Социально-педагогический проект "Мы разные, но мы вместе"
проект (7 класс) по теме

Сафарян Олеся Игоревна

Социально-педагогический проект "Мы разные, но мы вместе нацелен на способствование формированию толерантных (терпимых) отношений в среде воспитанников среднего звена МБОУ Дивеевская школа-интернат. В процессе реализации проекта решаются следующие задачи:

- создание и презентация творческих работ по теме «Мы разные, но мы вместе»;

- ознакомление воспитанников с основными понятиями, связанными с толерантными отношениями;

- способствование развитию внимательно слушать и слышать, не перебивая собеседника и не отвлекаясь от темы занятий;

- воспитание чувства ответственности за свое поведение, проявление эмоций; привитие потребности в доброжелательных отношениях со сверстниками и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_raznye_no_my_vmeste.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» VIII вида

Социально-педагогический проект

«Мы разные, но мы вместе».

Нижегородская область

Дивеевский район

п. Сатис

2013-2014 год.

Руководитель проекта:  Лубина Олеся Игоревна, социальный педагог.

Сроки реализации проекта: 3 недели

Направление проекта: социально-педагогический

Вид проекта:  практико-ориентированный

Классификация проекта:

Надпредметный;

Внутриклассный;

Краткосрочный.

Актуальность.

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Всё это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется в детской, особенно в подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе понимание и уважение к чужой культуре, уважение прав других, не похожих на тебя, людей.

В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры. Тем более это актуально для воспитанников детских домов, которые подверглись социальной и психической депривации.

Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. А ведь именно адаптация и социализация воспитанников является главной задачей социального педагога. Не имея социального опыта семейного воспитания, воспитанники детских домов нуждаются в социально-педагогическом сопровождении и восполнении социального опыта. Здесь большое значение придается компетенциям социального бытия и взаимодействия человека в социуме, особенно остро необходимые подростку в условиях быстро меняющегося агрессивного, поликультурного мира для адаптации, успешного и комфортного сосуществования с окружением.

Целесообразным считаю применение системы анкетирования, опросов, коллективной работы, сотворчества, организацию «питательной» и дружественной к ребенку среды.

Цель: способствовать формированию толерантных (терпимых) отношений в среде воспитанников среднего звена МБОУ Дивеевская школа-интернат.

Задачи:

- создание и презентация творческих работ по теме «Мы разные, но мы вместе»;

- ознакомление воспитанников с основными понятиями, связанными с толерантными отношениями;

- способствование развитию внимательно слушать и слышать, не перебивая собеседника и не отвлекаясь от темы занятий;

- воспитание чувства ответственности за свое поведение, проявление эмоций; привитие потребности в доброжелательных отношениях со сверстниками и педагогами.

Оборудование:

- плакат «Солнце» с лучами для надписей;

- «Конверт пожеланий» с шаблонами, содержащими надписи пожеланий.

План реализации проекта

Этап проекта

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Организационный

Выявление интересов детей, формулировка проблемы

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Выбор темы проекта

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Формулировка цели проекта и задач

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Формирование исследовательских групп

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Распределение задач для каждой группы

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Установление сроков выполнения проекта

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Практический

Диагностика. Анализ диагностики

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Конспект занятия-тренинга, проведение занятия-тренинга

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Проведение занятия-игры.

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Конспект мероприятия, проведение мероприятия.

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Конспект занятия. Проведение занятия.

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Презентация творческих работ.

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И., творческая группа

Аналитический

Защита проектов

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Награждение участников проекта

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития

Март 2014 г.

Социальный педагог Лубина О.И.

Анализ анкеты-опросника «Психосоциальный климат в классе»

Цель: проанализировать характер межличностных отношений в группе путем социометрической методики.

В опросе приняли участие 9 человек.

На вопрос «Чувствуешь ли ты себя нужным в классе?» ответили:

Да – 6 человек; Нет – 1 человека; Не задумывался – 2 человек.

На вопрос «Чувствуешь ли ты своё участие в жизни школы, свою важность и значимость?» ответили:

Да – 6 человек; Нет – 2 человека; Не задумывался – 1 человек.

С твоим мнение считаются в классе?

Да – 8 человек; Нет – 0 человек; Не задумывался – 1 человек.

Обижают ли тебя одноклассники?

Да – 0 человек; Нет – 9 человек; Не задумывался – 0 человек.

Ощущаешь ли ты себя успешным в учёбе?

Да – 4 человек; Нет – 3 человека; Не задумывался – 2 человека.

Устраивают ли тебя твои отношения с учителями?

Да – 5 человек; Нет – 2 человека; Не задумывался – 2 человека.

Устраивают ли тебя твои отношения с воспитателями?

Да – 6 человек; Нет – 2 человека; Не задумывался – 1 человек.

Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?

Да – 7 человек; Нет – 1 человек; Не задумывался – 1 человек.

Чувствуешь ли ты поддержку со стороны воспитателей и учителей школы?

Да – 7 человек; Нет – 1 человек; Не задумывался – 1 человек.

Вносишь ли ты свой особый вклад в жизнь класса?

Да – 4 человека; Нет – 3 человека; Не задумывался – 0 человек.

Выводы: психосоциальный климат в опрашиваемой группе удовлетворительный. Требуется дополнительная групповая работа, а также индивидуальная работа с А.В., К.А., М.М., С.А.

Тема занятия: «Что такое толерантность?»

Цель: знакомство с понятием толерантности.

Ход занятия:

  1. Формируются группы по 3-5 человек, и в каждой группе дается на обсуждение набор определённых понятий, каждое из которых предварительно поясняется мной.
  2. Группам предлагается показать сценки интолерантных ситуаций в соответствии с данным им словом, продолжительностью, приблизительно, по 1 минуте.
  3. Обсуждение увиденного (дискуссия).

Вопросы для дискуссии:

  1. Как часто вы сталкиваетесь с нетерпимостью к каким-либо категориям граждан? Видели ли вы это своими глазами?
  2. Участвовали ли вы в этом?
  3. Считаете ли вы, что это хорошо?
  4. Какой вывод нам следует сделать?

Анализ занятия.

Затруднения у ребят вызвали такие понятия, как апартеид, шовинизм, национализм, иммигрант. Однако, уточнив понятия, дети привели множество примеров, где они с этим сталкивались, и как реагировала в этих случаях большинство людей, вовлеченных в ситуацию.

Особенно детям удались сценки, где использовались такие понятия, как «инвалиды», «отверженные», «молодежь», «старики». Было приведено множество ситуаций, где дети сталкивались с негативным отношением к гражданам, попадающим под эти категории. Дети с сочувствие относились к стороне, терпящей притеснения. Были предложены конкретные действия для решения социальной проблемы стариков и инвалидов.

Бурно обсуждалась «война». Класс пришел к единому мнению о неблаговидности смоделированного ими интолерантного поведения в обществе и предложил множество выходов из различных ситуаций.

Обсуждая понятие «национализм», класс разделился на несколько групп, поскольку в связи с восприятием класса своей национальной значимости и нечетко осознавая потенциальные негативные последствия национализма, это понятие обсуждалось наиболее эмоционально и бурно.

Тема занятия: «Спешите делать добро».

Цель: формирование у обучающихся доброты и милосердия, адекватного представления о доброте и добрых делах.

Ход мероприятия:

Учитель: наш сегодняшний классный час мы начнем со стихотворения А. Чепурова. (читает стихотворение):

Давайте поклоняться доброте,

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звездной красоте Земля Добра,

Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету

Под этим вечно неспокойным небом.

Давайте воевать за доброту!

Учитель: Доброта и милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Именно так надо жить каждому из нас. Ведь доброта, радость и переживание за судьбу других создают основу человеческого счастья.

Уже в 4 веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжил в 1 веке римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свои выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя - живи для других».

Ребята, давайте вместе подумаем и скажем, почему философ высказал такую мысль, что он хотел этим сказать?

Дети сформулировали свои ответы следующим образом:

  • Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, в результате остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
  • Такой человек не может понять других людей и общаться с ним неинтересно.
  • Человек, который думает только о себе - эгоист. Он никогда не окажет помощи в трудную минуту. От общения с таким человеком остается неприятное чувство.

Учитель: Какого человека мы можем назвать добрым?

Дети ответили следующее:

  • Того, кто всегда доброжелателен к людям, который думает не только о себе.
  • Добрый человек - это тот, кто делает добрые дела с добрым чувством и ничего не требует взамен.

Учитель: На сегодняшнем мероприятии мы приведем примеры из книг, художественных фильмов и мультфильмов. Какие высказывания о доброте и добрых делах мы найдем на страницах произведений известных писателей?

Ученики выходят к доске и прикрепляют к ней листочки с высказываниями и по очереди читают их вслух.

Ученик: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (М. Сервантес).

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

(Чтобы быть добрым и вежливым, не надо затрачивать много усилий, но люди не могут не оценить этого).

Ученик: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж. Ж. Руссо).

(Под этим следует подразумевать то, что о человеке мы судим по его отношению к окружающим его людям. Если он желает добра другим, значит он по-настоящему добрый).

Ученик: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (В. Шекспир).

Учитель: Как нам следует понимать это высказывание?

(Человек, который не любит своих ближних, не способен понять, где плохо, а где хорошо. Добрый поступок может оценить только добрый человек.).

Ученик: «Чем человек умнее и добрее, тем он больше замечает добра в людях» (Блез Паскаль).

Учитель: Я думаю, это высказывание похоже на высказывание Шекспира. А понимать его следует так: добрый человек старается найти в других людях только хорошие качества, и, если сами люди проявляют к нему доброе отношение, то он поймет и оценит это.

Ученик: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» (Л. Н. Толстой).

Учитель: Почему Толстой хотел приобрести именно это качество?

(Потому что это качество притягивает людей. У доброго человека всегда много друзей, и он никогда не останется один в трудную минуту).

Ученик: «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришвин).

(О добрых людях и добрых делах мы помним всю жизнь, а о плохих стараемся забыть. Добрые люди и их поступки навсегда остаются в памяти.).

Учитель: О доброте и добрых делах существует немало пословиц. Знаете ли вы их?

Ученики с помощью раздаточного материала предложили варианты ответов:

  • делай другим добро - будешь сам без беды;
  • добрый человек в добре живет век;
  • злой не верит, что есть добрый;
  • человека судят по делам, а не по словам.

Учитель: А теперь рассмотрим ситуации, которые происходили в жизни с вами, вашими друзьями и близкими, и проанализируем, кто не проявил в них настоящую доброту.

Ученик (читает карточку): Однажды мы с братом гуляли в парке и нашли сумку. Нам стало интересно, что в ней, и мы решили посмотреть. А в сумке мы нашли много денег и паспорт женщины, которой принадлежала сумка. Сначала нам захотелось взять себе сумку и деньги, но, подумав, мы решили в паспорте посмотреть адрес, где живет женщина, и вернуть все ей. Так мы и сделали. Эта женщина очень нас благодарила, а мы чувствовали радость оттого, что поступили честно.

Учащиеся высказывают свои мнения по поводу данной ситуации и говорят, как поступили бы в этом случае.

Ученик: А мы с папой каждую зиму делаем кормушки и кормим птиц. Ведь это наши меньшие братья, мы должны о них заботиться.

Ребята приводят в пример разные ситуации.

Учитель: Сегодня мы много говорили о доброте. Я думаю, после этого классного часа вы задумаетесь, правильно ли мы относимся друг к другу, любим ли мы своих ближних. И давайте с этого момента делать только добро друг другу.

Тема занятия: «Толерантный Я в толерантном мире»

Цели:

  • построение многоуровневой модели толерантного мира;
  • формирование коллективного мнения по проблемам толерантности;
  • приобретение навыков по работе в команде по принятию общих решений.

Ход занятия:

Учитель: Вопросы толерантности в мире и непосредственно вокруг волнуют многих. Никому не хочется жить в условиях войны, к широкомасштабной с бомбами и смертями, так и в междуусобных и межличностных - в школе, в классе, в семье. Но ведь толерантный мир создаем мы сами, он во многом зависит от того, насколько с вами толерантны.

Давайте попробуем построить некую модель под названием «Толерантный Я в толерантном мире».

Учащимся предлагается для заполнения на листе ватмана схема по уровням: Я - индивидуум; Я в семье; Я в школе, городе; Я - гражданин России, Я - Землянин.

2. Предлагается обсудить необходимые качества на каждом уровне, «нарисовать» образ человека, стремящегося к культуре мира и согласия.

3.        Класс делится на 5 групп и каждая в течение 10 мин. С помощью педагога вырабатывает мнение по одному из уровней (на одном из 5 листов ватмана с названиями одного уровня).

4.        Каждая группа выбирает своего представителя для презентации результатов работы, который зачитывает качества толерантного человека на каждом уровне.

5.        Педагог комментирует схему модели: «Когда мир можно считать толерантным? Когда толерантен каждый уровень? Начинать надо с себя. Все согласны? Может кто-то хочет что-то добавить? Давайте проголосуем.

6.        Класс голосует цветными карточками: белая - «За», красная - «Против» (Если есть несогласные, педагог просит пояснить свою точку зрения).

Итог занятия:

Я:

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • знающий и уважающий права свои и других;
  • вежливый и деликатный;
  • спортивный, заботящийся о здоровье;

Семья:

  • все здоровые, добрые, любящие, обеспеченные;
  • все уважаемые всеми, понимающие меня и поддерживающие меня во всем, не ущемляющие мои права и не унижающие меня;
  • окруженные заботой и уважением моими, своего окружения; государства;
  • внимательные, отзывчивые, понимающие, не агрессивные, проявляющие интерес к моим планам и моим заботам.

Школа, «улица», город, природа:

  • прохожие на улицах доброжелательные, без агрессии, вежливые, нарядные;
  • чистый ухоженный город, ухоженные парки и скверы, где много мест для досуга молодежи;
  • просторные, светлые школы с бассейнами, залами для спорта и досуга;
  • чистые реки, чистый воздух; природа;
  • учителя: умные, добрые и справедливые, вежливые, умеющие понимать нас, научить, поддержать, любящие свое дело, свою работу и нас;
  • учащиеся: доброжелательные, не обзывающие никого, не унижающие друг друга, не ущемляющие ничьи интересы.

Страна:

  • умные, знающие свое дело власти, справедливые и заботящиеся о своих гражданах, особенно о стариках, инвалидах, молодежи и детях - тех, кто наиболее зависим от государства;
  • народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, заботящийся о стране;
  • никаких распрей и горячих точек, все люди - братья, сограждане свободные и справедливые, любящие и берегущие свой дом, свою страну, природу;
  • красивая, миролюбивая, никаких войн, переворотов и террора; природа первозданная, здоровая, страны сотрудничают; нет нищеты, притеснений.

Результаты проекта.

  1. Улучшились навыки работы в команде.
  2. Закрепились знания основных понятий толерантности.
  3. Повысился уровень доброжелательной атмосферы среди обучающихся.
  4. Оформили «солнце пожеланий», как символ душевного света каждого человека.

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности/Н.А. Бердяев.
  2. Воробьёва О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся/О.Я. Воробьева. – 2-е изд., дополненное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с. – (Школа).
  3. Пособие ИОО. Толерантность – дорога к миру. – М.: Бонфи, 2001.
  4. Http://www.unesco.ruaoler/toler.html – Толерантность, международная программа ЮНЕСКО.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мы очень разные, но мы вместе»

 Проект« Мы очень разные, но мы вместе»...

Социально-педагогический проект "Мы вместе"

Предлагаю вашему вниманию социально – педагогический проект «Мы вместе», который является авторской методикой взаимодействия с семьей учащегося с синдромом Дауна. Учащийся является равноправным ...

Социально-педагогический проект "Мы вместе"

Предлагаю вашему вниманию социально – педагогический проект «Мы вместе», который является авторской методикой взаимодействия с семьей учащегося с синдромом Дауна. Учащийся является равноправным ...

Социально-педагогический проект «Вместе весело шагать» Подарите детям праздник!

Данный проект ориентирован на ознакомительно-просветительскую работу с воспитанниками детского сада и направлен на популяризацию народного исполнительского искусстваСегодня достаточно актуальным для с...

Проект социально-педагогической направленности «Играем вместе».

Данный проект направлен на оказание поддержки и необходимой помощи семьям, имеющим детей раннего возраста в вопросах развития, воспитания и социализации детей раннего возраста. Некоторые молодые родит...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Вмести в будущее»

Программа является создание условий для проявления активности и самостоятельности подростков, формирование у обучающихся активной гражданской позиции, всестороннего развития личности....