Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
    рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

    Манхоева Анна Дашиевна

    Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поиск наиболее эффективных форм и методов коррекционно-развивающей работы является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

    Психолого-педагогическая коррекция – это деятель­ность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. При построении программ коррекционно-развивающей работы важно придерживаться принципиальной психолого-педагогической пози­ции по отношению к детям: не ребенка подгонять, кор­ректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высо­кий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

    Особенность данной программы заключается в ее целенаправленном комплексном психокоррекционном воздействии на детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_psihologo-pedagogicheskoy_korrektsii.doc123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. УЛАН – УДЭ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» г. УЛАН – УДЭ

    Принята на заседании педагогического совета

    от «__» ____________ 20__г. Протокол №____

    Утверждаю:

    Директор  МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ

    _________ Жебрун Я.О.

    «____» _________ 2016 г.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

    «Психолого-педагогическая коррекция»

    Возраст обучающихся: 7-16лет

    Срок реализации: 1 год

    Автор-составитель: Манхоева А.Д.,

    педагог – психолог

    г. Улан-Удэ, 2016

    Пояснительная записка

      Настоящая дополнительная общеразвивающая программа  «Психолого-педагогическая коррекция»  разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ; Лицензии МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность.

    Актуальность программы обусловлена  тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании    эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поиск наиболее эффективных  форм и методов коррекционно-развивающей работы является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

    Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. При построении программ коррекционно-развивающей  работы важно придерживаться принципиальной психолого-педагогической позиции по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

    Новизна данной программы заключается в ее целенаправленном комплексном психокоррекционном воздействии на детей.

        Педагогическая целесообразность внедрения данной программы  определяется необходимостью повышения социально-психологической компетентности учащихся, родителей, учителей.

    Неудачи в учебной деятельности, складывающиеся в опыт неуспешности,  проблемы эмоционально – волевого развития, отрицательно влияют на общее психоэмоциональное состояние,  снижают самооценку, подрывают уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, что нередко приводит  к отклонениям в поведении. Создание и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы призваны способствовать интеллектуальному и психоэмоциональному развитию учащихся.

           

    Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая. Направлена на повышение уровня  адаптированности, уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами,  создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.

      Цель программы психокоррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка; оказание  помощи в коррекции отклонений в развитии познавательной сферы и речи.

             Задачи программы:

    - развитие познавательной активности учащихся,
    -  формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
    - формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

    - развитие эмоционально-волевой сферы;
    - психологическая коррекция поведения ребёнка;

    - создание комфортных условий для успешного усвоения учащимися программного  материала;
    - социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

    Отличительной особенностью программы является практическая направленность коррекции проблемных зон в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка

    Целевой группой являются: дети в возрасте  7 – 16 лет.

             Сроки реализации программы: 72 часа.

    Формы занятий: лекционные, практические, тренинговые занятия. Аудиторные занятия, самостоятельная  работа.

    Режим занятий:  Занятия проводятся 4 часа в неделю ( 2 раза по два часа).

    Ожидаемые результаты:

    • повышение адаптационного потенциала учащихся; 
    • положительная динамика в развитии познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий;
    •  профилактика и предупреждение отклоняющегося поведения среди детей и подростков.

    Способы определения результативности:

    Проведение психологических мониторингов  с целью исследования актуального психоэмоционального состояния учащихся, оценки его динамики, проведение родительских собраний, педагогических советов с учителями с целью анализа изменений познавательной сферы, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.

    Формы подведения итогов реализации программы: 

    Тестирование, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики.

    УЧЕБНЫЙ    ПЛАН

    № п/п

    Название разделов и тем

    Количество часов

    Формы аттестации, контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1

    Первичная индивидуальная (групповая) психодиагностика 

    8

    8

    Тест

    1.1.

     Диагностика интеллектуального развития.

    1

    1

    Практические задания.

    1.2.

      Диагностика внимания.  

    2

    Практические задания.

    1.3.

     Диагностика памяти.  

    2

    Практические задания.

    1.4

    Проективные методики. 

    2

    Практические задания.

    2

    Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться»

    20

    20

    Практические задания.

    2.1.

     Коррекция внимания и его свойства.

    4

    Практические задания.

    2.2.

     Коррекция мышления и мыслительных операций.

    4

    Практические задания.

    2.3.

     Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

    4

    Практические задания.

    2.4.

     Коррекция восприятия.

    4

    Практические задания.

    2.5.

     Развитие рефлексивных навыков.

    4

    Практические задания.

    3

    Коррекция социальных и коммуникативных умений
    Психологический тренинги

    20

    3

    17

    Практические задания.

    3.1.

     Освоение приёмов активного общения «Я и другие»

    2

    Практические задания.

    3.2.

     «Какой я и какие другие»

    2

    Практические задания.

    3.3.

     «Обучение владению собой»

    2

    Практические задания.

    3.4.

      «Моё мнение»

    2

    Практические задания.

    3.5.

      «Учимся общаться»

    2

    Практические задания.

    3.6.

      «Я + Ты»

    2

    Практические задания.

    3.7.

    Коммуникативная игра

    2

    Практические задания.

    3.8.

      Коммуникативная игра.

    2

    Практические задания.

    3.9.

     «Конфликты и способы их разрешения».

    1

    3

    Практические задания.

    4

    Коррекция поведения «Познавая себя и других»

    8

    2

    6

    Практические задания.

    4.1.

     «Я – это я! Знаю ли я себя»

    2

    Практические задания.

    4.2.

     «Я и мои чувства»

    2

    Практические задания.

    4.3.

     «Индивидуальность или чем я отличаюсь от других»

    2

    Практические задания.

    4.4.

     «Поведение и культура»

    2

    Практические задания.

    5

    «Коррекция эмоционально-личностной сферы»

    8

    2

    6

    Практические задания.

    5.1.

     «Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.

    2

    Практические задания.

    5.3.

     «Послушание».

    2

    Практические задания.

    5.4.

     «Застенчивость».

    2

    Практические задания.

    5.5.

     «Агрессию – под контроль. Коммуникативность».

    2

    Практические задания.

    6

    Итоговая индивидуальная (групповая) психодиагностика и получение обратной связи об              эффективности коррекционно-развивающей работы от родителей и педагогов

    8

    8

    Практические задания.

    6.1.

     Диагностика интеллектуального развития  (Вербальный, практически, интеллект)

    2

    Практические задания.

    6.2.

      Диагностика внимания  (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

    2

    Практические задания.

    6.3.

     Диагностика памяти  (Типы и виды   памяти)

    2

    Практические задания.

    6.4.

    Проективные методики:  (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений) 

    2

    Практические задания.

      Итого:

    72

    13

    59

    Содержание учебного плана

    1. 1.   Первичная индивидуальная (групповая) психодиагностика.
    2. 1.1.Диагностика интеллектуального развития.
    3. Теория: Понятие интеллекта. Познавательные процессы. Эмоции.

     Практика:  Диагностика интеллектуального развития  (Вербальный, практический интеллект). Тест Д. Векслера , Прогрессивные матрицы Д.Равена,  методика "Толкование пословиц", методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене, "Простые аналогии". 

    1.2. Диагностика внимания.

    Практика:  (Свойства внимания:концентрация, устойчивость,переключае-мость, особенности психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличие ММД). Тест Тулуз-Пьерона, методика «Корректурная проба» (тест Бурдона), методика «Таблицы Шульте»,  методика Горбова «Красно-черная таблица».

    1.3. Диагностика памяти.

     Практика:       (Типы и виды   памяти). Методика «Оперативная память», «Образная память», методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов», методика «Пиктограмма», методика «Опосредствованное запоминание».

    1.4. Проективные методики.

    Практика:  Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений  (Бланковые,  проективные методики):  Цветовой тест Люшера,   рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек», тест «Сказка», тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина,  тест  измерения уровня тревожности  Д.Тейлор.

    1. 2.  Коррекция когнитивных процессов  «Как научиться учиться».

    2.1.  Практика: Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов.

    2.2. Практика: Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

    2.3. Практика:Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.

    2.4. Практика:Коррекция восприятия. «Релаксация – напряжение».

    2.5. Практика: Развитие рефлексивных навыков «Я чувствую…».

     3. Коррекция социальных и коммуникативных умений. Психологические тренинги.

    3.1. Теория: Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Понятие конфликтов и способы их разрешения.

    3.2.Практика:  Освоение приёмов активного общения «Я и другие».

     Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие».  «Обучение владению собой».  Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение».  Сплочение группы «Учимся общаться».

     Устранение барьеров общения «Я + Ты».  Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре».

     Навыки совместной работы. Коммуникативная игра.

     «Конфликты и способы их разрешения». Отработка навыков неконфликтного поведения.  Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

    1. 1.4.    Коррекция поведения

    Теория:   Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Практика: Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

    1. 1.5.    Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

     Теория: Основы саморегуляции.

    Практика: « Я учусь владеть собой». Спокойствие Дружелюбие. Агрессию – под контроль.  Методика САН, Цветовой тест отношений А.Эткинд, методика "Кактус" М.А.Панфиловой.

     1.6. Итоговая индивидуальная (групповая) психодиагностика и получение обратной связи об эффективности коррекционно-развивающей работы от родителей и педагогов

      Практика:  Диагностика интеллектуального развития  (Вербальный, практический интеллект). Тест Д. Векслера , Прогрессивные матрицы Д.Равена,  методика "Толкование пословиц", методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене, "Простые аналогии". 

         Диагностика внимания  (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, особенности психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличие ММД). Тест Тулуз-Пьерона, Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона) Методика "Таблицы Шульте" Методика Горбова "Красно-черная таблица".

           Диагностика памяти  (Типы и виды   памяти). МетодикА "Оперативная память","Образная память", методика А.Р.Лурии "Заучивание 10 слов", методика "Пиктограмма", методика "Опосредствованное запоминание". 

           Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений  (Бланковые,  проективные методики):  Цветовой тест Люшера,   рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек", тест "Сказка», тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина,  тест  измерения уровня тревожности  Д.Тейлор.

    Календарный учебный график

    Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

            Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета для проведения коррекционно-развивающих занятий. Из дидактического обеспечения необходимо наличие бланковых психологических методик: тренировочных упражнений, индивидуальных карточек,  разноуровневых заданий, кроссворды.

              Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др. 

    Пример методики

    АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

           Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.При разработке анкеты мы опросили более 200 школьников 6—8-летнего возраста. Нами было отобрано десять вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.
    Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

    — ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
    — нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
    — ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.

    Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
    Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.

    Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

    У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

    Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

    Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

    Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

    Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

    Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.

    Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

    Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

    Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

    Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

    ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ

    Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

    1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.
    2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.

         Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
       Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

    АНКЕТА

    1. Тебе нравится в школе?

    — не очень
    — нравится
    — не нравится

    2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    — чаще хочется остаться дома
    — бывает по-разному
    — иду с радостью

    3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    — не знаю
    — остался бы дома
    — пошел бы в школу

    4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    — не нравится
    — бывает по-разному
    — нравится

    5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    — хотел бы
    — не хотел бы
    — не знаю

    6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    — не знаю
    — не хотел бы
    — хотел бы

    7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    — часто
    — редко
    — не рассказываю

    8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    — точно не знаю
    — хотел бы
    — не хотел бы

    9. У тебя в классе много друзей?

    — мало
    — много
    — нет друзей

    10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    — нравятся
    — не очень
    — не нравятся

    КЛЮЧ

    .

    Список литературы

    Основная литература

    1. Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». –М: ГЕНЕЗИС, 2003
    2. Бабкина Н. В. Радость познания. – М.: 2000 г.
    3. Вагапова Д. X. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». –М.: Цитадель, 1999.
    4. Винник М. О. «Задержка психического развития». – Ростов – на –Дону: «ФЕНИКС», 2007.
    5. Гунина Е. В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников». – КЛИО, 1997.
    6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». – СПб «РЕЧЬ», 2003.
    7. Игры – обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. – М.: Новая школа, 1994.
    8. Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». – М.: АРКТИ, 2004.
    9. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». – Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
    10. Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». – Ярославль: «Академия развития», 2006.
    11. Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». – М.: «aCT», СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.
    12. Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». – СПб.: «Союз», 1997.
    13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
    14. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». – Ярославль: «Академия развития», 2001.
    15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». – ПИЕЕР, 2009 г.
    16. Локалова Р. П. «90 уроков психологического развития младших школьников». – М.: 1995.
    17. Любимова Т. Е. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». –Чебоксары: «КЛИО», 1994.
    18. Щербатых  Ю. В.   Психология  стресса  и методы  коррекции: учеб. для вузов/Ю.В.Щербатых.-СПб.и др.:  Питер,2008
    19. Пурин  В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности:учеб.пособие для вузов /В.Д.Пурин  - М.:Академия,2008
    20. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика:обучение трудных  школьников:   учеб. пособие  для вузов / К.Гилленбранд;   пер.   с  нем.Н.А.Горловой; ред.Н.М. Назарова.-2-е изд., стер.-М.:Академия,2007
    21. Стребелева  Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста:пособие для учителя-дефектолога: учеб. пособие  для  вузов / Е.А.Стребелева,Г.А.Мишина.-М.:Владос,2008

    Дополнительная литература

    1. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума» – М.: 1997
    2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. – ПИЕЕР, 2002.
    3. Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи». – М.: Новая школа, 1996
    4. Ромашкова Е. И. «Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе». – Владимир, 1997.
    5. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995.
    6. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» – М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
    7. Семенченко П. М. «399 задач для развития ребёнка». – М.: 2000
    8. Фопелъ К. «Как научить детей сотрудничать» в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
    9. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры и упражнения в спорте». – М: КЛАСС. 2001 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

    Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...

    РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

    Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Говорим по-английски» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 3 года

    Программа «Говорим по-английски» направлена на социальное и культурное развитие личности обучающихся младшего и среднего школьного возраста, дает возможность воспитать интерес к изучению и...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

    Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

    Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...