ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Вмести в будущее»
рабочая программа

Абдуллина Альбина Нагимовна

Программа является создание условий для проявления активности и самостоятельности подростков, формирование у обучающихся активной гражданской позиции, всестороннего развития личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_vmesti_v_budushchee.docx80.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Вмести в будущее»

Возраст обучающихся: 12-18 лет

Срок реализации: 1учебный год

Автор-составитель:

Абдуллина Альбина Нагимовна ,

Учитель истории

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Вмести в будущее» (далее Программа) относится к базовому уровню сложности.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Концепция программы заключается в процессе социализации школьников, развитии их лидерских качеств, адаптации их личности в современных условиях. Важными аспектами программы также является развитие коммуникативных навыков, формирование активной жизненной позиции подростков с помощью вовлечения их в социально-полезную деятельность (в том числе добровольческую деятельность).

Формирование лидерской позиции – это формирование активного отношения к жизни, развитие способности рефлексировать, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально-значимых целей.

Может реализовываться в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

   Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Актуальность программы заключается в ее ориентированности на успешную социализацию учащихся, на формирование у них активной гражданской позицию. Данная программа, способствуя формированию у воспитанников ключевых компетенций в сфере общественной деятельности, отвечает запросам общества и государства.

Особенность программы состоит в том, что проектная деятельность строится исходя из потребностей, интересов и ориентаций самих воспитанников, их представлений об окружающей социальной действительности, о себе как развивающейся и самоопределяющейся личности. Данная программа поможет учащимся само реализоваться в таких видах деятельности, которые дают осязаемый конечный результат, позволяют им попробовать себя в роли организатора, генератора идей, аналитика, критика, проектировщика, иллюстратора и т.д. Реализация программы будет способствовать развитию у воспитанников навыков социальной коммуникации через овладение ими умения анализировать, вести диалог, работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения и уважительно относится к иному мнению. Именно эти качества востребованы современным обществом и будут способствовать конкурентоспособности воспитанников во взрослой жизни. Программа «Вмести в будущее» позволяет обучающимся расширить круг знаний об обществе, вовлечь их в исследовательскую деятельность и социальную практику, развить навыки коммуникации, чувство гражданской ответственности, укрепить веру в свои возможности, привить интерес к общественно полезной деятельности, уточнить свои ценностные ориентиры.

Участие в различных формах социально-проектной деятельности является одним из важных образовательных опытов для школьников. Социальный проект помогает учащимся проверить себя через включение в разрешение жизненных ситуаций, способствует самоопределению, пониманию своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Целью программы является создание условий для проявления активности и самостоятельности подростков, формирование у обучающихся активной гражданской позиции, всестороннего развития личности.

Задачи:

- способствовать развитию исследовательских умений (анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации, фиксировать и сравнивать результаты, обобщать, делать выводы

- развить социально-творческую активность учащихся, потребность в самосовершенствовании и саморазвитии.

- активизировать общественную деятельность школьников, создать условий для самореализации и самоутверждения в активной социальной роли.

- выявить и развить духовные, творческие и организаторские потенциалы личности школьников.

- стимулировать общественно-значимые инициативы школьника, развитить интерес к общественной работе.

-содействовать формированию условий для социальной адаптации учащихся через активную деятельность в общественной жизни города.

- научить ориентироваться в правовом пространстве в соответствии с общечеловеческими гражданскими ценностями.

- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии (чему-либо, организации чего-либо, владению чем-либо);

- сформировать интерес к социальному проектированию.

Направленность программы социально-педагогическая

Адресат программы для детей 12 – 18 лет.

Оптимальная наполняемость: 10 – 15 человек,

Сроки реализации 1 учебный год.

Программа рассчитана на 2 модуля обучения, 4,5 часа в неделю. Всего – 171 часа:

I модуль обучения – 76 час. II модуль обучения – 98 часов.

Формы и режим занятий

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа , 1 раз в две недели 1 час с 10-минутным перерывом.

Формы проведения занятий:     

Тематические вечера, концерты, встречи и другие культурно-досуговые мероприятия для детей, подростков и их семей.

Социально-значимые акции.

Лекции, беседы, дискуссии, ток-шоу, «круглые столы», семинары.

Психологическое тестирование, консультирование, тренинги.

Турниры, соревнования.

Агитационная и просветительская работа.

Проведение мониторингов.

Организация спортивных команд.

Проведение соревнований по видам спорта.

Проведение спортивных праздников, смотров для детей, подростков и их семей.

Организация и проведение праздников, фестивалей, концертов, конкурсов и других мероприятий на территории досугового учреждения, района и др.

Экскурсионная культурно-познавательная  деятельность (посещение театров, музеев, выставок, поездки и походы по культурно-историческим и памятным местам).

Самообслуживание, уборка и дежурство на занятиях, на мероприятиях.

Подготовка и проведение вечеров, праздников для несовершеннолетних, молодежи и пожилых людей.

Участие в благоустройстве территории, трудовые десанты.

Экологические мероприятия.

Подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к праздничным датам.

Тестирование профессиональных склонностей.  

      Особенности реализации программы

  • Формирование постоянно действующего сообщества детей и подростков с учётом возрастных особенностей и личностного интереса детей.
  • Использование в работе активных форм деятельности: круглые столы, интеллектуальные игры, интерактивные ток-шоу,  разработка сценариев праздников, игровых программ, организация и проведение.
  • Оформление результатов деятельности в уголке сообщества: достижения (дипломы, грамоты, участие в конкурсах, выставках), фоторепортажи, поздравления, статьи, выпуск стенгазет.
  • Проведение операций, акций социальной направленности.

Реализуя программу, обучающиеся сотрудничают с ученическими и педагогическими коллективами школ города, клубами города,  с музеями, библиотеками, воинскими частями, общественными, военно-патриотическими организациями  и др.

   Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

- умение работать в коллективе, помогать друг другу и быть внимательным по отношению к сверстникам;

- мотивация - в дальнейшем расширять и углублять свои познания в этой области;

- нацеленность на творческую работу;

- трудолюбие, внимание, целеустремлённость, художественный вкус, интерес к данной области деятельности, которая в дальнейшем может стать профессией.

Метапредметные результаты:

- творческое воображение, гибкость мышления;

- умение самостоятельно ставить перед собой задачи и находить решение;

- умение организовывать своё свободное время с пользой для себя и окружающих.

- умение применять теоретические знания для анализа и оценки явлений в тех или иных сферах общественной жизни;

- способность извлекать информацию из различных по характеру и назначению источников (философских, научных, публицистических, правовых, статистических и т.д.).

Предметные результаты:

- уметь представить результаты собственной деятельности и вести учебный диалог (коммуникативные компетенции);

- уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию (информационные компетенции).

- преодолевать        негативные эмоциональные состояния

- настраиваться на позитивное мышление.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме написание мини- проекта.

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме: отчета по реализации проекта.                      

Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводиться по завершению  всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме защиты проекта.

Средства контроля.

Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих критериев (параметров):

1. Социальная эффективность проекта — актуальность решаемой социальной проблемы и значимость проекта.

2. Наличие плана действий по всем задачам проекта.

3. Описание условий, необходимых для реализации проекта (личностных, материально-технических, информационных).

4. Описание прогнозируемых результатов.

5. Оформление работы.

Требование вариативности содержания образования обуславливает необходимость уровневого представления результатов (например, минимальный, средний, максимальный (продвинутый); или низкий, средний, высокий.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Учебный план 1 модуля обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

прак тика

Вводное занятие. «Мозговой штурм».

2

2

Инструктаж,

диагностика, планирование

I

«Игра, как инструмент»

15

5

10

Проведение игр

1

Игры         на         знакомство.  

Игры         на взаимодействие.  

5

2

3

Проведение игр

2

Методика         проведения         игровых программ.

5

2

3

Проведение игр

3

Отработка социальных навыков в игре.

5

2

3

Проведение игр

II

«Школа общения»

17

7

10

1

Общение как одна из основных ценностей человека Понятие

«общение», «собеседник».

4

2

2

2

Конфликты и пути их разрешения.

3

1

2

3

Вербальное и невербальное общение.

3

1

2

4

Бытовое общение. Деловое общение. Этика и культура делового общения

3

1

2

5

Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки.

4

2

2

Групповая  

III

«Лидерство»

15

5

10

1

Понятие «Лидер», «лидерство», «команда»,  качества.  

6

2

4

2

Человек. Гражданин. Лидер

5

2

3

3

 Взаимодействие в команде

4

1

3

Экшн - тренинг

IV

«Организатор»

22

10

12

1

Принципы организаторской деятельности

6

3

3

Выступления перед обучающимися

2

Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели

5

2

3

Тест по выявлению организаторских способностей.

3

Коллективное творческое дело (КТД), проектирование

5

2

3

Организация КТД

4

Участие         в         конкурсах         различного уровня

9

3

6

грамоты, дипломы

Итоговое занятие

2

2

Итого:

73

 

Учебный план 2 модуля обучения

 

 

Наименование разделов и тем 

Количество часов

Форма контроля

 

всего

тео-рия

прак- тика

 

Вводное занятие

1

1

1

 

I

Школа общения

22

 10

12

 

1

Невербальные средства общения

3

1

 2

 

2

Речевые средства общения

2

1

1

 

3

Активное и пассивное слушание

2

1

1

Тренинг

4

Приемы расположения к себе.  Знаки внимания. Комплименты.  

3

1

2

Собеседование  

5

Самопрезентация.  Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка

4

2

2

 

Общение с аудиторией. Как заинтересовать слушателей

5

2

3

6

Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.

3

1

2

Самопрезентация  

II

Лидерство

20

10

10

 

1

Качества лидера. Лидер и его команда.  Стили управления. Культура речи.

4

2

2

 

2

Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи.  

4

2

2

 

3

Подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему.

4

2

2

Публичное выступление на заданную тему

4

Самовоспитание и достижение жизненных целей

2

2

 

 

5

Творческая работа “Составление путеводителя жизни”. Тест “Я – концепция”

2

 

2

 

6

Техника выразительного чтения

4

2

2

III 

Лидер - организатор 

22

7

15

 

1

Игры для детей разного возраста

4

1

3

 

2

Семинар – практикум «Зачем мы играем?»

2

 

2

Тезисы  

3

Подготовка и проведение мероприятий, праздников

4

2

2

Зачет по теме   «Игровая программа для детей младшего школьного

возраста»

4

Составление сценариев общих дел, оформление их документально

4

2

2

5

Cоставление лидерской копилки (ЛиК)  

3

1

2

6

Игры на взаимодействие

3

1

2

Игровой мастер-класс

7

Деловая         игра         «Как         организовать работу»

2

 

2

Проведение игротек

IV 

Проектная деятельность

12

4

8

 

1

Социальное проектирование, специфика, основные правила

2

1

1

 

составления проектов, оформление работы

2

Технология         социального проектирования.  

2

 

2

 

3

Разработка проекта.

2

1

1

Краткая структура проекта

4

Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Работа в группах.

2

1

1

        Механизм         реализации

проекта

5

Ошибки, допускаемые при создании проекта.  

1.5

0.5

1

Упражнение «Вопросответ»

6

Защита. Искусство самопрезентации.  

2.5

0.5

2

Защита проектов

V 

Волонтёрская деятельность 

18

8

10

 

1

Обзорная лекция – практикум: знакомство с представителями различных детских общественных организаций 

   2

1

1

 

2

Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач 

3

2

1

 

3

История становления и развития волонтёрского движения: содержание и направления деятельности 

2

1

1

 

4

Идеи для разработки программы деятельности 

3

1

2

Мозговой штурм

5

        Волонтёрское         движение         в

Мурманской  области 

3

1

2

Творческий отчёт

6

Проведение волонтёрских  акций 

5

2

3

Фотоотчёт, статья  

 

Итоговое занятие

2

1

1

 

 

Итого  

98

 

Календарный учебный график 1 модуля обучения

Месяц

Наименование разделов и тем

     Количество часов

всего

теория

практика

Сентябрь-октябрь

1

Вводное занятие. Организационные вопросы. Планирование. Организ. вопросы. «Мозговой штурм».

1

2

2

Возникновение и развитие игрового жанра.  

1

2

3

3

Методика         проведения         игровых программ.

2

1

1

4

Отработка социальных навыков в игре. «Ищу друга».

2

1

1

5

Игра, как инструмент. Виды, типы игр, их значение.  

2

1

1

6

Методика         проведения         игровых программ. Методика подготовки и проведения         игры-путешествия.

1

1

7

Отработка социальных навыков в игре. Игра «Дорисуй рисунок»

2

2

8

КТД. Акция «Тепло души» ко Дню пожилого человека.

2

2

9

Игра, как инструмент. Виды, типы игр, их значение.  

1

1

10

Методика         проведения         игровых программ. Подготовка и проведение интеллектуально-познавательных игр

1

1

11

Отработка социальных навыков в игре. Игры «Угадай», «Хлопушка»

1

1

12

Отработка социальных навыков в игре. Игры на командообразование.

1

1

13

Игра, как инструмент. Игры         на         знакомство.  

1

1

14

«Школа общения».

Общение как одна из основных ценностей человека.

Понятие «общение», «собеседник».

4

2

2

15

Конфликты и пути их разрешения. Понятие «конфликт». Сущность конфликтов.

3

1

2

16

Вербальное и невербальное общение как две стороны одного процесса.

3

1

2

17

Бытовое общение. Деловое общение. Понятия. Различия.

3

1

2

18

Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки. Содержание и структура.

4

2

2

Ноябрь

19

«Лидерство».

Понятие «Лидер», «лидерство», «команда», качества лидера  

6

2

3

20

Человек. Гражданин. Лидер

5

2

3

21

 Взаимодействие в команде

4

1

3

Декабрь

22

Организатор.

Принципы организаторской деятельности

6

3

3

23

Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели

5

2

3

24

Участие         в         конкурсах различного уровня

Участие в конкурсе соц. проектов.

9

3

6

25

Итоговое занятие

2

2

Календарный учебный график2 модуля обучения

Месяц

Наименование разделов и тем

     Количество часов

всего

теория

практика

Январь-февраль  

1

Вводное занятие. Знакомство. Организационные вопросы. Инструктаж по т/б.  Игра «Мозговой штурм».

1

1

2

Школа общения.

Невербальные средства общения

Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Тест “Понимаете ли вы язык мимики и жестов?”

3

1

2

4

Речевые средства общения Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Упражнения: “Двенадцать Я”,

2

1

1

5

Активное и пассивное слушание

2

1

1

6

Приемы расположения к себе.  Знаки внимания. Комплименты.  

3

1

2

7

Приемы расположения к себе.  Знаки внимания. Комплименты.  

5

2

2

11

Общение с аудиторией. Как заинтересовать слушателей.

Упражнение “Отражение чувств”.

2

1

1

12

Лидер-организатор. 

Игры для детей разного возраста

4

2

2

9

Семинар – практикум «Зачем мы играем?»

4

2

2

10

Подготовка и проведение мероприятий, праздников

4

2

2

11

Составление сценариев общих дел, оформление их документально

4

2

2

12

Cоставление лидерской копилки (ЛиК)  

4

2

2

13

Игры на взаимодействие

4

4

Деловая         игра         «Как         организовать работу»

2

2

Март Апрель

Техника выразительного чтения

4

2

2

1

Игры для детей разного возраста

4

4

2

Подготовка и проведение мероприятий, праздников

4

2

2

3

Составление сценариев общих дел, оформление их документально

2

2

4

Cоставление лидерской копилки (ЛиК)  

2

1

1

5

Игры на взаимодействие

4

2

2

6

Деловая         игра         «Как         организовать работу»

3

1

2

Май

1

Подготовка и проведение мероприятий, праздников

2

Составление сценариев общих дел, оформление их документально

3

Проектная деятельность Социальное проектирование, специфика, основные правила составление проектов, оформление работы

4

Технология         социального проектирования.  

5

Разработка проекта.

6

Подготовка и проведение мероприятий, праздников

7

Подготовка и проведение мероприятий, праздников

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-ый модуль обучения

Вводное занятие. Знакомство с группой. Инструктаж по  технике безопасности. Обсуждение программы. Правила поведения обучающихся во время проведения занятий.

 1. Школа общения 

Теоретические занятия: Общение как одна из основных ценностей человека. Коммуникативные навыки и умения. Понятие «общение», «собеседник». Общение и его слагаемые. Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Условия эффективности разговора. Бытовое общение. Деловое общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки. Стороны общения. Интонация. Мимика, жесты, поза, взгляд, язык.

Практические занятия: Игры на знакомство и взаимодействие: «Калейдоскоп», «Гороскоп», «Снежный ком» и др. Час дружеского общения. Игры на взаимодействие сплочение команды.  Тест КОС. Ролевые игры: “Здравствуй и прощай”, “Давайте познакомимся”. Тест «Умеешь ли ты общаться?» Упражнение “Проблемы общения у всех”.  Деловая игра «Комплимент», игра «Ассоциация», методика «Сам о себе», школа общения «Умение слушать», «Испорченный телефон», Правила поведения в споре, ток-шоу  «Как успеть все-все-все», занятие – тренинг «Белая ворона», Социальная практика (участие в мероприятиях), КТД.

 2. Игра – инструмент

Теоретические знания: Возникновение и развитие игрового жанра. Виды, типы игр и их значение. Классификация игр. Подвижные игры. Игры с разделением на команды. Игры с выбором водящего. Игры-эстафеты. Игры-поединки. Малоподвижные игры. Аттракционы. Игры с эстрады. Музыкальные игры. Игровая программа. Методика подготовки и проведения игровой программы. Разработка игровой программы. Творческие встречи. Индивидуальные занятия. Творческий экзамен. Этапы организации игры. Отработка социальных навыков в игре.  

Практическая деятельность: Игры на знакомство. Игры с залом. Игры на деление команд. Особенности организации игр для детей разного возраста. Практикум «Игры, в которые мы играем». Участие в проведении мероприятий ДДТ.

 3. Лидерство

Теоретические занятия: Понятие «Лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Человек. Гражданин. Лидер: Российская государственная символика. Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребѐнка.  

Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя. Отличительные черты лидера от руководителя. Качества лидера. Развитие лидерских качеств. Лидер и группа. Этика и культура взаимоотношений.

Практические занятия: Представление о себе, как о лидере. Тест «Я лидер». Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир. Практикум «Чемодан лидера». Тест по выявлению лидерских качеств. Проблемная игра «Да-нетка». Гражданская позиция лидера. Участие в конкурсах, познавательной программе «Имею право», фестиваль дружбы народов «Мы вместе» 

 4. Организатор

Теоретические занятия: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели.

Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.  

Практические занятия: Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение. Технология проведения КТД. Виды КТД. Сценарий. Роль ведущего. Жюри. Зрители. Сцена. Музыкальное сопровождение. Оформление наглядное. Награждение. Участие в проведении мероприятий ДДТ. Практическая работа №1. Разработка сценария КТД.

 Участие в конкурсах различного уровня.

 Итоговое занятие. Подведение итогов работы за первый модуль обучения. Обсуждение планов на будущее.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

2-ой модуля обучения

Вводное занятие. Знакомство с группой. Инструктаж по  технике безопасности. Обсуждение программы. Правила поведения обучающихся во время проведения занятий.

1.Общение Невербальные средства общения: основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Тест “Понимаете ли вы язык мимики и жестов?” Анализ ситуаций. Упражнения “Продемонстрируй состояние”, “передай чувство”, “Монета”.  

Речевые средства общения: Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Упражнения: “Двенадцать Я”, “Согласие.

Активное и пассивное слушание: Процесс слушания. Задачи, решаемые во время слушания. Виды слушания. Тест “Умеете ли вы слушать?”. Упражнение “Отражение чувств”, “Как привлечь собеседника к разговору на интересующую тему?”. Анализ ситуаций. Приемы расположения к себе. Самопрезентация.

Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация. Фактор превосходства. Самоподача привлекательности и демонстрация отношения. Упражнения “Комплимент”, “Самопрезентация”.

2. Ораторство

Качества лидера. Лидер и его команда. Стили управления. Упражнение “Предвыборная программа”. Рисование лидера. Творческая работа “Кто такие лидеры?”. Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи.

Подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему.

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

Творческая работа “Составление путеводителя жизни”. Тест “Я – концепция”, “Самооценка”. Упражнения “Слежка”, “Чистка луковицы”, “Приятие” Задача “Цепь”.

3. «Организатор». Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля. Я и команда. Готовность стать лидером Правила руководства.  Умение управлять людьми. Принципы организаторской деятельности. Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Практикум “Чемодан лидера”.  “Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “ Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды. Тест “Лидер ли я?”.

4. Проектная деятельность. Теоретические занятия: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект. Практические занятия: Технология социального проектирования. Работа в группах. Искусство самопрезентации. Ошибки, допускаемые при создании проекта. Защита.  

5. Волонтёрство.

Теоретические занятия: Обзорная лекция – практикум: знакомство с представителями различных детских общественных организаций. Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач. История становления и развития детского общественного движения: содержание и направления деятельности.

Итоговое занятие Подведение итогов работы за год. Обсуждение планов на следующий учебный год.

Воспитательные мероприятия планируются в соответствии с разделами воспитательной программы ДДТ №2. Тематика мероприятий вариативна.

Методическое обеспечение  программы

№  п/п

Раздел, тема

Форма занятия

Методы

Дидактический материал и ТСО

Формы подведения итогов

1

Игра – инструмент

Занятие-игра, контрольное занятие

Беседа, обучающие семинары. Практические занятия, тренинги; игры и игровые программы.

Иллюстрации, программы, презентация

Опрос. Сборы актива, участие в конкурсах

2

Лидерство

Диспут, мастер-класс, деловая и ролевая игра, тренинг, КВН, игра-практикум, упражнения на взаимодействие, творческие игры, игры на внимание, общение , сплочение и др.

Интерактивные методики

 

Мультимедиа, компьютер

Самодиагностика.

3

Организатор

КТД (коллективно-творческое дело)

 дискуссия,  

Методы коллективной и индивидуальной работы:  сравнение, убеждение, поощрение, наблюдение

Мультимедиа, компьютер

участие в  конкурсах, акциях, мероприятиях, игровые занятия

4

Проектная деятельность

Занятие-игра,  

Ролевая, деловая игра,

индивидуальная работа, Семинары, деловые и ролевые игры, коллективные мероприятия, мастер-классы, групповые формы работы

Проектирование, методы коллективной и индивидуальной работы

Мультимедиа, компьютер

Проект, презентация, портфолио, экспертиза проекта, защита проектов и творческих работ, стендовый доклад, участие в конкурсах проектов

5

Тренинги личностного роста

Занятие-игра,  индивидуальная работа

Анкетирование, тестирование, опрос, диагностики

Лист бумаги, карандаш  

Контрольное занятие

6

Социально значимая волонтерская деятельность

Занятие-игра, практическое занятие, творческое мероприятие, коллективно-творческие дела, акции  

Интервью, наблюдения,

объяснения, сравнения

 

 

Мультимедиа, компьютер, реквизит

Выездные программы, участие в конкурсах.

Педагогические методики и технологии

  • Технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
  • Технология индивидуального обучения (адаптивная) – технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
  • Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
  • Технология проектного обучения предполагает работу индивидуальную, групповую над проектом и его защита.
  • Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.).
  • Информационно-коммуникативные технологии - целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, обеспечивающих высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их расположения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

1. Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 1996.

2. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2000.

3. Заика З.В., Сукова Е.Н., Пащенко С.В. П р о г р а м м а деятельности школьного клуба старшеклассников «Лидерство» г. Шебекино Средняя общеобразовательная школа № 2. – 2004.  

4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

5. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

6. Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М., 2002.

8. Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2002.

9. Ораторское искусство и деловое общение. – М.:  Новое знание, 2001.

10. Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2000.

11. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2005.

12. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2000. 13.Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2001.

13. Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001. 15.Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006.

14. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.

15. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. – М.: Класс, 1999.

16. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 1999.

Литература для детей:  

1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.

2. Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.

3. Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.

4. Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.

5. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.

6. Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.

7. Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.

8. Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.

9. Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.

10. Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. -  Волгоград: Учитель, 2007.

11. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.                                  

12. СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.

13. Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.

14. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2005.  

15. Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.

16. Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.

17. Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.

18. Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.

19. Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.

20. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.

Литература для родителей:

Бюллетень – 2002, №4. Региональный опыт программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей.

Из опыта реализации областной программы «Лидер»/ Авторы – сост.: И.А.Розанов, Н.С.Черепанова и др. – Вологда, 2001. – 76с.

Возжаев С.Н., Возжаева Е.Н.. Достижения. / Программа деятельности Российского союза молодежи. – Москва, 2000. 63с.

Горохова Е.В. «Хочу быть лидером». Н.Н., 2000.

Григоренко Ю.Н. «Коллективно-творческие дела». М., 1999.

Горохова Е.В.  Хочу быть лидером. - Москва, 2000.

Гороховской И.В. – Вологда, 2002. – 128с.

Детские и молодежные общественные объединения: Создаем. Развиваем. Действуем: Методические рекомендации по вопросам создания, развития и деятельности детских и молодежных общественных объединений / Под ред. Ключ к успеху.  Составители: Л.К. Балясная, И.Г.Муранова, И.А.Соснова, Л.Г. Федина. Сборник №8, 2000г. 146с.

Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.

Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.

Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». М., 1996.

Программа «Лидер» СПО – ФДО. М., 1993.

Прутченков А.С. «Схема подготовки социального проекта». М., 2001.

Рожков М.И. «Развитие самоуправления в детских коллективах».- М.,2002.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...