникативные компетентности. (Приложение №7)

Третий раздел предполагает знакомство с национальными играми, разучивание понравившихся и использование в свободное время (перемены, спортивные часы, уроки физкультуры, прогулка). В конце реализации проекта учащиеся  знакомят с некоторыми играми детей начального звена, играют с ними на переменах.

Четвёртый раздел. Здесь ученики узнают о традициях, обычаях, религии, костюмах людей тех национальностей, представители которых есть в классном коллективе. В местных СМИ («Северная звезда», «Томская нефть») ищут информацию о событиях и праздниках народов, населяющих город (конкурсы: «Этническая красавица», «Девушка России», фестиваль дружбы народов) (Приложение №6).

Пятый раздел  направлен на изучение  ремёсел, профессий разных национальностей. Участники находят в СМИ  информацию о фотовернисажах, выставках в музее художников, скульпторов разных народностей.

Шестой раздел посвящён кухне разных народов.

В конце изучения каждого раздела предполагается проведение обобщающего занятия, результатом которого станут   коллажи, мини-проекты, мини-сочинения, театрализованные представления, анкеты, викторины (тематическое планирование  Приложение №6).

Конечный продукт проекта

Ожидаемые результаты:

- Изменение восприятия учащимися себя и других людей;

- Уменьшение межличностных, этнических, религиозных  социальных разногласий;

- Снижение среди учащихся  уровня агрессивного и конфликтного поведения;

- Улучшение взаимоотношений между всеми участниками проекта ( учащимися, педагогами, родителями);

- Развитие ключевых компетентностей обучающихся

Методы оценки результатов: тестирование учащихся (пре – тест в начале года, пост–тест в конце года); анкетирование  родителей и педагогов в ходе реализации проекта и на момент его окончания.

После реализации проекта участники (ученики 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида) должны:

знать: свою родословную, основные обычаи и традиции своей семьи, особенности костюмов своей национальности, элементы костюмов других  национальностей, произведения  устного народного творчества;

понимать: что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир;

уметь:  работать со СМИ, используя  элементы ИКТ, уметь отбирать нужную информацию; с помощью педагога систематизировать и корректировать её, составлять рефераты, готовить сообщения и выступать с ними, участвовать в дискуссиях;

Продукт проекта:

- Представление опыта работы по организации коллективной творческой деятельности всех участников проекта (учащихся, педагоги, родители);

- Предметно-практическое построение «Дома дружбы» на итоговом занятии (Приложение №9);

- Презентация проекта на уровне ОУ;

- Выставка индивидуальных портфолио учащихся;

- Выставка творческих работ учащихся.

Опыт работы по реализации проекта был представлен на разных уровнях:

Уровень ОУ:

1.Проведение обучающего семинара по теме «Проектная деятельность как средство повышения профессиональной компетентности педагога».

2.Мастер-класспо теме: «Педагогическое проектирование».

3.Работа школьной педагогической группы в рамках наставничества:

-консультативная помощь педагогам при оформлении проектов;

-методические рекомендации по проектной деятельности молодым педагогам.

Муниципальный уровень:

1.Участие в IV Городском Фестивале педагогических идей и инновационных разработок в муниципальной системе образования городского округа Стрежевой по теме «Командное педагогическое проектирование как средство воспитания культуры толерантности обучающихся СКОШ».

2.Участие и победа в городском конкурсе, посвящённом  государственной символике Российской Федерации «Овеянные славою флаг наш и герб».

Региональный и всероссийский уровни:

1. Участие в региональном конкурсе методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» (методические разработки уроков и занятий в ГПД) ТОИПКРО.

2. Участие в реализации Всероссийского сетевого педагогического проекта «Авторский сайт учителя» ТГПУ.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

Для диагностирования результатов реализации  проекта для учащихся используется накопительная система жетонов:

Красный – отлично;

Зелёный – хорошо;

Синий – удовлетворительно.

На заключительном занятии, которое пройдёт в форме презентации проекта, лучшие  участники будут отмечены дипломами, сертификатами и поощрительными призами.

Для учителя показателем эффективности работы является положительная динамика по результатам тестирования учащихся ( пре-тесты и пост-тесты – Приложения № 2-4).

Также было проведено исследование уровня культуры толерантности педагогов, участвующих в реализации проекта с использованием экспресс - опросника "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова).

Результаты исследования показали  высокий уровень толерантности педагогов. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.

В ходе  анализа проведённого анкетирования (пре-тест) и наблюдений за деятельностью детей на уроках, в игре, на занятиях и во внеурочное время в начале учебного года были зафиксированы следующие показатели:

4человека - 36% - не имеют друзей

8человек - 72% - часто ссорятся, их друзья часто обманывают

6человек - 54% - после ссоры извиняются и просят друг у друга прощения

3человека - 27% - имеют друзей другой национальности

3человека - 27% - считают, что национальность влияет на выбор друзей

5человек - 45% - не знают, уважают они или нет людей другой национальности.

Анализ пост-теста в конце года дал следующие показатели:

10 человек - 90% - имеют друзей другой национальности

7 человек - 63% стараются не ссориться с друзьями или ссорятся очень редко

4 человека - 36% - знакомы с традициями своих друзей (встреча Нового года)

2 человека - 18% - знакомы с традицией встречи мусульманского праздника Ураза-байрам.

Таким образом, можно сделать вывод о положительной динамике развития культуры толерантности у учащихся в ходе реализации проекта.

На родительском собрании в начале учебного года было проведено анкетирование. В результате обработки анкет были сделаны следующие выводы:

- диагностика уровня толерантности родителей - ниже среднего

- почти у всех родителей есть знакомые других национальностей

- 18% родителей состоят в браке с людьми другой национальности

- многие родители указали, что не знают обычаи других национальностей

 - только 36% родителей знакомы  с национальными блюдами других народов

- 100 % родителей  считают, что знания, полученные в ходе реализации данного проекта, помогут детям стать  более сплочёнными и уважительно относиться к людям других национальностей.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.

№п/п

Возможные трудности

Пути преодоления

1.

Недостаточное усвоение детьми  темы занятия

Коррекция учебного материала в соответствии с уровнем развития учащихся

2.

Инертность и негативное отношение некоторых родителей по отношению к проекту

Проведение родительских собраний, консультаций; Мотивация на активность

3.

Недостаточный уровень межличностного общения среди учащихся

Активизация форм и методов, применение парных и групповых видов деятельности, корректировка средств обучения

4.

Недостаточное осознание  учащимися основных духовно-нравственных ценностей

Усиление духовно-нравственного акцента на примере героев литературных произведений и примеров из личной жизни


Список использованной литературы

1. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность// Семья и школа.-2001.-  № 1-12.

2. Асташов Н.А. Проблема воспитания толерантности в образовательных учреждениях // Толерантное сознание и создание толерантных отношений. – М., 2003. – 77-78 с.

3. Декларация принципов толерантности: утв. Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! – 2004. - № 4. –  6-11 с.

4. Синицына Е. Умные пословицы. – М.: 2000.- 161 с.

5. В.Д. Худенко,  Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю.  Селиванова,  В.В. Титова. Организация и планирование воспитательной работы М.: Аркти 2008.

6. Н.М. Гончарова,  Л.С. Дыбань,  В.Д. Иманова, Г.П. Попова. Внекласные мероприятия в коррекционных классах В.Учитель  2006.

7. Е.М. Тихомирова.  Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» М. Зкзамен 2005.

8. А. Ликум Всё обо всём  1-5 М.: Ключ-С 1994.

Приложение №1.

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

 

 

 

 

 

 

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

 

 

 

 

 

 

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

 

 

 

 

 

 

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

 

 

 

 

 

 

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

 

 

 

 

 

 

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

 

 

 

 

 

 

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

 

 

 

 

 

 

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

 

 

 

 

 

 

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

 

 

 

 

 

 

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

 

 

 

 

 

 

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

 

 

 

 

 

 

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

 

 

 

 

 

 

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

 

 

 

 

 

 

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

 

 

 

 

 

 

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

 

 

 

 

 

 

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

 

 

 

 

 

 

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

 

 

 

 

 

 

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

 

 

 

 

 

 

19.

Беспорядок меня очень раздражает

 

 

 

 

 

 

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

 

 

 

 

 

 

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

 

 

 

 

 

 

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов:

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.

Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).


Приложение №2.

Анкета для учащихся (пре-тест)

1.Есть ли у тебя друг (подруга)?

(да,  нет)

2. Всегда ли ты согласен с другом (подругой)?

(да,  нет)

3.Что может стать причиной вашей ссоры?

(Плохой поступок, ложь,  другое мнение, др.)

4. Как ты миришься с другом (подругой) после ссоры?

…………………………………………………………………………………………………….

5. Что общего у тебя с твоими друзьями (подругами)?

…………………………………………………………………………………………………

6. Есть ли среди твоих друзей (подруг) люди других национальностей?

……………………………………………………………………………………………………

7. Как ты считаешь, влияет ли  национальность на выбор друзей?

……………………………………………………………………………………………………..

8. Уважаешь ли ты людей другой национальности?

Приложение №3

Анкета для родителей

1. Есть ли среди Ваших знакомых люди других национальностей?

2. Мешает ли это Вашему общению?

3. Все ли члены Вашей семьи люди одной национальности?

4. Знаете ли вы блюда и обычаи  людей другой национальности?

5. Уважаете ли Вы обычаи других народов?

6. По Вашему, основные черты толерантности это:

- расположение к другим

- снисходительность

- чувство юмора

- терпение

- терпимость к различиям

- умение владеть собой

- доброжелательность

- способность к сопереживанию

- умение слушать

- любознательность

7. Согласны ли Вы, что знания, полученные в ходе  реализации  данного  проекта, помогут детям быть более сплочёнными  и  уважительно относиться к людям других национальностей?

Приложение № 4.

Анкета для учащихся (пост-тест)

1.Назови своих лучших друзей (подруг).

……………………………………………………………………………………………………

2. Есть ли среди твоих друзей ребята другой национальности?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

3. Часто ли  у тебя возникают разногласия с друзьями (подругами)?

…………………………………………………………………………………………………..

4. Что ты делаешь для того, чтобы не ссориться со своими друзьями (подругами)?

………………………………………………………………………………………………….

5. Знаком ли ты с семейными и национальными традициями своих друзей (подруг)?

………………………………………………………………………………………………..

6. Что тебе нравится в этих традициях?

………………………………………………………………………………………………….

Приложение №5

Тематическое планирование

№ п/п

Тема, раздел

Количество часов

теоретических

практических

всего

                I.        Я и другие

1.

Мир моей семьи.

1

1

2

2.

Родные люди, родственные отношения, кровное родство.

1

1

3.

В единстве сила. Акция по распространению памяток.

1

1

4.

Я и школа.

1

1

5.

Диалог согласия. Конфликт и я.

1

1

6.

Стрежевой – многонациональный город.

1

1

7.

Местоположение  на карте и природа Томской  области.

1

1

2

8.

Обобщающее занятие «Создание коллажа».

1

1

Итого:

5

5            

10

II. Произведение народов разных национальностей

1.

«Плата» азербайджанская народная сказка

1

1

2.

«Разум и сердце» армянская притча

1

1

3.

«Сыновья Нуржана» казахская народная сказка

1

1

4.

«Секрет счастья» восточная притча        «Счастье» древняя притча

1

1

5.

«Медведь и пчёлы» башкирская народная сказка

1

1

6.

«Доброе сердце» молдавская народная сказка

1

1

7.

«Дружба братьев» киргизская народная сказка

1

1

8.

«Мудрый старик» русская народная сказка

1

1

9.

«О царе и его дочке» украинская народная сказка

1

1

10.

Обобщающее занятие

9

1

10

Итого:

9

1

10

III Национальные игры

1.

Русские народные игры: «Гори, гори ясно!», «Краски», «Ляпка».

2

2

2.

Башкирские народные игры: «Медный конь»

1

1

3.

Татарская игра «Серый волк»

1

1

4.

Чувашская игра «Рыбки»

1

1

5.

Украинская игра

1

1

6.

 Обобщающее занятие «Создание картотеки подвижных игр разных национальностей»

1

1

Итого:

-

           7

7

IV. «Костюмы, обычаи, традиции»

1.

Национальные костюмы  русских, украинцев, татар, узбеков, осетин, дагестанцев.

1

2

3

2.

Экскурсия в музей

1

1

3.

Праздники разных народов (Новый год, Масленица, мусульманские праздники)

2

1

3

4.

Обобщающее занятие Мини-проекты с использованием ИКТ (слайдовая презентация)

2

2

Итого:

3

6

9

V. Народное творчество, ремёсла

1.

Росписи: хохлома, гжель, дымка, жостовская роспись

1

2

3

2.

Ткачество народов Средней Азии

1

1

3.

Белорусская вышивка, текстиль

1

1

2

4.

Обобщающее занятие  Презентация работ с рассказом-объяснением

1

1

Итого:

3

4

7

VI.  Национальная кухня

1.

Блюда русской кухни

1

1

2.

Татарская, башкирская кухни

1

1

3.

Восточные сладости

1

1

4.

Дегустация блюд, приготовленных детьми  на  уроке СБО

1

1

5.

Урок-обобщение: Презентация проекта «Строим дом дружбы»

2

2

6.

Праздник дружбы народов

1

1

Итого:

3

4

7

Всего:

23

27

50


Приложение 6

Занятие в ГПД по теме «Дружат дети всей земли»

        

         


татары

армяне

белорусы

башкиры

русские

украинцы

КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ

                                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мы очень разные, но мы вместе»

 Проект« Мы очень разные, но мы вместе»...

«Мы разные, но мы вместе»

Проект направленный на профилактику проявления ксенофобий в подростковой и молодежной среде....

Методическая разработка конференции "Мы разные, но мы вместе"

Конференция "Мы разные, но мы вместе" включает в себя ряд мероприятий направленных на развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социал...

Программа по воспитательной работе в классе "Мы разные,но мы вместе !"

Данная  программа направлена  на развитие личности каждого ребенка, разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям....

Социально-педагогический проект "Мы разные, но мы вместе"

Социально-педагогический проект "Мы разные, но мы вместе нацелен на способствование формированию толерантных (терпимых) отношений в среде воспитанников среднего звена МБОУ Дивеевская школа-интернат. В...

Социально-психологический тренинг для подростков «Мы разные, но мы вместе»

Цель: развитие положительного восприятия окружающих, осознание своего места в коллективе; формирование понятия «толерантность»; развитие групповой сплочённости учащихся....